Часть I. Пирамиды Древнего Египта и Мезоамерики.Глава 1. Древний Египет.Современный Египет ( Арабская Республика Египет ) расположен на северо-востоке Африканского континента. На севере его естественной границей является Средиземное море, на западе - Ливия (с которой он граничит в ливийской пустыне), на востоке - Амман и Саудовская Аравия ( с границей по Красному морю), на юге - Судан. На протяжении своей истории Египет знал немало изменений границ, неизменным же всегда оставалось одно - теснейшая связь с Нилом - рекой, которая для него является источником жизни, источником древнеегипетской цивилизации. Собственно Египет - это узкая полоса плодородной почвы по обеим берегам Нила, пригодная для земледелия , и несколько оазисов, самый крупный из которых - Фаюмский( рис.1.1.1.). На этих землях издавна было сосредоточено все население Египта т.к. остальная территория непригодна для жизни - это огромные пустыни, на западе - Ливийская, на востоке - Аравийская. Нил - вторая по величине река мира (первая - Амазонка, Южная Америка). Протяженность Нила от истоков до устья составляет 6400 км. В верхнем течении река состоит из двух рукавов: Белого Нила, который берет свое начало в экваториальных озерах Африканского континента ( современные Уганда, Танзания и Кения), и Голубого Нила, зарождающегося в горах Эфиопии (высокогорное озеро Тана). В районе современного города Хартума (Судан) они сливаются, здесь, собственно, и начинается знаменитая плодородная долина. Белый Нил несет из тропических лесов остатки растительности, в воде превращающихся в перегной, а Голубой Нил - почву, смываемую тающими снегами и дождями в горах Эфиопии. По этой причине Нил не размывает плодородную почву Египта, а наоборот, наносит, благодаря своим разливам, все новые и новые слои с высококачественными органическими и неорганическими удобрениями. Разлив Нила происходит с середины июля по конец сентября. Затем Нил снова входит в свое русло, оставляя на прилегающих землях черный плодородный ил. Поэтому древние египтяне называли свою страну Кеми (от слова khemit , т.е. " черная "). С давних времен египетский земледелец зависел от разливов Нила. Он пытался расширить полосу плодородных земель вдоль его берегов и регулировать уровень воды при помощи ирригационных систем - каналов, водохранилищ и дамб. Кроме своего огромного сельскохозяйственного значения Нил служил египтянам транспортной артерией, органично связывая страну в единое целое. Из полезных ископаемых в древности были известны только залежи камня - известняка, песчанника, гранита. Именно из этих материалов были созданы великолепные архитектурные памятники Древнего Египта. Металлами Египет был беден, их завозили из других стран или колоний, но небольшая часть добывалась и в провинциях ( древняя Нубия).
Рис. 1.1.1. Карта Египта Благодаря естественным преградам - пустыням на западе и востоке, горам на юге, Средиземному морю на севере, препятствовавшим завоевателям, в Древнем Египте сложились благоприятные условия для возникновения высокоразвитой цивилизации. В настоящее время не существует хронологии Древнего Египта, которая удовлетворяла бы всех специалистов, занимающихся этой проблемой. Однако, в общих чертах, хронологию Древнего Египта можно представить следующим образом: Таблица 1 Обобщенная приблизительная хронология Древнего Египта.
