Каменев Д.А. Анализ священных писаний иудейской верыВведениеПредмет нашего исследования - это изучение устройства некоторых книг Ветхого Завета, отыскание взаимосвязей их повествовательных линий, установление вероятных авторов, и построение общей исторической картины описываемых событий. Почему я решил написать эту статью? Дело в том, что религиозные вопросы, как правило, обсуждаются только историками, философами и людьми верующими. А каждый специалист всегда будет обсуждать вопрос только на своем профессиональном языке, с помощью каких-то традиционно принятых методик. За счет этого сильно сужается круг явлений, которые попадают в поле зрения исследователя. Мне показалось интересным применить не исторический, а скорее политико-юридический метод изучения для вдоль и поперек изученной темы исследования Библии, с тем, чтобы обнаружить что-либо новое. Результат предлагается вам в виде сего опуса. МетодикаСборник Библии довольно сложен и неоднороден по тематике входящих в него книг, по языку и стилю изложения материала. По подсчетам преподавателя Бостонской протестантской духовной семинарии пастора И. Т. Сазерленда св. писание содержит около 10 000 ошибок и внутренних противоречий [14]. Поэтому мы будем подходить к изучению книг Ветхого Завета с нерелигиозных чисто научных позиций полагая, что писались они разными авторами, в разное время, и что поздние переписчики вносили в текст всевозможные дополнения и изменения, "более правильные" с их точки зрения. Итак, поскольку мы далее будем полагать, что имеем дело с искаженным материалом, исследование наше будет основано на следующих принципах:
Автор отдает себе отчет в том, что при использовании косвенных сведений существует вероятность сделать неправильные выводы. Для уменьшения этого шанса анализ будет проводиться по возможно большему количеству признаков. Часто по одному и тому же поводу таковые появляются постепенно от ранних книг, к более поздним. В таких случаях мы будем отдельно отмечать, в пользу какой ранее выдвинутой гипотезы свидетельствуют новые данные. Почти все факты, используемые ниже, были открыты другими исследователями. Новизна работы заключается в их сопоставлении, рассмотрении в ином свете и сведении в общую картину. Книга Берешит (Бытие)Состав книги:
Книга Берешит довольно разнородна по жанру и масштабу описываемых событий. Начинается она космогоническим мифом о создании всего мира, затем приводится относительно локальный миф о поселении Адама и Евы в междуречье. После этого следует сказание о всеземном потопе, “Книга родословий человека” перечисляющая народы средиземноморья и ближнего востока, повествование о семье Ноя и его потомках. На основании такого значительного колебания масштабов: вся вселенная, планета Земля, область междуречья, 1 семья; можно выдвинуть гипотезу о том, что книга Берешит является сборником ранее независимых произведений, позже объединенных в одну книгу. 1. Боги Угарита и бог Ветхого ЗаветаСогласно Библии все началось с сотворения мира богом Элохим (Яхве). Бог сотворил мир двумя противоречивыми способами, приводимыми в книге Бытия непосредственно один за другим. Согласно первому варианту Элохим создал небо и землю, и дух его витал над водами. Затем в 7 дней Элохим создал все существующее в мире, растения, животных и человека. Согласно второму сначала Яхве сотворил человека, а лишь затем всех животных ему в помощь и пользование [2]. Далее, после двух легенд о сотворении мира, текст книги Бытия так и идет двумя чередующимися линиями. В одной действует бог Элохим, в другой - Яхве. Принято называть первую линию "Элохистом", а вторую "Яхвистом" [3]. Видимо некогда это были ранее 2 независимых сказания, впоследствии объединенные в одно и Яхве не был ранее тождественен с Элохим. Имя "Элохим", как это ни удивительно, является множественным числом от "Эл" - бог. Иудеи считают слово "Элохим" особой библейской формой единственного числа, т. к. оно везде сочетается с глаголами в единственном числе [1]. Однако, во-первых, из того же Ветхого Завета известно, что после Моисея еврейская религия почти 1000 лет была политеистической, а, во-вторых, вот что Элохим говорит об Адаме в раю: "Вот, человек стал как один из нас знающих добро и зло". Дальнейшие указания на то, что изначально "Элохим" было все-таки множественным числом дают некоторые псалмы. Читаем буквально: "Велик Яхве, вознесен он над всеми Элохим..." (Пс.94); "Велик Яхве и достохвален, страшнее он всех Элохим..." (Пс. 95). Данные археологии позволяют выявить связи еврейской традиции с фольклором соседних народов. В XX веке н. э. в северной Палестине были обнаружены развалины города Угарита сожженного вавилонянами в XVII веке до н. э. [3]. Угарит был столицей одноименного царства, а его народ, как и евреи, принадлежал к семье семитских народов. В угаритском пантеоне верховного бога именовали Илу, представлявшегося в образе благообразного седого старца. Илу восседал на троне поддерживаемом керубами (евр. херувимами). Имя его в языках семитской группы звучало как Эл, Элим, Илум, Аллах. Илу, имел эпитеты "Творец всех созданий", "(Бог) Создатель богов", "Вечный отец", "скачущий на облаке" и часто представлялся в образе могучего быка. Жену его звали Ашера [1]. Бог Илу имел брата Дагану - подателя рыбы. Его имя происходит от общесемитского корня "Даг" - рыба. Дагану родил сына Балу - могучего богатыря, бога подателя дождя и росы, громовержца и воителя. Основным подвигом Балу была его победа над неким драконом Латану (другое имя дракона Раав), а повседневным занятием - борьба со своим братом Муту - богом жары и засухи [5]. Из табличек Угарита известен своеобразный обряд поклонения Балу, в котором царь исполнял ему ритуальный танец перед торжественной процессией. Евреи, пришедшие в Палестину через 300-400 лет после падения Угаритского царства, перенесли многие черты Илу и Балу на бога Яхве.
Библеист И.Ш. Шиффман [3] пишет, что Ветхом Завете содержится множество других похожих черт с эпосом Угарита, его словесностью и обрядами. Например, в мифе о борьбе Балу с богом смерти Муту богиня Анату победила Муту следующим образом: "Она схватила сына Илу, Муту, мечом разрубила его, сквозь сито просеяла его, огнем опалила его, на мельнице смолола его, на поле посеяла его. Останки его - да! - поедают птицы..." [3]. Очень похоже и Книга Исхода описывает уничтожение Моисеем золотого тельца: "И взял он тельца, которого они сделали, и обжег огнем, и разбил его, пока он не измельчился, и рассыпал по воде, и дал пить сынам Израиля" (32:20). Позже, во Второзаконии Моисей говорит: "А ваш грех, который вы сделали, я взял и обжег его огнем, и разбил его вдребезги, хорошо, пока он не измельчился в прах, и бросил его прах в реку, текущую с горы" (9:21). Из более мелких подробностей можно отметить, к примеру то, что в угаритских храмах среди утвари имелось литое из бронзы "море" предназначенное для ритуального омовения царя. Такое же "море" согласно 3 книге царств (7:23-26) находилось и среди утвари храма Яхве построенного царем Соломоном [3]. На основе вышесказанного можно сделать вывод о хорошем знакомстве евреев с угаритской религией и об ассимиляции ими ее черт. Наиболее вероятно, такое явление могло иметь место при вхождении в союз евреев потомков угаритян. Пришельцы могли принести с собой свою религию, постепенно растворившуюся в иудаизме. Можно констатировать также явление слияния в этой религии образов богов Яхве, Илу и Балу, объединивших в одном лице все высшие атрибуты божественного начала. 2. Сказание о потопеВ XIX веке служитель британского музея археолог Джордж Смит обнаружил на одной из глиняных табличек, привезенных из Вавилона, начало сказания о потопе, весьма сходное с библейским. Он отправился в Вавилон и, к своему счастью, действительно нашел там вторую половину таблички. На этой табличке N11, датируемой XXVII веком до н. э., содержался миф, входящий в эпос о герое Гильгамеше, очень похожий на ветхозаветный. Главное действующее лицо мифа - человек по имени Ут-Напиштим рассказывал в нем Гильгамешу о вселенском потопе и о своем спасении, произошедшим при содействии богов. Сделаем здесь отступление и заметим, что не только Шумеры, но многие другие древние культуры сохранили свои варианты сказания о потопе. Они есть у Греков, Ацтеков, Инков, Японцев, даже у полинезийцев. То есть, вероятно, этот катаклизм действительно некогда имел место на всей Земле. Геологические исследования Междуречья показали, что верхние слои почвы там повсеместно погребены под мощными наносами ила, что могло случиться только при многодневном стоянии воды [4]. Из всех описаний потопа шумерское для нас интересно тем, что в деталях повторяет библейское, и несомненно является его предком, поскольку написано приблизительно на 2000 лет ранее. Как и в Библии, в шумерском сказании потоп длился 7 дней, Ут-Напиштим спасся в ковчеге. Он так же трижды выпускал птиц чтобы узнать не спала ли вода. Шумерский ковчег тоже прибило к горам страны Урарту (в Библии "Урарат", это в греческом ее переводе - "Арарат". Греки вообще имели обыкновение сильно искажать иностранные слова). По окончании потопа богиня Иштар вознесла к небу дугу своего ожерелья в знак того, что потоп больше никогда не повторится. Аналогично же и в Библии Яхве говорит: "...и не будет уже потопа на опустошение земли. ... Я полагаю радугу мою в облаке, чтобы она была знамением завета между мною и землей" (Быт. 9:11-13). Существенное различие между текстами только одно: В эпосе о Гильгамеше Ут-напиштим берет с собой "семя всякой жизни" - семена всех сельскохозяйственных растений, а в Библии Ноах (Ной) берет на ковчег всех животных, обитавших на земле. Первое действие вполне реально, второе не очень. |
