А.Лапин "РА"

Глава 3. Аналогии в мифах древних цивилизаций Старого и Нового Света.

В настоящее время известно множество мифов и преданий, сохранившихся у народов всего земного шара, которые повествуют о природном катаклизме общепланетарного масштаба, который гипотетически мог иметь отношение к гибели легендарной Атлантиды. Главной темой этих мифов является т.н. Великий Потоп - вероятно, гигантское суперцунами, которое могло вызвать затопление ряда территорий побережья Атлантического океана. Существует также ряд повествований о катастрофе комплексного характера - описания экстраординарной вулканической деятельности с последующим затоплением. Если относится к древним мифам как к своеобразному способу хранения и передачи информации, то можно получить удивительно стройную и взаимодополняющую систему сведений о трагических событиях, которые, возможно, пережило человечество в далеком прошлом. Можно сказать, что в мифологии, как в генетической памяти хранится информация о реальных событиях, имевших, в свое время огромное значение для народа или племени, который являлся носителем этой информации. Для проблемы Атлантиды анализ мифов имеет огромное значение, потому что до настоящего времени дожило ничтожно малое количество памятников письменности великих цивилизаций древности. В Египте крупнейшее собрание древних манускриптов - Александрийская библиотека - была уничтожена в два этапа: часть собрания сгорела во время осады города войсками Юлия Цезаря, (некоторое количество манускриптов вывезли в Италию и там сожгли); большая же часть была уничтожена толпой религиозных фанатиков, по наущению александрийского епископа Кирилла, в 415 г. н.э. Т.о. сохранились только надписи на камне, большая часть из которых также погибла, поскольку местное население на протяжении столетий после гибели цивилизации Древнего Египта использовала камень из древних построек как строительный материал. Дошедшие до нас надписи на камне представляют собой, главным образом, образцы древнего официоза - многословные восхваления правителей и богов, перечисление подвигов и т.п.

Мезоамериканским цивилизациям повезло в этом отношении еще меньше. Католическое духовенство, прибывшие вместе с испанскими "цивилизаторами", методично и очень пунктуально уничтожило не только все памятники письменности, но и большую часть архитектурных памятников. Чудом сохранились несколько манускриптов, которые, вероятно, были написаны уже во времена Конкисты. Самыми известными из них являются три рукописи: т.н. "Кодекс Троано" известный также как "Кодекс Тро-Кортес" или "Кодекс Тро", возможно имеющий древнее происхождение; книги "Чилам Балам" и часть эпоса "Пополь-Вух" (были записаны после завоевания Мезоамерики испанцами, поэтому их можно отнести к письменно зафиксированным мифам).

В настоящее время самым древним упоминанием о Великом Потопе, обнаруженным в Старом Свете считается "Эпос о Гильгамеше", написанный, вероятно в VII веке до н.э. в Ниневии. Клинописные таблички, содержащие "Эпос о Гильгамеше" ("О все видевшем") были обнаружены в Британском музее археологом Джорджем Смитом в 1872 году. Позднее, при раскопках шумерийского города Ниппура, были обнаружены таблички, содержащие этот же эпос, датируемые XXI веком до н.э.

В "Эпосе о Гильгамеше" описывается жизнь и подвиги царя города Урук, который был расположен на берегу Евфрата, недалеко от Ура (рис.3.3.1.). В нем рассказывается о том, как после ряда героических подвигов, которые согласно эпосу совершил Гильгамеш, его вдруг начинают одолевать мысли о неизбежной смерти. Гильгамеш решает спросить совета у своего родственника - некоего Утнапишти, который, по преданию, спасся во время Великого Потопа и обрел бессмертие. После долгих и опасных поисков царь находит своего родственника на Острове Счастья. Здесь Утнапишти рассказывает Гильгамешу свою историю. Когда-то, в незапамятные времена боги решили истребить род людской. Один из богов, дружелюбно относившийся к Утнапишти, решил предупредить его о надвигавшейся катастрофе, посоветовав построить корабль, что и было сделано: "...нагрузил его всем, что имел я злата, нагрузил его всем, что имел живой я твари, поднял на корабль всю семью и род мой, скот степной и зверье, всех мастеров я поднял..." После чего начался ужасный потоп и буря, которые продолжались семь дней, после чего Утнапишти пытается найти землю, выпуская птиц - голубя и ласточку. В результате все кончается благополучно - Утнапишти не только спасает свою жизнь, но и получает бессмертие. Современная археологическая наука считает, что рассказ о Всемирном Потопе, содержащийся в "Эпосе о Гильгамеше" послужил первоисточником для более известного повествования - библейской легенды о Ное.

