А.Лапин "РА"

Глава 4. Календари древних египтян и майя.

Системы времяисчисления, созданные древними египтянами и майя являются важнейшими элементами их культурного наследия. Как известно, создание календаря требует долгосрочных наблюдений за астрономическими явлениями, т.е. базируется на определенном уровне научных знаний. Календарь играет большую роль в жизни земледельческих цивилизаций, каковыми являлись древние египтяне и майя. Даже современное человечество постоянно испытывает некоторые неудобства из-за несовершенства своей системы времяисчисления и ищет способы ее улучшения. Прежде чем приступить к анализу календарей египтян и майя, будет целесообразно сказать несколько слов о современном календаре, и, особенно, о его происхождении.

Современный календарный год составляет 365 дней - период обращения планеты Земля вокруг своей звезды - Солнца. Каждый день состоит из 24 часов - времени одного полного оборота Земли вокруг своей оси. Этот временной период называется календарным годом и является несколько неточным. Он базируется на продолжительности т.н. астрономического года - измеренном современными методами точном периоде обращения Земли вокруг Солнца, который составляет 365 дней, 5 часов, 48 минут, 45,975 секунд. Именно это несоответствие продолжительности календарного и астрономического годов и является причиной неудобств, а следовательно и попыток усовершенствования современного календаря.

Фактическим создателем современного календаря был астроном из египетского города Александрия Созиген, который использовал для его создания идею фараона Птолемея Эвергета (II век до н.э.) о введении в оборот дополнительного "компенсирующего дня" один раз в четыре года, т.е. о введении т.н. "високосного" года. В последствии этот календарь был введен Юлием Цезарем на территории Римской Империи, за что получил название "Юлианский". Продолжительность года по Юлианскому календарю составляет 365,25 суток, что отличается от продолжительности астрономического года приблизительно на 11 мин. 14 сек. (365, 2422 суток). Это несоответствие привело к тому, что в XVI веке различие между действующим и астрономическим календарем составило 11 дней. Для устранения этого несоответствия Папой Григорием XIII была проведена календарная реформа, а действующий ныне календарь приобрел название "Григорианского". Для компенсации злополучной разницы в 11 мин. 14 сек. проводились периодические корректировки Григорианского календаря (1700, 1800, 1900 г.г.) путем перевода високосных годов в обычные.

В Древнем Египте применялся год продолжительностью 365 дней, високосные годы не применялись. Такой порядок времясчисления был установлен в 4240 г. до н.э. и действовал на протяжении 4000 лет. Естественно, что применение такого календаря было крайне неудобным, по вышеперечисленным причинам. Однако для нашего исследования огромный интерес представляет система времяисчисления, существовавшая в Древнем Египте до введения 365-дневного календаря. Согласно сообщениям Геродота, Плутарха, а также сведениям, содержащимся в папирусе Эберта, первоначально год у древних египтян составлял ровно 360 дней. Никакого несоответствия между календарным и астрономическим времяисчислением не было. Год делился на 12 месяцев, каждый месяц делился на три больших декады, или на шесть малых пентад (недель) по 5 дней в каждой. Луна совершала свой оборот вокруг Земли ровно за 30 дней, т.о. лунный год точно соответствовал солнечному году. Какая же причина могла привести к трансформации удобного 360-дневного цикла в неудобный 365,2422-дневный? Вероятно замедление обращения Земли вокруг Солнца (на 5,2422 суток), с одновременным замедлением вращения вокруг своей оси. Согласно сообщению Плутарха, древние египтяне относили такое положение вещей на счет происков богов:"...бог Солнца Ра заметил тайные встречи бога земли Себа и богини неба Нут. Ра провозгласил, что отныне Нут не сможет родить ребенка ни в один из месяцев года. Тогда Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту. Тот сыграл в кости с богиней Луны и выиграл 1/72 часть каждого дня 360-дневного года. Из этих частей он создал 5 дней, которые поместил в конце года, вне месяцев. Так Нут получила 5 дней, и у нее родилось пятеро детей: Озирис, Сет, Хор, Исида и Нефтида, которые также вошли в число богов". После этого события солнечный год увеличился до 365 дней, а лунный уменьшился до 355 дней. Космическая гармония была нарушена. По Плутарху эти дополнительные 5 дней считались в Древнем Египте роковыми. От их злого воздействия приходилось защищаться посредством специальных религиозных обрядов.

Однако, несмотря на огромные неудобства, в Древнем Египте еще долгое время продолжали пользоваться 360-дневной системой, искусственно совмещая ее с 365-дневной реалией. Изменения в древней календарной системе носили характер религиозного запрета, табу. Каждый фараон перед коронацией давал клятву не изменять ни при каких обстоятельствах 360-дневный календарь. Известно, например, что разливы Нила совпадали с циклами восхода Сириуса (Сотис), которые служили сигналом к началу сельскохозяйственных работ, и т.о. имели огромное значение для экономики Египта. В новых реалиях этот день постоянно путешествовал по всем дням года, что, естественно, причиняло немалые неудобства. Вероятно, приходилось содержать огромный штат жрецов, которые занимались постоянными вычислениями и корректировками новых временных координат.