||
3. Сказание о РаеСамо понятие Рая (и Ада) в еврейской религии отсутствует и является изобретением религии Христианской. В Библии не содержится этого слова [3]. Там идет речь о вполне земном саде: "И насадил Яхве сад Эден на востоке, и поместил в нем человека которого создал... Из Эдена выходила река для орошения сада и потом разделялась на четыре реки. Имя одной реки Фисон. Она обтекает всю землю Хавила, ту где золото... Имя второй реки Гихон. Она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель. Она протекает перед Ассирией. Четвертая река Евфрат" (Быт. 2:8-14). Исследователи единодушно отождествляют описанную местность с областью Междуречья. Кстати, название "Эден" на иврите смысла не имеет. Близкое по звучанию слово "Эдем" означает "приятный" [3]. У народа Шумеров, обитавших в Междуречье тысячелетием ранее евреев, в эпосе о боге Энки существовал довольно похожий миф о райском саду на земле [5]. Шумерский сад назывался Тильмун, и располагался южнее Междуречья на островах Бахрейн в Персидском Заливе, где все вечно блаженствовали, и никто не старился. Там "... не крался на мягких лапах свирепый лев. Дикий пес не знал как схватить козленка ..." [5]. На островах Тильмун жила богиня чистоты Нинсикила. От Энки она родила нескольких дочерей, но позже, за поедание Энки ее детей-растений и за супружескую неверность наслала на него 8 болезней. Позже она сжалилась над мужем и пришла его целить. Помимо прочего, у Энки болело ребро, и Нинсикила родила дочь Нинти, чье имя значит "сделанная из ребра". Нинти и вылечила бога. Интересно, что другое значение имени Нинти - "дающая жизнь" [4]. Сказание об Энки говорит, что познание добра и зла ставит человека на один уровень с богами и дает ему бессмертие. Позже Энки и Нинсикила покинули сад Тильмун, и в нем поселился некий благочестивый старец. Образ Змея, связанный с растением вечной жизни, встречается нам в шумерском эпосе о герое Гильгамеше, в котором один из богов, не желая, чтобы Гильгамеш получил бессмертие, принял образ змея и, вынырнув из воды, вырвал у Гильгамеша добытое тем растение жизни [5]. Сопоставляя эти эпические сказания можно видеть серию аналогий библейскому сказанию об Эдеме. Адам обитал в приятном саду с Хаввой "дающей жизнь" и "сделанной из его ребра". Он был наказан за поедание плодов растения познания. Это растение было связано с вечной жизнью: "Вот, человек стал как один из нас знающих добро и зло. А теперь как бы он не простер свою руку и не взял бы также от древа жизни, и не стал бы жить вечно!" (Быт. 3:22). По окончании истории Адам и Хавва были изгнаны из Эдена, и бог поставил у ворот архангела-стража сада. Сходство библейского и Шумерского мифов несомненно. Видимо предки евреев старались сохранить в своих священных книгах наиболее древние истории и мифы, дошедшие до них самих. Позже этот древний эпос был литературно-идеологически обработан. 4. СубботыВлияние шумерской культуры на формирование иудаизма не ограничилось только общностью мифологий. Под влиянием каких-то неизвестных астрологических данных шумеры считали каждые 7, 14, 21 и 28 дни весенних и осенних месяцев особо неблагоприятными для полевых работ, и в эти дни отдыхали. Этот обычай позже переняли у шумеров вавилоняне (называя эти дни "Шабату"), а от вавилонян - иудеи, которые стали праздновать все лунные циклы [3]. 5. Книга родословий человека и жизнь семьи АбрахамаДля дальнейшего изложения нам потребуется привести вкратце библейскую последовательность происхождения человечества. В начале бог Яхве (Элохим) сотворил Адама (евр. "человека"), а из ребра его Хавву. Хавва ("жизнь"), родила двух сыновей: Каина ("кузнеца") и Авеля ("пастуха"). Каин убил Авеля, и Хавва родила еще одного сына Сифа взамен Авеля. От Сифа пошел род, в котором родился праведник Ноах. От Каина пошел некий другой род, расселившийся к востоку от области Междуречья. В какой-то момент Яхве наслал на землю потоп, длившийся 7 дней (в греческом переводе Библии - 150 дней). После потопа уцелел лишь Ноах с семейством. От сыновей Ноаха Сима, Хама и Иафета произошли все народы Средиземноморья, Палестины, Египта, Междуречья и Аравии. Устная традиция иудеев добавляет к ним и все другие народы мира. Еврейский народ по легенде произошел от Сима. В роду Сима через несколько поколений родился праведник Абрахам, как и Ноах особо почитаемый иудеями. Абрахам вышел из города Ур, располагавшемся в устье Евфрата, и прошел вдоль этой реки до северной Палестины. Затем он спустился на юг вдоль Иордана, а оттуда пропутешествовал в Египет. Абрахам родил сыновей Ишмаэля и Исаака. Ишмаэля (Измаила) считают своим прародителем племена арабов, Исаака - евреи. Исаак родил сыновей Иакоба и Исава. Иакоб однажды боролся ночью с Яхве, не узнавая его. Наутро Бог дал Иакобу новое имя Ишраэль (букв. "победит бог") [2]. Любимый сын Ишраэля Иосэф был продан братьями из зависти в рабство в Египет. Однако Иосэф в Египте быстро возвысился при дворе фараона и вскоре стал править страной. В конце жизни он покинул Египет и возвратился со своими родственниками обратно в Палестину[1]. Вот, пожалуй, вкратце и все, что нам известно об истории протоевреев до прихода к ним Моисея. Необходимо заметить, что книга Бытия по времени своего написания отделена от последнего события описанного в ней - путешествия Иосэфа минимум 4-5 веками. К такому утверждению приводят нас названия стран, упоминаемых в книге. Они соответствуют первой четверти I тысячелетия до н. э. [4]. Например, город Ур назван принадлежащим Халдейскому царству, а границы "земли обетованной" совпадают с территорией Иудеи при царе Шломо (Соломоне) правившем в X веке до н. э. Неоднократно упоминается в Бытии использование патриархами верблюдов, одомашненных в Палестине не ранее XIV-XIII веков до н. э. [3]. Рассмотрим теперь какие сведения о протоевреях можно почерпнуть из других источников. Во II тысячелетии до н. э. существовала на Ближнем Востоке страна Мари. Между Мосулом и Дамаском есть холм называемый арабами Тэль-Харири. Французский археолог Андре Пуаро при раскопках холма случайно обнаружил статуэтку с надписью: "Я Лами-Мари царь Мари...". Он заинтересовался и вскоре раскопал руины царского дворца сожженного вавилонянами в XVII веке до нашей эры. Во дворце им были найдены обширные царские архивы. Сопоставление названий некоторых городов-государств и народов Мари с именами родственников Абрахама дало следующую картину [4]:
То есть патриархи возможно были не людьми, а народами или городами, происходившими один от другого (на иврите, кстати, имена людей и народов пишутся одинаково). Подтверждение этой гипотезе мы можем обнаружить в надписи на стелле в городе Карнаке, относящейся к началу XV века до нашей эры. Египетский фараон Тутмос III, повелевший поставить стеллу, выбил на ней, что завоевал в Палестине две местности: Иосэф-эль и Иакоб-эль. Под женами патриархов, вероятно, подразумевались местности, находившиеся у них в подчинении как данники. При рассмотрении с этой точки зрения, библейская книга Бытия дает нам уникальный исторический материал о характере взаимоотношений древних народов (например, Египет родил Крит). "Книга родословий" подробно указывает, какие народы и в каких связях находятся с племенем Абрахама, Иакова, Исава от берегов Испании и до Ирана (возможно до Индии) [4]. Описываемое в Бытии путешествие Иосэфа в Египет и счастливое пребывание его там в течении около 110 лет с значительным возвышением при троне фараона довольно похоже на упоминающееся в древнеегипетских хрониках нашествие с востока племен Гиксосов, правивших Египтом также около 110 лет (по [13] 1650 - 1540 гг. до н. э). Город Аварис, в котором Иосэф возвысился при царском дворе, являлся также и столицей Египта во времена Гиксосов. Вероятно, Иосэф и Гиксосы были одним и тем же племенем. По крайней мере, можно точно утверждать, что реальный человек Иосэф никак не мог занять в Египте при дворе фараона важный руководящий пост, так как к управлению страной в те времена иноземцы еще не допускались. Египтяне, что для них очень не характерно, не сохранили никаких письменных свидетельств относящихся к этому периоду, будто бы желая стереть память о господстве пришельцев [3]. Аналогичное явление наблюдается и в еврейской Книге Бытия. Имя фараона оказавшего так много благодеяний Иосэфу оказалось забыто. Для книг Библии это абсолютно не характерно. Имена лиц, содействовавших или помогавших евреям, упоминаются всегда! 6. АнализИтак, вкратце подсуммируем вышесказанное. Народ протоевреев, который по легенде встретил Моисей в Египте пришел туда скорее всего из области Междуречья, принеся с собой свои летописи - родословные. Предки евреев чтили священные книги и праздники Шумеров и Вавилонян, а также некоторые законы Вавилонского царя Хаммурапи. Многие исследователи, к примеру И. Ш. Шиффман [3], указывают на их схожесть. Например:
