Другие работы автора

О.С. Боровикова

АБИДОС ... ОСИРИОН

"Восходит Осирис! Чист скипетр! Высок Владыка истины!.. Слава тебе, Осирис, Владыка вечности, царь богов! Многоименный, дивный образами. Тайный обрядами в храмах, чье имя пребывает в устах людей, издревле сущий для всего Египта. Знатный, дивный, первый среди знатных, с вечным саном и укрепленной властью. Могучий, прекрасный для Девятки богов..."

(...из Древнеегипетского текста "Воскресение Осириса")

 

Как-то в середине декабря, забежала в книжную лавку, посмотреть что-нибудь интересненькое о древних временах. Выбрала более мене достойное произведение - научный взгляд на библейские темы, подошла к кассе оплатить и,

- Где же вы были? Мы вас так давно ждали. Помните, вы говорили, что увлекаетесь Египтом? Так вот держим для вас уже две недели эту книгу.

С этими словами продавец-кассир достала из закромов большую, в золотом переплете книгу "Египтология" с яркой эмблемой Империона Бога Осириса на обложке.

От восхищения я буквально всплеснула руками: Ах, какая красота!

Научные Библейские духовности вмиг были отставлены и, поблагодарив за уважение к себе, я уже знала, что за путешествие меня ожидает в этот раз в Египте.

Книга оказалась совершенно необычной как по форме, так и по содержанию. Она была составлена в качестве дневника одной английской мисс Эмили, которая, будучи вдохновленной историей древнего Египта, тайнами и секретами ушедшей цивилизации, отправилась в ноябре 1926 года в путешествие вместе с экспедицией исследователей на поиски гробницы Бога Осириса. Свой увлекательный путь по египетской земле от Каира до Абу-Симбела она перенесла на страницы дневника, сопровождая свои комментарии множеством живописных зарисовок местности, куда добиралась экспедиция, статуй древних божеств и посвященных им храмов.

...Однако, следы группы исследователей исчезли на острове Биге, что неподалеку от Филе в Асуане, когда в ходе археологических работ, ими была обнаружена некая "подземная ниша" - коридор, ведущий, как им показалось, в усыпальницу Осириса.

Повествования в дневнике прерываются на месте, где Эмили обеспокоено пишет о неких предостережениях одной жрицы храма Исиды, заметившей любопытных исследователей. Она предупредила ученых смельчаков об исполнении "ужасных проклятий", защищающих таинственную обитель Осириса от вероломных вторжений. Но, стоявшие уже так близко к разгадке археологи, не могли оставить свою идею и, на следующий день, должны были продолжать начатое.

Поиски пропавшей экспедиции ни к чему не привели и, по прошествии времени, внучка Эмили, получив по почте чудом сохранившийся в гостинице дневник, отправила его в издательство, где его и решили опубликовать.

Удивительно, минул почти век и, читая этот дневник, пришла к выводу, что Египет - это какая-то извечная загадка. Сколько бы не прикасался к нему, и кажется, что уже вот-вот открывается эта "таинственная дверь", и ты уже входишь и все понимаешь, а на самом деле за ней другая и следующая, и под натиском новых фактов оказываешься еще гораздо дальше от "открытия" чем был прежде - просто лабиринт мистики получается...

Итак, на этот раз моей целью был избран священный город Абидос, место, где по преданию в подземном Храме Осирионе покоится голова бога Осириса.

Согласно мифу, "Богиню НУТ, супругу бога Солнца РА, полюбил бог ГЕБ. Когда Ра раскрыл эту интригу, он выбранил жену и провозгласил, что она не сможет родить ни в один из месяцев года. Тогда бог ТОТ, который тоже питал к НУТ нежные чувства, выиграл у Луны пять дней и присоединил их к уже имеющимся 360 дням года. В первый же из пяти этих дней был рожден ОСИРИС; в момент его рождения некий голос провозгласил, что родился Бог Созидания".

Изначально Осирис был царем людей и весь его жизненный путь - это путь просветителя человечества, аналогично библейскому Христу. В предании говорится, что он много путешествовал и убеждал людей отказаться от своей первоначальной дикости (каннибализма) словами и музыкой, а не оружием; он обучал первых людей ведению сельского хозяйства, изготовлению хлеба, виноделию и основам гончарного дела. Его супругой стала его сестра Исида, которая тоже родилась в один из пяти добавленных дней. За свое первородство и духовно-просветительскую миссию Осирису пришлось испытать ужасные страдания от руки своего брата Сета, который в представлениях египтян за свои злодеяния прослыл божеством пустыни и зла. Позавидовав верховному положению брата, Сет решил погубить его и, пригласив Осириса на пир вместе с другими гостями, представил ко всеобщему вниманию великолепной работы гроб, который заведомо был точно изготовлен для тела Осириса. Сет предложил всем гостям "примерить" его и объявил, что кому он придется в пору, тому он и достанется как подарок. И гроб, конечно, достался Осирису. Как только царь оказался в нем, Сет и его сподвижники накрыли красивый саркофаг крышкой, накрепко заколотили ее, и бросили гроб в воды Нила. Горько плакала безутешная Исида узнав о несчастье, и отправилась на поиски мужа. Ей удалось отыскать гроб, и с помощью умного Тота, она смогла оживить тело Осириса. И история могла бы закончиться хорошо, если бы счастливая семейная пара не была бы снова замечена Сетом. Разгневавшись, он придумал коварный план значительно ужасней прежнего - тело Осириса было разрублено на части, которые преступник скрыл по всему Египту. Снова Исида отправилась на поиски, но найдя все части тела бога, оживить его так и не смогла.