Первых больших успехов в научной и культурной сферах египетской цивилизации удалось достичь также благодаря Нилу. По мнению ученых именно необходимость в кооперации труда большого количества людей при постройке оросительных систем способствовало структурной реорганизации общества, превращению его в государство, дало толчок для развития таких наук, как геометрия, геодезия, способствовало возникновению ремесел, появлению специалистов по агрономии, метеорологии, планировщиков, из которых позднее сформировалась каста жрецов. Однако существует и менее распространенная теория о причинах возникновения цивилизации Древнего Египта. Сторонники этой теории считают, что первобытные племена, населявшие долину реки Нил, имели высококультурных учителей, пришедших извне, что и позволило им создать высокоразвитую цивилизацию ( впрочем, это касается не только Древнего Египта ). Вероятно, по мере роста земледельческих общин из среды специалистов стали выделяться военные руководители, которые со временем образовали египетскую аристократию. Наиболее умелым из них удавалось подчинять себе все больше и больше территорий. Так появились фараоны. Слово " фараон" греческого происхождения, в переводе означает " большой дом", вероятно - царский дворец. По-видимому, долгое время на территории Древнего Египта существовали два царства - Верхний и Нижний Египет. Около 2900 г. до н.э. владыка Верхнего Египта Менес сумел объединить их под своей властью. Он основал столицу первого объединенного государства - город Мемфис. Со вступлением на трон этого фараона начинается период Древнего царства - эпоха пирамид, гигантских изваяний, строительства сложнейших ирригационных систем - начинается история Египта. Современные представления о пирамидах Древнего Египта сформировались под влиянием работ историков древности. Первым европейцем, оставившим письменные свидетельства об истории Египта, считается " отец истории " - грек Геродот (рис.1.1.2.). Он родился в 484 г. до н.э. в г. Галикарнасе ( современный г. Бодрум, Турция), умер в Италии в 425 г. до н.э. Выходец из аристократической семьи, Геродот в молодости активно участвовал в политической жизни. После участия в неудавшемся заговоре против местного тирана Лигдамида, поддерживаемого персами , и казни руководителей заговора, был сослан на остров Самос. После падения тирании и возвращения в родной город Геродот отошел от политической деятельности и занялся историей." Чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и достойные удивления деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…", он написал свою знаменитую девятитомную " Историю". В своих трудах Геродот использовал все доступные ему источники - легенды и мифы, официальные документы, рассказы очевидцев. В поисках сведений он в буквальном смысле обошел пешком всю Малую Азию, часть Сирии, Ливию, Южную Италию, Грецию. Около 450 г. до н.э. Геродот посетил Египет. Он первый описал природу, обычаи населения, способы ведения хозяйства, культуру и, конечно, египетские архитектурные сооружения. Пирамиды произвели на него впечатление своими размерами, но гораздо выше их он оценил гигантский дворец ( более 3000 помещений ), построенный в Фаюмском оазисе. Геродот приводит следующие сведения о пирамидах: размеры, способы постройки, стоимость работ ( по мнению ученых крайне неточно). Геродот явно положился на своих информаторов, которые сами, вероятно, мало что знали, потому что со времени возведения пирамид прошло уже более 2000 лет. Вот что сообщает Геродот о строительстве пирамиды : " Так вот, до времени царя Рампсинита, рассказывали далее жрецы, при хороших законах Египет достиг великого процветания. Однако его преемник Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего, он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу, непрерывно сменяясь, каждые три месяца. Десять лет пришлосьизмученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы,- работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды. Ведь дорога была 5стадий длины (888 м), а шириной 10 оргий (18 м), в самом высоком месте 8 оргий высоты (14,4 м), построена из тесаных камней с высеченными на них фигурами. Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя, каждая сторона ее шириной 8 плефров (236,8 м) и такой же высоты, и сложена из тесаных тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной, по крайней мере, 30 футов". Как истинный грек, Геродот не преминул поинтересоваться затратами на строительство пирамиды Хеопса: " На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все это было израсходовано 1600 талантов серебра. Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство этих сооружений продолжалось 20 лет и, кроме того, немало времени понадобилось на ломку и перевозку камней, и сооружение подземных покоев". Талант в самых распространенных тогда системах - аттической и эгинской, весил от 35,9 до 37,6 килограммов. Таким образом 1600 талантов серебра весили от 40300 до 60100 кг., что эквивалентно 4000 - 6000 кг, золота. Заметим, что строительство греческого Парфенона обошлось в 700 талантов - вдвое меньше, чем затраты на редьку и чеснок для строителей пирамид.