В ходе многовекового развития религии иудеев шумерские легенды и обычаи были довольно сильно изменены и литературно обработаны в новом стиле. После исхода из Египта евреи не остались одним народом, а стали союзом племен, включив в себя народ угаритян и другие племена. Об одном из таких вхождений в союз жителей города Гаваона повествует книга Иегошуа Бен Нуна (Иисуса Навина) [И.Н. гл.9]. О другом упоминает книга пророка Иезекииля (гл. 37). Объединение это произошло именно после исхода евреев из Египта, а не до него, так как 600 семей - это очень мало даже для одного народа (см. след. главу). К тому же "книга жития семьи Абрахама" угаритян не упоминает ни под каким именем. Следующая за Бытием книга Исхода также говорит о евреях в Египте как об одном народе. За факт относительно позднего объединения их с другим народом свидетельствует и наличие в Библии двух различных описаний сотворения мира, двух разных имен верховного божества. Религия евреев долгое время оставалась политеистической, они чтили богов местностей и городов. В Междуречье и Палестине каждый народ имел своего бога покровителя. Яхве, судя по дальнейшим упоминаниям Пятикнижия, был племенным божеством евреев. Впоследствии жрецы создатели монотеизма объединили всех богов в лице Яхве, изменив соответствующим образом шумерские мифы и легенды. Предположение о том, что Яхве был богом покровителем евреев, позволяет выдвинуть еще одну гипотезу. Скорее всего, неотъемлемым условием для вступления племен в еврейский союз являлось признание Яхве над их собственными богами и переход под его покровительство. После чего, естественно, пришельцы переставали считать себя отдельным народом. В Библии приводится перечисление 12 колен израилевых. Видимо столько же было и племен в союзе. |
||
Книга Вэелле Шемот (Исход)Вэелле Шемот может быть условно разделена на несколько частей:
По-видимому, такое чередующееся фрагментарное строение текста возникло из совмещения трех разных книг. Будем далее условно называть их таким образом:
Как могло возникнуть именно такое, запутанное и крайне сложное для чтения строение текста? В богослужениях такие крупные фрагменты за один прием не читаются, да и гораздо легче создать систему ссылок, чем радикально переформировывать все писание. Ведь в этом процессе возможно возникновение всяческих ошибок. Рассыпать же еврейские рукописи по страницам, а затем неправильно собрать невозможно. Они представляют собой длинные непрерывные свитки пергамента. Зато возможно, что после смерти Моисея кто-то захотел изменить его учение в нужную ему сторону и для этого намеренно переставил части книг, незаметно добавив среди них свои собственные. Для такой задачи перепутывание фрагментов - прием почти идеальный. При других целях этот автор вполне мог бы присоединить свои книги в конце под собственным именем, как это делали многие пророки иудаизма. Касательно реальности факта исхода евреев из Египта исследователь И. Ш. Шифман привел следующее соображение: Сам народ евреев (главное действующее лицо) играет в повествовании второстепенную роль. В мифах и легендах это явление встречается крайне редко. Следовательно, исход очень вероятно действительно имел место быть[3]. В первой смысловой линии, обращает на себя внимание следующее загадочное явление.
Аарон вошел в повествование книги Исхода следующим образом: "И возгорелся гнев Господень на Моисея, и он сказал: разве нет у тебя Аарона брата левита? Я знаю, что он может говорить... Ты будешь ему говорить, и влагать слова в уста его, а я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас что вам делать. И будет говорить он вместо тебя народу. Итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо бога" (Исх 4:14-16). "И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израиля. И пересказал Аарон все слова которые говорил господь Моисею, и сделал знамения перед глазами народа. И поверил народ. ... и преклонились они и поклонились" (Исх 4:29-31). То есть Бог говорил Моисею, Моисей Аарону, а Аарон народу.
Заметим, что выражение "а ты будешь ему вместо бога" указывает именно на такую последовательность передачи информации. То есть Аарон выступал пророком Моисея, а дух Яхве проявлялся в нем преимущественно в самой способности говорить от Моисея. В небольшом племени такая конструкция выглядит довольно странно. Ведь каждый еврей мог спросить Моисея непосредственно. Тем более, что в Библии нет свидетельств о том, что Моисей не желал или не мог говорить со своим народом. Только в больших государствах возникает реальная необходимость жрецам или правителям обращаться к людям через посредников. Парадокс, по всей видимости, разрешается следующим образом. Спустя несколько столетий после смерти Моисея пришел к евреям некто Аарон и объявил, что он пророк, говорящий от имени Моисея. Аарон произвел убедительные "знамения" и, таким образом, стал духовным лидером народа. Со светской властью он в конфликт не вошел, а стал существовать с ней параллельно. Затем Аарон передал свои функции сыну, а тот своему сыну, и так далее (см. кн. Иегошуа Бен Нуна)... То есть основал жреческую династию. Позже для подтверждения боговдохновленности Аарона были соответствующим образом подправлены священные книги, так, что Аарон даже оказался братом Моисея. Касательно времени исправления священных книг можно утверждать, что произошли они не ранее чем через 5 - 6 поколений после смерти Аарона, т. е. минимум спустя 200 - 300 лет, когда мало кто уже помнил точно его родословие. 1. "Книга исхода евреев из Египта"а) МоисейНекоторые семитские племена в XIV веке до н. э. вели кочевой скотоводческий образ жизни. Обитали они в Палестине, Междуречье и на Синайском полуострове. А в голодные годы испрашивали разрешения у фараонов и приходили со своими стадами на пастбища Египта. Пастбища Египта могли прокормить лишь весьма небольшое количество таких людей. Судя по книге Исхода, Моисей вывел из страны 600 "элим", что означает одновременно и "тысяча" и "семья". Традиционный вариант перевода "тысяча" абсолютно неправдоподобен, так как вместе с женами и детьми (считали всегда только мужчин) получится, что Моисей вывел около 2 100 000 человек. Это намного больше, чем может прокормить весь Синайский полуостров. А армий в 600 тысяч не было в то время даже у самых крупных государств [4]. Вариант "семья", наоборот, подтверждается тем, что в Египте у евреев было всего две повивальные бабки (Исход 1:15). В свете этого довольно странно выглядит библейское описание конфликта евреев с фараоном. Вряд ли правитель позарился бы на столь незначительную добычу, нарушив при этом данное им же самим разрешение на свободное посещение страны. Зачем это было нужно, если почти каждый военный поход на Ближний Восток позволял приводить в Египет многие тысячи рабов? Попробуем найти объяснение этой парадоксальной ситуации. Судя по поступкам Моисея, он был человеком довольно высокоразвитым интеллектуально и духовно. Не каждый смог бы встать во главе народа, дать ему законодательство, создать из людей, привыкших к подчинению фараону, армию и создать на будущее систему самоуправления. В Египте же такой человек по местным обычаям имел полное право потребовать для себя какую либо высокую должность в жреческом сословии. Для этого необходимо было только доказать свои способности. То есть пройти довольно сложные испытания в искусстве аналогичному индийской йоге. Согласно древнеегипетским текстам, кандидат на пост верховного жреца должен был пролежать сутки в саркофаге с горячим маслом и остаться живым. Йоги могут вводить себя в состояние комы на несколько суток и не чувствовать в нем боль. В военное сословие Египта попасть со стороны было невозможно, а если верить утверждению книги исхода, Моисей считался принцем, и военный статус он уже и так имел. Итак, допустим, что Моисей пожелал обладать высоким духовным статусом. Видимо ему в этом было отказано, несмотря на то, что он успешно прошел экзамены. О возможности таковой ситуации можно сделать вывод по упоминанию в книге Бытия эпизода, когда Моисей состязался с жрецами в искусстве превращения жезлов в змей и т.п., и не уступал им ни в чем. Здесь хочется заметить, что, с одной стороны, сам факт такого состязания для обоснования каких-либо положений иудейской веры, или для подтверждения ее статуса абсолютно не нужен. Если бы в состязании победили жрецы, то все равно это не было бы каким либо аргументом в пользу удержания евреев в Египте. Ведь победа Моисея не была поставлена Фараоном в качестве условия отпускания его племени. Книга Вэелле Шемот непременно содержала бы указания на такой важный факт. Итак, предположим, что Моисей выполнял в Египте личные задачи. Тогда выходит, что племена семитов он встретил, скорее всего, после провала своих начинаний (если бы Моисей достиг успеха, то он остался бы в Египте). Зачем могли бы племена кочевников понадобиться пророку? Судя по тому, что Моисей 40 лет водил будущих евреев по Синайской пустыне, и тренировал в разбойничьих набегах на караваны из них народ воинов (до тех пор, пока не умерли все старики с рабским воспитанием), пророк собирался серьезно и долго воевать. Кстати, этот же факт говорит в пользу того, что Моисей реально существовал, а не был вымышленным персонажем. Согласно Библии свои военные планы при жизни Моисей выполнить не успел и перед своей смертью заключил с народом евреев некий договор (завет) [1]. Содержание договора Библия, упоминающая сам факт его заключения много раз, везде обходит глубоким молчанием!!! Не совсем ясно, зачем какой-либо договор вообще был нужен Моисею? Возможно следующее объяснение этому. Пророку нужно было царство не столько для себя лично, сколько для воплощения некоей сверхзадачи. Его народ, согласно описаниям книг Иисуса Навина, Судей и Паралипоменон, почти постоянно находился в состоянии захватнических войн. По тем же источникам, в первые столетия прихода евреев в Палестину задача расширения своих владений была у евреев главной. Если бы Моисей стремился к завоеваниям как обычный царь, то он вполне мог бы обойтись как без новой идеологии, так и без новой веры. Достаточно было создать крепкую армию. Если же его люди бились во имя БОГА (т. е. во имя какой то идеи олицетворяемой образом божества), то логично заключить, что конечной задачей Моисея было установление в своем царстве некоего "правильного" порядка, "закона божьего" (если понадобится, то силой оружия).