Анубис - шакалоголовый бог, сын богини зари Нефтиды, приходящейся Исиде сестрой и женой вероломному Сету, совершил первый в египетской земле обряд мумифицирования тела. Этот ритуальный обряд он провел над погибшим Осирисом так, как заповедали делать это Боги. И Осирис стал первым умершим, уподобившись Высшим Богам, а роль Анубиса отныне стала заключаться в сопровождении души в иной мир.

 

Будучи рожденным от божественных сущностей, Осирис не был человеком, однако был ему подобен, его важная миссия на земле была высоко отмечена богами и, когда он предстал на Суд Маат (Суд Справедливых) и, благодаря ритуальному рукотворству Анубиса стал "правогласным" (христ. "православным") - смог чистым сердцем выдержать все испытания Истины. И стал, таким образом, Первым "живым" Царем "возродясь в Другой Земле", которой надлежало со временем стать Царством всех Мертвых. Здесь никак нельзя не заметить переплетения двух легенд - додревнеегипетской и почти современной нам христианской, где сын Верховного Бога Иисус Христос также предстает в Загробном Царстве Вседержителем и основой исполнения Закона. Новоявленный Сын божий пришел тогда на землю не только с одной миссией - нести Слово о Боге людям, но, воскреснув, после своей земной смерти, стать Царем Царства Мертвых, подобно тому, как в свое время это сделал Осирис. Для чего потребовалось дважды осуществлять один и тот же план, неясно. Возможно, если проанализировать египетские культы и раннее христианство эти причины станут понятными, но в том, что египетский источник имел существенное значение в формировании идеологии и ритуала христианства, сомнений нет.

Оставшись на земле, Исида, прибегнув к неведомым технологиям богов, чудесным образом смогла родить от Осириса сына Хора, использовав часть от плоти мужа. Скрывая появившееся на свет дитя, она вместе с Тотом заботилась о его жизни, пока трон Египта занимал Сет. Когда же Хор значительно возмужал и окреп, бог Тот, самый одаренный высшим божественным интеллектом, подарил ему созданный по космическим технологиям "крылатый диск". И в древнеегипетских преданиях Хор становится известен нам как Хор-Ахет - Хор Горизонта, со способностью на небесной ладье свободно перемещаться на любые расстояния, быть одновременно во всех частях страны, слышать и видеть все что происходит вокруг. Отсюда к личности Хора прибавился еще один эпитет - Око Хора, одна из божественных систем, позволяющая быть во всеведении.

Достаточно вооружившись Хор решил отомстить за своего отца Осириса и в борьбе побеждает обидчика Сета. Однако поединок не закончился смертью последнего. Сначала Хор выдворил Сета за пределы Верхнего Египта, потом изгнал его из Нижнего, и Совет Богов вынес "решение - договор", что Сет никогда боле не вторгнется во владения Египта, а Хор в свою очередь перестанет его преследовать за границами своей территории. Так сын Осириса Хор получил принадлежавший ему по праву рождения трон отца и стал управлять Египтом до своей кончины когда после смерти самых "заинтересованных" во власти богов, управление страной перешло к богу всех наук Тоту. Он и был последним, которому в греческих мифах посвящены великие слова из Изумрудной Скрижали: Тот Гермес Трижды Величайший Бог Мудрости.

Именно за этим великим эпитетом бога Тота сокрыто таинство традиций Посвященных в Мистерии священного Гнозиса, что со времен Египта существует и по ныне, претерпев бремя античности и средневековья.

И еще несколько слов о самом таинственном египетском пра-боге Птахе.

Его образы встретились мне святилище Абидоса буквально повсюду, что иногда я даже ставила под сомнение - а принадлежит ли данный Храм почитанию только одного Осириса? Тогда когда чуть ли не с каждой стены на меня взирает спокойное и мудрое лицо Отца богов. Его чуть приподнятые уголки губ застыли в таинственной улыбке, что придавало выражению его лица настолько загадочный и мистический смысл, будто стоишь перед настоящим хранителем всех секретов. В древнем Мемфисском теологическом трактате, написанном около 2500 года до н.э. Птах назван великим и огромным, богом-демиургом, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума - солнечного света. И если Атум творит материальный мир, то Птах — наполняет материю Духом, а в древнеегипетских представлениях это связано напрямую с сердцем. Благодаря его божественному слову была создана жизненная сила богов и людей, была дана жизнь всему добродетельному и смерть преступному, были сотворены всякие работы и искусства, именно такое какое есть движение рук, ног и всех органов тела по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.

