А.Лапин "РА"

Глава 10. Теотихуакан.

Современная археология определяет сферу влияния теотихуаканской цивилизации довольно обширной областью. Она включает в себя долину Мехико и территорию современных мексиканских штатов Идальго, Морелос, Тлашкала и Пуэбла. Ядром этой области является долина Теотихуакана - горная равнина, расположенная на высоте 2280 м. над уровнем моря и имеющая около 15 км. в длину и 7 км. в ширину. С севера долину Теотихуакана ограничивают хребты Центральноамериканских Кордильер, на востоке, западе и юге она тоже окружена горами. Сама долина, как и прилегающие к ней территории отличается крайне засушливым климатом. Главным источником воды для сельскохозяйственных нужд служит мелководная река Сан-Хуан-Теотихуакан. В нее впадает большое количество ручьев и мелководных речушек, которые в засушливое время года совершенно пересыхают. Долина крайне бедна минеральными ресурсами, в изобилии встречается только обсидиан - важнейшее сырье для изготовления орудий труда и оружия в древности.

Название народа, создавшего цивилизацию Теотихуакана, не сохранилось. Археологи предполагают, что он принадлежал к языковой группе нахуа, и, вероятно, был в этническом родстве с толтеками и ацтеками. Хронологические границы существования теотихуаканской культуры занимают период с 300 г. до н.э. до 800 г. н.э. Экономической базой этой цивилизации служило высокоразвитое земледелие. Предполагается, что в древности здесь проживало оседлое земледельческое население, выращивавшее кукурузу, тыкву, томаты и другие сельскохозяйственные культуры. Основной формой интенсивного земледелия была система т.н. чинампас - маленьких искусственных островков, которые делались путем вычерпывания плодородной грязи по топким берегам водоемов, и складывания ее в кучи, укрепляемые сначала плетеными каркасами из камыша, а затем деревьями, своими корнями плотно связывавшими землю. Чинампы постоянно удобрялись свежим илом, и таким образом поддерживалась их высокая урожайность. Существовала в долине Мехико и ирригационная система земледелия, хотя, из-за скудости водных ресурсов она имела весьма скромные масштабы, причем каналы использовались не только для орошения, но и как удобные транспортные пути. Теотихуакан имел на своих окраинах т.н. "зеленую зону" - земли с повышенной влажностью почвы. Эти земли, почва которых питалась подземными водами - родниками, колодцами и т. д. и служила основным источником сельскохозяйственной продукции для больших религиозно-административных центров долины Мехико. Частично система земледелия Теотихуакана была представлена т.н. "террасным земледелием" - возделыванием грядок из плодородной почвы на искусственных террасах, расположенных на склонах холмов и гор. Кроме сельского хозяйства в Теотихуакане были хорошо развиты ремесленное производство и торговля. В городах производилось большое количество керамических изделий, каменных орудий труда и оружия, сырьем для которых служили кремень, обсидиан и гранит. В период своего наивысшего расцвета Теотихуакан поддерживал тесные торговые отношения с большинством цивилизованных народов Мезоамерики - теотихуаканские фигурки из терракоты и керамика встречаются на территории от юго-западных районов США до Сальвадора.

Рис.1.10.1. Теотихуакан. Вид на «Дорогу Смерти» с вершины «Пирамиды Луны»

Рис.1.10.2. Археологический план Теотихуакана

Центрами теотихуаканской цивилизации были города Теотихуакан (давший название одноименной культуре), Аскапоцалько, Портесуэло и другие, более мелкие центры. Самым крупным среди них был Теотихуакан. Развалины этого города - одного из крупнейших культурных центров Мезоамерики I тыс. н.э. находятся в 50 км. к северо-востоку от Мехико-сити. Город занимает громадную по масштабам древних цивилизаций территорию - 26-28 кв. км. Только ритуальный центр, состоящий из наиболее значительных сооружений, имеет 4 км. в длину и около 3 км. в ширину. Он расположен вдоль главной улицы города, названной археологами "Дорогой смерти" ("Calle de los Muertos"), имеющей ширину в 45 м. (рис.1.10.1.). Как и в Ла-Венте строители Теотихуакана воплотили в планировке города идею перехода от профанной (южной) части городского пространства к сакральной (северной). Соответственно сакральная часть города находилась на некотором возвышении по отношению к профанной - таким образом "Дорога Смерти" вела идущего по ней вверх - на небо (рис.1.10.2.). Следует отметить, что ось "Дороги Смерти" отклоняется от направления юг-север на 15,5 град. к востоку, что до сих пор не имеет вразумительных объяснений в научной среде.

