О.Боровикова

Путешествие в Сирию и Ливан

(2008)

Вместо предисловия

Удивительный и загадочный мир Древнего Востока. Волшебный, он волнует буквально всех. И не случайно, ведь это история цивилизации всего человечества. Она хранит память о судьбах древнейших народов, обитателей земель ветхозаветной старины: Сеннаар, Вавилон и Ассирия, Сирия, Аравия и Финикия, Тавр и др.

Культура и религия народов, населявших в ту пору заветные земли Востока, еще не знала ни эллинистической и ни христианской, и восходила ко временам бытия мифических царей, властителей и богов. История об их деяниях сохранилась в письменных и вещественных памятниках, охарактеризовавших духовный и материальный быт прошедшей эпохи. И богатейшее наследство, оставленное нам, стало неисчерпаемым кладезем мудрости и знаний.

В настоящее время к древности стал проявляться необычайный интерес. Востоком всерьез заинтересовались исследователи Германии и Франции, идет даже некоторое соревнование в отыскании материала и археологических фактов, доказывающих пребывание того или иного народа на островке каждого более менее известного древнего поселения.

Во многом свое влияние Древний Восток оказал и на Россию. Наша русская равнина находилась в ближайших связях с иранским миром, через Черное море - с Малой Азией, была в тесном общении с хеттскими народами. Средняя Азия составляла часть древнеперсидского царства. Закавказье входило в состав Ванского царства, которое представляло собой могущественного соперника Ассирийской державы. До сих пор в районе Еревана находят клинообразные надписи, свидетельства близкого общения с ассиро-вавилонской культурой. Да и сами центры этой культуры Ниневия и Вавилон, находились на ничтожно малом расстоянии от нашей границы, и это обстоятельство должно вызывать у нас особый интерес к истории Востока. Но не смотря на это, желания изучать свою древнюю культуру в российской ученой среде мало, зато не дремлют исследователи из Европы, пополняя музеи Берлина и Лондона новыми находками, вывезенными даже из Закавказья. Грустно и то обстоятельство, что в результате упущенных возможностей, новые открытия российской стороной в Истории Востока, могут оказаться уже устарелыми и даже ошибочными, так как в это же время коллеги из-за рубежа продвинулись уже далеко вперед бесконечного прошлого древних цивилизаций.

Едва ли не единственным источником, охватывающим историю всего Древнего Востока, является Библия. Книга, благодаря которой сохранились до наших дней названия и географическое положение государств и правителей далекого прошлого. Уже давно доказано, что содержащиеся в ней сведения из истории Египта и Вавилона написаны людьми хорошо осведомленными о реальных событиях жизни этих государств. Однако, при этом, Библия все же является больше назидательным писанием, чем хронологическим, в целях установления всеобщего порядка воспитывать народ в строгом духе религии.

Многие важные факты из жизни Древнего Востока были узнаны из египетских источников, каковым, к примеру, является чудом сохранившийся архив Телль-эль-Амарны, перенесенный фараоном Эхнатоном из Фив в новую столицу Ахетатон в XIV до н.э. Клинописные таблички, представляющие собой дипломатические письма Вавилонской, Ассирийской, Митании и хеттской держав, находятся сейчас в Британском и Берлинском музеях. Другие большие клинописные архивы, соответствующего периода, найдены в Каппадокии. Они оказались деловой перепиской хеттского царя с фараоном Рамзесом II, и возникли в период продолжительной войны между государствами.

Но, не смотря на имеющиеся разнообразные источники, которых, в общем-то, немало, объемных исторических трудов восточная историография не имеет. Документы в лучшем случае представляют либо некоторый момент из жизни правителя, либо пространно охватывают целый период истории. Летописи же, шедшие непрерывно велись у семитов и евреев, и пример тому известные нам библейские «Книга Чисел» и «Книга Царств».

Проехав по Востоку, вы безусловно придете к выводу о том, что тот самый, Древний Восток, о котором сложено так много легенд и сказаний, это пример совершенно законченной исторической жизни народов, окончательно сошедших с исторической сцены. Многие представители древневосточных рас не сохранили истоки своей истинной традиции, менялись культы и верования, принимались эллинизм, а в след за ним, и христианство. В последствие, уже в наше время, мусульманские завоевания стран востока привнесли ислам, что в итоге привело к господству совершенно новой арабской культуры, и мир окончательно распался на мусульманский Восток и христианский Запад.

Так или иначе, мы в действительности оказались разными народами. И хотя понимать друг друга даже без особого знания языка нам несложно, как я убедилась из своей поездки, все же мы во многом представители разных культур и религий.