Неожиданно в 1927-28 гг. рассказ Утнапишти получил археологическое подтверждение. В это время английский археолог Вуллей проводил раскопки мусорной свалки находившейся на месте древнего города Ур (рис.3.3.1). Под культурным слоем толщиной 14 м., был обнаружен слой ила, который должен был бы свидетельствовать о том, что раскопки подошли к естественному концу. Однако Вуллей решил копать дальше, и пройдя 2,5 м. ила обнаружил следы пребывания человека: черепки, строительный мусор и т.д., принадлежащие к другой исторической эпохе. Это открытие однозначно свидетельствовало о том, что участок земли, на котором велись раскопки, был некогда затоплен и длительное время находился под водой. После того, как вода отступила, вновь пришли люди и образовали новое поселение на месте старого, погибшего в результате затопления.

 

Карта Месопотамии в IV тысячелетии до н.э..

Рис. 3.3.1.

 

Аналогичный миф существовал и у народов Древней Греции. В настоящее время он известен под названием "Девкалионов потоп".

Согласно легенде, Девкалион был сыном титана Прометея (известного своим сострадательном отношением к человеческому роду полубога), обычным смертным человеком. Он женился на Пирре - дочери своего дяди Эниметея и первой женщины Пандоры, созданной младшим богом Гефестом из глины по приказу Зевса. Время, в которое жили Девкалион и Пирра, было непростым. Только что закончилась война между Зевсом и титанами. На земле царили голод и нищета, уцелевшие люди скрывались в пещерах, процветали убийства, насилия и прочие беззакония. Все это вызывало гнев и отвращение у богов Олимпа. Наконец Зевс решил лично убедится в положении дел. Под видом обычного человека он посещает дворец царя Аркадии Ликаона, где ему наносят жестокое оскорбление - на ужин подается человеческое мясо. Зевс уничтожает дворец царя молниями, а самого Ликаона превращает в волка. После возвращения на Олимп Зевс созывает совет богов, на котором принимается решение об уничтожении человечества. Царь морей Посейдон приказывает волнам океана затопить землю. Однако Прометей успевает предупредить Девкалиона о предстоящем бедствии, и тот строит корабль, на котором ему вместе с Пиррой удается спастись. Вскоре Девкалион и Пирра создают новое человечество (согласно легенде из камней - по совету своего благодетеля Прометея). Однако счастливая пара не ограничивается чудесным способом заселения земли, и вскоре у них рождается несколько детей. Один из них - Эллен, становится родоначальником народа греков (отсюда происходит название народа "эллины").

У древних египтян было два мифа, которые можно соотнести с Всемирным Потопом.

В роли египетского Ноя выступает бог Атму, он же является и инициатором потопа. В ранних религиозных представлениях египтян Атму был богом Солнца в Гелиополе, он известен также под именами Атума или Тума. Согласно легнде, Атум был отцом бога Шу, державшего на своих плечах небо (аналог греческого Атласа). Позже Атум уступил свое место новому богу - Ра, а сам стал символом заходящего Солнца. Однажды по воле Атму океан залил водой всю землю, спаслась только кучка праведников, которых предусмотрительный бог собрал в свою небесную ладью.

Согласно второй легенде, в очередной раз проучить человечество решает бог Ра. Стареющий Ра царствовал над богами и над людьми, и вот, со временем, некоторые из его подданных стали отзываться о нем презрительно: "Стареет наш царь Ра, и кости его теперь стали серебром, плоть - золотом, а волосы истинным лазуритом". Оскорбленный Ра решает уничтожить человечество и поручает это богиням Хатор и Сохмет. Когда богини приступили к выполнению своей миссии, кровь полилась рекой. Через некоторое время Ра посмотрел на землю и ужаснулся: обе богини бродили по земле по колено в крови, творя свое страшное дело. Ра пытался различными способами остановить своих подчиненных, но не смог этого сделать - Хатор и Сохмет так увлеклись, что не желали останавливаться. Тогда Ра решил залить землю пивом. Богини остановились, чтобы утолить жажду, но вскоре так напились, что позабыли о своей миссии.

