Магия Змея-Дракона в мифологии
сопоставима с соответствующими навыками
человекоподобных богов.
""Грозны Боги, когда они
проявляют себя" - те Боги, которых люди
называют Драконами" (Е.Блаватская, "Тайная
доктрина").
"...Дракон, хотя и будучи
священным и достойным почитания, имеет в
сущности своей нечто еще большее от
божественного естества, о котором лучше
оставаться в неведении" (Элианий, "De Natura
Animalium").
В наиболее древней мифологии
божественная сила Змея-Дракона настолько
велика, что он участвует
в процессе творения мира,
т.е. выполняет ту роль, которую в более
поздней мифологии стали исполнять
человекоподобные боги.
"Мировой Змей Шеша,
представления о котором уходят в
доиндоевропейскую древность, объемлет
собою весь мир. Он бесконечен и потому имеет
эпитет Ананта (Бесконечный)... Космос под
воздействием Мирового Змея периодически
умирает для того, чтобы тотчас же
народиться в расцвесть вновь" (В.Демин, "Тайны
Вселенной").
"К востоку от Центральной
Америки, на острове Гаити, сохранились
легенды о змеях, восходящие ко времени
начала творения. Туземные вудуистские
племена верят в бога по имени Дамбалла Ведо,
который изображается в виде змея. Дамбалла
Ведо почитается как Великий Змей, Создатель
Вселенной, Неба и Земли. Согласно
любопытной легенде вуду о Потопе, Змей
залил Землю водой, но затем появилась
Радуга, и Змей взял Радугу себе в жены под
именем Айида Ведо" (А.Элфорд, "Боги нового
тысячелетия").
"Аборигены Австралии бережно
хранят легенды о змеях в своих "мифах
Сновидений", где рассказывается о
сотворении мира. В центральных районах
Австралии можно найти изображения Змеи-Радуги,
которая проходила легендарным маршрутом от
северного побережья и по пути создавала
реки, горы и людей" (там же).
"В большом цикле ирокезских
мифов... представлялось, что докультурное
состояние существовало в мире наверху,
которое, как говорилось, было невестой,
соблазненной драконом. В результате ее
соблазнения небеса открываются и ее ноги
оказываются "свисающими в пропасть";
поскольку она соскальзывает в реальный мир
общества и культуры, сам змей передает
необходимое зерно и домашнюю утварь..." (Бирхорст).
"Вначале... Огненный Дракон
носился в одиночестве в Беспредельности"
("Sarparajni").
"Древние космогонические мифы
утверждают, что вначале был лишь холодный
туман (Отец) и плодоносный ил (Матерь...), из
которого выполз Мировой Змий (Материя)" (Е.Блаватская,
"Тайная доктрина").
В некоторых случаях Змей-Дракон
участвует не только в сотворении мира, но и
непосредственно в
создании самого человека.
"В мифах ацтеков в Центральной
Америке описываются сцены сотворения
человека богом в виде пернатого змея
Кецалькоатля, а помогает ему Женщина-змей
Чихуакоатль" (А.Элфорд, "Боги нового
тысячелетия").
Внимательный анализ буквально
крупиц данных, содержащихся в мифологии,
выявляет весьма интересный факт: Змей-Дракон
был существом, которое эволюционно
предшествовало не
только людям, но и человекоподобным богам.
Змеи -Драконы, согласно мифам, к
моменту появления человекоподобных богов
уже достигли большого уровня "мудрости", а
это возможно лишь в случае более поздней
эволюции самих богов.
На это же указывает, в частности,
определенная последовательность в
процессе сотворения мира, которая
прослеживается в древних космогониях:
демоны - боги - люди. Эта последовательность
вполне может восприниматься и в простом
хронологическом порядке появления
цивилизаций...
Такой "эволюционный порядок"
сохраняется и тогда, когда роль в
сотворении мира переходит к
человекоподобным богам: Змей-Дракон стал ассоциироваться
с миром мертвых и духовным возрождением,
что наиболее рельефно прослеживается на
примере египетской мифологии (т.е. опять
стал первым, кто занял место, в которое
уходит все ныне живое).
Так египетский Шаи -
первоначальное божество доброй судьбы,
удачи и богатства, покровитель и хранитель
человека - изображался в виде змеи и
человека. Позже его стали связывать с
загробным миром.
Образы бога Мехента и богини
Мерит-Сегер также подчеркивают
представления о связи змей с царством
мертвых. Мерит-Сегер часто изображали в
виде просто змеи или львицы со змеиной
головой.
"Змея ассоциировалась с
духовным возрождением и воскресением. В
древнеегипетском тексте она сама
напоминает об этом: "Я змея Сата, я умираю и
рождаюсь вновь"" (М.Касперавичюс, "Мистическая
анатомия").
Данный "эволюционный порядок"
сохраняется даже в тех более поздних мифах,
в которых Змеи-Драконы несут явно
негативную характеристику и в которых
человекоподобные боги начинают сражаться
со Змеями-Драконами, олицетворяющими уже
зло.