И еще было сказано о Птахе: "Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов". И за это было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов. "Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик..."

Но образ Птаха в мифах олицетворяет не только духовную составляющую природы и человека, но именно Дух Разума. Его имя означает "открывающий неведомое". Силой своего Слова, направляемой божественным интеллектом, он вносил гармонию и порядок в формируемый им мир природы за долго до появления первых людей. Никто доподлинно не знает, как именно при его участии строилась жизнь богов на земле, но его повсеместное присутствие в Храме Сети I, только подтверждает то, что без его первоначального Делания и само рождение Осириса было бы невозможным.

Все-таки, по мифу, остается загадкой: если все части тела Осириса были Исидой найдены и составлены в единое, то как могло случиться так, что такая важная часть - голова бога осталась здесь в Абидосе? И если здесь голова, то где же тогда все остальное? Или после "захоронения" тела, его извлекли и вновь поделили, растащив его на части и спрятав по священным египетским закоулкам как у нас делают с мощами "святых"? А может быть его тело было переправлено "куда-то" во вне?.....возможно. Тогда ведь уже жили полубоги, значит "связь" не могла прерваться, будучи на генетическом уровне переданной "другим".

А где, кстати, тело Христа...? ...в этих двух историях явная схожесть...

...ну и еще... вдумайтесь - г-о-л-о-в-а бога... ни рука, ни нога, ни что-то иное, а именно голова! Ну, может и совсем не голова в том смысле что человеческая, но в анатомических понятиях, в понятиях людских - это представлено "головой". А что в ней? Да в ней все! Разум, сила интеллекта, логика и математика, и еще куча всяких умений, причем божественных! Только без остального оборудования не работает, без того, что смогло бы эту голову привести к "жизни", к движению. Но, умер бог, то есть ушел с земли, значит и "голова" ему эта бренная стала уже не нужна, он теперь по-другому еще лучше себя чувствует в созвездии Ориона, куда и переместился, согласно древнеегипетским верованиям.

Нет. Не просто голова Осириса сокрыта в подземельях Осириона, а кое-что от головы - премудрости богов в их материальном выражении, их древние технологии. Те самые "странные" вещи и предметы, изображенные фараоном Сети I на штукатурке даже не совсем его Храма, а святилища гораздо более древнего, принадлежавшему не столько одному Осирису, сколько всему божественному клану семьи с ОсиРИОНА.

Итак. В Абидос!

 

Прибыв в Египет и поселившись в отеле города Хургады, я приобрела довольно хорошую карту для ориентировки тех, кто мне смог бы помочь достичь Абидоса, это для местных таксистов и прочих в будущем ставших полезными мне проводников. Через три дня после празднования Нового года, в отеле в вперемешку с европейскими туристами, а надо сказать, что арабская сторона это радостное новогоднее веселье не шибко понимает и смотрит на ликующую публику с забавным интересом, я отправилась в путь.

Внимательно изучила карту, съездила в Дахар (старый центр города Хургада) уточнить расписание пригородных автобусов, прикинула время, собрала все необходимое - фото, видео и плеер, чтобы не заскучать от восточного музыкального колорита, и 3-его января в половине восьмого утра, проехав около 250 км, прибыла в город Кена (Эна) - первый пункт, от которого до конечной моей цели оставалось всего около 98 км.

Вот сколько уже езжу по Египту самостоятельно, хочу еще раз сказать, что совершенно не следует ничего пугаться, если вы очутились даже в захолустье - люди всюду в принципе порядочные и адекватные, а особенно если вы с деньгами, то и вовсе не нужно опасаться, просто ткните в карту, если не можете выразить свое желание по-английски, и скажите известное на всех языках: "плиз"; а если вы проделываете это с водителем такси, то нарисуйте при этом на бумажке удовлетворительную цифру - вас на руках донесут.

Раннее январское солнышко в Египте напоминает теплую золотую русскую осень. Кена оказалась вполне приличным и даже весьма чистым городом по сравнению со столицей - Каиром. Ее центральная и похоже самая главная улица - это шоссе, пролегающее по набережной Нила, каналы и мосты, соединяющие берега, разделенного на две части города. Высокоэтажные современные постройки хорошо сочетаются с аккуратной архитектурой домов малой этажности. Также как и в столице, по набережной Кены то там то здесь сновали кареты, запряженные лошадьми, ожидая своих пассажиров, проезжающие мимо такси сигналили прохожим, приглашая промчаться с ветерком горожан, торопящихся на работу.

Немного прогулявшись пешком по набережной, я взяла такси до Абидоса. Странно, но оказалось, что многие местные водители даже и не знали, что этот Центр главного древнеегипетского культа существует в природе. Мы все столпившись над картой бурно обсуждали местонахождение деревеньки Эль-Бальяна, у которой и находится Осирион. Спасибо догадливому престарелому кучеру, который подойдя к нам, враз сообразил куда следует гнать лошадей. Когда все точки над i были расставлены и все согласились, что Абидос оказался именно там, где ему и должно быть, я села в машину и мы поехали. ...7.52 - в Абидос! - сделала я запись на полях блокнота, чуть ниже предыдущей - 04.30 - автобус до Кены.