 

Рис. 3.3.2.

 

На Американском континенте мифы и легенды о катастрофе, случившейся с загадочной страной Ацтлан были широко распространены в той части Центральной Америки, где некогда находилась древняя цивилизация, расцвет которой приходился на период между IX и V вв. до н.э. - цивилизация Теотихуакана. Ко времени прихода испанских завоевателей эта цивилизация уже давно находилась в состоянии небытия, вызванного, по мнению ученых, постоянной экспансией менее развитых, но более агрессивных ("варварских") племен Северной Америки. Как известно индейская цивилизация Мезоамерики, представляла собой конгломерат народов, во многом сходных по уровню развития, но имеющих свои культурологические и социально-экономические особенности. Самым цивилизованным из этих народов считается народ майя. До нашего времени сохранился древний устный язык майя, секрет же их письменности оказался утраченным вследствие Конкисты и последовавшей за ней колонизации. В настоящее время ученым удалось прочесть надписи, сохранившиеся на архитектурных памятниках, хотя корректность этих переводов все еще вызывает сомнения.

Как уже упоминалось выше, до настоящего времени сохранилось три письменных документа древней майяской цивилизации, один из которых - "Кодекс Троано" - представляет особый интерес. В 1900 году французский ученый Огюстюс Плонжон перевел его содержание следующим образом: "6 года К’ан, в одиннадцатый день Мулук месяца Сак начались ужасные землетрясения, которые продолжались беспрерывно до тринадцатого дня Чуэн. Их жертвой пала страна болотистых холмов, страна Му. Дважды поднявшаяся, она исчезла в течение одной ночи. В результате непрерывного действия подводных вулканов материк многократно поднимался и исчезал. В конце земля расступилась и десять стран, разорванных на части были уничтожены. Они погибли вместе с населением, которое насчитывало 64 млн. человек, за 8060 лет до написания этой книги". Продолжительность катастрофы (с одиннадцатого дня Мулук по тринадцатый день Чуэн) составила три дня. Обращает на себя внимание необычайное сходство с рассказом Платона о гибели Атлантиды. Однако, следует оговориться, что до настоящего времени существуют сомнения в корректности перевода - к сожалению цивилизация майя не оставила нам своего "розетского камня".

Следующий документ - т.н. книга "Чилам Балам", представляет собой рукопись на языке майя написанную латинским шрифтом. Поскольку почти все древние манускрипты майя были уничтожены, рукопись "Чилам Балам" представляют собой исключительно ценный документ. Вот какие сведения содержатся в пятой части рукописи:"...это произошло тогда, когда земля начала возрождаться. Никто не знал, что может случиться дальше. Шел огненный дождь, земля покрылась пеплом, камни и деревья клонились к земле. Камни и деревья были раздроблены.... С неба сорвался Великий Змей... и на землю упали его кожа, и куски его костей... а стрелы попадали в сирот и стариков, во вдовцов и вдов, которые еще жили, хотя сил для жизни у них уже не хватало. И они нашли себе могилу на песчаном берегу моря. Тогда нахлынули ужасные волны. Небо вместе с Великим Змеем рухнуло на землю и затопило ее...". По-видимому, приведенные выше тексты, содержат сведения не о гибели самой Атлантиды, а о катастрофах, вызванных этим событием на американском континенте.

На территории современной Гватемалы продолжает проживать племя индейцев киче - одного из ответвлений древнего народа майя. Это племя имеет свою священную книгу - эпос под названием "Пополь Вух". Ученые считают, что книга была написана одним из представителей жречества племени киче вскоре после завоевания Центральной Америки испанцами. Книга состоит из трех частей, в которых излагается история народа киче. Первая часть повествует о сотворении первых людей, и об их гибели в результате потопа и "огненного дождя", вызванных богом Хураканом, известным также под именем Душа Небес. Вторая часть посвящена перипетиям борьбы между богами и героями в стране Шибальба, которая находилась где-то под поверхностью земли (напоминает предания о стране Шамбала, которая находилась где-то в горах, не правда ли?). В третьей части излагается собственно история народа киче. В этой части особый интерес вызывает упоминание бога Тохила, который научил киче пользоваться огнем. Присутствует в книге и Ной киче - некий Кошком, который спасся от потопа на корабле, причем, достигнув земли, назвал ее Актлан.