Следует отметить, что в описанной
трансформации роли Змея-Дракона в
мифологии обнаруживается интересная
закономерность: чем меньше возраст мифа,
тем более "нехорошими" становятся Змеи-Драконы
и тем "хуже" становятся их отношения как с
людьми, так и с человекоподобными богами.
Наиболее ранние мифы, уходящие
корнями в седую старину, не разделяют
плохого и хорошего, добра и зла в привычном
нам понимании. Боги в этих мифах обладают
одновременно всеми качествами: могут быть
как добрыми, так и злыми, менять настроение,
свое отношение к людям и т.п. В этих же мифах Змей-Дракон
- прежде всего символ мудрости и знания,
несущий явно положительный оттенок.
В
более поздних мифах боги
разделяются на плохих и хороших, добро
отделилось от зла. Там уже Змей-Дракон приобретает
негативные качества, олицетворяет зло,
и против него сражаются "хорошие"
человекоподобные боги и положительные
герои.
"В самых ранних Космогониях Мира
не встречается ни "Творения тьмы", ни "Дракона
Зла", побежденного Солнечным Богом. Даже у
аккадийцев Великая Глубь - водная Бездна
или Пространство - было месторождением и
обителью Эа, Мудрости, непознаваемого
беспредельного Божества. Но у семитов и
позднейших халдеев бездонная глубь
Мудрости становится грубой Материей,
греховной субстанцией, и Эа превращается в
Тиамат, Дракона, сраженного Меродахом, или в
Сатану в астральных волнах" (Е.Блаватская,
"Тайная доктрина").
"Что же касается Индры [героя
инидийской мифологии], то главным его
подвигом считается победа над огромным
чудовищем - змеем Вритрой, пленившим воды
всех рек и вызвавшим страшную засуху на
земле. Все, даже боги, в страхе убегали,
заслышав шипение дракона, заградившего
речные русла и свернувшегося в девяноста
девять колец. И только Индра, с помощью
ваджры - оружия, выкованного божественным
мастером Тваштаром, поразил чудовище..." (В.Пименов,
"Возвращение к дхарме").
"...все божества [славян]
участвуют в борьбе главного бога Перуна со
Змеем. Перун ведет борьбу или со Змеем, или
со Змеиным царем..." (Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун, "Тайны
богов и религий").
"Поощряемые [египетским богом]
Ра, люди уничтожают его врагов-демонов:
гиппопотамов, крокодилов и змей. ...наиболее
зловредным змеем, докучавшим Ра во времена
его пребывания на земле, был гигантский
змей Апоп, пожелавший свергнуть и
уничтожить солнечное божество. Борьба с ним
продолжалась целый день от восхода до
заката, и Апоп, хотя и был повержен, сумел
выжить и скрыться в подземном царстве, где с
тех пор еженощно нападает на ладью Ра" (В.Синельченко,
М.Борисов, "В мире мифов и легенд").
"Вождем клана [шумерского бога]
Энлиля был бог Нинурта, первенец Энлиля,
который руководил сражением... При
поддержке своего брата Ишкура и племянницы
Инанны, он атаковал силы неприятеля,
возглавлявшиеся "Великим Змеем". В
летописях описывается эта война, которая,
вероятно, вышла далеко за пределы
первоначальных целей и привела к
истреблению целых армий людей..." (А.Элфорд,
"Боги нового тысячелетия").
"Во времена шумеров богом -
победителем дракона был Энлиль; затем, во
времена гегемонии аккадцев, эта роль
перешла к Мардуку; в эпоху гегемонии
ассирийцев высшим божеством стал Ашур, и
тогда имя Мардука на табличках было стерто,
а место его в официальной летописи
геройских свершений занял Ашур. На
палестинской почве с чудовищным змеем
Иллуянки дрался бог грозы, и, как полагают,
Яхве является прямым наследником этих
героев, вступившим в битву с чудовищным
Левиафаном" (В.Синельченко, М.Борисов, "В
мире мифов и легенд").
(Интересно, что довольно
конкретный способ, - хорошенько напоить
дракона вином и уж тогда, доведя его до
беспомощного состояния, убить, -
прослеживается от мифологии хеттов до
берегов Японских островов...)
В современных мировых религиях
зло, также как и добро, достигает своего
совершенства. При этом само олицетворение
зла - Дьявол - также зачастую наделяется
многими внешними признаками Змея-Дракона.
При этом поразительно, что многочисленные
роли Змея-Дракона в различных мифах
сопровождаются сильнейшим сходством
внешних образов.
Ну, на этом практически все...
Теперь попробуем от "сказок" перейти к
научно-логическому анализу данных мифов...
* * *
В
мифологических образах Змея-Дракона
поражает не только отсутствие реального
живого прототипа в современной фауне, но и множественные
черты сходства Змея-Дракона с давно
вымершими динозаврами.
Прежде всего - чисто внешнее
сходство: крупные размеры тела со
змеевидными чертами; длинный хвост;
чешуйчатая шкура или сегментный панцирь со
множественными шипами и выростами; крупные
челюсти с острыми зубами; мощные ноги с
когтями; иногда - перепончатые крылья. Все
это нам знакомо по реконструированным
образам хищных динозавров.