Если, пророк желал дальнейшего воплощения своей великой идеи, то, в таком случае, его предсмертный договор с евреями действительно становился необходим. б) Легенды о МоисееРождениеВ последующие столетия личность Моисея в народном сознании превратилась в образ национального героя. Евреи запомнили астрологические приметы рождения пророка и при каждом их повторении ожидали его следующее перевоплощение вплоть до XVII века н. э. [13]. По устному преданию иудеев Моисей родился за 2 дня до трехкратного соединения на небе двух самых ярких планет Юпитера и Сатурна, происходящего приблизительно раз в 800 лет. Ожидание прихода Моисея показывает, что иудеи в течении 16 столетий верили в переселение душ (как верят и по сей день представители эзотерического течения иудаизма), и что процесс построения догм их веры, скорее всего, не был полностью завершен к XVII веку н. э. Образ пророка в последующие века был окружен целым комплексом мифов и легенд. Одна из них повествует о том, как мать Моисея тайно положила ребенка в корзину, замазала дверцу и пустила плыть по спокойной реке. Корзину выловила дочь фараона и усыновила ребенка. Эта легенда о младенце весьма похожа на историю аккадского царя Саргона I (2370 г. до н. э.), жившего на тысячу лет раньше Моисея. Вот что писал Саргон о себе: "Я, Саргон, могучий царь, царь Аккада. Мать моя была бедна, моего отца я не знал, брат моего отца живет в горах. Мой город Азупирану, расположенный на берегу Евфрата. Зачала меня моя бедная мать, втайне родила она меня, поместила меня в ящик из тростника, заделала дверцу асфальтом и пустила меня по течению, которое было не сильно".[6] Примечательно, что легенды о рождении царей и пускании их в ящике или корзине по реке существовали и у других народов Месопотамии и Средиземноморья. У римлян таково, например, было сказание о Ромуле и Реме [3]. Возможно, здесь мы наблюдаем иногда встречающееся в истории явление соединения образов наиболее древних героев, которых уже никто не помнит, с образами более поздних. Противореча гипотезе о тайном рождении, Книга Исхода (6:16-20) сообщает, что отцом Моисея и брата его Аарона (видимо плывшего в другой корзине) был левит Амрам, дедом - Кааф, а прадедом - сам Левий - родоначальник племени левитов. То есть мальчик знал имена деда и прадеда, но не имя матери!!! Текст абсолютно серьезно сообщает, что только что родившая мать шла по берегу за корзинкой следя за ней. Любая рожавшая женщина прекрасно знает как это тяжело! Это не просто тяжело, это практически невозможно! А те, кто своими глазами видел берега Нила, заметят, что далеко по илистым топким берегам, по зарослям камыша (см. голливудские фильмы на эту тему) она пройти бы и не смогла. То есть либо "тайное" рождение должно было совершаться посреди столицы у самых стен дворца, никак не далее. Либо сей бред сочинил мужчина довольно плохо знакомый с процессом деторождения. Кстати, именно таковыми были левитские священники более поздних эпох. |
||
Казни ЕгипетскиеВо время пребывания Моисея в Египте Яхве, согласно Библии, сотворил несколько чудес. В их числе 10 бедствий (казней) насланных в наказание Египту за отказ фараона отпустить евреев. Казни эти следующие:
После этих казней евреи, уходя, обманом выпросили у египтян золото и серебро, обокрав их. Фараон с войском погнался за ними, но евреи перешли море посуху, а над войсками фараона воды сомкнулись и все погибли. Так гласит предание. Можно заметить, что большая часть из этих 10 казней совпадает с реальными природными явлениями, случающимися в Египте. Например, нашествия саранчи, оводов, и мошкары. Весной в половодье Нил в своем верхнем течении размывает большое количество красной глины, отчего вся вода в нем становится красной, похожей на кровь. Град в Египте выпадает очень редко, приблизительно раз в сто лет, но также имеет место быть. Тьма египетская возможно вызывалась песчаным вихрем сирокко, поднимающем большие массы песка и действительно закрывающем иногда солнце [4]. Море, которое евреи уходя из Египта перешли посуху, называлось "Ям Суф" [4], буквально "море камыша". Камыш на побережье Красного моря не растет вовсе, зато в изобилии встречается в районе озер Суэцкого перешейка существовавших до постройки Суэцкого канала. В то время при бурях на Средиземном море, когда северный ветер гнал в озера большие массы воды, их уровень повышался за короткое время на десятки метров. Там действительно могла погибнуть какая либо армия. Однако, скорее всего, не та, которая гналась за евреями. Ибо на мумии фараона Рамзеса II, правившего в предположительное время исхода евреев (впрочем, равно как и на мумиях других фараонов) не осталось ни малейших следов морской соли. А если бы он утонул в морской воде, то непременно бы остались. Возможно, семиты кочевники запомнили необычные для них природные явления и утопление какого-то войска как необычные особенности именно Египта как страны, написав некую "книгу путешествий". После чего жрецы объединили упоминания об этих чудесах с повествованием об исходе из Египта, и о роли в нем пророка Моисея. С другой стороны, можно высказать гипотезу о том, что описания двух последних казней были вписаны в книгу Исхода иудейскими историками после захвата Египта вавилонским царем Навуходоносором в X веке до н. э. На такую мысль наводит описание египетских казней в книге пророка Иезекииля: "Посему так говорит господь Яхве: вот я Навуходоносору, царю вавилонскому даю землю Египетскую, чтобы он обобрал богатство ее... ...И пойдет меч на Египет и ужас распространится в Эфиопии, когда в Египте будут падать пораженные, когда возьмут богатства его, и основания его будут разрушены. ...И пошлю огонь на Египет... ...Молодые люди Она и Бубастиса падут от меча, а прочие пойдут в плен. И в Тафнисе померкнет день, когда я сокрушу там ярмо Египта, и прекратится там гордое могущество его. Облако закроет его, и дочери его пойдут в плен. ...вот я на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы его, здоровую и переломленную, так что меч выпадет из руки его. ...А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими и дам ему мой меч в руку..." (Иез. Гл. 29-30). У Иезекииля тьма над Египтом представляется как дым от горящих городов. А все первенцы - молодежь гибнет в битвах. Интересно, что и в книге Исхода, и у Иезекииля подобны концовки рассказов: и Моисей и Навуходоносор обирают египтян, унося золото и серебро; в обоих рассказах в итоге гибнет фараон и его войско. Чудеса СинаяТретий комплекс чудес Моисея происходил когда пророк водил свой народ по Синайской пустыне [2]:
И т. д... Чудеса, сотворенные Моисеем в странствиях по Синаю, как и чудеса в Египте, описывают вполне реальные особенности природы этого полуострова. Например, горящий и не сгорающий куст есть определенный вид тамариска, выделяющий самовоспламеняющиеся на жаре летучие эфирные масла [3],[4]. Эфиры сгорают очень быстро, не принося веткам ни малейшего вреда. Убедиться в этом можно наглядно. Если слегка смочить платок в медицинском эфире, отжать его и поднести на секунду зажигалку, то платок сгорит и останется целым. Манна небесная представляет собой сладкие выделения в виде шариков другого вида тамариска. За день человек может насобирать их 1.5 кг, вполне достаточно, чтобы прокормиться. Эти шарики и поныне продают на рынках Багдада под названием “ман” [4]. Переход войском реки Иордан посуху мог случиться во время одного из обвалов его глинистых берегов в верхнем течении, где Иордан течет по узкому оврагу. Последний раз такой обвал был в 1929 году, когда Иордан был остановлен почти на сутки. [4] Чудо с перепелами могло случиться во время сезонного перелета этих птиц из Африки. После чрезвычайно длительного полета над морем перепела так изнемогают, что едва способны двигаться. Во время своей предыдущей остановки в Судане птицы иногда питаются ягодами безвредными для них, но ядовитыми для человека. Соответственно и мясо их становится ядовитым [4]. Так же рационально объясняются и другие чудеса. Для жителей горной Палестины эти природные явления Синайского полуострова могли представляться чем-то весьма необычным, даже чудесным. И они добавили их к своей "книге путешествий". Остается загадкой почему и кому надо было приписывать Моисею чудотворные функции. Или может кого-то что-то не устраивало в "книге путешествий" так, что именно от нее такой переделкой и хотели избавиться? А может необходимо было создать единый комплекс легенд о былых притеснениях и страданиях евреев в плену, чтобы во времени настоящем был отличный повод мстить обидчикам? 2. "Книга законов"Касательно второй смысловой линии - "Книги законов" можно заключить, что она, как и третья линия, написана была уже значительно позже времени исхода евреев из Египта. Многие исследователи указывают на то, что ее законы написаны для оседлого земледельческого общества, но не для народа кочевников скотоводов каковыми были евреи во времена исхода [3].