Легенды и мифы о потопе распространены в форме устной традиции у многих коренных народов Северной Америки - дакота, сиуксов, атабасков, омаха и др. В каком-то смысле этот тип легенд можно считать индейской "устной классикой". Очень сходно и содержание этих мифов - землетрясение, затем потоп, уничтожающий человечество, наконец, новое заселение земли. Как правило, причиной катастрофы являются "грехи человечества", поэтому в конце спасаются только праведники, которые, как известно, наследуют землю. Правда, в некоторых легендах, катастрофа вызывается Злым Духом (Матче Маниту) беспричинно, вследствие его недоброй натуры.

В особую группу мифов народов Старого и Нового Света следует отнести предания о т.н. "богах-цивилизаторах". Следует отметить, что в отличие от таких богов, как Ра, Атум, Тлалок и т.п., которые являются абстрактными выражениями космологических объектов (Солнца, Звездного неба, дождя и плодородия и т.д.), "боги-цивилизаторы" наделены отчетливыми личностно-антропоморфными чертами. Наиболее известными представителями группы "богов-цивилизаторов" являются Озирис для Древнего Египта и Кетцалькоатль для Мезоамерики.

Мифы о Кетцалькоатле были распространены у мезоамериканских народов майяско-толтекской группы. Согласно легенде Кетцалькоатль прибыл из-за моря - с Востока. У него была белая кожа и длинная борода (именно эти подробности сохранились в памяти индейцев, вероятно потому, что они краснокожи и не имеют растительности на лице). В Мексику он, якобы, прибыл из страны Толлан, расположенной в восточной части Атлантического океана. Сведения о Кетцалькоатле содержатся в двух уцелевших письменных источниках майя - т.н. "Кодексе Теллериано-Ременсис" и "Кодексе Риос". Согласно этим документам Кетцалькоатль был "...честнейшим жрецом, святым человеком строгих нравов". Живя среди толтеков, он насаждал справедливые законы, учил людей земледелию и началам астрономии. Однако главным его достоинством было категорическое неприятие человеческих жертвоприношений. Вскоре у Кетцалькоатля появился могущественный враг-завистник - темный божок Тецкатлипока (позднее - один из главных богов империи ацтеков). Однажды коварному Тецкатлипоке удалось напоить Кетцалькоатля сильнодействующим напитком (вероятно, речь идет о действии направленном на компрометацию "нравственного облика"). В результате, за нарушение им самим установленных правил, Кетцалькоатль приговорил себя к изгнанию. Перед уходом он произнес пророчество - обещание вернуться в году Оме Акталь с целью восстановления царства счастья и справедливости. Во время отплытия плот, якобы, вспыхнул и сгорел, а сам Кетцалькоатль, превратившись в огненного пернатого змея, поднялся на небо. Со временем Кетцалькоатль превратился в бога воды и ветра у толтеков и майя, а птица кетцаль в его честь была объявлена священной. В таком виде миф о Кетцалькоатле - Пернатом Змее перешел от толтеков и майя к ацтекам. Эта легенда сыграла трагическую роль в истории завоевания Мексики испанцами. Отряды Кортеса был идентифицированы ацтекским императором Монтесумой II как посланцы богов, а сам Кортес, соответственно, как легендарный Кетцалькоатль. В результате ацтеки не оказали испанцам никакого сопротивления. Монтесума даже передал Кортесу регалии верховного жреца, которые тот надевал во время церемоний, выступая в роли бога. Когда индейцы поняли, что приняли за богов жестоких и алчных грабителей, было уже слишком поздно.

Если отбросить некоторые преувеличения религиозно-мифологического толка, то легенду о Кетцалькоатле можно отждествить с рассказом о представителе высокоразвитой цивилизации, который в древности прибыл на территорию Мезоамерики с миссионерскими целями.