В древнейших культурах Змей-Дракон
тем или иным образом связывается со змеями
или крокодилами, а в более общем случае - с
пресмыкающимися. Но ведь динозавры - именно
древние пресмыкающиеся...
Имеет место сходство и по "эволюционным
параметрам". Так, по древним космогониям (как
уже упоминалось), человекоподобные боги
появились позже Змея-Дракона. Но и
гуманоиды, по крайней мере в истории Земли,
произошли на свет значительно позже
динозавров.
С точки зрения эволюции,
динозавры следуют за земноводными и
являются первыми в цепи животных сугубо "сухопутными",
окончательно оторвавшимися от водной среды.
Упоминание об этом, только уже в отношении
Змея-Дракона, можно найти и в мифологии.
"...из первичного праокеана Нун
выделился бог вечности Атум. Его изображали
в облике крылатого змея" (Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун,
"Тайны богов и религий").
Может ли существовать столь
тесная связь образа Змея-Дракона древних
мифов с динозаврами?.. Вопрос не так
тривиален, как может показаться...
Скажем, по одной из самых
распространенных официальных версий,
мифологический Змей-Дракон обязан своим
происхождением реальным находкам нашими
предками ископаемых останков динозавров.
Вроде бы просто и ясно... Но более
внимательный анализ этой версии выявляет
целый ряд ее недостатков.
Во-первых, мифы о Змее-Драконе
распространены повсеместно, а "легкодоступные"
останки динозавров находятся лишь в
пустынных районах Центральной Азии (в
других регионах ископаемые останки чаще
всего обнаруживаются лишь под мощными
слоями осадков - вряд ли древние люди так
глубоко копали).
Во-вторых, очень близкое сходство
различных образов Змея-Дракона в разных
мифах имеет место на фоне чрезвычайного
разнообразия ископаемых останков. Конечно,
останки именно хищных динозавров с
огромными зубами производят наибольшее
впечатление на воображение человека, но
ведь хищников в природе намного меньше, чем
травоядных. Почему же в таком случае
абсолютно нигде (!) в мифах нам не
встречается образа Змея-Дракона как "мирного
вегетарианца"?.. Неувязочка выходит...
И в-третьих, реконструкция
первоначального образа по ископаемым
останкам является не таким уж простым делом
даже для современных палеонтологов. Как же
тогда наши далекие предки с их зачаточными
"знаниями" естественных наук смогли
не только довольно близко воспроизвести в
образе Змея-Дракона облик динозавра, но и
уверенно классифицировать его как
пресмыкающегося?..
Опять неувязочка...
Теперь перейдем от вопроса
внешней формы к внутреннему содержанию.
Одним из весомых аргументов в
свою пользу сторонники рассматривать мифы
и легенды как некие "сказки" считают то,
что в древних сказаниях Змей-Дракон мыслит
и разговаривает как человек. Ведь "очеловечивание"
животных, приписывание им черт поведения
людей является весьма характерной чертой
сказок. Но и здесь не все так просто...
В
сказках практически всех
народов мира можно заметить определенную
закономерность: человеческие черты,
приписываемые тому или иному животному,
очень четко соответствуют
характерным чертам поведения этого
животного в естественной природе.
Хитрая лиса, глупый баран, гордый орел,
трудолюбивый еж, упрямый осел, трусливый
заяц думают и действуют в сказках именно
таким образом, какой им предписывается
соответствующей характеристикой,
сформированной явно под воздействием
внешней формы поведения данных животных в
реальном мире. Тогда откуда взялась в мифах
столь устойчивая связь Змея-Дракона (и
символизирующих его змей и крокодилов)
именно с мудростью и знанием?.. Предпосылок
к этому практически никаких нет... Да и
значительно лучших претендентов на эту
роль в животном мире предостаточно...
Вернемся к динозаврам.
Современная наука все меньше склонна
считать их абсолютно примитивными "гадами
ползучими". На основе находок
палеонтологов за последние десятилетия все
чаще звучит мысль, что некоторые из видов
динозавров образовывали коллективные
группы (семьи, стада, стаи), а это само по
себе является мощным фактором развития
сознания, поскольку требует развития
средств коммуникации (т.е. общения) и
научения молодых особей коллективным
формам поведения.
Конечно, выводы палеонтологов в
громадной степени базируются на логических
построениях и домыслах, но показательна
общая тенденция: по мере возрастания знания
о древних обитателях Земли возрастает и
оценка уровня их развития.
Однако коллективные способы
существования являются во многом лишь
необходимым, но отнюдь не достаточным
условием развития сознания до его высшей
формы - самосознания, лежащего в основе
таких понятий как "знание" и "мудрость".
Смогли ли динозавры хотя бы близко подойти
к самосознанию, - это вряд ли когда-нибудь
археология и палеонтология смогут уверенно
определить: слишком уж много времени прошло
с момента их исчезновения с лица Земли.
Десятки миллионов лет стирают подавляющее
количество следов с поверхности нашей
планеты...
|