3. "Книга устройства Скинии завета"Как мы доказывали выше, Аарон, (а значит и народ Левитов) не были изначально с союзом еврейских племен. "Книга устройства Скинии завета" и книга Чисел позволяют подкрепить это убеждение еще несколькими аргументами:
АнализВсе вышесказанное позволяет утверждать, следующее:
Книга Вайикра (Левит)Состав книги
В строении книги обращает на себя внимание то, что первая ее часть вполне может быть по смыслу присоединена к предыдущей книге Вэелле Шемот. Разделение этих двух книг чисто условное. Главы о Скинии конца Вэелле Шемот никак принципиально не отличаются от начальных глав Вайикры. Это еще один аргумент в пользу того, что кто-то в последствии переделал Пятикнижие. Вайикра в своих положениях и законах все время отделяет Аарона и его потомков от народа Израиля, придавая им функции жреческой касты. "Скажи Аарону и сынам его, чтобы они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых" (Лв 22:2). "Объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым..." (Лв. 22:18). "И сказал господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им ..." (Лв. 21:1). Здесь впервые начинают встречаться положения, цель которых - монополизация жрецами (левитами) духовных аспектов жизни. Это видно из следующих цитат: "Не обращайтесь к идолам, и богов литых не делайте себе. Я Господь Бог ваш" (Лв. 19:4). "Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите ..." (Лв. 19:31). "Мужчина или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти..." (Лв. 20:27). Книга Левит утверждает, что иудеи всегда поклонялись только богу Яхве и все верующие в других богов несли наказание от него. Такое представление, несомненно, возникло в результате поздней обработки текста, поскольку известно, что во времена Моисея иудаизм был религией политеистической. Этот факт зафиксирован в Книгах Судей, Книгах царств и Книгах Паралипоменон. Другие примеры дают иудейские глиняные таблицы, найденные близ города Телль-эль-Амарны. Там встречается имя чтимой иудеями богини Анат. Арамейские папирусы из Элефантины в Верхнем Египте свидетельствуют, что еще в 408г до н.э. израильтяне клялись именем Анат-Яхве. Также имеются исторические данные о том, что евреи поклонялись богам природы Баалам, покровителям народов, богам городов и идолам семейных родов - терафимам. "Сколько у тебя, Израиль, городов, столько и Богов" говорит один из папирусов [1]. Судя по столь возросшим претензиям касты жрецов левитов на духовную власть, можно утверждать, что Вайикра была написана позже Вэелле Шемот, в то время, когда положение левитов в еврейском союзе стало весьма прочным. |
||
Книга Вемидбар (Числа)Книга Чисел начинается со списков переписи населения Израиля и Иудеи проведенной левитами. Учтенные колена евреев составили 603,55 тыс. чел. Колена левитов - 22,3 тыс. чел. Кроме глав о переписи книга Чисел также содержит места еще раз утверждающие постулат о духовной монополии левитов и их особом положении среди евреев. "А левиты не вошли в исчисление вместе с сынами Израиля ..." (Чис. 2:33). "Аарону же и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти" (Чис. 3:10). "Это имена сынов Аарона, священников, помазанных, которых он освятил, чтобы священнодействовать" (Чис. 3:3). "Приведи колено Левитов, и поставь его перед Аароном священником, чтоб они служили ему ..." (Чис. 3:6).
Состав книги:
Если книгу Вемидбар по смыслу разделить на однородные части, то мы получим следующие самостоятельные произведения, так же, как и в книге Вэелле Шемот изрядно перепутанные друг с другом (для пущей простоты чтения):
При анализе главных действующих лиц Вемидбар можно видеть, что если в книге Вэелле Шемот действует Моисей, а Аарон только упоминается. То в написанных позже Вайикра и Вемидбар ситуация меняется на противоположную:
На основе этого можно считать, что к моменту написания книг Вайикра и Вемидбар Моисей уже умер и от его имени действовал Аарон, многократно упоминаемый как живой человек. Количество учтенных левитов позволяет утверждать, что этот народ ко времени переписи уже не менее 200 лет находился среди евреев. Ведь для кочевого народа путешествующего по небогатой местности и 1000 семей уже довольно большая цифра. Вырасти же от 1000 до 22000 мужчин пришлый народ в условиях непрерывных войн, да еще и при кочевом образе жизни мог никак не быстрее 8-10 поколений, т. е. минимум за 200 лет. Книга Элле Гаддебарим (Второзаконие)Состав книги:
Книга Элле Гаддебарим по содержанию своему является сводом религиозных, юридических и общественных норм поведения. Эти нормы во многом повторяют аналогичные, данные в предыдущих частях Пятикнижия, расширяя или уточняя их трактовки. Вводятся также и новые законы. Судя по единому стилю почти вся Элле Гаддебарим (главы 4-30 и 32-34) написана одним автором. Излагаемые им законы и моральные заповеди позволяют отнести этого автора к народу левитов. Книга довольно однородна по стилю своего изложения и не содержит прерывающих повествование левитских вставок. Даже наоборот начальный (гл. 1-3) и срединный (гл. 31) фрагменты книги (вставки, выделяющиеся по стилю повествования), в противоположность книгам Исход, Левит и Числа, относятся не к левитам, а к самому Моисею! Содержание книги дает основание считать Второзаконие относительно поздним добавлением к Торе. Пожалуй, одним из первых такую версию выдвинул иудейский теолог XII века Абрахам ибн Эзра, записавший свои соображения из предосторожности в зашифрованном виде. 1. Комментарий Абрахама ибн Эзры к Второзаконию:“За Иорданом” и т.д. и если ты поймешь тайну двенадцати, также: “И написал Моисей это учение”, “А ханаанеи тогда были в Стране”, “На горе Яхве явится”, также “Вот его ложе, железное ложе” ты постигнешь истину.
Несколькими столетиями позднее выдающимся еврейским философом Бенедиктом (Барухом) Спинозой (1632-1677) была сделана расшифровка комментариев Ибн Эзры. По мнению Спинозы, ибн Эзра хотел показать, что Элле Гаддебарим не могла быть написана лично Моисеем, как принято было считать согласно традиции. 2. Расшифровка Баруха Спинозы:"За Иорданом" - означает, что рассказчик находился с Палестинской стороны Иордана, между тем Моисей никогда этой реки не переходил. Выражение "и если ты поймешь тайну двенадцати" указывает на то, что все заповеди и законы Моисея по упоминанию книги были выбиты на 12 камнях жертвенника. Объем же Элле Гаддебарим настолько велик, что потребует много больше камней. "И написал Моисей это учение" могло быть сказано об авторе третьим лицом, но не самим Моисеем. В иудейской традиции не принято говорить о себе в третьем лице. Слова "А ханаанеи тогда были в стране" могли быть сказаны рассказчиком тогда, когда в настоящем времени их уже в Иудее не было. Между тем Ханаанеи жили в Иудее несколько столетий после смерти Моисея, о чем повествуют книги Царств. "На горе Яхве явится" по мнению Спинозы представляет собой ошибку ибн Эзры, который в этом выражении рассматривал как единое понятие "гору Яхве". Под Горой Яхве ибн Эзра видимо понимал гору Сион, не называвшуюся так во времена Моисея. Упоминание "Вот его ложе, железное ложе" относятся к знаменитому железному ложу Ога царя Васанского царства. Это ложе после победы Иисуса Навина над царем Огом было взято иудеями как военный трофей. То есть это событие, равно как и упоминание о нем, относятся к значительно более позднему времени, уже после смерти Моисея. Аллавэрды: Еще одним указанием на наиболее позднее происхождение Второзакония из всех книг Пятикнижия можно считать следующую цитату: "Повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон дайте левитам" [Втор. 35:2]. В предыдущих книгах неоднократно указывается, что левиты были безземельными кочевниками среди оседлых евреев. Получить города они могли только при обретении солидного общественного статуса. К тому же сделать это в сильном процветающем государстве без явного социального конфликта с другими племенами было бы довольно трудно. Такое действие, скорее всего, могло бы иметь место после возвращения евреев из вавилонского плена, когда Иудея только начинала восстанавливаться. 3. Анализ глав о Моисее.Прежде всего обратим внимание на следующий интересный факт:
Итак, Аарон не давал людям законов, не раздавал земли, не воевал вместе с Моисеем, не устанавливал систему старейшин и судей, чтений записанного закона каждые 7 лет, равно как и систему прощения долгов каждые 7 и 49 лет. Из этого, в свою очередь следуют 2 важнейшие следствия:
Далее обратим внимание на следующие детали. Упоминания о левитах в законах встречаются чрезвычайно часто. То есть законы подвергались большой обработке. В тексте упоминаются праздники Пасхи и Кущей. Хотя в последующих книгах судей о них нет ни слова, и во второй книге царств сказано, что Пасха во времена судей не праздновалась. А это значит ни много ни мало, что евреи на несколько сот лет забыли один из главных своих праздников, пренебрегнув законом пророка? В еще более поздних книгах Ездры и Неемии указывается, что люди неохотно подчинялись требованиям священников отмечать праздник кущей. Будто бы он был для них внове. Налицо еще одно нарушение закона Моисея! Отсюда следует вывод о том, что значительная часть законов должна принадлежать не Моисею, а левитам.