Любопытно, что 360-дневным солнечным календарем пользовался еще только один народ мира - древние майя. Остальные народы либо использовали лунный календарь, либо изменяли продолжительность самого года, время от времени прибавляя к продолжительности года дополнительный тринадцатый месяц, или изменяя количество дней в месяцах. Примечательно, что майя, на определенном этапе своей истории, также были вынуждены провести реформу своего календаря, перейдя на 365-дневную систему.

Собственно, майя не отказывались от 360-дневного цикла, сохранив ее для особых целей, вероятно, религиозно-мистического характера. 365-дневная система была введена параллельно старой, для использования, так сказать "в быту". Майяский 365-дневный год носил название "хааб", и делился на девятнадцать месяцев: "поп", "уо", "сип", "соц", "цек", "шуль", "яш-к’ин", "моль", "чен", "яш", "сак", "кех", "мак", "к’ан-к’ин", "муан", "паш", "к’айяб", "кумху" и "уайеб". Первые 18 месяцев содержали по 20 дней, что соответствовало старой системе счисления, а добавочные дни входили в месяц "уайеб", и назывались "шма каба к’ин" - роковыми днями. В эти дни в государстве майя жизнь замирала - прекращали свою работу государственные учреждения, не проводились сельскохозяйственные работы, нельзя было даже убирать в жилищах. Любопытно также отметить то обстоятельство, что нумерация чисел месяца у майя начиналась не с 1, как у нас, а с 0. С точки зрения астрономической науки правильным следует считать метод счисления майя, а не современный. В отличие от современной системы счисления - десятеричной, майя использовали двадцатеричную систему (в том числе и в календаре). Для обозначения каждого дня года майя использовали сложную двойную систему счета. Каждый день месяца у них имел имя собственное, что соответствовало используемой ими двадцатеричной системе счета. По порядку от первого к двадцатому эти дни носили следующие названия: "имиш", "ик", "ак’баль", "к’ан", "чичкан", "кими", "манник", "ламат", "мулук", "ок", "чуэн", "эб", "бен", "иш", "мен", "киб", "кабан", "эсанаб", "кавак" и "ахау". Параллельно этому счету велся счет чисел от 1 до 13, т.е. по тринадцатиричной системе. При таком способе счета любая комбинация, обозначающая какой-либо конкретный день, повторялась один раз в 52 года, т.е. каждый день на протяжении этого периода имел свое имя собственное. Таким образом, древними майя была создана оригинальная система времяисчисления, получившая название "короткого прямого счета". Объединение описанных выше числовых циклов породило 260-дневный временной период (13 х 20), который получил название "цолькин". Сейчас трудно установить время введения в обиход календаря майя, однако на каменных стелах есть даты, записанные этим способом, имеющие возраст три и даже десять тыс. лет. Как уже говорилось ранее система времяисчисления, использовавшая циклы "хааб" и "цолькин", общей продолжительностью в 52 года (260 х 365 = 18980 дней), использовалась майя "в быту". В торжественных случаях майя использовали более древнюю систему, основанную на 360-дневном цикле, имевшую название "тун". Счисление времени по этой системе проводилось способом прямого счета - непрерывным отсчетом времени от начальной даты. Этот способ счисления носит название "длинного счета" (long count). Запись даты по этой системе производилась по принятой у майя двадцатеричной системе. Этот метод времяисчисления использовался для записи дат важных событий и астрономических наблюдений. Можно предположить, что он использовался жрецами майя - представителями "научной элиты" в обществе майя. В более поздние времена майя начали использовать упрощенную систему длинного счета, известную как "katun count" - счет к’атунов. В этой системе счет производился не от начальной даты, а от начала последнего к’атуна (1 к’атун = 20 тунов = 7200 дней = 20 лет). К’атуны нумеровались по последнему дню, который имел свое название в системе "цолькин". Загадочная дата начала длинного счета сейчас известна под именем собственным "4. ахау. 8. кумху". Задача определения, какой дате Грегорианского календаря соответствует день с таким наименованием, получила название "Проблема корреляции календаря майя", и не решена до сих пор. В настоящее время наиболее вероятными считаются даты, установленные учеными Мейкемсоном - 6 декабря 8499 г. до н.э., и Спинденом - 9 августа 8498 г. до н.э. Эти даты почти точно совпадают с датой катастрофы, в результате которой погибла легендарная Атлантида, полученной из анализа диалога "Тимей" Платона. Разница составляет всего 70 лет.