На южном конце "Дороги Смерти" находится обширный комплекс построек, расположенных на одной платформе, получивший у археологов название "Сьюдадела". Самым известным строением этого комплекса является храм Кетцалькоатля. Он был построен на пирамидальном основании, состоящем из шести платформ, и украшен скульптурами Пернатого Змея и бабочек. К настоящему времени от храма осталось только основание, которое и является объектом пристального внимания археологов. В результате проводившихся здесь раскопок были обнаружены захоронения 134 человек, расположенных в определенном порядке. Скелеты располагались симметрично, следуя строгой ориентации по сторонам света. Тела располагались в лежачем или сидячем положении, с руками заведенными назад - вероятно, несчастных убивали связанными. По мнению некоторых ученых эти люди были принесены в жертву при закладке храма. Однако это плохо согласуется с тем, что у цивилизованных народов Мезоамерики Кетцалькоатль считался гуманным богом, отвергающим человеческие жертвоприношения. Следует отметить, что на основании радиоуглеродной датировки этих останков (150-200 г. н.э.) производилось определение возраста зданий и сооружений как Теотихуакана, так и всей одноименной культуры, которые могут оказаться неверными в принципе.

Рис.1.10.3 «Пирамида Солнца»

Рис.1.10.4. «Пирамида Луны»

Примерно посередине четырехкилометровой "Дороги Смерти", с восточной стороны, находится огромная Пирамида Солнца, которая является ключевым сооружением всего городского ансамбля (рис.1.10.3.). Это грандиозное сооружение состоит из пяти больших ступеней, имеет высоту 64 м., и основание с размерами 217 x 207 x 211 x 209 м. Почему стороны пирамиды имеют разную длину неясно - возможно точные размеры не имели для строителей особого значения (что маловероятно), или в них зашифрован какой-то сакральный смысл. Общий объем Пирамиды Солнца составляет 990 тыс. м. куб., что вполне сопоставимо с аналогичными сооружениями Древнего Египта. Прямо под пирамидой находится пещера естественного происхождения, ориентированная по направлению запад-восток, с небольшим отклонением к северу - т.е. практически перпендикулярно "Дороге Смерти". Направление тоннеля пещеры совпадает с направлением лестницы пирамиды. Прямо под центром пирамиды тоннель расширялся, образуя небольшое помещение, в котором были обнаружены разбитые керамические сосуды и расписные диски с изображениями антропоморфных фигур. Пещера была обнаружена в 80-х годах смотрителем археологической зоны, который по дыму сигареты определил тягу воздуха, идущую из-под земли. Даже сейчас, когда пещера обследована достаточно хорошо, не удается определить причину тяги, предполагающей как минимум еще один выход из пещеры. Когда вход-колодец был расчищен от камней, обнаружилась лестница, вырубленная прямо в грунте, которая вела к основанию колодца, откуда начинался 103-метровый тоннель к подземному центру пирамиды. На всем протяжении тоннеля имеется небольшой уклон (1-1,5 м.) к центру. Пещера имеет многочисленные следы искусственной доработки - слегка извивающийся тоннель выровнен, сглажены стены, выстлан пол, усовершенствована форма центральной камеры. В плане пещера похожа на четырехлепестковый цветок, с ножкой-тоннелем. Судя по многочисленным полуразрушенным перегородкам, пещера несколько раз замуровывалась. В настоящее время исследования пещеры продолжаются несколькими археологическими экспедициями. Вершина Пирамиды Солнца представляет собой плоскую площадку, на вершине которой в древности располагался храм или алтарь неизвестного бога. Расположение и ориентация пирамиды говорят о том, что пирамида, возможно, в соответствии со своим названием, действительно была посвящена какому-нибудь божеству, олицетворяющему дневное светило.

На северном конце "Дороги Смерти" расположена Пирамида Луны - почти точная, но уменьшенная на одну треть копия Пирамиды Солнца. Размеры сторон основания этой пирамиды составляют 150 м. в длину и 130 в ширину, а высота достигает 42-х метров. Как отмечает известный американский археолог Майкл Ко, названия пирамид не выдуманы археологами, а дошли до нас в содержании древних легенд народов, населявших долину Мехико в древности, а потому нет причин сомневаться в том, что стоявшие на вершинах этих пирамид храмы были действительно посвящены богу Солнца и богине Луны.

