АЛЕКСАНДР ВОРОНИН БРЮСОВ: ПОСЕВ АТЛАНТИДЫ. НЕКОТОРЫЕ АТЛАНТОЛОГИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТА
Творчество знаменитого русского поэта-символиста Валерия Брюсова еще не достаточно изучено. Н. А. Богомолов в своей книге «Русская литература начала XX век и оккультизм» отмечает, что в настоящее время не существует удовлетворительных трудов по эзотерическим проблемам в творчестве Брюсова [Богомолов 1999: 24], а по теме Атлантиды их и вовсе нет. Некоторые эзотерические аспекты творчества поэта рассмотрены в небольшой брошюре Василия Молодякова «Мой сон, и новый, и всегдашний…» В ней автор показывает Брюсова, как последовательного традиционалиста, и ставит его магическую фигуру наравне с такими знаковыми именами, как Карл Хаусхофер, Константин Леонтьев, Свен Гедин, Густав Майринк, Юлиус Эвола, Иван Коневской [Молодяков 1996: 8]. В конце XIX в. в Европе заговорили об «оккультном возрождении». Особенно ярко это направление проявилось во Франции, Англии и в Германии, где представители науки и культуры сами были известными эзотериками и оккультистами. По нашему мнению, основой такого возрождения была целостная система древней мудрости, берущей свое начало в истории Атлантиды и прочих працивилизаций Земли. Свет этих знаний в виде посвятительных мистерий несли народам Земли в свое время жрецы Америки, Африки и Евразии. Во время падения античности и зарождения христианства гностики спасли наиболее ценные зерна меркнущего света атлантов, передав их в силу непрерывности Традиции рыцарям-тамплиерам и храмовникам, катарам, затем масонам, розенкрейцерам и позднейшим эзотерическим и оккультным сообществам и ложам. Поиск и приобщение к изначальным истокам такой мудрости через инициатические ордена – было первостепенной задачей многих интеллектуалов Запада и России. Ставил перед собой такую задачу и Брюсов. Во все времена именно поэт был наделен необыкновенным даром проникать в тайны мирового бытия и доносить их разгадку до простого обывателя. Только творческие натуры были способны к «первопереживанию», которое исходит из вневременных состояний человеческого духа, и которое человек не может себе представить и выразить в словах или звуках [Юнг 1996: 259-261]. В глубинах человеческого сознания сохраняется генетическая прапамять прошлых воплощений, где человек видит разрушенные миры, неведомые цивилизации. Древние архетипы помогают человеку извлекать скрытую от нас информацию об Изначальной Традиции, оставшейся от исчезнувших культур. Владел ли Брюсов такими экстраординарными способностями и использовали ли он их в своем творчестве? В архиве Брюсова хранится четверостишие, которое дает нам многое для понимания этой идеи прапамяти:
В письме к А. А. Шестеркиной Брюсов писал: «Я люблю зной. Предки мои были костромичами, но я уверен, что «небесное родство» у меня с какими-нибудь дикарями из тропиков. Быть голым, лежать с дротиком в руках, на выжженной траве у пересохшей реки, купаться в растопленном воздухе и лениво слушать отдаленное рычание льва – мне это что-то родное и понятное. Тропическая веерность пальм, пьяное безумие растений, безобразие и ужас пресмыкающихся – мне как-то понятнее, чем наши сосны и березы, и жалкая травка, вся эта раскрашенная фотография нашего лета… Мечтаю о шуме водопада Мози-оа-Тунья» [ЛН 1976: 643]. Этот знаменитый водопад Виктория на реке Замбези в Южной Африке воспел другой русский поэт Константин Бальмонт. Бальмонт усиленно искал следы Атлантиды по всему свету, в том числе, и в Центральной Америке. Рассматривая руины Паленке, он писал Брюсову: «Когда я приближаюсь к здешним руинам, мне кажется, что я уже давно в них был… Я не решаюсь говорить об этих развалинах. Их тайна слишком велика. Их красота, как ни уменьшена она людьми и временем, уводит мысль к тайне, которая связывает уловимой, но зыбкой связью в одной мистерии такие различные страны, как Египет, Вавилон, Индия, и эта неразгаданная Майя. Думаешь о погибшей Атлантиде, бывшей очагом и колыбелью совсем различных мировых цивилизаций. Чувствуешь, что без Атлантиды невозможно понять и объяснить огромного числа явлений из области космогонических помыслов и созданий ваяния, живописи и строительного искусства. Слишком красноречивы сходства и тождества» [Бальмонт, Змеиные цветы 1910: 41]. Брюсову везде слышатся «нездешнего мира звуки». Он опечален, когда «к нам немного доходит из прошлого мира». В одном из вступлений к поэме «Атлантида», поэт говорит: «И лишь мечта ведет нас в мир иной, / В мир истины, где сущности видений». Внутренний мир Брюсова переполнен «кругами живых вселенных», воспоминаниями о прошлых исторических временах и перевоплощениях:
