В начало

 

Центральное место занимает храм Юпитера, возведенный на руинах древнего финикийского храма владыки Баала, собственно и название Баальбек (город Баала) происходит от имени этого солнечного бога. Основание храма состоит из огромных прямоугольных уложенных друг с другом от 750 до 1000 тонных блоков скальной породы (хотя точно никто еще не взвешивал), размером 19х5х4 и находится на восьмиметровой, искусственно устроенной возвышенности! Блоки настолько идеально точно прилегают друг к другу, что, как говорят, в щель не пролезет и лезвие бритвы. Но камень, похоже, полу-известняк, поэтому с течением времени блоки могли срастаться друг с другом. Размер плато храма около 300 м в длину. Когда люди впервые видят храм Юпитера, у них просто теряется дар речи. Я сама долго не могла прийти в себя и наблюдала, что с другими творится приблизительно тоже самое.

Кто-то из сведущих предположил, что если тысяча человек возьмутся, то смогут сдвинуть такой фантастических размеров блок. Скорее толпа просто передавит друг друга в свалке, чем камень придет хоть в какое-то движение.

 

На плато храма Юпитера

К храму ведет широченная лестница около 30 ступеней. Нижние ее марши сделаны из огромных цельных трехметровых каменных блоков сразу по десять ступеней, верхние марши из меньших блоков. Лестница очень большая и широкая, вполне возможно, что это был римский архитектурный размах.

Колоннада храма Юпитера из розового асуанского гранита. В свое время их было 54, и каждая возвышалась в небо на 22 м, диаметром 2,5 м. Сейчас их осталось всего шесть, но выглядят они потрясающе, чудом сохранившись после землетрясения, которое разрушило и Пальмиру. Навершие колонн, капители и резной карниз возносят храм в высоту на еще 2 м.

Как удалось узнать из здешних туристических книг на английском языке (на русском вообще никакой литературы в этих странах нет), колонны состоят из секций по 6- 8 м, весом по 45 тонн. Все секции колонн идеально подогнаны друг к другу и отшлифованы до зеркального блеска, это кажется невозможным! Я восхищаюсь древними мастерами! Каменные блоки, из которых выложены стены, идеально ровны, практически нигде не видно стыков.

Рядом в музее есть несколько картинок с описанием «о том, как это было». Так вот, на них наглядным образом показано, что все секции колонн вырубались из гранитных скал в Асуане, там же вытачивались и проходили всю обработку. Затем, их переправляли по Нилу, далее тащили до берегов Средиземного моря, а потом по воде до ливанского Библа. Из Библа или из его соседнего, тоже прибрежного, Триполи эту тяжелейшую ношу по 45 тонн надо было как-то доставить сюда через все горные хребты в Долину Бекаа. Как это могло быть сделано, художник видимо не знал, потому что такой картинки в этой «мурзилке» не было.

Могли ли древние люди решаться на такие грандиозные по затратам физических и моральных сил проекты? Достаточно вспомнить, что только ни строилось из знаменитого асуанского гранита, и Пирамиды в Египте, и Осирион и Карнак, и теперь ливанский Баальбек, и Пальмиру, и … . Какая колоссальная страсть к асуанскому граниту и безудержная любовь к богам.

Есть мнение у западно-сирийских католиков, что Баальбек построил Каин в припадке безумия в 133 году от сотворения мира, когда его жертва не пришлась по нарву Всевышнему Богу. И дал ему название по имени своего сына Еноха. Там же градостроитель расселил таинственных гигантов, до тех пор пока все не смыло потопом. Когда же все просохло и жизнь на землю вернулась обратно, вавилонский царь Нимрод, который в Библии назван гигантом, как и его предок Ной, прознав про Баальбек, пришел сюда и именно здесь построил знаменитую Вавилонскую башню. Остатки ее так до сих пор, кстати, никто нигде не обнаружил, а названия вообщем очень схожи: Babylon/Baalbek. А древневавилонское bab-ilion, также что и Баальбек, означает «божественные ворота/вход».

 

Это фотографии платформы Юпитера, основного храма Баальбека по периметру с внешней стороны. Юго-западные стены не входят в туристический осмотр, за ними растянулась лесопарковая зона, огороженная колючей проволокой. Охраняется, но не строго:

Здесь мне встретились даже древние снаряды

А в этой кладке заметен египетский «почерк»

 

С возвышенности храма Юпитера отлично просматривается весь комплекс Баальбека. На юге от центрального святилища выстроен, а точнее перестроен в эпоху римского владычества, бывший храм семитской богини Астарты, ныне ставший храмом Бахуса. Этот «малый» храм на самом деле только кажется меньшим по размеру, так как находится гораздо ниже своего величественного соседа, на самом деле он даже больше него. Сохранился превосходно, его стены и колоннада из 42 колонн производят весьма мощное впечатление. Внутри, стены храма украшены изображениями львов и быков, а на потолке римские боги Бахус, Диана, Вулкан и др. Но, правда, некоторые скверные туристы от сильных впечатлений картину на стенах слегка подпортили.

Чуть дальше другой храм, когда-то он был посвящен Венере, а после стал христианской базиликой.

Перед храмом Юпитера обширная площадь, называема Священный Двор. Она устроена на искусственном основании из небольших каменных блоков, засыпанных землей и возвышается от естественного уровня земли на семь метров. Вполне можно предположить, что она была сооружена в римскую эпоху. На площади с двух сторон находятся остатки прямоугольных стен древних римских бассейнов для омовений, а посередине – священное место, подиум для особых персон. Здесь вероятнее всего проходили большие собрания и проводились священные церемонии с участием тысячи людей.

Далее, за площадью шестиугольный двор. Он сравнительно небольшой, хотя здесь весьма трудно хоть что-то назвать маленьким, обнесенный стенами, в нишах которых устроены места для статуй римских богов. Пропилеи, через которые осуществляется вход в храмовый комплекс, тоже чрезвычайно мощны. Они состоят из двенадцати колонн, многие из которых не устояли при землетрясении. Но исключительные размеры блоков, из которых составлен весь архитектурный ансамбль входа в храм просто поражает.

Пример искусственно устроенного подъема плато

Баальбек пережил колоссальную строительную эпоху, ведь работы здесь не прекращались вплоть до начала последнего тысячелетия. Они ведутся и теперь, но очень осторожно и практически еле заметно, исключительно для поддержания «состояния вечности». В основном же за комплексом только приглядывают и охраняют.

Баальбек любят и говорят о нем только возвышенным языком, это заметит каждый, кто хоть однажды пообщается здесь с кем-нибудь из местного населения. Впечатление складывается такое, что это единственное место на всей земле, где в живую существует Бог, словно Он никуда отсюда и не уходил. Наверно это так и есть. Потому что тогда зачем все это. Выстраивать такую громадину, возводить колоссальные колонные ряды с гигантскими капителями и карнизами, украшать такой прекрасной ювелирной резьбой из цветов, виноградных лоз и мифических животных. Красиво – да, но должна быть и вышняя цель. И здесь она оправдала себя.

Далее