Проехали немного, вот и первый полицейский пост. Паспорт держу наготове. Водитель предъявил документы и заговорил с копом, и потом, повинуясь приказам, вышел из машины. В тот же миг меня окружила толпа полицейских, вооруженных автоматами, пулеметами и дубинками: "Откуда? Кто? Куда едешь?...В Абидос? Русия? Почему один? Один не положено. Надо конвой."

Знакомая мне "песня" по Амарне. Не соглашаюсь ни на какой конвой и при этом, тогда еще по-доброму, мило улыбаюсь. Паспорт, номера машины, номер моего сотового телефона, краткая информация о себе и положительный ответ на вопрос нравится ли мне Египет...

Через двадцать минут водитель вернулся.

Как хорошо, никто не "приклеился" и мы продолжили путь.

Минуло еще два каких-то поста, где так же интересовались что я за "незваный гость", и я почти уже привыкла к этому, отвечала и улыбалась, и совсем уже успокоилась, все шло хорошо, как вдруг...

...оставалось, как выяснилось по ходу уже совсем немного, мы как раз преодолели форпост - Мост через Нил, своеобразную "границу" двух территорий, где та же операция с уходом и возвращением водителя, и "допросом" заняла минут пятнадцать, подъехали к очередному полис-пункту. Здесь все было уже значительно непросто. Нас в этом месте словно ждали и, как только мы подъехали, окружили машину со всех сторон, и я копам направо налево в открытые окна объясняла свое здесь появление. Они сверили уже имеющуюся у них про меня информацию, но это их совсем не удовлетворило.

- Почему Абидос? Сколько времени собираешься пробыть там? Пять-шесть часов?!!! Что именно ты будешь там смотреть так долго?...и услышав мои ответы, убедительно просили уезжать в Луксор, что только там туристы ходят с группами и "смотрят" целыми днями.

...десять минут в полном молчании, глаза в глаза с начальником участка... и снова зазвучали те же вопросы... кисло улыбаюсь, отвечаю одно и тоже. Он стал непрерывно куда-то звонить, называть кому-то мою фамилию, номер телефона... тут же о мою дверь без конца лязгает автомат уставившегося на меня копа... опять вопросы, ответы... какой-то замкнутый круг.

- Поедешь в Луксор? Даю конвой до Луксора сейчас.

Видели бы вы глаза водителя такси... он про Абидос то ничего слыхом не слыхивал, а оказалось еще, что мы как шпионы белым днем к "секретному объекту" пробираемся... это не передать, такое впечатление, что ему приговор вынесли. А на самом деле его почти вынесли мне. Приехала, называется. Да не тут-то было! Они и не подозревали, что их интрига тем более укрепила меня.

- Нет. Зачем мне Луксор? Я еду в Абидос. Согласна на конвой до Абидоса.

В итоге, после всех споров и уговоров, впереди нашего такси уже мчался конвой, сопровождая нас к "секретному" Абидосу, охраняемому на федеральном уровне.

Миновав последний пост, где со мной уже здоровались, окликая по имени лишь только показалась наша машина, мы наконец въехали на место парковки, где я должна была проститься с водителем такси на оговоренные 4-5-6-часов, в общем, как вернусь - так вернусь...

 

Но опять.

Конвой, в составе двух человек, выскочил из машины и с еще взявшимися невесть откуда полицейскими подошли к нам уточнить детали.

- Сколько времени ты будешь смотреть темпель?

- Около 5-ти часов.

- (после бурных эмоций) о`кей. Сейчас 9.40...

- 9.43, поправила я, и демонстративно достала блокнот и записала время прибытия в Абидос. (зачем я только это сделала при них... устала, наверно...)

Полиция была в шоке.

- Дай посмотреть блокнот.

- Нет, это секрет.

Что тут опять началось...

- Вернешься к такси в "один и альф" (13.30 ч)

- Ладно, - махаю я рукой уже спеша вниз по лесенке, ведущей меня через небольшую рыночную площадь к деревянной ограде Храма Сети. Я потеряла целый час драгоценного времени на всю эту дорожную возню с полицией, осталось пробежать последний КПП перед входом на священную землю. Несколько раз пискнул "металлоискатель" и вещи из моей сумки были выпотрошены на стол для досмотра. К счастью, ничего особенного из предметов не приглянулось, и путь к Храму мне был открыт.

Ура! После всех этих дорожных приключений, словно очутилась на территории Свободы.

