А.Лапин "РА"

Глава 12. Цивилизация майя.

Самобытная мезоамериканская цивилизация народа майя в древности была расположена на территории современных южных мексиканских штатов Чиапас, Кампече и Юкатан, департамента Петен в северной Гватемале и части западного Сальвадора и Гондураса. Территория, которую занимали майя, отличается необычайным разнообразием природных условий. Южные границы их владений были ограничены горными хребтами Гватемалы и Гондураса, три четверти полуострова Юкатан окружены морем, а сухопутные подступы к нему со стороны Мексики представляют собой огромные болота Чьяпаса и Табаско.

Основными отличительными признаками майяской культуры считаются иероглифическая письменность, наличие очень совершенного астрономического календаря и уникальная каменная архитектура (в частности широкое использование ступенчатого т.н. "ложного свода"). В настоящее время в археологической среде идут споры о том, принадлежали ли к цивилизации майя племена майя-киче, населяющие горную Гватемалу. Хотя эти племена и принадлежат к языковой группе майя, но у них отсутствуют или представлены очень слабо такие, характерные для равнинных районов черты, как каменная архитектура со ступенчатым сводом, иероглифическая письменность и культ стелы-алтаря. Некоторые ученые считают, что горные майя находились в большей степени под влиянием культуры Теотихуакана, чем собственно равнинных майя.

Наиболее ранние следы пребывания человека на территории распространения цивилизации майя обнаружены в центральном Чиапасе, горной Гватемале и части Гондураса, они датируются X тыс. до н.э. На рубеже III и II тыс. до н.э. на этих землях появляются раннеземледельческие культуры, основу которых составляло маисовое земледелие. В конце II - начале I -ого тыс. до н.э. начинается освоение племенами майя области тропических джунглей. В это время окончательно складывается мильповая (подсечно-огневая) система земледелия, развивается керамическое производство, строительство домов, наблюдаются другие прогрессивные явления, свидетельствующие о зарождении будущей майяской цивилизации. В настоящее время очень качественной и подробной считается периодизация цивилизации майя, предложенная американским археологом Г. Уилли, построенная на важных изменениях в экономическом укладе не только майя, но и других народов Мезоамерики. Периодизация Уилли состоит из следующих этапов в развитии культуры майя:

1.Эпоха первобытных охотников и собирателей - X-VII тыс. до н.э.

2.Эпоха собирателей и охотников с начатками земледелия - 7000-1500 гг. до н.э.

3.Эпоха земледельцев - 1500 г. до н.э. - 1520 г. н.э.

Последний период состоит из четырех больших этапов:

1.Доклассический - 1500 г. до н.э. - 0.

2.Протоклассический или переходный - 0-300 гг. н.э.

3.Классический - 300-900 гг. н.э.

4.Постклассический - 900-1520 гг. н.э.

Через эти этапы проходят все локальные варианты культуры майя: северная область - Юкатан; центральная - Петен, бассейн реки Усумасинты; южная - Тихоокеанское побережье Гватемалы, Чиапас, горная Гватемала, западные районы Сальвадора и Гондураса. По общему признанию цивилизация майя зародилась в низменных тропических районах северной Гватемалы. Именно здесь находятся развалины крупнейших городов древних майя - Тикаля (рис.1.12.1.), Копана, Паленке (рис.1.12.2.), Йашчилана, Пьедрас-Неграс и др. с их величественными дворцами и пирамидами, ярким изобразительным искусством, письменностью и календарем.

Рис.1.12.1. Тикаль

Рис.1.12.2. Паленке.

