А.Лапин "РА"

Глава 11. Сапотеки - цивилизация Монте-Альбана. Миштеки.

Главный культурный центр сапотеков Монте-Альбан расположен в долине Саачила, на территории современного мексиканского штата Оахака близ его столицы с одноименным названием (г. Оахака). Сапотеки наряду с майя и предками индейцев языковой группы нахуа (Теотихуакан), создали в I-ом тысячелетии до нашей эры одну из наиболее ярких и самобытных древнейших цивилизаций Мезоамерики. Городские центры сапотеков стали возникать практически в одно время с центрами ольмеков, расположенными в 400 км. восточнее, через горные хребты Кордильеров. Одной из пока не объясненных загадок возникновения древних цивилизаций Мезоамерики остается факт одновременного возникновения и развития однотипных культур сапотеков (Оахака) и ольмеков (Табаско). Создается впечатление, что некие неизвестные цивилизаторы принесли практически однотипные знания нескольким мезоамериканским народам почти одновременно. При этом следует отметить тот факт, что эти знания были восприняты разноязычными народами, т.к. язык сапотеков не является родственным для языков майя и индейцев языковой группы нахуа.

Оахака лежит на стыке важнейших сухопутных путей, связывавших в древности центральную Мексику с южными районами Мезоамерики. Торговцы майя и нахуа, толтеки, ацтекские завоеватели пользовались этим удобным путем, чтобы попасть в Гватемалу, Сальвадор и Гондурас. Культура Монте-Альбана испытывала на себе настолько сильное влияние соседних индейских цивилизаций (в особенности майя), что некоторые исследователи считали ее периферийным вариантом блестящей майяской культуры. Однако позднее, благодаря интенсивным раскопкам древних сапотекских памятников, удалось доказать самостоятельность и оригинальность древней культуры Монте-Альбана.

Систематическое изучение развалин Монте-Альбана и всей долины Оахаки началось только в 1931 г. мексиканским археологом А. Касо. С этого времени раскопки и реставрация города ведутся более или менее регулярно. Точная дата возникновения Монте-Альбана до настоящего времени не известна. По различным оценкам она приходится на период с 848 по 115 гг. до н.э. Это объясняется тем, что при раскопках было найдено большое количество керамических изделий различных видов и стилей, принадлежащих в частности культурам ольмеков, майя, Теотихуакана и др., с датировкой которых также имеются большие проблемы. Точка зрения ученых на вопрос о возникновении культуры Монте-Альбана не отличается оригинальностью - как и в случае с другими древними культурами Мезоамерики, возникновение новых культурных слоев связывается с приходом нового, чужеземного населения, обладающего отличной от старой (причем не всегда более развитой) культурой. А. Касо удалось доказать, что индейцы Оахаки, по крайней мере, с конца I-ого тыс. до н.э. создали и развили свою собственную систему иероглифической письменности и календаря. Им были обнаружены надписи, сделанные краской на стенах гробниц, а также короткие тексты, высеченные на стелах и алтарях. У сапотеков, как и у других древних цивилизованных народов Мезоамерики имелись, конечно, свои книги на коже или бумаге, но, к сожалению, ни одна из них не уцелела. Это объясняется тем, что в климатических условиях Оахаки обеспечить сохранность подобных материалов весьма проблематично - книги попросту сгнивли или их поедали жуки. Известно, что по этой причине у майя существовала традиция регулярного переписывания старых книг с целью их сохранения. После ассимиляции сапотекской культуры миштеками, которые имели свою письменную традицию - пиктографическую, книги и рукописи сапотеков, по-видимому, просто "вышли из употребления" и исчезли. Таким образом, все, что осталось от письменности сапотеков - это надписи на каменных стелах, стенах погребальных камер и мелких предметах. В результате изучения было установлено, что этот вид письма имеет явно выраженные мезоамериканские корни, но задача его дешифровки пока не решена.

Оседлые поселения в разных районах долины Оахаки стали появляться между 1500 и 1400 г.г. до н. э. До 500 г. до н.э. здесь существовали в основном небольшие сельские поселения, состоящие из нескольких деревянных домиков площадью примерно 5 x 3 м. Однако на рубеже I и II-го тыс. до н.э. , в т.н. "ольмекский период" привычный уклад жизни начинает резко меняться. В долине Оахака начинают появляться относительно крупные поселения, а множество мелких в это время прекращают свое существование. Новые поселения начинают специализироваться на различных промыслах (обработка камня и минералов, изготовление орудий труда и оружия, изготовление зеркал и т.д.), что приводит к развитию кооперации и торговли между различными общинами и районами. По-видимому, в это же время создается сложная ирригационная оросительно-дренажная система, поддерживаемая густой сетью плотин и каналов. Сапотеками практиковалось характерное для горной местности террасное земледелие, которое обеспечивало высокие урожаи маиса, бобовых и овощей. Сейчас практически невозможно представить, кто, когда и каким образом вынудил местное население отказаться от привычной жизни и способствовал тем самым возникновению сапотекской цивилизации.