Интересно отметить, что замыслы своей работы «Учители учителей» и эпопеи «Атлантида» относятся к ранней юности Брюсова. Еще юношей он создавал поэтический эпос «Солон». Видимо, ему не давали лавры самого Платона и Солона. В письме к Перцову от 14 июня 1895 г. он сообщает: «обработал гекзаметром целую эпопею «Атлантида», ту самую, которая не удалась Солону и Платону» [Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову 1927: 27]. Именно Солон, согласно преданию, написал поэтическое произведение под названием «Атлантида», которое не сохранилось. Брюсов знал, что в мировой литературе нет достойного поэтического произведения, посвященного легендарным атлантам. Единственной известной поэмой об Атлантиде ко времени жизни поэта было произведение каталонского автора Жасинта Вердагера (1845-1902) «Атлантида» (1876). Можно сказать, что Брюсов на протяжении почти всей своей сознательной жизни обращался к атлантологической теме, перемежая ее с другими гностическими и эзотерическими темами. В одном из черновиков к «Учителям учителей» Брюсов пишет: «И все же тревожный призрак (Атлантиды – А. В.) стоит перед нами, мучит и соблазняет нашу мысль, влечет к себе как тайна» [Брюсов VII: 490]. Эзотерики говорят о «Хрониках Акаши», в которых записаны буквально все события и факты, происшедшие на планете за все время ее существования. Эти Хроники представляют собой информационное поле Земли, где знания былых цивилизаций и культур сохраняются навсегда. Человеку, чтобы подключиться к такому банку знаний, необходимо обладать некоторой духовной практикой и творческими, экстрасенсорными и другими паранормальными способностями. О правдивости таких записей свидетельствует закон перевоплощений, о чем и грезит Брюсов. Современные ученые установили, что информационное поле Земли действительно существует, и человек без каких-либо технических средств может воспринимать информацию на весьма отдаленном расстоянии [Казначеев 1993]. В немногих спиритических сеансах Брюсов испытывал ощущение транса и ясновидения: «Я человек до такой степени «рассудочный», что эти немногие мгновения, вырывающие меня из жизни, мне очень дороги» [Богомолов 1999: 294]. В цикле «Сны человечества», где чередой проходят исторические эпохи от Атлантиды до современности, поэт, будто в иной реальности, «голос слышал, – словно струны / Я голос слышал, – нежно-юный» [Брюсов II: 380]. По мнению символистов, с помощью искусства можно постигнуть мир иными, не рассудочными методами. Природа искусства, по Брюсову, интуиция, вдохновенное угадывание, метод, которым во все времена пользовались мыслители, искавшие разгадки тайн бытия. Искусство – то, что в других областях мы называем Откровением. Создания искусства это – приотворенные двери в Вечность. Порой одна фраза, брошенная поэтом, стоит многих научных трактатов по Атлантиде, так как она созвучна первоначальной Традиции. По мнению Н. И. Петровской, «фанатиком, жрецом, священнослужителем искусства прошел Брюсов сквозь жизнь, и в этом одном была его органическая сущность» [ЛН 1976: 786]. В раннем творчестве Брюсова встречаются образы утраченного Эдема (Атлантиды?), появляющиеся под разными названиями: «Рай Шидада», «Путешествие в бывший Эдем», а также присутствует тема всемирной катастрофы, гибели, потопа, общего хаоса. Это проявляется в неоконченной поэме «Содом и Гоморра», в различных набросках, планах: «Гибель Земли», «Гора Звезды», «Пироент», «Диктатор», «Мир семи поколений». По воспоминаниям Георгия Шенгели, «Брюсов – поэт эпохи мировых катастроф» [Брюсов 1998: 213]. В 1917 г. в горьковском журнале «Летопись» (№№ 5-12) была опубликована статья Брюсова «Учители учителей». В этом же году поэт прочел курс лекций о древнейших культурах человечества в Баку и в Москве (Народный университет им. А. Шанявского). Нас же, в первую очередь, должны интересовать планы, замыслы, идеи Брюсова в связи с его работой «Учители учителей». Со слов жены, замысел этого проекта у поэта возник еще в 1897 г., когда он живо обсуждал проблему Атлантиды с Бальмонтом. В процессе работы над «Атлантидой», как первоначально назывался исторический очерк, поэт пришел к мысли, что она станет частью большого цикла его научных работ, выпущенных под псевдонимом «Неизвестный автор». В предисловии Брюсов неожиданно сообщает, что он и «Неизвестный автор» – две разные личности. По словам Брюсова, он почти четверти века посвятил себя литературе, тогда как «Неизвестный автор» в это время усиленно занимался чистой наукой, а также «герметическим знанием». «25 лет этот загадочный «ученый» уклонялся от выступлений в печати, считая себя недостаточно подготовленным, и лишь недавно предоставил автору этих строк, как своему лучшему другу, издать некоторые из своих работ» [Брюсов VII: 485]. На первый взгляд совершенно очевидно, что Брюсов хотел воспользоваться псевдонимом, чтобы автора такого проекта считали настоящим ученым, а не только поэтом-мечтателем, и тем самым не принизить интерес к проблеме Атлантиды. Но, с другой