В связи с этим обращают на себя внимание первые две главы законодательного фрагмента. В них почти все внимание посвящено скоту, который можно употреблять в пищу. А также тем животным, которых можно есть в путешествиях и на которых нельзя охотиться. Указываются сроки отпущения долгов соплеменникам. Эти законы хорошо подходят или скотоводческому племени, или только начинающему быть оседлым. Земледельцам ведь всегда важнее раздел урожая, сохранность полевых меж, чем охота и путешествия. Подобные постановления как раз приводятся в дальнейших главах фрагмента. Вполне возможно, что большая часть из первых законов была составлена еще при Моисее и была включена в какую то другую книгу. |
||
Экономическая стратегия еврейского государстваНадо особо отметить, что с экономической точки зрения система законов Элле Гаддебарим не имела аналогов в древнем мире и была крупным социальным изобретением. Народ управлялся выборными судьями, избиравшимися исключительно по их достоинствам, а не по происхождению или богатству. Это гарантировало справедливую систему судопроизводства. Справедливый суд - это первейшее условие экономического развития и процветания общества. Система семилетнего прощения денежных и земельных долгов, а также отпускания каждые 7 лет рабов соплеменников на волю хорошо препятствовала резкому обогащению одних слоев общества за счет обнищания других. Беднякам, попавшим в сложные обстоятельства, давались хорошие шансы поправить свои дела. То есть были созданы оптимальные условия для развития среднего класса. Богатые граждане по той же причине были вынуждены вкладывать свои деньги не в ростовщичество, процветавшее в других государствах, в развитие внешней торговли. Придумать такое мог действительно только выдающийся человек! Книга Иегошуа бен Нуна (Иисуса Навина)Книга Иегошуа бен Нуна представляет собой краткое изложение начала завоевания евреями Палестины. Традиционно считается, что Иегошуа продолжил дело Моисея после его смерти. Подробное описание завоеванных городов и земель включает в себя только самые бедные маленькие горные территории, не упоминая о городах богатых равнин, принадлежавших Ханаанеям, Моавитянам, Амореям, Иевусеям и другим народам. Такое описание могло быть составлено только в начале завоевания земель небольшим пришлым народом. В противоположность этому стиль изложения военных побед евреев восторженно хвалебный. Автор книги создает впечатление сокрушительной мощи иудейских войск покоривших единым махом всю землю обетованную. Третьей смысловой нитью в книге проходит тема параллельного совместного существования гражданской власти евреев и духовной власти левитов. Как это ни странно, но человека по имени Иисус Навин, скорее всего, никогда не существовало. Дело в том, что у народа Ханаанеев, населявшего к тому времени Палестину было божество с таким именем, почитавшееся как великий воитель. Несмотря на это противоречие и явно пропагандистский тон книги повествование ее довольно исторично. Стиль его более походит на хронику, чем на миф о боге Навине. Во-первых, как уже было сказано, вполне достоверно выглядит описание завоеванных евреями территорий. Во-вторых, множество городов Палестины и их географическое расположение в тексте упоминаются правильно в том смысле, что археологические раскопки действительно обнаружили развалины городов разрушенных приблизительно в то время и именно там, где они указаны в тексте. А это все значит, что, по видимости, мы имеем дело с историческим повествованием, в котором главное действующее лицо - вымышленное. Как такой парадокс может быть? Может, одно имя с пергамента стерли, а другое поверх него вписали? Такое уже было в книге Бытия, когда слова "боги" заменяли словом "бог", причем сделали это неаккуратно, и в некоторых местах так и осталось: "и сказали боги...". Посмотрим, нет ли в книге Иисуса Навина таких же упущений:
Парадоксально, но получается, что Иисуса вписали поверх самого Моисея! Как иначе он мог убивать, раздавать конкретные земли и "клясться в тот день" после своей смерти? Более того, Иисус Навин совершал и другие действия сходные с Моисеевыми. Например, он так же дал евреям законы и записал их: "И заключил Иисус с народом завет в тот день, и дал ему постановления и закон в Сихеме. С вписал Иисус слова сии в книгу закона божия, и взял большой камень, и положил его там под дубом... И сказал Иисус всему народу: вот камень сей будет нам свидетелем: ибо он слышал все слова господа, которые он говорил с нами..." (24:25-27). Далее в священных текстах, и в устном предании иудеев ни этот второй договор, ни его содержание нигде не упоминаются. То есть мы имеем дело с намеренной фальсификацией некоего первоисточника, который мы условно назовем "книгой войн Моисея". Автор фальсификации не особо заботился о реальном отражении исторических событий, скорее имел целью убедить читателя в былой мощи его народа (что могло быть актуальным в период упадка, например после Вавилонского плена). Преувеличивая подвиги Науна, книга сообщает о взятии им городов Иерихона и Гая. Раскопки на месте этих городов показывают, что к моменту появления евреев в Палестине, Иерихон уже около 100 лет лежал в руинах, а Гай - около 500 лет. В другом месте упоминается о созыве Иисусом собрания вождей иудеев в городе Сихеме. Этого события также не могло быть, потому, что Сихем в то время был и еще много столетий оставался владением Филистимлян, одних из самых непримиримых врагов иудеев [1], [3]. Обобщая вышесказанное, мы видим типичную для библейских источников картину: Был взят подлинный исторический документ и намеренно подделан. Скорее всего это могло понадобиться для адаптации религии при объединении еврейского союза с одним из сильных Ханаанейских племен чтивших бога-воителя Иегошуа Бен Нуна. Поэтому Моисей и оказался воевавшим вместе с ним, а позже и вовсе был вытеснен, возможно, что для состыковки всего повествования в целом. Столь вольное обращение с текстом в свою очередь свидетельствует о том, что жрецы левиты не продолжили дело Моисея, а заменили его выполнением своих собственных задач. В текст книги Иегошуа бен Нуна, как обычно, были добавлены 2 вставки, касающиеся истории Левитов. Вероятно, эти вставки были призваны завершить единую линию доказательств Пятикнижия о том, что Левиты были с евреями всегда, с самого начала выхода из Египта. Что они избранные из избранных и имеют, таким образом, полное право на монопольную жреческую власть. Книга СудейСостав книги:
В первые века после прихода евреев в Палестину у них не было царей, и управлялсь они выборными представителями, исполнявшими судебные, военные и политические функции. Такая форма правления эффективна для небольшого народа, каковым и были, судя по книге Иисуса Навина, евреи. Книга судей в сжатой исторической манере описывает последовательность правления всех судей, отмечая, что между правлениями евреи подвергались угнетениям и завоеваниям соседей. Книга начинается упоминанием о смерти Иисуса и далее не содержит никаких нереальных фактов и чудес. В середине ее, как обычно, сделаны несколько вставок. Первая из них выдержана в классическом сказочном жанре и повествует о подвигах героя Шимшона (Самсона) бывшего солнечным божеством у соседнего народа ханаанеев. Имя героя буквально переводится как "Сын Сол(нца)" [1]. Два других эпизода - это притчи о домашнем храме землевладельца Михи, пригласившего к себе священником левита, и о покушении толпы на жизнь другого левита, который спасся только благодаря выдаче взамен его толпе наложницы хозяина дома на изнасилование. После этих вставок продолжается прерванный текст книги судей (гл. 20-21). В нем неоднократно указывается, что в этот период израильтяне "поклонялись Ваалам и Астартам", что свидетельствует о поздней обработке книги в духе единобожия [3], а заодно и о политеизме евреев. История и выдачей на изнасилование одной рабыни имела, судя по книге, катастрофические последствия. Левит пожаловался предводителям других еврейский племен, и приблизительно 50000 мужчин женщин и детей были убиты в колене Вениаминовом, а также неизвестное количество среди армии нападавших. Народ Вениамин чуть было не перестал существовать полностью. Как такое могло быть из-за одного рядового левита, с которым, в конце концов, ничего так и не произошло, и из-за какой то одной рабыни? Видимо, в этом случае мы также имеем дело с поздней подделкой текста. Тем более, что в "книге судей" левиты как действующий народ не упоминаются ни разу. А этот факт, в свою очередь, еще более укрепляет нас во мнении, что левитов во времена судей с евреями не было. I-IV Книги царств, I-II Книги ПаралипоменонКниги царств и книги Паралипоменон представляют собой исторические хроники царств Израиль и Иудеи. Написаны они в той же сжатой исторической форме, что и Книга судей. I книга царств повествует о судье Самуиле и о первом царе иудеев Сауле. Главы 4-7 в ней описывают чудеса происходившие при путешествии Скинии и ковчега завета. II книга царств посвящена царю Давиду. Главы 6-7 в ней также описывают чудесные путешествия ковчега завета и поклонение Давида ковчегу. Это первый исторический источник Библии, упоминающий Скинию завета и путешествующих с ней левитов как реальных действующих лиц. Можно с уверенностью утверждать, что именно в то время левиты и пришли в Иудею. То есть по-прежнему приблизительно около 1000 года до н. э. III книга царств излагает историю царствования царя Соломона и дальнейших царей. В начале книги (гл. 6-9:10) очень похоже, что пергамент был стерт и поверх был вписан фрагмент о постройке Соломоном храма Яхве. Это единственное место во всей Библии, где историческая линия повествования после вставки продолжается с середины предложения (9:11). Текст предполагаемой вставки, как обычно, содержит подробное описание храма Яхве, упоминая об обновлении договора евреев с богом. Получается одно из двух:
