В.Мизин "Сейды, мегалиты русской Арктики" Подходы к датировке Опираясь на конструктивные особенности и историко-этнографические сведения можно попытаться определить и временной диапазон возведения сейдовых комплексов. Это однозначно послеледниковый период то есть не древнее 10000лет назад, локально по местам можно сказать что после возведения сейдов в данной местности не было сильных землетрясений, как например на Воттовааре. Есть упоминания о том, что последнее сильное землетрясение там было около 8-9 тыс. лет назад, следовательно, сейды поставлены после. Временем возведения их не может быть и второе тысячелетие и даже скорее всего и первое от Р.Х., т.к. сохранились бы упоминания об этом в легендах и письменных источниках хотя бы соседних стран. Получается довольно большой промежуток примерно с 8тыс. до н.э. до начала н.э. Вполне возможно что данные палеоклиматологии позволят вычленить в нем участок наиболее благоприятствующий для возникновения цивилизации - для увеличения численности населения, расширения его ареала, увеличения "потребительской корзины" рыболовно-охотничьих общин. дело в том что малая населенность тундры не случайность - большое количество населения в условиях кочевого образа жизни, охоты и рыболовства, там просто не сможет обеспечить себя пропитанием - следовательно для предполагаемого увеличения населения, необходимого для высвобождения ресурсов для создания комплексов сейдов необходим более мягкий климат. В условиях более холодного климата поселенцам наверняка было бы не до сооружения тысяч сейдов. Археологические выводы также позволяют прикоснутся к определению датировки северных мегалитов - например известно что примерно 6-4 тыс. до н.э. на территории нынешнего заполярья произошел качественный "технологический" скачок - появилась керамика и было освоено производство орудий из сланца (34), этим же временем датируются самые древние стоянки на Кольском полуострове, находящиеся по берегам рек впадающих в Белое и Баренцево моря, а также петроглифы. Петроглифы центральной части Кольского полуострова у поселка Чальмны-Варрэ имеют сходство с онежскими и даже чукотскими(1) и выбивались вплоть до раннего металла, т.е. до начала н.э., (причем их характер явно соответствует жизни охотников). Тогда как комплексы сейдов наоборот являются локальной принадлежностью северной Европы, а не обще арктической традицией. Археологические данные позволяют предположить, что примерно в начале 1тыс. до н.э. территория Кольского полуострова была подвержена влиянию народа иной этнической группы, пришедшей с востока, возможно с северного Урала. Последующие за неолитическим расцветом эпохи до настоящего времени во многом являются "темным пятном" истории(34). Вполне возможно, что мегалитическая культура Лапландии угасла именно в начале 1тыс. до н.э. и долгие две тысячи лет влачила жалкое существование, застигнутое в 10-13вв. первыми летописцами скандинавов и славян. Может быть ухудшение климата могло стать толчком к эпохе "переселения народов" охватившей полярный регион, приведший в итоге к упадку культуры строителей мегалитов? Четкие логические связи здесь едва прослеживается - но все же есть. Например шведский исследователь Г. Хальстрем предполагал. что заселение северной Европы саами произошло примерно в середине 1тысячелетия до н.э., после того как север обезлюдел после похолодания(47).Впрочем, если принять эту версию, становится понятным более чем скудное упоминание в преданиях главных мегалитических святилищ "плато сейдов" - ведь от их забвения до возникновения письменности у соседних народов прошло около 2000лет и еще тысячу лет летописцы склоняли на все лады бедность и скудость лапландского племени! Можно сказать, что если культ сейдов и сохранился у саами, то о лабиринтах нет никаких данных, здесь получается довольно широкое поле для гипотез и предположений - возможно создатели лабиринтов были вытеснены другими народами или жили в другое время? Можно уверенно утверждать - то что сейды, как и лабиринты являются распространенной принадлежностью древних культов. Если бы эти сооружения имели иные значения, необходимое для жизни в суровом климате(хозяйственные, ориентационные), то весьма вероятно их бы унаследовали карелы и русские. Но раз этого не произошло, можно с большой степенью вероятности говорить о принадлежности сейдов к древней религии жителей севера, неприемлемой для поздних поселенцев. Причем религии, как в случае с сейдами дошедшей до нас в очень примитивной форме, явно несоответствующей размаху мегалитических комплексов, т.