Экономической базой цивилизации майя было подсечно-огневое маисовое земледелие. Этот способ обработки земли заключается в вырубке, сжигании и засевании участка тропического леса. Из-за быстрого истощения почвы обрабатываемый участок через 3-4 года покидается, и хозяйство переносится на новое место. Майя в результате длительных опытов сумели вывести гибридные высокоурожайные сорта основных сельскохозяйственных культур - кукурузы, бобовых и тыквы. Ручная техника обработки небольшого участка тропического леса, сочетание на одном поле посевов нескольких культур позволяли долгое время сохранять плодородие и не требовали частой смены обрабатываемых участков. Благоприятные природные условия позволяли земледельцам майя собирать в среднем не менее двух урожаев в год. Кроме полей в джунглях возле каждого жилища имелся приусадебный участок с огородами и рощами фруктовых деревьев, которые также давали значительное количество пищевых продуктов. Успехи древних земледельцев майя во многом обязаны созданию в I-ом тыс. н.э. совершенного календаря, строго регламентировавшего сроки и очередность проведения сельскохозяйственных работ. Помимо подсечно-огневого, майя были знакомы и с другими способами ведения хозяйства. На юге Юкатана были обнаружены следы террасного земледелия с особой системой увлажнения склонов холмов. В бассейне реки Канделария майя использовали систему плавучих огородов, обладающих практически неистощимым плодородием. Широко использовалась также ирригация заболоченных местностей - при помощи каналов от болотистых участков отводились излишки воды, превращая их в пригодные для сельскохозяйственного использования поля.

Ремесленные промыслы у майя были представлены керамическим производством, ткачеством, производством каменных орудий труда и оружия, украшений из нефрита, строительством. Развитие ремесел служило мощной базой для торговли. Привозная керамика майяского происхождения была обнаружена археологами на территории современных Никарагуа и Коста-Рики. Прочные торговые связи были установлены майя с Теотихуаканом. Здесь существовал целый квартал в котором проживали торговцы майя, были расположены склады с товарами, святилища майяских божеств. Аналогичный квартал торговцев из Теотихуакана был обнаружен в крупнейшем городе майя - Тикале.

Рис. 1.12.3. Пирамида майя. Тикаль

Рис. 1.12.4. Дворец. Паленке.

Социально-политическая структура общества майя была достаточно сложной. Во главе иерархической социальной системы стоял обожествляемый правитель. В своей деятельности правители опирались на светскую и духовную знать. Несмотря на то, что об организации управленческого аппарата у майя практически ничего не известно, наличие его несомненно. Базу общества майя составляли общинники-земледельцы. После VI-ого века н.э. у майя устанавливается династическая система власти. Однако, хотя власть правителей майя и была санкционирована богами, она ограничивалась территорией одного или нескольких городов с прилегающими землями. Мощного централизованного государства этнические майя никогда не имели.

В настоящее время ученых, занимающихся изучением цивилизации майя, смущает резкий качественный скачок, который знаменует переход от культуры ранних земледельцев к цивилизации, а также отсутствие переходных этапов в развитии общества и ряда культурных достижений классического периода. Некоторые археологи заговорили о загадке внезапного появления блестящих достижений цивилизации майя, появились многочисленные теории о загадочном влиянии извне. Особенное значение придавалось вопросу о возникновении у майя письменности и календаря, поиски истоков которых всегда занимали важное место в работах исследователей. Древнейшей стелой с календарной датой в равнинных районах территорий майя, считается стела "29" из Тикаля, найденная в 1959 г. Высеченная на ней дата в переводе с майяской системы исчисления (т.н. системы "длинного счета" - отсчета времени от определенной даты) на современную систему исчисления означает 292 г. н.э. Вместе с тем, несколько монументов с более ранними датами было обнаружено на территории современного штата Петен - общепризнанной колыбели цивилизации майя. Это стела "C" из Трес-Сапотес, штат Веракрус (территория культуры ольмеков), датированная 31 г. до н.э. Как считают некоторые исследователи, это служит косвенным доказательством того, что майя заимствовали письменность и календарь у ольмеков. Однако позднее было обнаружено несколько стел с датами приблизительно того же времени (36 - 41 гг. н.э.) на "исконно майяских" территориях.

Гораздо сложнее обстоят дела с вопросом о возникновении письменности (не только у майя, но и у других народов Мезоамерики). До настоящего времени обнаружить какие- либо следы зачатков письменности археологам не удалось. Сложная система иероглифического письма появляется у майя сразу и из ниоткуда. В связи с этой проблемой стали возникать экзотические гипотезы о возникновении письменности у народов Мезоамерики. Некоторые ученые считают, что письменность майя изобрел какой-то один гениальный человек, гипотетический жрец-мыслитель, поэтому искать его истоки или фазы развития бессмысленно. Другие утверждают, что ранние образцы майяской письменности были воплощены на дереве или листьях, и поэтому безвозвратно погибли.