Эта именовавшаяся в древности Та Ур - "Великая земля", на протяжении почти трех тысячелетий была одним из самых крупных религиозных и культурных центров Египта. Хотя бы раз в своей жизни это место стремился посетить каждый египтянин. Культ бога Осириса был настолько популярен в Египте, что в Абидос в древние времена стекались тысячи паломников из разных мест, как и сейчас многие стремятся посетить святую землю Израиля, ставшую христианским культовым центром. Именно здесь были мумифицированы и захоронены первые фараоны. И не только люди, но и животные - собаки, по ассоциациям с деятельностью Анубиса - божественного сопроводителя по дорогам в Дуат, и лодки, на которых также человеческая Душа переправлялась в иной мир к Царству Осириса. Сейчас в Абидосе ведутся археологические поиски, и находки - небольшие осколки от глиняных кувшинов с картушами, даже неизвестных еще древнейших имен царей, кусочки тканей, с фрагментами на них человеческой плоти, - только подтверждают, что Начало Культа Осириса было положено здесь, в Абидосе, и в основу его положены были реальные события древности - чудесное Воскресение Бога.

Интересный момент, что цивилизаторская деятельность бога Осириса, не ограничивалась территорией одного Египта, а распространялась в древности на весь обитаемый мир. По свидетельству Плутарха, Асар (Осирис), внедрив цивилизацию на берегах Нила, странствовал, подчиняя себе всю землю, и совсем не нуждался для этого в оружии.

Диодор Сицилийский также рассказывает о том, что цивилизация, зародившаяся в Египте, стала распространяться по всему обитаемому миру по личной инициативе бога Асара. По словам египетских жрецов, на которых ссылается Диодор Сицилийский, Асар, задумав снискать своими благодеяниями славу и вечные почести, собрал великое войско и предпринял попытку пройти весь населенный людьми свет, в чем и преуспел. Также и Геродот отмечает, что в момент рождения бога Асара некий голос изрек: "Владыка всего сущего явился на свет".

В египетских легендах говорится, что великие боги Асар и Исет появились на земле как цари в человеческом облике. Они являлись представителями древнейшей высокоразвитой протоцивилизации, которая принесла культуру остальному миру. Поэтому многие легенды древних культур разных народов оказались схожими между собой, словно сложены были как бы по одной древней "матрице". И получается тогда, что Осирис не являлся только лишь богом Древнего Египта, а был одним из наднациональных богов - устроителей цивилизаций. Да и память о нем в легендах, увековечивает его как первого "императора" в мировой истории, объединившего все древние обитаемые земли и внедрившего на этих землях основы высокоразвитой цивилизации. Взять хотя бы даже один из атрибутов его царской власти, упроченный во времена Хора - эмблему орла с распростертыми крыльями и солнцем в центре, так широко распространенному теперь по всему миру символу Империи и Великой Державы.

Вот и мое паломничество к Осирису состоялось.

Передо мной великолепный Храм фараона XIX династии Сети I,

который посвятил его великим божествам древнеегипетского пантеона: Птаху, Осирису, Ра-Хорахти - Хору, Исиде, Амону и Тоту.

На первый взгляд может показаться, что строгое монументальное строение буквально "давит" своим архитектурным обликом, словно оказываешься перед воплощением идеи нерушимого вечного покоя какого-то чуждого современному человеку мира. И в тоже время, композиционная архитектурная идея Сети должна была стать вполне понятной каждому входящему. Геометрическая исключительная четкость внешней колоннады, точная прямоугольность форм - все это свидетельства стремления воплотить в каменном облике идею устройства божественного мира, основанную на законах "истины и порядка", существующие постоянно вне времени и пространства.

 

У входа в Храм меня встретили смотрители, поздоровавшись по-арабски. Тут же я снова оказалась окруженной полицией и еще несколькими людьми, под "опеку" которых и была передана: как бы чего со мной не вышло. ...итого - моя делегация по осмотру комплекса составила шесть человек. Тогда-то я и поняла, что нормально, то есть хорошо посмотреть древнюю "достопримечательность" мне не дадут, и решила, что через день-два мне следует сюда вернуться снова, а пока нужно выдержать все свалившиеся на "незваного гостя" трудности.

Войдя в первый Зал-Гипостиль, оказываешься в широком прямоугольном помещении с огромными двадцатью четырьмя колоннами, поддерживающими крышу храма. Здесь на оштукатуренных стенах, и колоннах, изрядно потемневших от сырости, изображены многочисленные образы Осириса, как царя Мира Мертвых. Рисунки на потолке Храма, насколько мне удалось разглядеть в призрачном свете, пробивающемся сквозь небольшие прямоугольные отверстия в крыше, были изображениями хищных птиц, и как мне пояснили - это коршуны богини Нехбет, крылья которых защищают священное место. Стены первого зала были покрыты именами Сети и его сына Рамсеса.

Мои "проводники", предложили мне проследовать за ними в восточную часть зала, тогда как я решила начать обследование с запада. И не обращая внимания на предложение, двинулась в левое крыло, чем опять вызвала раздражение к себе. Известняковые плиты пола давно потеряли свою ровность, провалившись во многих местах, и в наполненном сумраком пространстве приходилось постоянно смотреть под ноги, прежде чем продолжая осмотр, переходить от одного барельефа к другому.

