"Estrella" - чертеж Великой Пирамиды в горах Наска.
Прежде всего, нужно заметить, что мы имеем восьмиконечную звезду, отличающуюся от "правильной" восьмиконечной звезды, тем что состоит она из разных по размеру квадратов, и это объясняется тем, что наша композиция строится по модульной прямоугольной сетке. Восьмиугольник, образуемый пересечением квадратов получается не равносторонний (Рис. 2.а).
Рис. 2 В правильной звезде (Рис. 2.b), построенной разворотом двух равновеликих квадратов, все уравновешено: отсекаемые треугольники равны между собой, в результате остается совершенно правильный восьмиугольник, имеет 16 осей симметрии повернутые на одинаковый угол относительно друг друга (360/16). Эти свойства приближают правильную звезду к окружности. Иными словами, она обладает свойствами полярной или радиальной системы, где равновеликие величины равноудалены от центра.
С остальными - проблема. Возможны два варианта:
a) подчиниться правилу ортогональной системы и разделить пополам сторону ячейки (вариант а, Рис. 5); b) либо по правилу правильной звезды разделить пополам угол (вариант b, Рис. 5):
Рис. 5 В первом случае мы следуем правилу общей композиции, но сталкиваемся с ее недостатком: угол AOB не равен углу BOC. Во втором случае, мы получаем 16 лучей равномерно распределенных по окружности, но теряем равномерное деление сторон квадрата. (то же, но увеличим центральную часть)
Рис. 6 |
||||||||||
При неточности скального рисунка (а там погрешности в этом масштабе около 1-2 толщины линии), было бы трудно отличить какой именно вариант там используется. Лучевая звезда в разных вариантах выглядела бы почти одинаково. Но об этом позаботились. На геоглифе точки через которые проходит луч обозначили:
Рис. 7 Точка лежит на середине высоты ячейки, но сдвинута от вертикальной стороны. Только в этой точке биссектриса угла пересечет горизонтальную ось ячейки.
Рис. 8 Именно деление угла на равные части используется при построении 16 лучей. Образуется угол правильного восьмиугольника, а в основе звезды лежит не правильный, "ортогональный" восьмиугольник. Это противоречит логике ортогонального модульного построения общей композиции, но проецирует ту же логику (деление на 2) на радиальную систему. Таким образом, в композицию добавляется полярная система. Обнаруживается конфликт (в противопоставлении) двух различных геометрических систем : правильной восьмиугольной звезды, построенной по принципам полярной системы, и "неправильной", построенной на ортогональной модульной основе. Этот конфликт заставляет систему модифицировать структуру внутренних связей, в стремлении к равновесию. А вот для чего тогда остальные три точки? Формируя собой диагонально повернутый квадрат, они показывают, что точки лежат именно на серединных осях ячейки, а не где-то ближе или дальше к вершине. И диагональные перекрестия ячеек, тоже помогают воспринять неточный рисунок правильно. То есть, маркировка в (этом случае) нанесена для того, чтобы указать на то, что именно угол делится пополам лучами, а не сторона ячейки, как можно было бы, следуя логике общей композиции, предположить. В противном случае, построив биссектрисы достаточно было бы остановить луч на стороне квадрата, в крайнем случае, довести до первой точки. Но нам даются именно все четыре точки, которые ассоциативно связывается в квадрат и с его помощью хорошо прочитываются правила построения. Маркировочные точки, получается, нанесены не случайно, и не из эстетических соображений, а как уточнение чертежа, дающее гарантию прочесть чертеж правильно. Почти одинаковая величина углов, получаемых в разных вариантах, может внести ошибку при прочтении, и, с расчетом того, что изменение логики построения может оказаться не замеченным, на этом моменте акцентируется внимание. Точки активно показывают, подчеркивают, что именно правила "правильной восьмиконечной звезды" работают в этой части чертежа. А это говорит о том, что чертеж обладает свойствами иллюстрации, т.е. он нарисован с учетом того что его будут читать. Маркировка, как семантические элементы, используется в качестве пояснений к чертежу, но для кого предназначены эти пояснения? И почему так важно одинаковые там углы или нет? Единственной ли является "проблема построения лучей", или чертеж содержит гораздо больше информации? Выводы об иллюстративном, указательном характере маркировки подтверждаются и следующим.