IV книга царств упоминает царствования большого множества царей, правивших иногда всего несколько лет. После царя Соломона евреи разделились на два царства: северное Израильское со столицей в Самарии, и южное Иудейское со столицей в Иерусалиме. Цари последнего стали носить титул "сын бога" и добавлять к своему имени приставку "ио-". В главах 3-13 книги на передний план выходит целитель и пророк Елисей, совершающий множество чудес совпадающих с чудесами Иисуса Христа. Например, чудо с накормлением хлебами, чудо с оживлением уснувшего летаргическим сном ребенка и чудо с воскрешением умершего. Смерть Елисея также сопровождалась чудом - воскрешением умершего, коснувшегося трупа Елисея. Книга сообщает, что он был советником при дворах царей Ииуя и Иоаса, и делал верные предсказания будущему царю Сирии Азаилу. Возможно, Елисей был выдающимся политическим и духовно-религиозным деятелем. Параллельно с эпизодами о Елисее идет исторический текст, заканчивающийся вавилонским пленом и уничтожением Вавилоном иудейского царства. Важным моментом в IV книге царств является упоминание о царе Иосии (гл. 22-23) при котором левит Хелкия "нашел" новую версию священных писаний (все Пятикнижие, или может его часть, точно не известно) при ремонте храма Яхве. Книга царств сообщает, что после прочтения этой новой редакции царь Иосия разодрал свои одежды и провел в Иудее крупную религиозную реформу. Основные положения реформы Иосии были следующие:
Приблизительно в это же время древний семитский бог Илия стал считаться не божеством, а пророком. Книги Паралипоменон по историческому своему содержанию с незначительными расхождениями довольно хорошо совпадают с книгами царств. Они также начинаются с правления царя Саула и заканчиваются вавилонским пленом. И. Ш. Шиффман выдвинул гипотезу о том, что после разделения царств на Израиль и Иудею северные и южные иудеи вели собственные хроники. Паралипоменон, судя по сокращенным описаниям всех событий происходивших на юге, была хроникой северного царства населенного самаритянами. Книги Царств - соответственно, южного. В книгах Паралипоменон также упоминаются чудеса (другие!) с ковчегом завета, а также завещание царя Давида сыну Соломону построить храм Яхве, создании Соломоном чертежей храма и о сборе им богатых пожертвований на храм. Описание строительства храма приводится во всех подробностях, что в предыдущих книгах было очень характерно для левитских вставок. Паралипоменон содержит и другие следы позднейших обработок. Так, например, царю Авии I книга в 13 главе приписывает только элитных войск 400 000 человек, а царю Иеровоаму - 800 000. Т.е. вся армия Иеровоама насчитывала более 1,5 миллиона солдат. Таких огромных армий в то время быть не могло [3, 4]. Интересно, что в древнееврейском подлиннике Паралипоменон (глава 29 стихи 6-8) указывается, что на постройку храма евреи приносили царю Давиду помимо всего прочего дарики. Дарики - это монеты персидского царя Дария (V век до н.э.) жившего на 500 лет позже Давида. Последнее дает повод утверждать, что этот источник приблизительно в V веке до н. э. подвергался обработке. |
||
Гипотеза относительно происхождения народа ЛевитовИтак, мы видели, что во всех основных книгах Библии очень много усилий было приложено для обоснования того, что левиты с самого начала были неотъемлемой частью народа Израилева, и что у левитов есть данное Яхве повеление на монопольное жречество. Именно поэтому можно с большой долей уверенности сказать, что оба эти факта ложны. Как мы ранее установили, кочевой народ левитов пришел в Палестину приблизительно спустя 500 лет Моисея, и сделался в еврейском союзе кастой жрецов. При этом сама религия Моисея пришельцев интересовала мало. Они свободно переписывали еврейские священные книги часто до неузнаваемости искажая их смысл. Поэтому можно говорить о том, что современный иудаизм в значительной степени представляет собой творение народа левитов. В настоящий момент, уже довольно сложно понять какова же была иудейская вера при Моисее, что пророк на самом деле говорил и делал, а чего нет. Выше нам встретился аргумент в пользу того, что левиты, вероятно, пришли в Палестину из Индии. Интересно, что, в таком случае, они не были единственным народом, вышедшим из этой страны и претендовавшим на жреческие функции у иноплеменников. Известно, что в начале I тысячелетия до н. э. из Индии в Персию пришел народ Магов, от названия которого произошло само слово "магия". Маги также утверждали, что они есть народ жрецов, и, спустя некоторое время, растворились в Персии, заняв там именно эту социальную нишу. То есть повторили историю Левитов. Приблизительно тогда же из Индии вышел и народ Цыган. Последние, как известно, имели изначально какую-то великую миссию, которую они (согласно устным цыганским легендам) по пути забыли. Этот народ для нас интересен тем, что и по сей день имеет очень похожее мироощущение с тем какое, судя по тексту Библии, было у древних Левитов. И те и другие считали (и считают) себя "солью земли", некоей высшей расой, стоящей над всеми другими. По крайней мере, всем хорошо известно, что очень многие малообразованные цыгане с большим презрением относятся ко всем остальным национальностям. Возвращаясь к основному ходу анализа, проконстатируем еще раз, что приблизительно в одно и то же время из Индии произошел исход трех сходных между собой народов, несших в другие страны свою веру. Здесь мы сталкиваемся со следующим парадоксом. Дело в том, что сама по себе религия индуизма никогда не стремилась к какой-либо экспансии. Эта вера тесно связана с индийской кастовой системой, и, поэтому, не может быть перенесена в страны с другим устройством общества. Следовательно, Левиты, Маги и Цыгане и в самой Индии были пришельцами. Попробуем вычислить их происхождение. Для этого заметим, что все эти народы могут смело быть отнесены к индо-европейской (или в крайнем случае к дравидийской) подрассе, так как, во-первых, таковы современные цыгане и потомки левитов, а, во-вторых, у евреев не сохранилось ни одного свидетельства о том, что Левиты от них самих как либо внешне отличались. Рядом с Индией на острове Шри-Ланка с давних пор и по сей день существует мировоззрение очень и очень сходное с цыганским (в современной Индии его, насколько мне известно, нет). Приверженцы этой философии считают себя, народ Тамилов, лучшей из наций, безусловно стоящей над всеми остальными. Отсюда делаем не 100%, но все же довольно вероятный вывод о том, что Левиты пришли в Палестину со Шри-Ланки. Такие дальние переселения народов были в древнем мире обычным делом. Достаточно вспомнить хотя бы Монголов дошедших до Венгрии, 2 племени славян переселившихся в Китай, или Албанцев, родиной которых была современная Армения. Книга пророка ИезекииляКнига Иезекииля представляет собой чрезвычайно сложное образование из нескольких наложенных друг на друга смысловых пластов. Наиболее древний пласт, назовем его условно произведением Автора N1 скорее всего является (в дополнение к книгам Судей, Царств и Паралипоменон) еще одной хроникой евреев охватывающей период от 1500 - до 650 гг. до н.э. Постараемся доказать эти утверждения. Все события, описываемые Иезекиилем, действительно происходили в реальности и подтверждаются другими историческими и археологическими данными. Автор N1 упоминает цепочки из десятков событий следовавших непосредственно одно за другим. Вероятность верного предсказания такого большого числа событий ничтожно мала. Исходя из этого, можно с большой уверенностью сказать, что перед нами не туманные видения будущего, а историческая хроника. Далее мы видим, что с книгой Автора N1 произошло типичное явление вставки в нее глав об устройстве храма Яхве и о законном праве только левитам быть в храме жрецами. Автора этого фрагмента, добавленного в конце книги хроник, назовем условно Автором N2. Его вставки, касающиеся устройства храма, как обычно, подробны до мелочей. Это также свидетельствует в пользу гипотезы о переделанной хронике. Зачем пророку детально предсказывать детали в устройстве храма, и куда как не в хронику надо было жрецам вставлять главы о правах левитов? Получается, что после обработки хроники Автором N2 появился некий Автор N3, который литературно обработал книгу вместе со вставками, исказив ее до неузнаваемости и вставив свои собственные нравоучительные фрагменты. Этот автор заменил во всем тексте (включая вставки Автора N2) время прошедшее на время будущее. Таким образом, он сделал из исторического документа книгу туманных предсказаний грядущего. Датировать литературную обработку этого Автора N3 можно довольно уверенно VI веком до н. э., потому как в книге упоминается вавилонский плен евреев (VIIв.) и вторжение скифов в Палестину (VI в.), однако Автору N3 ничего не было известно о послепленной участи евреев. Само явление этой второй обработки текста свидетельствует в пользу того, что изначально хроника Автора N1 очень подробно и достоверно описывала историю Иудеи. Видимо именно этим-то она жрецов левитов и не устраивала.