Пройдя по кругу только один зал, и сделав немного снимков, оказалось, что я затратила уже более получаса, а ведь впереди еще было так много открытий...

Несмотря на шумное охранное "сопровождение", дергания меня за рукава даже в моменты фотографирования и постоянные приглашения смотреть только то, что важно "им", я старалась вести себя как можно тише и скромнее.

 

В этом потрясающем месте, посвященном "владыкам истины и вечности", находясь, словно в параллели от современного мира, я будто растворилась в атмосфере древнеегипетских богов. Хотя, мне было искренне жаль, что по вине моего присутствия, священный зал вместо мягких речей, оглашался громкими, похожими на ругательства, речами в мой адрес. Возможно при других обстоятельствах, если бы вместе со мной блуждали бы еще какие-либо туристы и смотрители смогли бы переключиться на них, все сложилось бы иначе, но я была здесь совсем одна.

Пройдя в следующую галерею, я поспешила в ее восточное крыло, так как надеялась увидеть там те самые изображения загадочной техники, которую Сети I обнаружил проводя здесь во время своего правления археологические работы. Когда я увидела эти удивительные иероглифы, оказавшиеся высоко под потолком храма, они показались мне действительно поразительными, особенно вертолет, он наиболее узнаваем.

В других также довольно несложно было угадать танк и даже летательный аппарат, возможно, НЛО. Неужели Сети смог видеть все это своими глазами в древнейшие времена? А смог ли он пользоваться этими находками для достижения своих побед и укрепления государства? И если да, то кто дал ему инструкции, и куда потом они делись, эти чудеса, подумать только - древней техники. В зале было мало света, и чтобы запечатлеть "объекты", мне пришлось воспользоваться стоявшим напротив высоким прямоугольным каменным основанием, поддерживающим колонну. Минут пять я старательно делала снимки, то на дальнем, то на ближнем зуммере, но все получалось как-то плоховато. Глазу было гораздо виднее, но для хорошей фотографии света почти совсем не хватало. Пока я работала с "верхом", внизу происходило что-то уже совсем неладное. Ко мне подошел начальник смотрителей - пожилой человек с прищуренными хитрыми глазками на маленьком худом морщинистом лице, сердито приказал спуститься вниз и отдать ему фотоаппарат. Моему возмущению не было конца - ну ничего нельзя "делать", только ходить можно, и то, только там, где разрешается.

- Ты нарушила условия. Фотографировать можно только без вспышки. Трогать рисунки и забираться на камни нельзя. Уходи.

- Ну конечно! Я турист и могу ходить везде и фотографировать что хочу.

И с этими словами я сверху в шутку щелкнула всю кампанию. Про эмоции последних в этот момент промолчу. Стараясь из последних сил по доброму улыбаться, я спустилась с камня и наглядно для всех удалила последний групповой снимок.

- Почему нельзя фотографировать со вспышкой?

Начальник выдержал долгую паузу, при этом проницательно вглядываясь мне в глаза, сказал:

- Осирис не разрешает.

Пришлось ответить глупостью на глупость:

- А у меня без вспышки система не работает. Осирис в курсе, он разрешил.

Покачали головами, он пробубнил что-то охранникам и мне было позволено отправляться смотреть дальше, но уже ничего не фотографировать и ни к чему не прикасаться руками. Но я решила действовать иначе.

- Пойдем, Уважаемый человек, смотреть вместе со мной. Только ты и я. Ты расскажешь мне где здесь находится самое интересное.

Он очень удивился такому предложению и, именно от удивления, наверно, согласился. Группа "последователей" рассредоточилась, и мы с начальником стражей проследовали в другой зал. Здесь, на стенах галереи я увидела знаменитые рисунки, которыми прославлен древний Египет во всех историко-художественных каталогах. Это известные рельефы тончайшей работы, которые, несмотря на свою ветхость, сохранили свой сине-желто-красный яркий цвет и считаются непревзойденными шедеврами древнеегипетского изобразительного искусства.

 

Здесь на рельефах изображены культовые виртуальные сцены "общения" фараона Сети I с богами Осирисом, Амоном-Ра, Птахом, богом наук и письма Тотом, солнечным Ра-Хорахти и после ставшим уже воинственным Хором, богиней любви Хатхор, Осирисом и его супругой Исидой, Хнумом и львиноголовой Сехмет, и еще со многими и многими богами древнеегипетского пантеона. Здесь же, в дань уважения богам, изображены сцены предложения щедрых жертвенных подношений - фруктов, благовонных масел, лотосов, и множества других ценных и полезных вещей, которые Сети при жизни воздавал богам в благодарность за их расположение к своей царственной персоне. Интересны еще одни настенные изображения, где четыре воплощения богини-кормилицы Хатхор питают еще совсем юного фараона своим волшебным молоком.