стороны, нельзя исключать, что за этим анонимом стояли посвященные в то, что в Европе называлось Примордиальной Традицией, и которая имела свой закрытый круг обитания в Северо-Западной России, и, в частности, в Костромской губернии, родине предков В. Я. Брюсова. Согласно учению Рене Генона (1886-1951), изначально целостный комплекс древнейших знаний трансцендентного происхождения, впоследствии распавшийся на различные духовные традиции. Примордиальная Традиция ассоциировалась с северным регионом Гипербореи-Арктогеи. Русский космист и исследователь гиперборейской культуры на Кольском полуострове Александр Васильевич Барченко (1881-1938) говорил о русской ветви Традиции в Костромской губернии, откуда, видимо, происходила «Велесова Книга». До революции 1917 г. именно здесь был Белый Круг хранителей-волхвов [Асов 1999: 275-291]. С более точной долей вероятности, можно считать, что Брюсовы род свой возводили к графу Александру Романовичу Брюсу (1705-1751), чье поместье находилось в Костромской губернии. В свою очередь, А. Р. Брюс был племянником знаменитого Якова Вилимовича Брюса (1670-1735), сподвижника Петра I, видного государственного и общественного деятеля. В народе его прозвали «русским Фаустом», «колдуном на Сухаревской башне», «черным магом», чернокнижником, астрологом и т. п. Графский род Брюсов происходил от шотландского короля Роберта I (1274-1329). По преданию, этот загадочный род обладал оккультными способностями и владел эзотерическими древними знаниями не без помощи спасшихся от преследований и осевших в Шотландии тамплиеров. Остается вопрос: был ли Брюсов посвященным, проходил ли обряд инициации, как об этом говорит Молодяков? По некоторым данным, Валерий Яковлевич состоял в масонской организации. В так называемой «Записке Кандаурова» утверждается участие А. Белого в масонской ложе «Люцифер», лидером которой якобы был сам Брюсов [Серков 2005: 19; Богомолов 1999: 430]. По мнению российского филолога Георгия Нефедьева, в представлении Брюсова, «посвященный» – это, скорее всего, человек, признанный сохранять знание и культуру в кризисное время, вызванное будь то катастрофой Атлантиды, так и социальными революциями. Здесь идеал Брюсова – Хранитель тайного и не тайного знания, а также, Традиции, сохраняющий и передающий их будущему. Именно таким поэтом-хранителем ощущал себя Брюсов. Он и был таким – одиноким «поэтом-атлантом», «последним человеком из Атлантиды», хранящим заветы исчезнувшей страны. Но парадокс заключается в том, что Брюсов мог и не знать о своем посвящении. Например, в розенкрейцеровском обществе было несколько кругов посвящения. Порой рыцари не знали, что находится в сердцевине принимаемого учения. При вступлении в орден неофиту сообщали, что вместе с ним в орден вступают его предки, его братья, их потомки, которые тоже становятся братьями Храма, но сами не принимавшие прямого участия в этом посвящении [Нефедьев 2002: 151]. К сожалению, грандиозный проект так и не был осуществлен. Обзор неопубликованных статей наводит на мысль, что для решения «ненаучной» проблемы Атлантиды Брюсов впервые хотел привлечь знания междисциплинарных наук, которые найдут применение только в середине, и особенно, в конце XX в. Названия статей говорят сами за себя: «Общая теория чисел», «Вопрос о четвертом измерении», «Панарифметика», «Касание мирам иным в физике и химии», «Математические основы эстетики», отдельный раздел проекта включал в себя работы по оккультизму, магии, теософии, спиритизма и пр. Известно, что поэт готовил отдельное издание прочитанного им курса лекций «Учители учителей», но оно, к сожалению, так и не вышло. В предполагаемое издание Брюсов хотел включить заключительную главу, в которой говорилось, как наука соприкасается с поэзией и где наряду с точными методами анализа и синтеза, опирающимися на исследования и наблюдения, происходит творческая работа интуиции и дивинации (дар предугадывания). Однако каким-то образом эта дополнительная глава исчезла, и нам теперь неизвестен метод, по которому Брюсов должен был продемонстрировать читателям свои выводы на основе интуиции и дивинации. Проще сказать, Брюсов предлагал иной, творческий способ получения закодированной информации об Атлантиде. Брюсов как бы выделял два метода в изучении истории человечества: эзотерический и научный. Он утверждал, что в настоящее время наука подходит к первому, отвергнутому ею методу и «уже принуждена, логикой событий, поставить перед собой проблему о существовании древнейшего культурного мира, аналогичного традиционной Атлантиде» [Брюсов VII: 289]. Мы сейчас не знаем, в какой степени Брюсов рассматривал поэзию вообще, как некое отражение Сокровенного Учения древности. Как пишет Рене Генон, поэзия изначально обладала сакральной природой, под которой Аристотель подразумевал «поэтические науки». В