Есть еще один интересный момент, связанный со способами времяисчисления у древних египтян и майя. Обе эти цивилизации использовали деление суток на т.н. "неравные часы". В начале сутки делились на две части - день и ночь, которые, в свою очередь, делились на двенадцать равных частей каждая. Так как продолжительность дня и ночи на протяжении года изменяется, то, следовательно, изменяется и абсолютная продолжительность часа. Деление времени суток на неравные часы использовали не только египтяне и майя (у которых количество дневных и ночных часов составляло не 12 и 12, как у египтян, а 13 и 9 соответственно), но и древние японцы. У египтян этот способ переняли греки и римляне. В Европе он просуществовал вплоть до XV века, несмотря на то, что использование этого метода в широтах, удаленных от экватора крайне неудобно из-за большого различия в продолжительности дня и ночи (например, в периоды летнего и зимнего солнцестояния).

В гробнице принца Аменемхета - министра при дворе фараона Аменхотепа I (1555 - 1534 гг. до н.э.), археологами была найдена интересная рукопись. Она содержит описание модели водяных часов, изобретателем которых был вышеупомянутый Аменемхет. Часы представляли собой сосуд с отверстием в днище, предназначенным для истечения воды. Время определялось по шкале, нанесенной на внутреннюю поверхность сосуда. Соотношение самого длинного летнего дня к самой короткой ночи было принято принцем как 14/12, что соответствовало продолжительности дня равной 12 часов 55 минут, и ночи - 11 часов 5 минут. В рукописи была сделана приписка, которая сообщает, что это соотношение было взято из священных записей. Загадка рукописи Аменемхета заключается в том, что соотношение 14/12 не соответствует ни одной географической точке на карте Древнего Египта. Географически это соотношение соответствует месту, расположенному на расстоянии около 1000 км. к югу от южной границы государства фараонов. Трудно представить, что египетские жрецы, которые могли предсказывать солнечные затмения, определили с большой точностью продолжительность астрономического года, вели наблюдения за небесными эволюциями Сириуса, не знали об этом несоответствии. Однако соотношение 14/12 было исходным для всех египетских часов вплоть до завоевания Египта Александром Македонским, когда, под греческим влиянием, часы стали конструировать на основе соотношения 14/10, что соответствовало широте, на которой была расположена столица Египта Птолемеев - Александрия.

История с египетским часами является косвенным подтверждением одной научной гипотезы. Некоторые ученые полагают, что т.н. Великий потоп (а следовательно и гибель легендарной Атлантиды) мог произойти вследствие резкого изменения климата, которое произошло около 12 000 лет назад и ознаменовало собой конец Ледникового периода. Это событие могло произойти в результате смещения географических полюсов Земли (рис.3.4.1.), вызванного неизвестными причинами. В качестве возможных причин выдвигаются различные варианты - столкновение с неизвестным космическим объектом, тектонические процессы, или комбинированная катастрофа. Нужно отметить, что ни одна версия о характере катастрофических изменений климата Земли, приведших к концу последнего Ледникового периода, не нашла своего научного подтверждения.

Для того чтобы египетское соотношение 14/12 стало правильным, Северный полюс должен находиться в районе Гудзонова пролива, вблизи острова Акпаток, а гипотетический Южный полюс должен был бы располагаться в 25 град. от юго-западной оконечности Австралии. При этом южная оконечность Америки и ближайшая к ней часть Антарктиды (Земля Грейама) входили бы в субтропическую полосу. Высочайшая вершина мира Джомолунгма (Эверест) располагалась бы точно на линии экватора. При таком расположении полюсов и экватора (см. рис.) 15-ая параллель, для которой верно соотношение канона египетских часов, располагалась бы в районе древнего города Карнак, где, кстати, были найдены древнейшие водяные часы.

Как видим, в результате анализа древних календарей и способов исчисления времени можно прийти к любопытным выводам. В обобщенном виде эти выводы могли бы выглядеть следующим образом: около 12 000 лет назад на нашей планете произошла грандиозная катастрофа, которая привела к смещению географических полюсов, что явилось причиной резкого изменения климата, приведшего к окончанию Ледникового периода, а также к замедлению вращения Земли вокруг Солнца, и вокруг своей оси. Одним из следствий этой катастрофы стало смещение тектонических плит, приведшее к землетрясениям огромной мощности, которые сопровождались экстраординарной вулканической деятельностью по всему миру, и гигантскими цунами, несколько раз обошедшими земной шар. Все эти бедствия привели к изменению конфигурации береговой линии материков и к гибели части суши, расположенной в Атлантическом и других мировых океанах. Возможно, в результате этих потрясений, погиб большой остров или архипелаг, находившийся в Атлантическом океане, на котором существовала древняя высокоразвитая цивилизация, оказывавшая культурное влияние на народы, жившие в древности по обоим берегам Атлантики. Несмотря на то, что материальные следы существования цивилизации были уничтожены катастрофой, память о ней (как и о самой катастрофе) сохранилась в мифах и легендах, а также, косвенным образом, в системах времяисчисления этих народов.

 

Расположение полюсов и экватора до и после предполагаемой катастрофы.

Рис. 3.4.1.

Далее