Рис. 1.12.5 «Храм Надписей». Паленке.

Рис. 1.12.6 Схема расположения крипты под «Храмом Надписей». Паленке

 

Архитектурный стиль цивилизации майя представлен либо собственно пирамидами (рис.1.12.3.), либо зданиями, выстроенными на пирамидальных холмах-платформах (рис.1.12.4.). На плоских вершинах пирамидальных платформ майя строили храмы, резиденции знати, дворцы. Эти сооружения окружали прямоугольные мощеные площади, которые служили центральной единицей планировки в городах майя. Жилища рядовых жителей строились из дерева и глины под крышами из сухих пальмовых листьев. Все жилые дома стояли на невысоких (1 - 1,5 м.) платформах из камня. Обычно жилые и подсобные строения образовывали группы, расположенные вокруг открытого внутреннего дворика прямоугольной формы. Такие группы домов были местом обитания больших патриархальных семей. В городах майя имелись также большие общественные рынки и кварталы ремесленников. Местонахождение того или иного здания в черте города определялось социальным статусом его обитателей.

Одной из самых известных пирамид майя является паленкский "Храм Надписей" (рис.1.12.5.). Широкую известность это сооружение майя получило после того, как известному мексиканскому археологу Альберто Русу в 1949 г. удалось обнаружить саркофаг с хорошо сохранившимися останками в крипте под пирамидой (рис.1.12.6.). Это открытие позволило ученым вновь поднять вопрос об известном сходстве между цивилизациями Древнего Египта и Мезоамерики, и даже говорить о гипотетических связях между ними. Само открытие крипты под "Храмом Надписей" имеет настолько большое значение для американистики, что на нем стоит остановиться поподробнее.

Во время изучения "Храма Надписей" профессор Рус обратил внимание на то, что одна из плит, служивших полом помещения на вершине пирамиды, имеет по краям 12 отверстий плотно закрытых каменными пробками. Поскольку плита немного выступала над полом, помощники Руса попытались приподнять ее при помощи рычага. После того, как это удалось, перед археологами открылся вид на часть лестницы, ведущей под пирамиду (рис.1.12.7.). Хотя лестница и туннель прекрасно сохранились, все внутреннее пространство было завалено тоннами камня и глины. Процесс очистки лестничного пространства занял четыре года. На глубине 16 м. экспедиция достигла места, где лестница заканчивалась, и начинался короткий коридор, вход в который был закрыт каменной кладкой. В этом коридоре был обнаружен каменный ящик с останками шестерых людей - пяти мужчин и одной женщины. Кости погребенных перед захоронением были сломаны, иначе они не уместились бы на таком маленьком пространстве. По характерным признакам - деформированным черепам и специфической инкрустации зубов - археологи определили, что останки принадлежат людям благородного происхождения. Спустившись еще на 10 м., и преодолев последнее препятствие - огромную каменную плиту - экспедиция проникла в крипту, расположенную на глубине 25 м. ниже уровня пирамиды (рис.1.12.8.) ( сама пирамида имеет высоту немногим более 20 м.). Крипта имеет следующие размеры: 9 м. в длину, 4 м. в ширину и почти 7 м. в высоту. Одну из стен покрывают рельефы с изображениями 9 Властителей Ночи - богов 9 преисподних майя. Все они имеют украшения из перьев птицы кетцаль и пояса с тремя человеческими черепами. Богатые жертвенные предметы лежали на полу крипты и на монолитной каменной плите, занимавшей большую часть пола гробницы. Альберто Руса заинтересовал каменный цоколь, на котором покоилась алтарная плита. Кроме него плиту поддерживало еще шесть богато украшенных каменных столбиков. Весь поддерживающий блок весил около 20 т., а сама плита - около 5 т. После простукивания удалось установить, что каменный цоколь скрывает в себе какую-то полость. После того, как плиту удалось сдвинуть при помощи деревянных рычагов, под ней обнаружился саркофаг с телом мужчины довольно высокого для индейцев роста (1,73 м.), умершего в возрасте приблизительно сорока-пятидесяти лет. На зубах умершего не было инкрустаций, характерных для аристократии майя. Был ли деформирован череп, установить не удалось из-за значительных разрушений останков. Вероятно, предыдущие шестеро покойников аристократического происхождения были принесены в жертву перед входом в крипту, чтобы их души после смерти охраняли душу умершего и прислуживали ей. На останках сохранились богатые украшения - ожерелье более чем из тысячи нефритовых зерен, нанизанных в 9 рядов, на обеих руках браслеты, на каждом пальце - нефритовый перстень. В ногах покойника лежала маленькая статуэтка, изображающая бога солнца. Но самые любопытные украшения были на голове. На лбу находилась диадема в виде летучей мыши, в ушах серьги, пластинки которых были исписаны иероглифами. Лицевую часть черепа покрывала прекрасная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Только глаза маски были выполнены из кусочков обсидиана и раковин. Как показало обследование, маска была налеплена на лицо в момент погребения раствором песка с известью. В гробнице присутствовали все атрибуты власти древних майя - скипетр, маска, щит. От саркофага к храму наверху пирамиды тянулся т.н. "душепровод" - трубка неясного назначения, выполненная в виде змеиного тела.