 

Библия.

Буквально с начальных страниц Великой Книги, после успешного сотворения мира, появлении в нем человека и поселении его в Эдеме, начинается повествование о вечно его преследовавших горестях и бедах. О бесконечных нарушениях им законов и правил земной жизни, о безуспешных попытках получить, как оказалось, охраняемые богами секретные знания, о наказании разделением языков при попытке построить зиккурат в Вавилоне и насылание стихийных бедствий, потопов на весь род человеческий.

Чем же воистину слабый человек мог прогневать всемогущего Бога? И в действительности ли человек стал причиной величайших конфликтов? Стали мы со временем лучше или хуже того идеала, зерно которого Богом заложено внутри каждого из нас?

В преданиях и мифах разных народов сохранились сведения о странных людях, живших на Земле задолго до нас, и о том, что они также как и мы слагали свою судьбу под нашим звездным небом. Мифы не так уж и фантастичны, в них также говорится о создании мира из ничего, из первичного океана, из первородного яйца, камня, воды.

Если история развития отношений между человеком и богом на протяжении тысячелетий соответствует реальности, значит, и сказания о легендарных исполинах возникли на основе реальных событий далекого прошлого.

Как оказалось, наши исторические предшественники неандертальцы, нам вовсе не родня. Нам никак не удается обнаружить себе подобных предков от ствола кроманьонцев, словно в действительности, наш современный вид человека кто-то внутренне и внешне постарался создать таким, каким мы являемся сейчас.

Мы можем с уверенностью сказать, что было время, когда мы кроманьонцы были на земле не одни. С нами сосуществовало и сожительствовало параллельное племя, или первичное человечество, или возможно несколько его видов – рас. Об этом говорится и в Библии. Хотя ее толкование основано на том, что первыми и в общем единственными людьми на земле была единственная пара человеческих существ, но верно ли это?

Союз наиболее удачных экспериментальных образцов-человеков Адама и Евы был одобрен Богом и благословен на жизнь в Раю эдамском. Если читать и понимать последовательно, то после рождения Каина и Авеля, вместе с родителями кроме них четверых на земле не должно было быть никого из людей. Однако, после убийства своего брата Авеля, Каин в страхе покидая место своего привычного жития, обращается к Богу и говорит, что теперь «каждый, кто встретит меня убьет меня». Кто же мог встретить Каина, только если зверь? В ответ Господь совершает над ним некое знамение и говорит, «чтобы никто, встретившись с ним, не убил его». А после картина представляется еще более запутанной: «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха».

Но вокруг ведь не было ни одной женщины кроме его матери Евы, о какой же тогда женщине идет речь? Рассуждая, мы придем к тому выводу, что наряду с богоизбранным человечеством должна была существовать «первобытная» или параллельная группа людей, которые жили не так далеко от места прекрасного Рая. Так как Каину не пришлось долго бродить по земле, и «на востоке от Эдема» в земле Нод нашел себе жену. Именно с востока от Эдема был поставлен херувим с огненным мечем, охранять вход в райскую обитель. Для чего? Чтобы эти племена не проникли в эдамский сад.

Не стоит придираться к букве, и искать землю Каина на Востоке. Каин мог пойти и на запад, и все равно жить на востоке от Эдема.

Интересно, что в новой земле Нод, Каин строит город. Но строить город для одной семьи было бы делом бессмысленным. Однако если предположить, что Каин, как новый «человек разумный» стал лидером дикого племени и убедил их в верности дела, то библейский сюжет придет в соответствие со здравым смыслом. Возвел для них город, огороженный стеной или валом, именно так в древности строили города.

И так становится очевидным, хотя в Библии и нет прямого указания на параллельное человечество, но оно в реальности все же было и проживало оно не так далеко от божественного поселения.

Примечательно и то, что Адам и Ева предстают в библейском изложении уже взрослыми особями, нам ничего неизвестно из их младенческих и детских лет, так, словно они действительно сотворены взрослыми. Обратим внимание, что потомство, которое должно было заселить землю было совсем невелико. Детей у сотворенных родителей было всего трое: Авель, Каин и Сиф. Причем последний упоминаемый сын Сиф рождается через достаточно большой промежуток времени. Далее, в течении девятисот тридцати лет растет и множится новое человечество, именно таков был срок жизни нашего прародителя Адама и примерно столько же лет жили все его дети. Но именно тема потомства становится камнем преткновения в истории жизни нового человека, за это Господь, решает напустить на землю потоп.