западной античности поэзия именовалась «Языком Богов», потому что «Боги» и «Дэвы», как и ангелы, олицетворяют высшие состояния. По латыни стихи назывались carmina, и название это соотносилось с их использованием в ритуалах, потому что слово carmen идентично санскритскому Karma, которое означало «ритуальное действо»; а сам поэт, истолкователь «священного языка», именовался vates, что характеризовало его как существо, одаренное пророческим вдохновением. Позже vates превратился в вульгарного гадателя devin, а carmen – в колдовство (низшую магию). Слово «devin» этимологически есть не что иное, как «divinus» – «толкователь богов» [Генон 2004: 79-80]. Традиция и культура народов мира говорит, что земная история имеет более «глубинную структуру» и события, объясняющие обычно в контексте политики, экономики или природных катастроф, можно разъяснить в контексте духовно-эзотерических и оккультных процессов. Брюсов предполагал, что можно удачно сочетать оккультные знания и научный метод. Таким образом, неверно противопоставлять эзотерику науке. Брюсов, по воспоминаниям А.П. Остроумовой-Лебедевой, в пылу разговора как-то дал очень точное определение оккультизму: «Оккультизм есть наука с точными знаниями. Есть много выдающихся людей, которые признают оккультизм наукой, изучают его. Эта наука в своей истории имеет целый ряд доказательств. И я не верю в нее, я знаю, что потусторонний мир существует» [Брюсов 1998: 230]. По мнению Молодякова, Брюсов явно тяготел к гиперборейской, общеарийской (языческой) Традиции. Поэт был сам частью «особой, тайной, гиперборейской России, которая неуничтожима, поскольку лежит вне времени» [Молодяков 1996: 9-10, 35]. Историк русского розенкрейцерства Н. П. Киселев (1884-1965), для которого Брюсов имел «величайшее значение» писал: «Теоретически оккультизм есть само знание, наука часть знания; оккультизм – всестороннее знание, наука – одностороннее. Практически же в наше время оккультизм есть совокупность всех знаний, сокровищница всех фактов, априорно отвергнутых наукой» [Серков 2005: 13-14]. Брюсов был одним из первых, кто в России развил теорию Примордиальной Традиции, истоком которой стали, по его мнению, допотопные культурные центры развития человечества, и не только развил, а применил к этой теории чисто научный подход. Брюсов писал, что наряду с рационалистической исторической наукой, путавшейся в разительных хронологических противоречиях, связанных с древнейшими источниками (Библия, Геродот, индийские предания и др.), «существовала традиция (выделено мной – А. В.), шедшая из отдаленного прошлого, которая утверждала гораздо большую древность человеческой цивилизации. Согласно с этой традицией, культурным мирам Египта и Месопотамии предшествовал, на сотни столетий, культурный мир погибшей Атлантиды, в свою очередь имевший предшественника в еще более древнем мире Лемурии» (Брюсов VII: 277). Об этой Традиции поэт совершенно четко и ясно говорит в стихотворении «Пирамиды»:
Брюсов делает основополагающий вывод, что древнейшие культуры Европы, Азии, Африки и Центральной Америки оказались связанными таинственными нитями «исторических аналогий». Общее влияние на эти культуры какого-то «третьего источника» позволило Брюсову широко использовать научные открытия в археологии, этнографии, геологии последних десятилетий. Приводя многочисленные аналогии по всему свету, поэт призывает искать tertium comparationis, некую третью величину, которая, не будучи ни Старым Светом, ни Новым Светом, могла быть в сношениях и с тем и с другим. Таким образом, в основе всех известных древнейших культур человечества, по мнению Брюсова, лежит неизвестная цивилизация, имя которой Атлантида. Исследования Брюсова предвосхищают многие работы современных исследователей, работающих в сфере так называемой «альтернативной истории». Намного позже такое понятие, как «третья партия» ввели ученые, изучающие, в основном, культуру Древнего Египта. Известный исследователь древних цивилизаций Грэм Хэнкок пишет: «Тот факт, что «взлет» цивилизации в Мексике, произошел намного позже, чем на Ближнем Востоке, ничего не доказывает. Вполне возможно, что начальный импульс был дан в обоих местах одновременно, а последующее развитие могло идти соответственно местным условиям». Для этого многие ученые постулируют гипотетическую третью партию, которая и дала тот первоначальный культурный импульс цивилизациям Америки, Африки и Евразии [Хэнкок 2001: 215]. Опираясь на новейшие научные достижения, Брюсов осознавал, что пирамиды являлись одним из компонентов атлантической цивилизации, что впоследствии доказал британский атлантолог Льюис Спенс (1874-1955). По мнению Спенса, пирамидальные сооружения являются важным признаком «культурного комплекса Атлантиды». Например, мезоамериканские пирамиды весьма похожи на шумерские зиккураты и особенно