Рис. 1.1.2. Геродот |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Через 400 лет после Геродота Египет посетил другой грек - историк Диодор Сицилийский, автор сорока книг " Исторической библиотеки " (сохранилось 15). В своих сочинениях он описывает способ сооружения пирамид при помощи насыпей, а также приводит трудозатраты на строительство - 360.000 человек в течение 20 лет. Между прочими сведениями Диодор приводит любопытное высказывание: "Полагают, что должно больше удивляться архитекторам, нежели самим царям, позаботившимся о том строительстве. Потому что первые проявили в них собственный разум и старание, а вторые вложили всего лишь богатство, унаследованное от предков и отнятое у подданных". Первым европейцем, проникшим вглубь пирамиды, был, вероятно, римлянин Гай Плиний Цециллий Старший (23-79 г. н.э.). Римский наместник в Испании и Африке (умер в чине командующего римским флотом), Плиний страстно интересовался различными науками: географией и историей, медициной, минералогией, ботаникой и зоологией. До наших дней дошло его сочинение " Естественная история" в 37 томах, которое современники называли " истинным складом человеческих знаний". Плиний восхищался огромными размерами пирамид, но особого почтения к ним не испытывал: " Итак, упомянем хотя бы вкратце, о египетских пирамидах, об этих свидетельствах бессмысленного тщеславия и вызывающего богатства здешних царей. И вправду, как утверждают многие, к созданию их вели всего лишь следующие побуждения: либо стремление властителей не оставить свои сокровища наследникам или врагам, которые их растратят, либо намерение дать работу множеству людей. Это памятник безрассудной заносчивости строителей и многие из них так и остались незавершенными". Существует еще несколько античных авторов, писавших в своих трудах о пирамидах Египта (Филон Византийский 3 - 2 век до н. э., Гай Юлий Солин начало 4 века н. э., Флавий Магнус Аврелий Кассиодор 5 - 6 век н.э.). Труды этих историков не представляют большого интереса, т. к. сведения, приведенные в них, неточны, и содержат факты почерпнутые у других авторов (того же Геродота). Однако один историограф Древнего Египта занимает совершенно особое положение. Это египетский жрец Манефон из Себенита (первая половина 3 в. до н. э.), создавший знаменитую " Историю Египта". Ценность трудов Манефона состоит в том, что он использовал архивы египетских храмов, доступа к которым не имели ни греки, ни римляне. Впрочем, сведения о пирамидах, содержащиеся в " Истории Египта " достаточно скупы, и, по мнению современных ученых, довольно сомнительны. Во времена арабского владычества (642 - 1517 гг. н. э ) о пирамидах писали некоторые арабские авторы ( Аль - Масуди, конец 9 в. н. э.), но их работы напоминают скорее сказки, и вряд ли представляют интерес с точки зрения исторической науки. Как следует из этих работ, арабские правители Египта считали пирамиды сокровищницами фараонов и предприняли несколько попыток проникновения вовнутрь. Ничего, конечно, найдено не было, однако самим пирамидам были причинены значительные разрушения. В средние века Египет посещали главным образом европейские авантюристы. Только в 1638 г. профессор астрономии Оксфордского университета Джон Гривс провел измерения пирамид, и, собрав некоторые сведения, в 1646 г. издал книгу " Пирамидография, или рассуждения о пирамидах Египта ". Эпоха научного изучения Древнего Египта, а значит - и пирамид, началась после военной экспедиции в Египет Наполеона Бонапарта (1798 г.). Вместе с французской армией в Египет попала группа ученых, которая в продолжение всей кампании активно изучала древние архитектурные памятники, образцы древней письменности, фольклор и т.