Рис.1.12.7. Лестница, ведущая в крипту под «Храмом Надписей». Паленке

Рис.1.12.8. Крипта с саркофагом под храмом надписей. Паленке.

Альберто Рус считал, что усыпальница в пирамиде "Храма Надписей" является уникальным сооружением. Подробное изучение саркофага подтвердило гипотезу о том, что архитектура и внутреннее убранство погребальной камеры, созданные в классический период истории майя, носят явно архаизированный характер - Жрецы Паленке пытались детально воссоздать какие-то древние каноны погребальной церемонии.

Рядом с "Храмом Надписей" мексиканскими археологами Арнольдо Гонсалесом и Фанни Лопес было найдено женское погребение в пирамиде храма, который получил название "Храм Красной Царицы". Эта пирамида настолько тесно примыкает к "Храму Надписей", что невольно возникает мысль об едином ансамбле, и, следовательно, о связи между двумя захоронениями. Расположенная внутри пирамиды погребальная камера была почти полностью заполнена монолитным саркофагом прямоугольной формы.

Рис.1.12.9. «Храм волшебника». Ушмаль

Рис.1.12.10. «Пирамида Пернатого Змея». Чичен-Ица

Размеры саркофага составляли 3 х 2,1 х 1,1 м. - т.е. точно совпадали с размерами саркофага "Храма Надписей". С восточной стороны в узком промежутке между стеной камеры и саркофагом был обнаружен скелет женщины 35-40 лет. С западной стороны лежал скелет мальчика 7-12 лет. В самом саркофаге находился скелет женщины 35-40 лет, который лежал в вытянутом положении, головой на север. Череп покойной был деформирован, как это было принято у знати майя. Найденный в захоронении инвентарь свидетельствовал о том, что покойница принадлежала к семье правителя - ручные и ножные браслеты из нефрита, ушные вставки, головные украшения, 1250 нефритовых пластинок, из которых была составлена погребальная маска. Кроме этого на теле и вокруг него находились изделия из жемчуга, обсидиановые ножички, костяные иглы, раковины. Несмотря на некоторое сходство оба захоронения имеют значительные различия. Если "Храм Надписей" был сооружен ради захоронения, то "Храм Красной Царицы" был приспособлен под погребение позже и имел куда более скромные размеры. Самым важным отличием является полное отсутствие декора, и каких бы то ни было надписей во втором случае. Можно предположить, что захоронение проводилось второпях, поэтому для отдания надлежащих почестей просто не было времени.