на древнеегипетские ступенчатые пирамиды раннего периода [Spence 1926]. Многочисленные аналогии у различных народов Америки, Африки и Евразии, собранные современными специалистами и исследовательскими организациями, в который раз подтверждают теорию взаимопроникновения (диффузии) культур. Хэнкок обнаружил «следы богов» по всему свету, раскрывающие древние связи между внешне не связанными друг с другом цивилизациями. Поэтому, в начале XXI в. возникла необходимость ввести понятие «нового культурного комплекса Атлантиды», который охватывал бы все регионы Земли, наделяя культуру атлантов чертами глобальной мировой працивилизации, стоявшей у истоков развития всего человечества [Воронин 2004]. Известно, что в своих письмах Брюсов и Бальмонт обменивались вопросами, касающимися поиска Атлантиды. Скорее всего, оба поэта серьезно рассматривали вопрос о поездке в различные части света на поиски легендарной страны. Брюсов верил, что остатки древней цивилизации будут обнаружены в Атлантике или в прибрежных областях. Воодушевленный экспедициями немецкого исследователя Лео Фробениуса в Африке (1908-1910), поэт твердо намеревался совершить поездку в район Тимбукту (в то время Французский Судан, сейчас территория Мали в верховьях реки Нигер). По мнению Брюсова, здесь были расположены колонии Атлантиды, и была надежда найти какие-то следы поселений и остатки культуры атлантов. Но война 1914 г. помешала осуществить этот проект. В беседе с Н. С. Ашукиным Брюсов как-то сказал, что он может доказать существование Атлантиды, но от него отмахиваются, как от поэта. На рубеже столетий, интерес к Атлантиде не только в Европе, но в Америке и в России, несомненно, возрос. Выходят не только книги, но и снаряжаются экспедиции на поиски остатков культуры атлантов. В России издаются книги о проблемах Атлантиды [Богачев 1912; Башинский 1914]. Николай Гумилев создает специальное Геософическое общество для предполагавшегося в конце 1909 и начале 1910 г. африканского путешествия. Гумилев стремился в Африку, где могли быть скрыты некие откровения древнейших рас человечества: лемурийцев и атлантов. По всей видимости, там находилась та «золотая дверь», за которой скрыты последние истины истории всей Земли. Свидетельством этого служит «Поэма конца», где действие происходит в Лемурии, предшественнице Атлантиды [Богомолов 1999: 117-119]. Брюсов описывает три известные ему экспедиции, которые были направлены на установление местонахождения Атлантиды: 1) в 1904-1918 гг. Лео Фробениус; 2) Пауль Шлиман, внук знаменитого Генриха Шлимана; 3) в 1914 г. неизвестная английская частная экспедиция. Немецкий этнограф Лео Фробениус (1873-1938) основательно изучил Нигерию, чтобы сделать вывод, не подобающий настоящему ученому. В своей книге «И Африка говорила!..» Фробениус не только выдвинул гипотезу о том, что проживающий там народ йоруба – потомки легендарных атлантов, но и привел многочисленные доказательства существования высокоразвитой цивилизации в этом регионе. Первый том этого сочинения озаглавлен: «Auf den Trummern des klassischen Atlantis». Брюсов пишет: «Путешествие Лео Фробениуса доказало, что поиски следов Атлантиды – предприятие не безнадежное» [Брюсов VII: 430]. С Фробениусом связана загадка так называемого «московского ученого». Поэт Андрей Белый в письме к Иванову-Разумнику от 17 декабря 1923 г. писал: «… вчера я прочел письмо Фробениуса, адресованное молодому, московскому ученому; в этом письме идет речь все о том же: человечество изжило себя; и взоры немногих «ведающих» обращены на Восток; как ни тяжела жизнь в России, однако: там совершается «нечто», на что обращены взоры запада; и все лучшие люди Германии, немногие избранные, должны чутко прислушаться к дующему на всю Европу ветру с Востока…» [Богомолов 1999: 18]. К сожалению, имя московского ученого осталось неизвестным. По нашему мнению, под маской «московского ученого» мог скрываться Брюсов. Можно вспомнить, какой фурор произвел роман «Огненный ангел», напечатанный в Германии. Немецкие критики не хотели признавать, что произведение было написано русским писателем, настолько достоверно Брюсов вжился с «немецким духом». Фробениус не мог не знать о таких потрясающих отзывах, и, конечно, в лице Брюсова, немецкий путешественник и ученый тоже видел своего собрата, ученого, а не только известного поэта. Фробениус в книге «Весть судьбы» подверг критике Веймарскую Германию и обозначил прогноз тоталитарного будущего страны. Он говорил об упадке культуры и науки в Европе, которая признает «только то, что может быть измерено и точно определено. Все прочее отрицается. Вследствие этого западная культура нарушила равновесие между душой и познанием». «Дарвинизм и марксизм стали для Германии убеждением, для России – культом. В обоих случаях – обожествление чужих богов», – писал ученый. По