Однако примечательно то, что на стенах храма изображены не только предметы, о смысле и назначении которых несложно догадаться, но и те, которые остаются неизвестными до сих пор. Это так называемые технические приспособления, насколько можно по логике догадаться, изучая рельефные рисунки. У них я подолгу останавливалась и, будучи опекаема начальником смотрителей, делала снимки без зазрения совести, да и он, наблюдая мое "упертое нахальство" уже махнул рукой на свои запреты и сам тыкал пальчиком в наиболее "интересные" элементы чудо-техники, находящиеся в руках богов и фараона Сети I.

Самым удивительным предметом, мне показался так называемый "Джед", объяснение которому не нашлось лучше, чем трактовать его как "позвоночник Осириса". На вид это высокий столб, увенчанный четырьмя перекладинами в верху, внешне напоминающий один из трансформаторов линии высоковольтных передач. Неужели Сети нашел трансформатор, принадлежавший богам?

Получается, что найдя эти казалось бы "странные" для древнего человека предметы, не зная об их истинном назначении, их вряд ли бы могли отнести в разряд вещей божественных. И, наоборот, именно тогда только они и могли быть отнесены в категорию настоящих "божественных технологий", когда, обнаружив их, сам фараон Сети стал бы восхищенным свидетелем их сверхсовременной технической работы. А это говорит о том, что "предметы", найденные в ходе археологических исканий находились на тот момент в исправном состоянии, так, что фараон смог реально ими воспользоваться. И оценив величайший "божественный" вклад в развитие Египта, в его укрепление как мощную Империю, фараон Сети I воздвиг на месте проведения своих археологических поисков великолепный храм, посвященный всем выдающимся богам Высокоразвитой додревнеегипетской цивилизации, оставившей в наследие людям чудесные образцы своих уникальных технических творений.

Следующее отделение храмового комплекса оказалось в длину разделенным на две части - передний холл и небольшие комнаты, посвященные самым значимым богам: (слева направо) Тоту и СетиI, Птаху, ХорАхету, Амону-Ра, Осирису, Исиде, Хоросу.

 

Эти семь дверных проемов в святилища богов, расположены в точном соответствии с семью дверями в фасаде храма, и уровень пола по мере приближения к ним повышается, на полуметровую высоту. Надо отметить, что естественный свет в эти комнаты не проникает никогда, так как находятся они почти с самом центре комплекса, если не глубже. Однако, сотни лет Храм оставался действующим, и в его святилищах проводились соответствующие ритуальные действия, а для этого необходимо было освещение, но следов копоти, например, от древних масляных ламп или еще какого "огнива" на стенах и потолке нет, рельефные рисунки чисты и ровны, и следов современной реставрации на них не обнаружено, только местами проявилась зелень от сырости. Какими же осветительными приборами пользовались египтяне в кромешной тьме храма? Ведь даже чтобы пройти к этим внутренним святилищам, наткнешься не на одну колонну, не говоря уже о ступенях и возвышении уровня пола каждого следующего зала.

Центральная и единственная из всех семи комнат, святилище принадлежащее Амону-Ра, имеет проход, через который попадаешь в зал с небольшими отделениями, слева - посвященными почитанию Ра и Птаху, и справа - Осирису, Исиде и Хору. Так своим архитектурным замыслом древние строители смогли увековечить миф о рождении бога Осириса.

А вот, как мне показалось, изображение как-то связанное с Великими пирамидами и Сфинксом в Гизе.

Покидая в обратном порядке основную часть храма, оказываешься в соединительном коридоре, где на стене изображен огромный знаменитый список семидесяти шести царей всех правящих династий, начинающийся с имени царя Менеса, основателя I династии, и завершенный именами Сети и его сына Рамсеса.

Я уже решила было выйти из Храма Сети, увидев свет в конце коридора, ведущего на заднюю сторону храма, ведь у меня оставалось совсем немного времени, и поспешить скорее к заветному Осириону. Но мой Уважаемый провожатый попросил еще ненадолго задержаться. Это было для него несколько странным поступком, он таинственно, со свойственной ему хитрецой посмотрел мне в глаза и сказал:

- Мариам, я покажу тебе то, что туристы не видят. Только у меня имеются ключи от этого.

Ну, думаю, ничего себе, что же это такое за место?... и каким именем он меня называет?...я совсем не Мариам, ведь мы же знакомились.

- А разрешишь сделать фото?

- Да, да, иди за мной.

Мы сделали несколько шагов по коридору к "заветному месту" и очутились перед темным проемом, где вместо двери в стене была решетка с висячим замком. Начальник достал связку ключей, болтавшуюся у него на поясе под халатом, провернул одним из них в замке, и мы вошли в совершенно черное помещение. Тут же в оставшемся позади дверном проеме возникли охранники и громко заговорили с главным смотрителем, бросая на меня негодующе и возмущенные взгляды. Но в ответ на их возмущения, им была дана команда включить осветительные лампы на полу, чтобы посмотреть место куда меня пригласили войти. "Уважаемый" подтолкнул меня вперед, тогда как сам и остальные остались у входа. Честно говоря, я не поняла сразу, в чем собственно заключалась его замысловатая добрая услуга. Это был небольшой зал, полностью очищенный от фресок и барельефов, если не считать невнятные их остатки в полуметре от уровня пола. Потолок поддерживали шесть прямоугольных колонн, и в свете "дневных" ламп, в сравнении с другими залами, все помещение показалось мне слишком чистым и каким-то очень белым.