п. Собственно с материалов, собранных этой группой, и берет свое начало современная египтология. В настоящее время известно около восьмидесяти пирамид или строений, которые, возможно, ими были в древности. Половина из них пирамиды фараонов, остальные - пирамиды важных вельмож, жен фараонов или культовые постройки. Особое положение занимают три пирамиды храмового комплекса в селении Гиза близ Каира: пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они пользуются мировой известностью, и когда произносят слова " египетские пирамиды " имеют ввиду, как правило, именно их. По современным представлениям фундамент первой пирамиды был заложен, приблизительно, в 27 в. до н.э., а строительство последней завершилось в 18 в. до н.э., после чего строительство пирамид в Египте прекратилось. О назначении пирамид до сих пор идут споры. В настоящее время уверенно побеждает теория, гласящая, о том, что пирамиды являются гробницами фараонов. Действительно, внутри почти каждой пирамиды обнаружены помещения (т. н. погребальные камеры) с пустыми саркофагами. Отсутствие мумифицированных останков фараонов, а также богатых посмертных даров усопшему объясняется тем, что пирамиды были разграблены еще в древнейшие времена. Огромные затраты на возведение столь дорогостоящих надгробий объясняется гипертрофированной манией величия египетских царей. Естественно возникает вопрос - почему гробница египетского царя обрела форму огромной правильной пирамиды? Он пока остается без ответа. Некоторые ученые считают, что строительство пирамид является гипертрофированной формой древнего обычая египтян - накрывать могилы надгробиями, сделанными из каменных плит прямоугольной формы (т.н. "мастабы"). В зависимости от знатности и благосостояния покойника такие надгробия, якобы, стали делать из все большего количества плит и постепенно они стали приобретать форму ступенчатой пирамиды. Апофеозом же этой "эволюции надгробий" и явился храмовый комплекс в Гизе. Известный египетский археолог Гонейм в своей книге " Потерянная пирамида" высказал предположение, что в представлении древних египтян пирамида олицетворяла собой " Первозданную Гору" - вершину, возникшую на заре творения из первородных вод. В одном из т.н. " Текстов пирамид" были обнаружены следующие слова: "Я изготовил для себя это сияние твое, в качестве лестницы под ноги мои, по которой я выйду к … живому урею Ра … Да сделает небо сильным солнечное сияние для тебя, да поднимешься ты на небо, подобно оку Ра". Из анализа этих текстов был сделан вывод о том, что пирамида - это материализация идеи ступеней, ведущих на небо. Вполне вероятно, что символизм пирамид заключается именно в этом, однако нужно заметить, что боковые поверхности пирамиды Хеопса, например, в древности были облицованы гладкими плитами известняка, что не вполне согласуется с версией " лестницы на небо". С уверенностью можно утверждать только одно - современное человечество никогда не узнает точно, для чего воздвигались эти колоссальные сооружения или что они символизировали. Все ныне существующие гипотезы, и те что возникнут в будущем останутся догадками, поскольку древние египтяне не оставили нам никаких сведений на этот счет. Для того, чтобы разгадать эту загадку современному исследователю необходимо обладать логикой древних, их мировоззрением, а это практически невозможно. Можно предположить, что строительство пирамид связано с религиозными или космогоническими представлениями, существовавшими в верхах египетского общества в период с 27 по 18 в. до н.э. Однако дошедшие до нас отрывочные сведения о верованиях и религиозных представлениях жителей Древнего Египта не дают возможности проследить связь между ними и строительством пирамид. Религиозные воззрения древних египтян очень сумбурны и схематичны. Помимо большого числа богов, они поклонялись также тотемам - быкам, кошкам, крокодилам и т. п. Религиозные тексты содержат огромное количество символов, зашифрованных изречений, намеков. Верховных богов очень много (рис.1.1.3.), а если учесть тот факт, что каждый из них имеет несколько ипостасей, и, соответственно, имен которые изменяются в зависимости от обстоятельств или, например, времени суток, становится понятным, что изучение египетской религии - весьма нелегкое дело. Для иллюстрации вышесказанного приведем три отрывка из религиозных египетских текстов. Первый принадлежит