мнению Фробениуса, у немецкого народа есть особое понимание смысла жизни [Frobenius 1924]. Нетрудно заметить схожие настроения с брюсовскими. В статье «Смена культур» Брюсов говорит: «Европе остается ссылаться на успехи своей науки и техники, своей философии, своего искусства, на совершенство своих политических установлений. Но и такая ссылка не будет оправдана фактами истории. Иными путями, иными методами, но мудрецы и ученые Халдеи, древнего Египта, Индии, античного мира достигали во многом высшего, нежели современная европейская наука, в познании «тайн природы». А до них была великая культура Атлантиды [Брюсов 2003: 175]. Как и многие его соратники Брюсов мечтал о «подлинной славе» будущей России в мировой истории человечества. Схожие мысли с Фробениусом высказывал и Бальмонт: «Из всех существующих ныне на Земле рас только Славянская находится в действенно-рождающем цикле» [Бальмонт, Морское свечение 1910: 19]. На Западе эта идея была не нова: Нострадамус говорил о «Великом празднике в Тартарии» (России), который наступит в 2026 г.; эзотерик Макс Гендель (1865-1919) писал: «С вступлением Урана в знак Водолея русский народ и славянская раса в целом достигнут ступени духовного развития, которая продвинет их намного выше их нынешнего состояния... Славянская цивилизация будет фундаментом развития шестой расы человечества». Согласно утверждению американского ясновидящего Эдгара Кейси, «надежды мира, его возрождение придут из России... Именно в России возникнет подлинный и великий источник свободы. Тогда каждый человек станет жить ради своих ближних... Это будет совершенно другой способ существования». Уточняя свое пророчество, Кейси позднее добавил, что возрождение нашей цивилизации начнется в Западной Сибири, именно эта местность станет своеобразным «Ноевым ковчегом» для землян, которым суждено пережить то, что мы называем «концом света» [Stearn 1968]. Может быть, именно в России начало идти духовное осознание всей глубины метаистории человечества и включение культурного комплекса Атлантиды в ее анналы. В 1914 г. известный журналист и литературный критик М. О. Меньшиков (1859-1918) в газете «Новое время» печатает сенсационный материал о том, что некий московский купец в Атлантике, во время подводных работ, обнаружил бронзовую гробницу с телом атланта. В гробнице находилась рукопись, похожая на логографическое письмо древнейших египтян, которую смогли расшифровать. Можно принять эту публикацию известного литератора как рождественскую или святочную шутку, если обратить внимание на время выхода статьи из печати. Но в приложении к своей статье Меньшиков неожиданно рассказывает, что его материалами интересовались «один молодой ученый и один знаменитый поэт. Последний уже долгое время изучает вопрос о таинственной стране, погрузившейся на дно океана в незапамятные для истории века. По словам поэта, ему известны три экспедиции, сделанные в разное время для отыскания следов исчезнувшего материка, но о предприятии московского купца он ничего не слыхал» [Меньшиков 1914]. Внук М. О. Меньшикова, М. Б. Поспелов, подтвердил автору этой статьи, что этим поэтом был, несомненно, Валерий Брюсов. Действительно, Брюсов был знаком с известным тогда журналистом Михаилом Меньшиковым и весьма живо обсуждал его известные политические и экономические статьи на злобу дня. Тем более, обращает внимание, что Меньшиков говорит о знаменитом ученом. Кто это был знаменитый ученый, да еще интересовавшийся Атлантидой? Единственный ответ: один молодой ученый и знаменитый поэт – это одно и то же лицо, т. е. Валерий Брюсов. Молодой ученый – это как бы вторая ипостась знаменитого поэта, под которой он пытался доказать всему цивилизованному миру, что Атлантида существовала и ее осталось только найти. Действительно ли Брюсов мог доказать, что мифическая для многих Атлантида существовала? Сохранился черновик письма Брюсова Бальмонту от 10 июля 1898 г.: «… Я хочу написать плохой роман. Мне так хочется жизни, какой-нибудь действительной жизни, что, не решаясь уехать в Анголу, я пишу еще криптомерии. Пусть будут и убийства, и вопли задавленных в пропасти, и гибель, гибель, гибель… Вы не знаете детского писателя Райдера Хаггарда? Если Вы читаете детские книги, то прочтите. Когда я пишу, я сам (содрогаюсь) трепещу, и если б все было так, как я чувствую, это было бы то, что ищут. Но так оно не будет» [ЛН 1991 I: 774-775]. Непреодолимые силы тянули Брюсова в еще неисследованные области Африки, где, по мнению многих эзотериков, скрыты были знания древних эпох и цивилизаций, таких как, Лемурия и Атлантида. В этом письме речь идет о неоконченном романе «Гора Звезды». В нем Брюсов описывает, как в XIII веке нашей эры, в районе Центральной Африки, приземляется космический корабль с Марса – Красной Звезды с пришельцами-лэтеями. Лэтеи ведут себя