к. для подобных культов малочисленных кочевых родов более чем достаточно иметь по одному сейду в ключевых точках, а не устанавливать сотни штук весом в десятки тонн. Кроме того, говоря о культовом значении можно также условно сравнить одиночные сейды с часовнями и поклонными крестами, а комплексы сейдов с монастырскими комплексами. Становится ясно, что если одиночные культовые объекты могут возводиться при небольшой плотности населения, то комплексы возникают уже когда окрестности имеют достаточное количество поселений и путей, к жизнедеятельности которых они привязываются. Следовательно, получается недалеко от комплексов сейдов были, либо становища-поселения, либо проходили пути сезонных миграций. Впрочем здесь возможны и оговорки не столь длительной хронологии, например сравнивая с северо-западным регионом, где славяне уже в условиях наличия письменности и организованных социума и религии (!!!) всего за 200лет "забыли" могилы предков и до сих пор часто именуют древнерусские курганы "шведскими могилами". Можно предположить например что в результате каких либо локальных катастроф - эпидемий, резкого похолодания (14) на несколько сезонов (а возможно и столетий) саами (строители сейдов - "протосаамы"?) были вынуждены покинуть эти места и откочевать в более благоприятные регионы, и в результате этой миграции за несколько поколений утратить связь мифологии с конкретными местами, упростив их до простого почитания духов предков или охотничьих тотемов. Здесь же возможен еще один исторический подход к датировке комплексов сейдов, если принять то что сейды конструктивно были заимствованы с более южных европейских дольменов(о чем говорит то что все таки дольмены гораздо крупнее сейдов, т.е. что наиболее вероятно первичнее), можно, учитывая датировку дольменов в пределах 5-2 тыс. до н.э. предположить, что традиция возведения сейдов-мегалитов с учетом заимствования(преемственности) могла существовать в 4-1 тыс. до н.э. На примерно эти сроки указывает еще один факт - сейды островов Кузовов конструктивно идентичны некоторым "материковым", следовательно, создавались в одну эпоху, когда уровень Белого моря был уже устоявшимся и близким к современному. Однако этот подход является далеко не бесспорным, так как точной и объективной датировки самих дольменов пока не установлено, а если учесть, что не сейды произошли от дольменов а наоборот, то датировка упирается примерно в 7-4тыс. до н.э. Но несмотря на все сложности в отличии от южных регионов у северной Европы есть один большой плюс - климат. В отличии от юга, где климат всегда располагал к жизнедеятельности, северные сооружения логичнее всего привязать к эпохе наиболее благоприятного климата. Невероятно полагать, что мегалиты возводились в условиях сильных морозов, отсутствия леса, условиях всего трехмесячного теплого лета. Итак, климат, главная основа любого существования в Арктике. Между тем, существуют свидетельства не только о теплом периоде в Арктике времен мезолита, но и похолодании в начале 2тыс. до н.э. и так называемом "малом ледниковом периоде" в 1тыс. до н.э.(42, стр. 211). Насколько возможно предположение о климатических изменениях приведших к закату мегалитической культуры полярной Европы говорит и тот факт, что по наиболее реальной версии именно похолодание привело к гибели поселения норманнов в Гренландии в средние века(54). Весьма вероятно, что климат был причиной причин "культуры сейдов", её колыбелью и могилой, альфой и омегой. В некоторых источниках упоминается и еще одна возможная причина полного заката "морской" ветви северного мегалитостроения - обмеление горла Белого моря и следовательно уменьшения числа китов и пригодного для охоты морского зверя. Возможно, климатические изменения затрагивали кроме похолодания и другие жизненно важные характеристики местности?
В проблеме датировки выделяется несколько аспектов
На данном этапе промежуток существования культуры северных мегалитов можно попытаться определить по следующим признакам
Обобщая эти данные можно сказать, что наиболее вероятным периодом существования культуры строителей сейдов мог быть промежуток 7-3тыс. до н.э. Мегалитостроители в наступивший после оледенения теплый период быстро заселили Заполярье, т.к. особой разницы исходя из совмещения нескольких подходов к датировке, между временем западноевропейских мегалитов и северных сейдов нет. Теоретически это может и объяснить причины последующего угасания культуры. Наступившее похолодание привело к тому что население уже не могло прокормиться в материковой части и было вынуждено мигрировать к берегам для занятия морским промыслом(следствием чего возникла морская "культура каменных лабиринтов", не имеющая аналогов вне северной Европы, но также явно мегалитического свойства) и южнее, что объясняет явно более поздние аналоги некоторых северных памятников - каменных курганов и кладок, квадратных "жертвенников". В пользу более позднего происхождения лабиринтов может говорить и то, что среди комплексов сейдов материковой части Кольского полуострова часто встречаются примитивные каменные круги, выполненные по технологии лабиринтов, которые условно можно назвать "прото-лабиринтами". Общее превосходство культуры северных мегалитов можно объяснить тем, что в удаленном уголке Европы вдали от нашествий и переселений народов могли сохраниться остатки древней общемировой мегалитической культуры обладавшей определенными магическими знаниями. Косвенно это подтверждает сам факт впоследствии локального заимствования типов памятников более южными и поздними племенами, а также сохранившаяся за лопарями через века слава непревзойденных шаманов.
Гипотетические построения датировки северных мегалитов можно представить так:
Но так ли было все на самом деле? |
||