Когда Адам и Ева вкусили запретный плод, а фактически украли то, что им не принадлежало, некое Высшее Знание, о чем сказано: «вот теперь Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; теперь как бы он не простер руки своей и не вкусил бы от дерева Жизни и не стал бы жить вечно», они просто всего лишь были изгнаны из Эдема в самостоятельную жизнь. Обладая разумом, вполне могли себя сами обеспечивать всем необходимым. Заключалась ли в новых людях какая-либо опасность для Бога? Нет, конечно. Иначе они были бы сразу уничтожены.

Тогда на кого же обрушился гнев Божий?

Оказывается, он был не столько на людей, сколько…

В ветхозаветном конфликте речь шла о неких исполинах. «В то время жили на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные издревле славные люди» (Быт 6:4). От этих строк веет теплотой, создается ясное впечатление, что совместное существование людей с исполинами приносило больше пользы, чем могло причинить какой-то вред.

По библейской трактовке о рождении исполинов возникает путаница. Сынами Божими называются потомки Адама, а дочерями человеческими – неизвестные иноплеменные женщины. Но ведь и среди потомства Адама также были женщины, как были и мужчины в иных племенах. Да и со времени, как Каин впервые вышел за пределы своей земли в чужие поселения, никаких божественных запретов на кровосмешение неравных человеческих рас не налагалось.

Исследуя текст буквально, Адам в Библии ни разу не назван сыном Божиим. Он сын человеческий. Получив божественное знание, приобрел всего лишь статус «как один из нас», но не кровное родство.

Проблема скорее всего, стала результатом взаимоотношений тех, кто пришел на землю вместе с Богом, от настоящих «сынов Божиих». От них и получилось божественное «исполинское» потомство. По тексту, именно этот факт и вызывает гнев Божий: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и помышления сердца их были зло во всякое время».

Удивительно, союз «дочерей человеческих» и «сынов Божиих» мог производить такое фантастическое потомство - исполинов и гигантов. В греческой мифологии те же самые исполины, например, названы титанами, с которыми боролись боги на Олимпе. Представители этой же божественной расы принесли свои знания и в Египет.

Древнеримский историк Диодор Сицилийский писал о нем: «Египтяне были чужеземцами, которые в давние времена рассеялись по берегам Нила, принеся с собой цивилизацию из своей прародины, искусство письма и отточенный язык. Они пришли оттуда где заходит солнце, и были самыми древними из людей». Другие историки, изучая древний Египет, его социальное развитие, также отмечали, что на территории этой земли сосуществовали по крайней мере две кардинально отличающиеся между собой расы людей, которые соотносились друг с другом как господа и подданные или рабы.

Профессор В.Б. Эмери в своем труде «Древний Египет» о появлении в Египте «последователей Гора», пишет: «Теория существования расы господ подкрепляется находками в захоронениях, относящихся к позднему додинастическому периоду около 4 тыс. до н.э. в северной части верхнего Египта, которые содержат кости и останки древних людей, чьи черепа и кости были большего размера, и чьи тела были значительно шире, нежели у местного населения. Различия были между ними столь значительны, что любые предположения о том, что эти люди пошли от гораздо более раннего ствола, представляются невозможными».

Египтяне действительно относились к своим Великим предкам как к настоящим богам, вернее именно к богам. Осирису, Исиде, Гору – ключевой триаде египетских богов посвящены самые главные ритуалы. Их семейные взаимоотношения стали примером истинной любви и правилом жизни египтян. От этих «пришельцев» человеческое племя получило величайшее наследие их чрезвычайно важных знаний.

Все это доказывает то, что в некоторый период в разных местах на земле действительно сосуществовали, по крайней мере, две совершенно разные расы.

Но откуда появились божественные гиганты в том же Египте? Возможно, являясь настоящими потомками богов, и из-за расовых несоответствий между людьми, они основали себе новую родину, ту самую великую Атлантиду, которая погрузилась под воду в результате катастрофы. Конечно, если стихийное бедствие произошло внезапно, спастись суждено было не многим. А число оставшихся в живых было настолько мало, что критический порог, после которого начинается исчезновение вида, был перейден.

И эти великие предки исчезли, оставив после себя великие учения, богатейший духовный опыт, который так до конца никем не был воспринят. Собственно, его никто и не мог бы осилить, ведь он принадлежит совсем другим существам.

Вот и остались у нас величественные следы их пребывания: мегалитические сооружения в Египте, и Америке, останки зиккуратов в Ассирии, древней Вавилонии, на Баальбеке в Ливане. Архитектурный замысел этих сооружений говорит о том, что наши великие «предки» были обладателями высокоразвитой культуры, настолько мощной, что представляли опасность даже для Богов.

Далее