как некие цивилизаторы, обладающие высокими, эзотерическими знаниями, в том числе, и астрономическими. Любопытно сказать, что за много лет Брюсов как бы предсказывает открытие в Африке, на территории современного Мали, племени догонов с их удивительными астрономическими знаниями. Даже название племени теллем, которых вытеснили догоны с исконных земель, почти соответствуют брюсовским лэтеям и некоторым именам героев романа Толé, Латомати, Талаэсто (явная аллюзия, отсылающая нас к платоновским атлантам и Атлантиде, в названии которых присутствует корень «tl». Здесь уместно вспомнить персонаж из драмы «Земля» Теотля). Само название племени «догоны» («люди большой воды», «люди изрезанного побережья») соответствует финикийскому «даган», «дагон», что означает «колосс», «рыба». Многие мифы и предания говорят о неких морских человеко-рыбах, принесших высокую культуру и цивилизаторские технологии во многие регионы мира. У древних семитов благодетельное божество в виде рыбы называлось «Dagon», что соответствует вавилонскому Оаннесу; у евреев оно имело форму «Dag» в значении «рыба», «охранитель», «мессия». Другое примечательное совпадение: именно в XIII в. догоны переселились на плато Бандиагара с верховьев Нигера недалеко от города Тимбукту, в том самом районе, где Брюсов предполагал искать следы Атлантиды. Вся культура догонов связана с двойной звездной системой Сириуса, космосом и небесными пришельцами во главе с Номмо, который в незапамятные времена опустился на Землю в своем воздушном корабле-челноке. Африка еще долго оставалась закрытым континентом, особенно ее внутренние области. В мифах догонов присутствуют люди-птицы балако с длинными ногами, клювами и огромными крыльями и земноводные полулюди-полузмеи Номмо. Брюсов описывает в потайном храме лэтеев, где покоится мумия их далекого предка, очень похожее существо, вобравшее в себе оба эти признака. Мумия была с птичьими руками, между пальцами перепонки, а нижние конечности в виде рыбьего хвоста [Брюсов 1975: 227]. Об этом Брюсов попросту не мог знать! Только с 1931 г. началось изучение догонской культуры группой французских ученых во главе с Марселем Гриолем и Жерменой Дитерлен. Именно с Африкой связывались устремления некоторых эзотерически мыслящих людей в поисках некой доисторической расы, обитающей в сердце самого Черного континента и скрывающей от других цивилизованных народов свое «зерно древней мудрости». Произведения таких писателей, как Хаггард, Жаколио, Бенуа, Булвер-Литтон, особо почитали в оккультных кругах Европы. Некоторые из этих авторов состояли в закрытых эзотерических орденах и обществах. Генри Райдер Хаггард (1856-1925) оказался не совсем «детским писателем». Основные темы его произведений – затерянные древние цивилизации, архаические культы бессмертия и перевоплощения, а также образ Атлантиды. Некоторые действия своих романов Хаггард переносит в Африку. Согласно современным исследователям, побывавшим на плато Бандиагара в Мали, догоны верят, что их потомки до сих пор живут среди людей. Жрецы-олубары знают о существовании тайного поселения их истинных отцов, стерегущих генофонд биологических тел детей Сириуса и веками ждущих зова далекой родины. Путешественник Александр Редько описывает такое поселение и необычных живущих там людей-птиц; они давно изменили каким-то образом свой облик на человеческий, но их можно узнать по глазам. Глаза остались птичьими: округлыми, свободно вращающимися на орбите и имеющими дополнительное мягкое веко в виде полупрозрачной пленки (ни один народ в мире не имеет таких глаз!) Они также имеют привычку сильно махать руками, а на ярмарке интересуются только зерном [Редько 2007: 195-208]. Примечательно, как Брюсов описывает глаза мумии: «Голова его была небольшая, с двумя совершенно рядом поставленными глазами, {…} они сохраняли свой цвет и свою форму, словно глядели пристально». В рукописи романа существует лакуна, возможно, поэт пытался дать какую-то другую интерпретацию этому описанию, но такой вариант, к сожалению, не сохранился. Брюсов один из первых, кто в литературе обнаружил таинственную связь Марса и пришельцев-лэтеев (читай – атлантов). К теме покорения космоса Брюсов-фантаст обращается почти за 30-40 лет до появления классических произведений советских фантастов – А. Толстого и А. Беляева, одновременно с первым литературным ее воплощением – К.