Время возникновения ранних городов в долине Оахака приходится на период с 850 г. до н.э. по 750 г. н.э. Эти города представляют собой религиозные и административные центры, в которых ведется интенсивное каменное строительство. Эти города формировались по двум архитектурным моделям. Первая соответствовала общепринятой в Мезоамерике планировке города - центральная площадь, окруженная постройками культового и административного назначения. Вторая явно пользовалась у сапотеков большим успехом - центр города застраивался крупными каменными зданиями, места для центральной площади не оставалось.

Рис.1.11.1. Вид на центральную площадь Монте-Альбана

Рис.1.11.2. «Пирамиды» Монте-Альбана

Монте-Альбан был основан приблизительно в 500 г. до н.э. на высоте 2000 м. над уровнем моря. Со временем он превращается в политическую столицу и крупнейший религиозный, торговый и культурный центр сапотеков доминировавший над остальными более мелкими городами долины Оахака (Сан-Хосе-Моготе, Дайнсу, Халиеса и др.). В этот период правители Монте-Альбана завоевывают ряд территорий за пределами Оахаки, что позволяет им контролировать торговлю между центральной Мексикой и Тихоокеанским побережьем. В это время Монте-Альбан был тесно связан торговыми отношениями с Теотихуаканом из которого получал ценное сырье для своих ремесленных промыслов - обсидиан. В период своего наивысшего расцвета город занимал площадь 40 кв. км., а его население насчитывало 25 тыс. человек. Процветанию города способствовало обилие плодородных земель, древесины, воды, глины, сланца, соли и известняка. В архитектурном плане Монте-Альбан представлял собой прямоугольный комплекс построек из камня, размещенных вокруг площади, размеры которой составляли 200 x 300 м (рис.1.11.1.). Почти все каменные строения города построены на квадратных каменных платформах, что делает их похожими на ступенчатые пирамиды или зиккураты, хотя таких сооружений, как пирамиды Теотихуакна, в Монте-Альбане нет. Можно сказать, что в архитектуре Монте-Альбана (как и в архитектуре других городов Мезоамерики) уверенно доминировал "пирамидальный" стиль при возведении культовых и административных каменных сооружений (рис.1.11.2.). Северная платформа отделена от центральной площади широкой лестницей, ведущей вниз - это, по мнению археологов, указывало на ее сакральное значение. У самого древнего здания северной платформы, рядом с лестницей, расположены плоские камни-стелы с изображением, подчеркнуто обнаженных, мужских фигур, которые археологи назвали "танцорами" (рис.1.11.3.). Кроме зданий, имевших культовое и административное назначение, в Монте-Альбане были построены площадки для проведения ритуальных праздников - "стадионы" для игры в мяч (рис.1.11.4). Общая планировка города, как и многих других городов Мезоамерики, осуществлялась по оси юг-север с небольшим отклонением (4 град.) к востоку от истинного севера. Правда, следует отметить, что гармонию общей четкой планировки нарушает премыкающий с юга т.н. комплекс "13 Кех", отклоняющийся примерно на 30 град. к востоку, а также странное здание посреди центральной площади, которое отклоняется на 45 град. в сторону северо-запада (рис.1.11.5.). Нужно отметить, что это сооружение было полностью восстановлено археологами, поэтому вероятна ошибка в точности реконструкции.

Рис.1.11.3. Каменные стелы с изображениями «танцоров»

Рис.1.11.4. Стадион для ритуальной игры в мяч

Настоящей археологической сенсацией стало обнаружение в развалинах Монте-Альбана человеческих останков со следами трепанации черепа. Было совершенно точно установлено - высверленные и вырезанные отверстия в черепах покойников были проделаны еще при жизни. Внимание археологов обратил на себя тот факт, что, как правило, захоронения с трепанированными черепами находились под полами маленьких жилищ, т. е. жертвы древних нейрохирургических экспериментов имели низкий социальный статус. В нескольких случаях головы покойников были прикрыты большим глиняным блюдом. Специалистами был установлен тот факт, что в большинстве случаев пациенты древних хирургов выживали ( в случае удачной операции отверстие в черепе постепенно закрывается новой костной тканью, если же следов заживления нет, то это означает, что пациент скончался во время операции ). В связи с вышеизложенным нужно отметить тот факт, что такие операции были широко распространены у различных древних народов по всему миру. В большинстве случаев они были предназначены для понижения внутричерепного давления - в задней части черепа сверлилось несколько небольших отверстий. В случае с сапотеками большинство трепанаций проводилось в области левой височной доли. С какой целью могли проводиться операции подобного рода неизвестно. Некоторые исследователи считают, что таким образом сапотеки пытались подавить нормальную работу левого полушария головного мозга для активации работы правого "экстрасенсорного" полушария. Сейчас достоверно известно, что, например, предсказания будущего, играли исключительно важную роль в древних индейских культурах. Конечно, подобные действия производились в экстатических состояниях, которые достигались путем приема растительных психоделиков, или под воздействием гипноза. Возможно, сапотеки пытались решить проблему активации головного мозга самым кардинальным способом.