Как писал известный специалист по древней американской археологии В.И.Гуляев: "Теотихуакан погиб за много столетий до прихода европейцев в Америку, поэтому мы и по сей день не знаем имен его правителей, философов, поэтов и художников, языка на котором говорили его жители, и даже подлинного названия этого великого города…" Свое нынешнее название город получил от ацтеков - последней цивилизации Мезоамерики, населявшей долину Мехико перед приходом конкистадоров. В переводе с диалекта нахуа, на котором говорили ацтеки, Теотихуакан означает "обитель Богов" - вероятно, такое название можно считать выражением восхищения великолепием древних развалин. Вот что говорится в одном из преданий ацтеков о возникновении Теотихукана:"…Все до одного отправились они в путь: и мальчишки, и старики, и девчонки, и древние старухи. Очень осторожно, очень медленно двигались они, пока не собрались вместе в Теотихуакане. Там установили они свои законы, там устроили они свое царство. И те, кого избрали сначала царями, были мудрецами, знатоками таинственных явлений, хранителями традиций. Затем появились там сановники. И весь народ построил святилища в честь богов Солнца и Луны. После этого было сделано много других святилищ меньшего размера. И место это назвали Теотихуакан, потому что, когда умирали правители, их здесь же хоронили. Затем строили над ними пирамиды, которые стоят еще и сейчас. Каждая пирамида напоминает небольшую гору, только сделанную рукой человека… И среди них есть очень большие - Пирамида Луны и Пирамида Солнца" (Перевод В.И. Гуляева).

По данным археологических исследований цивилизация Теотихуакана зародилась в долине Мехико в период с 500 по 300 гг. до н.э., а пришла в упадок в 800-1200 гг. н.э., т. о. ее существование охватывает временной период в 1500-1700 лет. Проблема точного определения даты возникновения теотихуаканской цивилизации очень важна для археологии, т.к. с ее возникновением связывают появление городов, письменности, календаря, религии и государства у древних народов населявших долину Мехико. Долгое время моментом ее появления считалось время возведения двух пирамид Теотихукана - Солнца и Луны.

Несмотря на то, что в Пирамиде Солнца были обнаружены предметы, датируемые приблизительно 300 г. до н.э., многие археологи считают возведение пирамид в это время маловероятным, поскольку племена архаического периода вряд ли смогли бы построить такие колоссальные сооружения из адобов и камня. В настоящее время считается более вероятным строительство пирамид в т.н. археологический период Теотихуакан II (Микпаотли) - 150-200 гг. н.э., а наивысший расцвет культуры приходился, якобы на 250-600 гг. н.э. Наиболее загадочными и сложными считаются возможные взаимоотношения Теотхуакана с городами-государствами майя. С одной стороны типично майяские предметы (керамика и нефритовые украшения с характерным резным орнаментом) были обнаружены на территории самого Теотихуакана, с другой - города т.н. горных майя в середине I тыс. н.э. были буквально наводнены тетихуаканскими формами глиняной посуды. В низменных районах майя теотихуаканское влияние чувствуется меньше, однако и там, во многих городах, расположенных в долине реки Усумансинты, найдены теотихуаканские сосуды и статуэтки.

Гибель цивилизации Теотихуакана археологи связывают с военным вторжением извне - со стороны северных варварских народов, т.к. в классический период она была самой северной частью зоны мезоамериканских цивилизаций. Согласно современным археологическим данным Теотихуакан погиб в VII веке н.э., причем гибель произошла очень быстро в результате масштабных разрушений насильственного характера. Мексиканские археологи, в ходе раскопок в 1962-63 гг. установили, что верхние постройки (расположенные на каменных платформах) носят на себе следы грандиозного пожара и разрушений, уничтоживших весь город. При этом были ограблены все тайники с ритуальными дарами и гробницы, разбиты и обезображены скульптуры.

В последнее время получила широкое распространение теория гибели Теотихукана в результате широкомасштабных социальных потрясений. Вот что пишет об этом известный мексиканский археолог Дж. Вайян:"… падение Теотихуакана было вызвано религиозными распрями, восстаниями и недородом. Если первоначально город развивался постепенно, то позднейшая перестройка его была, по всей вероятности, произведена единовременно. Теотихукан был перестроен наспех… Для строительства в таких крупных масштабах неизбежно требовалось большое напряжение сил народа, что легко могло привести к восстанию."

Каковы бы ни были причины гибели Теотихуакана, можно с уверенностью сказать, что она была насильственной и быстрой.

Далее