Э. Циолковским. Сохранились юношеские наброски следующих брюсовских тем: «Путешествие на Венеру», «Экспедиция на Марс», «Восстание машин». Брюсов очень интересовался Марсом, когда эта планета в его время один раз в 2500 лет подошла так близко к Земле. Тема Марса и атлантов позже войдет в роман Алексея Толстого «Аэлита», первая публикация которого началась в 1922-1923 гг. Совместно с А. Толстым Брюсов разбирает какие-то архивы Временного правительства в 1917 г. В «Аэлите» отчетливо прослеживается связь образа Атлантиды с оккультными и эзотерическими источниками. Известный русский атлантолог Н. Ф. Жиров (1903-1970) по поводу романа А. Толстого записывает в своей автобиографии: «Атлантида и Марс – где найдешь другую столь занимательную комбинацию, такое мастерство художественного воплощения» [Воронин, Жиров 2004: 12]. В настоящее время ученые считают, что почти миллиард лет назад Марс был обитаем. Там была атмосфера, бурно расцветала жизнь, текли полноводные реки. На одном из космических снимков со станции «Викинг-Орбитер» (США) зафиксирован участок древней долины Касей-Валлес на Марсе, один из крупнейших каналов на этой планете, возникший в результате катастрофического прорыва талой воды. Длина долины около 3000 км, максимальная ширина свыше 100 км, глубина до 2-3 км. Каплевидные «горы-свидетели», гигантские параллельные ложбины, прямолинейные неразветвленные борозды в долине и на междуречьях представляют собой следы особых – флювиально-катастрофических процессов. Современные исследователи с помощью орбитальных станций смогли увидеть на Марсе правильные геометрические сооружения [Hoagland 1987; Хогленд, Бара 2009]. В свое время Брюсов сожалел, что комета Галлея в 1910 г. прошла, не столкнувшись с Землей, что, по его мнению, «весьма и весьма обогатило бы опыт человечества». Исследователи брюсовского творчества справедливо считают, что Брюсов был один из зачинателей, наряду с К. Э. Циолковским и Н. А. Морозовым, русской научной фантастики. Эти же материалы свидетельствуют, что и мировой фантастики тоже. В романе Брюсова «Гора Звезды» лэтеи-атланты отмечают у себя «праздник Посева». Великое пророческое брюсовское слово! Много лет оно будет тлеть в душе поэта неугасимой искоркой в ночи, пока не вспыхнет яркой звездой в стихотворном цикле «Отзвуки Атлантиды». Атланты дали народам Земли семена цивилизаторской культуры и жизнеутверждающей Единой солнечной религии для всего человечества. Брюсов восклицает: «Когда ж всколосится посев Атлантиды?» В этой фразе вся философия и мистерия Валерия Яковлевича Брюсова, весь его великий поэтический мир, который не знает ни границ, ни горизонтов. Литература Асов А. И. Атланты, арии, славяне. М.: Алетейа, 1999. Бальмонт К. Д. Змеиные цветы. М.: Скорпион. 1910. Бальмонт К. Д. Морское свечение. СПб., 1910. Башинский С. Атлантида. Спб., 1914. Богачев В. В. Атлантида мифическая и Атлантида геологическая. Юрьев, 1912; Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: НЛО, 1999. Брюсов В. Я. Собр. соч. в 7 тт. М.: Художественная литература, 1973-1975. В дальнейшем указана нумерация томов собр. соч. Брюсов В. Я. Гора Звезды // Фантастика 73-74. Сб. научно-фантастических рассказов. М.: Молодая гвардия, 1975. Брюсов В. Я. Неизданное и несобранное. М.: Ключ, 1998. Брюсов В. Я Мировое состязание. Политические комментарии 1902-1924 гг. Сост. В. Э. Молодяков. М.: АИРО-ХХ, 2003. Воронин А. А. Морские колонии Атлантиды. М.: Вече, 2004. Воронин А. А. Жиров – основатель науки атлантологии. Через тернии – к Атлантиде // Жиров Н. Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантологии. М.: Вече, 2004. Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 2004. Казначеев В. П., Трофимов А. В., Пискайкин А. П. Научные итоги глобальных экспериментов по изучению информационного поля Земли. Отчет. Новосибирск, 1993. Литературное наследие. Валерий Брюсов. Т. 85. М.: Наука, 1976. Литературное наследство. Валерий Брюсов и его корреспонденты. Т. 98. В 2-х кн. Кн. 1. М.: Наука, 1991. Меньшиков М. О. Письма ближним. Открытие Атлантиды // Новое время. 1914. № 13591, 12 (25) января–№ 13598, 19 января (1 февраля). Переиздано: Атлантида: проблемы, поиски, гипотезы. Сб. 1. Вып. 2. М., 2001. С. 132-144. Молодяков В. Э. «Мой сон, и новый, и всегдашний…» Эзотерические искания Валерия Брюсова. Токио, 1996. Нефедьев Г. В. Русский символизм и розенкрейцерство // Новое литературное обозрение // 2002. № 56. Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову: 1894-1896 гг. К истории раннего символизма. М.: ГАХН, 1927. Редько А. П. Мифы и реалии догонов // «И звезда с звездою говорит». Сб. Сост. Н. Н. Якимова. М.: Дельфис, 2007. Серков А. И. Предисловие // Н. П. Киселев. Из истории русского розенкрейцерства. Спб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2005. Хэнкок Г. Следы богов. М.: Вече, 2001. Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Юнг К. Г. Дух Меркурий. М.: Канон, 1996. Frobenius L. Der Kopf als Schicksal. München, Kurt Wolff Verlag, 1924. Hoagland R. The Monuments of Mars – A City on the Edge of Forever. 1987; Хогленд Р. С., Бара М. Темная миссия. Секретная история НАСА. М.: Эксмо, 2009. Spence L. The History of Atlantis. London, 1926. Stearn J. Edgar Cayce – the sleeping prophet. Bantam books. New York, 1968. |
||