Состав книги:
Книги Ездры и НеемииЕздра и Неемия были двумя священниками левитами, которые после вавилонского плена в 444 году до н. э. руководили вернувшимися на родину евреями. Ездра восстановил храм Яхве, а Неемия восстановил и заново заселил Иерусалим. Известно, что Ездра и Неемия еще раз отредактировали Библию. Об этом они упоминают в своих книгах. Ездра ввел закон об отказе от иноплеменных жен и заставил евреев отослать всех иноплеменниц на их родины. Возможно, что для обоснования своего закона он вписал 11 - 12 главы в ветхозаветную книгу Вемидбар. Эти главы не могли быть в исходном тексте, поскольку до вавилонского плена смешанные браки были у иудеев не исключением, а скорее правилом. Вспомним, что евреи, завоевывая палестинские города, оставляли в живых всех девственниц. Понятно, что они с ними делали. Яхве в жертву девствениц не брал. Ездра и Неемия первые из библейских авторов упоминают о празднике кущей, когда евреи несколько дней подряд живут в шалашах и не входят в свои дома. Сообщается, что люди неохотно принимали этот праздник. То есть он, скорее всего, был новый. Логично заключить, что его изобрели именно Ездра и Неемия. Гипотеза о боге Скинии заветаВ принятии иудеями почитания Скинии завета кроется определенный парадокс. Выше мы уже видели сомнительность того, что в Скинии находились скрижали завета, созданные Моисеем. В совокупности с расхождением в 500 лет между Моисеем и Аароном это сомнение еще более упрочивается. В таком случае, что же лежало в Скинии, и чем левиты "купили" иудеев? Если мы предположим, что Скиния была храмом почитания национального божества левитов, то получим малоправдоподобную картину. Приходят какие-то люди со своим богом, и хотят, чтобы евреи этого бога почитали. С какой стати? Если же мы предположим, что левиты заявляли, что они поклоняются самому Богу Творцу всего сущего, и что они единственные, кто еще помнит, как это правильно надо делать, то, в таком случае, мы найдем ответы на следующие вопросы:
Однако, Левиты на самом деле вовсе не поклонялись Богу Творцу, а только заявляли так на публику, и ничего свято не хранили, ибо, (как мы уже неоднократно видели выше), они бессовестно подделывали любые первоисточники какие им было выгодно, не взирая на меру их святости. Вполне логично будет предположить, что никакой священной книги в их ковчеге (ящике) не лежало. Также не могло там находиться и золото, поскольку очень большое количество его окружало скинию. Вряд ли были там священные книги самих левитов. Ни упоминаний о таковых, ни следов их употребления в Библии нигде нет. Однако, нечто особо ценное, имеющее прямое отношение к религии левитов, в ящике по-видимому было. Вряд ли он был пуст. Здесь уместно будет вспомнить о том, что Аарон производил перед евреями "чудесные знамения", и чем-то их надо было производить! Учитывая, что левиты пришли из Индии или со Шри Ланки, активно торговавших в то время с Китаем, сделаем вывод, что находились в скинии, очень вероятно, порох, китайские ракеты и петарды. Именно поэтому Скиния и охранялась так тщательно. Любой любопытный невежа мог случайно взорвать все к чертовой бабушке! И тогда конец "знамениям". Пополнить же запасы было очень долгим и рискованным мероприятием. Из предыдущих пунктов помимо прочего, должна вырисовываться выставляемая напоказ основная национальная черта левитов (которой в действительности у них не было). Она заключалась в сохранении традиций предков в течение веков без изменений, в следовании им. То есть именно та черта, которую мы ныне видим у глубоко верующих евреев. Итак, мы столкнулись с народом профессиональных жуликов (кстати уместно еще разок вспомнить цыган). Что же им было надо у евреев? Да не то же ли, что почти всем мошенникам на свете: деньги и власть. Надо отдать им должное, и признать, что левиты были обманщиками очень талантливыми. Во-первых, у них все получилось, а, во-вторых, их почти 3000 лет никто не мог толком вывести на чистую воду (типа скромный намек, что мне первому это удалось). Евреи до сих пор считают левитов частью своего народа, избранными среди избранных. Надо особо подчеркнуть, что все высказанное выше есть не более чем предположение. Оно объясняет много непонятного, но, увы, пока довольно слабо доказано. Однозначно можно утверждать только, что параллельно с Левитским у евреев долгое время существовал и собственный институт жречества, конкурировавший с ними за власть. Об этом можно судить по наличию нескольких десятков библейских упоминаний об исключительном праве левитов на подобные функции. Иначе в св. источниках было бы только 1-2 свидетельства. Ведь не встречаются же по 20-30 раз в Пятикнижии фразы наподобие: "И Моисей действительно был во главе народа", или "И воистину наш народ вышел из Египта". То, что не подвергается сомнению всегда отмечается кратко. |
||
Авторство книг БиблииИтак, подсуммируем выводы. Получается, что вышеуказанные книги Ветхого Завета можно с большой долей уверенности назвать сборником исторических и мифологических текстов обработанным Левитскими священниками. Определенно к сему процессу имели отношение сначала левит Хелкия, а позже Ездра и Неемия. По всей видимости именно они могут быть названы одними из основных авторов тех слитных художественных произведений, которые мы знаем под названиями Пятикнижие Моисеево, книга Иегошуа Бен Нуна (и, может, книга пророка Иезекииля). То есть сборник Библии претерпел минимум 2 серьезные обработки, изменившие ее до неузнаваемости. Перу самого Моисея, по всей видимости, принадлежит в Библии очень немногое: часть из 10 заповедей, может быть "книга путешествий евреев по Синаю", написанная от первого лица, и некоторые из законов Исхода и Второзакония. Книгу Иегошуа бен Нуна, по всей видимости, составили ученики и сподвижники пророка, упоминавшие его в третьем лице. 10 заповедей никак не могут быть полностью написаны Моисеем. Во первых, в них утверждается принцип единобожия, установленный левитами в политеистическом союзе еврейских племен спустя несколько столетий. А, во вторых, заповеди пророка упоминаются в Ветхом Завете в двух разных вариантах:
Вариант из гл. 34 Исхода снабжен комментарием о том, что именно эти 10 заповедей были даны Моисею богом и записаны на каменных скрижалях (взамен прежних, разбитых Моисеем). Книга Когелет (Экклезиаст)Мы будем рассматривать эту книгу отдельно от всего остального сборника по следующим важным причинам:
1. Строение книгиГлавы 1-11. Сочинение Когелета. Изложение ведется от первого лица. Глава 12. Сочинение автора N2. Стиль повествования меняется на пророческий, и Когелет везде упоминается в третьем лице прошедшего времени: "Кроме того, что Когелет был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал и составил много притчей. Старался Когелет отыскивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно." (гл. 12:9-10). 2. Авторство книги Когелет
Традиционно считается, что Когелет написал царь Шломо (Соломон). Однако содержание книги убеждает нас в обратном. Дело в том, что царь Шломо славился своей распущенностью и транжирством. Он имел огромнейший гарем, построил грандиозные конюшни для собственного увеселения, и жил что называется "на широкую ногу". Последующие еврейские авторы неоднократно это упоминали, и даже устанавливали на будущее законы об ограничении царской расточительности. Автор же книги Когелет, наоборот, необычайно скромен. Наслаждениями и удовольствиями не упивается, а рассуждает о них отстраненно. То есть может себя контролировать и ограничивать в разумных пределах. Даже тот факт, что он есть царь Иудейский, автор упоминает исключительно как состоявшийся факт, нигде не ставя себе это в особую заслугу. Скорее всего, это был не Шломо, а какой-то другой царь. Судя по расположению книги в сборнике Библии, Когелет была, вероятно, написана довольно поздно. Исследователь И. Ш. Шиффман датирует ее II веком до н. э. по следующим соображениям:
Эта датировка также свидетельствует против отождествления Когелета с царем Шломо.
Во II веке до н. э. в Иудее, находившейся к тому времени в составе Римской империи, вспыхнуло восстание против Рима, руководимое братьями Маккавеями. Братья на короткий промежуток времени восстановили независимость своего государства. Первый из них, Иуда Маккавей, был выдающимся полководцем, а правивший после его гибели Ионатан Маккавей, особо не отличался на военном и государственном поприще, но зато слыл среди людей великим учителем жизни. Индийцы сказали бы, что это был царь-брахман. Отождествить Когелета с Ионатаном Маккавеем можно с большой долей вероятности по следующим двум фактам: времени написания книги (II вв. до н. э.), и упоминанию автора о своем царствовании в Иудее; Царь-брахман в этот период известен только один. Книга Когелета была принята иудеями не сразу. Возможно, что как сокрытие имени автора, так и возражения против его труда имели своей причиной то, что, по настоятельному требованию народа, Ионатан Маккавей, не будучи левитом, исполнял жреческие функции в Иерусалимском храме. 3. Краткий обзор содержания книгиКогелет в своем труде поднимает очень глубокие общечеловеческие вопросы. Причем делает это так искусно, что у читателя не возникает никакого ощущения навязывания ему чужих мыслей, внушения ему каких-то идей. Скорее текст склоняет к тому, чтобы человек остановился, и подумал сам о своей жизни, сделал самостоятельные выводы и принял какие-то одному ему известные решения. Поднимаемые автором темы не затрагивают национальность читателя, его пол, возраст, имущественное положение, социальный статус. Они глобальны и понятны людям, живущим в любой стране и почти в какое угодно время. Так писать на Земле могут очень и очень немногие. В Индии Когелета несомненно назвали бы просветленным Учителем человечества. Сравните его книгу с писаниями просветленных даосов, буддистов и авторов Упанишад. Заключение (Summary)В итоге мы получили следующую картину:
Список литературы
|
||