Рядом с сапотеками на территории Оахаки жили их постоянные соперники - воинственное племя миштеков, которое постоянно стремилось к гегемонии над своими соседями. Миштеки были не только воинственным народом, но и весьма искусными дипломатами. Известно, что они стремились к заключению брачных союзов с наследницами сапотекских знатных родов. В результате миштекские правители вместе со своими родами постепенно оседали на землях сапотеков в качестве союзного народа, что приводило к постепенному увеличению их влияния, и формированию новой правящей "промиштекской" верхушки. Такая политика привела к постепенному ослаблению влияния Монте-Альбана, чему немало способствовали междоусобные войны, и к усилению влияния бывших ранее второстепенными центрами - Митлы, Йагула и Саачилы, которые находились к тому времени (650-700 гг. н.э.) в руках миштекской знати. В результате Монте-Альбан , оставаясь одним из крупнейших городов долины Оахака превратился в некий город-пантеон, который использовался как место захоронения миштекской знати - т.н. "дом предков".

Предполагается, что свое название Митла получила от слова в языке индейцев группы нахуа миктлан - "Страна Мертвых". К VIII в. н.э. Митла становится крупнейшим городом-государством долины Оахака под властью миштеков. Этот ритуальный центр возник на реке Митла, которая протекае точно с востока на запад, подобно реке Сан-Хуан-Теотихуакан в Теотихуакане. Все постройки в городе ориентированы по оси юг-север - именно к северу от Митлы находятся горы, в которых были обнаружены обитаемые пещеры, датируемые, по крайней мере, IX тыс. до н.э. Архитектурный стиль всех сооружений города следует однотипной модели - они состоят из нескольких комнат, которые своими стенами ограничивают три внутренних дворика-патио. Северный патио имел небольшие размеры, и доступ к нему, вероятно, был ограничен. Относительно просторный средний патио чаще всего имел вход с южной стороны. Третий двор, также большой и иногда открытый с одной стороны, имел хозяйственное назначение. Это сооружение было наземной частью жилого комплекса (рис.1.11.6.), предназначенной для живых. Под этими строениями археологами были обнаружены подземные помещения, гораздо более сложные по структуре, украшенные сложными орнаментами, которые получили название "жилища мертвых". К сожалению, ко времени своего обнаружения они были почти полностью разграблены. Под северным надземным сооружением находилась крестообразная погребальная камера средних размеров. Под восточной частью находилось огромное, выполненное также в форме креста, подземное помещение, украшенное сложным ступенчатым орнаментом. Верхние перекрытия поддерживались центральной мощной колонной, которая позднее стала называться "колонной жизни". До сих пор у местных индейцев сохранилась традиция приходить в начале каждого года в развалины Митлы, чтобы, обхватив колонну руками просить у своих божественных предков совета о самом сокровенном.

Рис.1.11.5. «Странное здание»

Рис.1.11.6. Митла. Наземная часть жилого комплекса.

Миштекское влияние на культуру сапотеков прослеживается не только в изменении типа письменности. Известно, что миштеки достигли большого мастерства в обработке драгоценных металлов. Их ювелиры особенно славились тонкой работой по золоту. Именно у миштеков возникла традиция покрывать своих покойников золотыми пекторалями - особыми масками, которые воспроизводили не только черты лица, но и головной убор, а также верхнюю часть груди с элементами одежды, орнаментом и украшениями. Миштекам удалось создать и оригинальный художественный стиль в изобразительном искусстве, который получил название "миштека-пуэбла". Этот стиль был позднее позаимствован ацтеками, которые признали его в качестве "имперского" и сделали т.о. визитной карточкой древнего мексиканского искусства.

Культура Монте-Альбана погибла в конце I-ого тыс. н.э. в результате военной и культурной экспансии воинственных миштекских племен, просуществовав приблизительно 10-12 веков, однако традиции сапотекской культуры продолжали развиваться в других культурных центрах ( Митла, Йагул) вплоть до вторжения испанских завоевателей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Отождествление культуры Монте-Альбана с предками современных сапотеков носит условный характер. "Cапотеки" (tsapotekatl) - слово ацтекского происхождения, и означает буквально "заоблачный народ".

Далее