Приблизительно в конце V в. н.э. начинается необъяснимое и загадочное переселение народов майя из низинных тропических областей Петена и долины реки Усумансинты в засушливые земли северной части п-ова Юкатан. Великолепные города колыбели цивилизации майя - Паленке, Тикаль, Копан и др. приходят в полное запустение. На новых землях возникают новые культурные центры майяской цивилизации - Чичен-Ица, Ушмаль, Кабах и др. Новый период в истории майя был назван археологами по аналогии с периодизацией истории Древнего Египта Новым Царством, предыдущая история стала именоваться соответственно эпохой Древнего Царства. Причины, по которым великолепные города Древнего Царства были оставлены майя, в последние десятилетия остаются главной загадкой майялогии. Один из крупнейших специалистов в этой области профессор Морли (США), считает, что переселение было вызвано оскудением обрабатываемых земель по причине экстенсивности применяемых майя технологий обработки почвы. Некоторые специалисты считают, что причиной переселения могли стать участившиеся землетрясения, или даже изменения климата. Ни одна из имеющихся в настоящее время гипотез не имеет достаточной доказательной базы.

Новые города майя уже не обладали такой утонченной изысканной архитектурой, как Паленке или Тикаль, но зато выглядели гораздо величественней - это были прежде всего памятники силы и могущества новых управляющих династий, их помпезные резиденции. Одним из таких городов был Ушмаль - резиденция правящей династии Шив. Он находится в части п-ова Юкатан, которая носит название страна Пуук (буквально "Страна низких холмов"). В этой местности по шесть месяцев в году не бывает дождей, поэтому города майя возникали здесь только в тех местах, где удавалось создать искусственные резервуары для сбора воды в период дождей, снабжавшие жителей живительной влагой на протяжении засушливого периода (т.н. чультуны - высеченные в известняковых скалах огромные цистерны для сбора воды). Главной пирамидой Ушмаля является т.н. "Храм Волшебника" (рис.1.12.9.). Эта пирамида отличается от типичных ступенчатых пирамид майя тем, что вместо квадратных имеет овальные горизонтальные проекции платформ (платформа основания имеет малый и большой радиусы соответственно 50 и 70 м.). Как показали исследования пирамида строилась следующим образом - сначала на ее месте находился одноэтажный храм, который на каком-то этапе развития города перестал устраивать его жителей. Тогда его внутренние помещения засыпали камнями и глиной и превратили в основание для следующего святилища. Подобная операция проделывалась как минимум три раза. Последнее святилище было "надето" на пирамиду во время правления династии Шив - последних правителей Ушмаля.

Одним из крупнейших городов северной части п-ова Юкатан была легендарная Чичен-Ица - город объединивший в своих стенах две культуры - собственно майя и воинственного народа толтеков. По археологическим данным толтеки вторглись на территорию северного Юкатана в Х веке н.э. Быстро разбив войска разрозненных майяских городов-государств, они начали контролировать практически все территории юкатанских майя, сделав своей столицей Чичен-Ицу. Завоеватели принесли на земли майя свой образ жизни, свою религию (культ Пернатого Змея), свой архитектурный стиль. В результате взаимного влияния двух культур появился новый синкретический толтекско-майяский стиль в искусстве и архитектуре. Самым ярким образцом нового стиля является "Пирамида Пернатого Змея" (рис.1.12.10.), которая, несомненно, была сердцем архитектурного ансамбля Чичен-Ицы. Эта пирамида имеет квадратное основание и 9 платформ. На вершину ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая на первом этаже имеет форму прекрасно выполненной змеиной головы и в виде змеиного тела продолжается до самой вершины. На вершине расположен каменный храм, который украшают колонны в виде змеиных тел. Когда археологи начали изучение "Пирамиды Пернатого Змея", они обнаружили, что под внешней оболочкой скрывается еще одна девятиступенчатая пирамида, чуть поменьше. Внутри нее находилось небольшое помещение с расположенным посередине каменным троном в виде ягуара. Вероятно, на нем в давно ушедшие времена восседал один из толтекских правителей Чичен-Ицы.

Ко времени Конкисты остатки цивилизации майя были сосредоточены в засушливых районах северного Юкатана. Перед приходом испанских завоевателей культура майя находилась в упадке: междоусобицы, неурожаи и эпидемии сопровождали закат одной из величайших цивилизаций Мезоамерики. Однако, несмотря на эти невзгоды, еще в течение многих лет племена майя отстаивали свою независимость в борьбе с сильным и коварным врагом. В 1540 г., спустя двадцать лет после гибели могущественной империи ацтеков, большая часть территории Юкатана находилась все еще в руках местных индейцев.

Далее