Рис. 9 При пересечении, два повернутых квадрата образуют правильный восьмиугольник (Рис. 9.a), со стороной равной sqrt(2) – 1 (при стороне квадрата = 1). Правильный восьмиугольник основан на пропорциональных отношениях стороны квадрата к его гипотенузе, выражающееся через корень квадратный из 2. И деление квадрата (Рис. 9.b) вершинами восьмиугольника происходит тоже с таким же пропорциональным коэффициентом, на иррациональные части. Повернув этот рисунок (Рис. 9.b) на 45°, увидим, что это и есть маркировочные квадраты, обозначенные точками на геоглифе:
Рис. 10 |
||
Точки геоглифа в ячейках соответствуют иррациональным ячейкам квадрата правильного восьмиугольника. Остается догадаться - где используются меньшие (синие) квадраты?. 20 из 64-х ячеек основного квадрата "замаркированы".
Рис. 11 На снимках геоглифа хорошо заметно, что размеры маркировочных квадратов различаются. Ячейки основного квадрата, расположенные в углах (12 шт.), маркируются явно меньшими по размеру квадратиками (я обозначил их синими точками), чем ячейки расположенные вблизи центра (8 шт. – зеленые точки). (Основной квадрат 8х8, а диагональ повернутого квадрата – 12) Назовем их для удобства Qа – больший, и Qb – меньший:
Рис. 12 Таким образом ячейки делятся на четыре типа: сначала на пустые и замаркированные, затем замаркированные большим квадратом Qа и малым Qb. Если мы наложим пропорциональную матрицу, полученную на Рис. 9.b то заметим, что схема маркировки ячеек Qа и Qb квадратами совпадает с расположением соответствующих квадратов матрицы:
Рис. 13 В неправильной звезде пропорции матрицы адаптируются к модульным отношениям:
Рис. 14 И так мы видим, что матрица Qa-Qb квадратов (Рис. 14), включена в композицию как система пропорциональных отношений правильного восьмиугольника для построения 16-ти лучей, и выступает еще в качестве схемы маркировки ячеек, связывая прямоугольную и полярную систему. Расположение замаркированных ячеек еще раз подводит нас к тому, речь идет об отношениях полярной и ортогональной системы. Что получается? Из центра звезды берет начало геометрия радиальной системы, а в результате нарисована прямоугольная звезда, подчиненная правилам ортогональной модульности. Нарисовать уточек в углах, а по середине лодочку – это еще можно понять. Но рисовать квадратик со стороной относящейся к стороне ячейки в пропорциях построения радиальной системы и наслаждаться радостью того, как он выглядит, распределяя его по кругу в прямоугольной системе в виде замысловатых точек – это уже сложнее отнести к развлечению. Получается, что расположение помеченных ячеек, размеры маркировочных квадратов являются явно демонстрируемыми признаками включения в общую композицию, построенную на модульной ортогональной основе, элементов радиальной системы правильной восьмиконечной звезды. Намекают на близость этих систем и на отличия, которые в корне меняют внутренние свойства композиции. Наличие таких внутренних связей между элементами, убеждает меня в том, что геоглиф носит информативный характер. Технология элементов-подсказок, включенных в общую схему и так гармонично в ней работающих, исполняя функцию указательных знаков - не очень типична для традиционных методов изложения информации, берущих свое начало от математиков-философов древнего мира. Эстетическая составляющая является лишь канвой, основой для изложения информации, подобно игре слов в поэтическом изложении, несущей послойно уложенный глубинный смысл, явно не проявляющийся в конкретных словах. Л. Кэролу возможно доставляло удовольствие упаковывать математические измышления в забавные стихотворения для маленькой девочки. Но он имел образование соответствующее. Каждый включаемый элемент в композицию, является значимым носителем некоторой информации, своего рода символом некоторого геометрического языка. И мы рассмотрели только иллюстративный, демонстрационный характер композиции. Глава 1. Информативные и семантические признаки композиции. Глава 2. Вложенность или рекурсивность системы. Глава 3. Многоугольники и квадратура круга. |
||