жрецам из Мемфиса: " В воплощении бога Атума существует нечто подобное мысли и нечто подобное слову. Но велик Птах, который дал жизнь всем богам, то есть их духу посредством этой мысли, из которой вышел Хор. В сущности тождественный Птаху … Его девятка богов перед ним как зубы и губы, которые отвечают семени и рукам Атума … Но … губы в этих устах, которые назвали имена всех вещей и из которых возникли бог Шу и богиня Тефнут … и так было установлено и познано, что его сила больше, чем сила всех остальных богов". Таким образом, по мнению мемфисских жрецов, верховным богом является Птах. Однако жрецы из Фив считали иначе: " Тот, который возник в самом начале, Амон, который возник первым, тот, сущность которого никто не познал! Не было бога, который бы возник до него, ни одного другого бога не было одновременно с ним. Он не имел матери которая дала бы ему имя, он не имел отца, который бы его сотворил, и он сказал: " Это был Я !". Все остальные боги возникли уже потом, после того, как он сам собой положил начало". По утверждению же жрецов из храма бога Хнума в Эсне (Латополе) творцом всего сущего, а значит и главным в пантеоне является их патрон: " Хнум сотворил четвероногих дыханием своих уст, выдохнул растения на лугу, сотворил быков … и оживил луга стадами … дал возникнуть птицам … погрузил рыб глубоко под воду … и гадов сотворил в их норах. Люди, скот, птицы, рыбы, гады, скорпионы - все творение его рук, и сотворенное им пребудет вечно. Он сотворил их всех на гончарном круге. Он зовется их отцом, ибо он тот, кто их изначально сотворил". Как видим на лицо явные противоречия в главном для любой религии вопросе - кто же является верховным богом Египта. По-видимому,
Рис. 1.1.3. Главные боги Древнего Египта разобраться в этих хитросплетениях было непросто и самим жрецам. Подобная путаница объясняется наличием нескольких центров силы в религиозной среде Древнего Египта, которые боролись друг с другом за влияние на правящую верхушку, что обуславливалось их экономическими и политическими интересами. Наряду с крупными жреческими корпорациями существовало большое количество более мелких, так сказать местного значения, религиозных объединений, и, соответственно, пантеон многочисленных второстепенных богов, которые также остро нуждались в жертвоприношениях, хотя и в более скромных размерах (рис.1.1.4). Любопытно отметить тот факт, что второстепенные боги оказались куда более живучими, чем сановные небожители египетского пантеона, и некоторые второстепенные культы просуществовали в Египте вплоть до эпохи владычества арабов (7-9 в. н.э.). Будет логично предположить, что причины столь грандиозного строительства, каким являлось строительство пирамид не стоит искать ни в мемфисском храме Птаха, ни в фиванском Амона. Возможно, в Древнем Египте существовало некое надконфессиональное объединение посвященных, которое обладало огромным влиянием на верховную власть, вместе с тем, не желая афишировать свои знания и убеждения. Можно также предположить, что эти знания были весьма древнего происхождения, и возникли не на территории Древнего Египта, а были привнесены извне. Может быть, эти посвященные понимали, что уровень развития современного им общества крайне низок для того, чтобы вместить эти знания, но не могли допустить их исчезновения в результате смерти физических носителей или вследствие исторических катаклизмов. Возможно руководствуясь такими соображениями, они смогли склонить одного из фараонов 4-ой династии пойти на огромные непроизводительные затраты, связанные со строительством, вероятно убедив его в каких-то метафизических приобретениях для него лично. Официально пирамиды были связаны с культом солнечного бога Ра. Как показало время, египетская культура действительно была уничтожена почти полностью - библиотеки, люди, устная традиция. От Древнего Египта остались только каменные памятники далекого прошлого, как будто специально созданные для борьбы с разрушительным влиянием времени.
Рис. 1.1.4.Второстепенные боги Древнего Египта |
||