Древнеегипетский бог Озирис гораздо старше своего американского коллеги. Когда он, согласно легенде, появился на земле Египта, люди почти не отличались от варваров. Они охотились на диких животных, кочуя по долинам и среди гор. Злыми были их обычаи, а устремления - грешными. Нередко они устраивали между собой кровопролитные войны. С приходом на землю Египта Озириса началась новая эпоха. Он установил мудрые и справедливые законы, и сам выступал в роли верховного судьи. На земле Египта воцарились мир и согласие.

Озирис и его мудрая супруга Изида научили людей обрабатывать землю долины Нила, находившуюся под разливом, сеять ячмень и пшеницу, и, когда придет время, убирать урожай. Озирис ввел в сельскохозяйственный оборот виноградную лозу и фруктовые деревья. Кроме того, благочестивая супружеская пара научила людей возводить храмы и поклоняться богам.

Однако вскоре и у Озириса появился враг - его полный антипод Сет (в дальнейшем египетский бог зла). Путем ряда хитрых уловок Сету удается умертвить Озириса, а затем, разрубив его тело на 14 частей, бросить в Нил на съедение крокодилам. Однако чудовища не притронулись к божественным останкам. Конец легенды имеет два варианта. Согласно первой версии Изида отправилась на поиски останков мужа, и когда находила какую-либо часть, хоронила ее в отдельной могиле. Позднее над каждой такой могилой был возведен храм. По другой версии, когда фрагменты тела Озириса были извлечены из Нила, Изида устроила над ними поминальный плач. Причитания богини так тронули сердце верховного бога Ра, что он оживил Озириса и сделал его судьей и верховным правителем царства мертвых.

В дошедших до нас клинописных табличках древних шумеров содержатся сведения о загадочном существе, благодаря которому возникла шумерийская цивилизация. Вот что рассказывает клинопись: "В первый год из той части Персидского залива, что примыкает к Вавилону, появилось животное, наделенное разумом. Оно называлось Оанессом. Все тело у животного было как у рыбы, а пониже рыбьей головы у него была другая, и внизу, вместе с рыбьим хвостом были ноги, как у человека. Голос и речь у него были человеческие и понятные. Существо это днем общалось с людьми, но не принимало их пищи; и оно обучило их письменности, и наукам, и всяким искусствам. Оно научило их строить дома и возводить храмы, писать законы и объяснило им начала геометрии. Оно научило их различать семена земные и собирать плоды". Далее в клинописи сообщается о том, что спустя столетия похожие существа снова появлялись в тех местах, чтобы убедиться, как восприняли шумеры переданные им знания.

У древних инков также есть подобное божество - Кон-Тики (Солнце-Тики), сын Солнца. Созданная Кон-Тики цивилизация просуществовала несколько тысячелетий. Испанские завоеватели считали принципы, на которых она была основана "богопротивными": труд обязателен для всех (трудился даже император на отведенном ему поле), презрение к богатству, использование золота лишь там, где необходим такой металл, бесплатный хлеб всем. Каждый, дожив до пятидесяти лет, мог больше не трудиться, поступая на иждивение общины. Работающие на тяжелых работах обретали такое право раньше (?). Нужно отметить, что у древних американских цивилизаций вера в возвращение "Сынов Солнца" была священной. Во времена конкисты она обернулась для них катастрофой. Все они принимали бледнолицых и бородатых испанцев за возвратившихся потомков Кетцалькоатля и Кон-Тики, не оказывая им на первых порах никакого сопротивления. Это позволило завоевателям сравнительно легко захватить целый материк и уничтожить самобытные индейские цивилизации.

Конечно же, в ряду "богов-цивилизаторов" должен быть упомянут и титан Прометей, которого древние греки называли Отцом человечества. Ведь это именно он подарил людям огонь, который до сих пор является основой большинства современных технологий.

 

Рис. 3.3.3.

 

Известный писатель, создатель одной из лучших литературных работ по тематике Атлантиды ("Атлантида - доисторический мир", 1882 г.) - Игнатиус Донелли (1831 - 1901 г.г.), считал, что атланты имели колонии по обоим берегам Атлантического океана. Согласно этой гипотезе, в мифах отражена их колонизаторская деятельность. Это весьма спорная точка зрения, т.к. колонизация и насаждение цивилизации - вещи весьма различные. Вряд ли колонизаторская деятельность могла послужить источником для возникновения легенд, наполненных теплом и благодарностью.

Далее