- Смотри, Мариам, смотри!

- Господи, да куда же?

Я растерялась, стоя посреди зала, изображая улыбку и делая вид, что чего-то понимаю. Охранники снова завопили и я поняла, что мне здесь срочно нужно чем-то заинтересоваться. Я стала оглядывать стены и, оказавшись в левой части, почти на уровне глаз, увидела изображения двух красных крестов или, скорее, двух свастик. И, подойдя как можно ближе, вызвала бурные радостные восклицания у охраны находящейся в дверях.

Откуда здесь это? Древние прохристианские воздаяния египетским богам? Стремление укрепить связи с доисторической цивилизацией осирисов? Но ведь Египет был проклят библейскими пророками.

Кто молился здесь? Я была в смятении. Ведь почти в самом начале Ветхого Завета Египет был на вековечно осужден Яхве за многобожие. И, как известно, идея основания Царства Истины Единого, не была бы возможна, если бы Моисей не выполнил своей египетской миссии, в итоге заключавшейся в укреплении в народном сознании значения Единобожия. Хотя о каком единобожии может идти речь, когда бог по основам христианской традиции, должен пониматься людьми "триединым": Бог-Отец, Сын божий и Дух Святой. И отсюда связь с Египтом становится здесь не просто прямой, а родной. Божественные триады в Древнем Египте всегда были основой культа в составе - Бога Отца, Богини Матери и Бога Сына. Троица Абидоса представляла Озириса, Изиду и Хора, Троица из Фив - Амон-Мут-Хонсу, Мемфиская Троица - Птах-Сехмет-Нефертум. Почему-то, выключенной из состава божественной триады оказалась только богиня-мать, замененная присутствием Святого Духа. Странное оно какое-то получилось, христианское единобожие. И понимая всю эту нелепицу... послушать бы, что на самом деле говорил Христос, который провел в Египте всю свою юность, а не читать писанное-переписанное предание, и слово "предание" в его иносказательном смысловом значении теперь здесь более чем подходит.

...Эти ортодоксальные "штучки" ...удивительно.

- Откуда это? В какое время эти рисунки были сделаны?

Довольно улыбаясь, начальник ответил:

- Это было так давно, что не было меня, моей бабушки и ее мамы...

В общем, всей его многочисленной родни до какого-то ветхого колена, что внятно было совершенно непонятно. Кто-то из охранников написал на бумажке 600, прибавив к этому: лет обратно от начала лет, что означало первую половину тысячелетия до нашей эры.

 

Покинув зал в размышлениях над свастиками, я снова оказалась в коридоре и, выходя из Храма во внешний двор, попутно сделала еще несколько снимков.

Дальше границы храма начальник смотрителей за мной не последовал. Зато дал напутственные рекомендации другим охранникам, которые сразу же оживились, увидев меня одну, направляющуюся к Осириону.

Вот это да! В принципе я представляла себе как это выглядит, но то что я увидела... это потрясающе.

 

Вся эта гигантская конструкция Осириона находится в некой "пропасти", то есть уровень основания, на котором установлены огромные прекрасно отшлифованные прямоугольные и точно подогнанные друг к другу гранитные блоки, расположен на пятнадцатиметровой глубине от естественного уровня земли и соответственно Храма Сети. В длину это строение, как мне пояснили, достигает тридцати метров, и двадцати в ширину. Для удобства осмотра туристами, к основанию Осириона ведет деревянная лестница. Спустившись по ней и очутившись внизу чувствуешь, насколько колоссально это строение и совершенно непонятно, что за причины побудили строителей его соорудить. Почему уровень основания пола находится почти на уровне Нила? Какую задачу решали древние инженеры-конструкторы, устроив во всех четырех гранитных шестиметровых по толщине стенах по периметру Осириона, семнадцать ниш в человеческий рост, и куда они ведут? Ведь комплекс большую часть времени года остается затопленным грунтовыми водами, причем стоячая вода настолько зацветает в послебархатный сезон, что в ярко-зеленом ее цвете основание становится абсолютно невидным, и это, к сожалению, делает невозможным саму попытку проникновения в эти ниши и оставляет право строить любые, даже весьма фантастические версии относительно того, что может скрываться за ними.

Вот еще снимки давно минувших лет. На них отсутствует заболоченная вода и... вот чудо: ступени ведущие... неужели в гробницу Осириса?

И как восхищают размеры и мастерство обработки установленного здесь камня, не говоря уже о его массе! И, по-моему, рассуждая о временах строительства Осириона, можно предположить, что он был возведен в одно время с Великими Пирамидами. Так как нельзя не заметить наличие определенной схожести в особенностях архитектурного облика.

 

Каких-то специальных архитектурных украшений на гигантских монолитах нет, если не считать "украшением" изображения мандалы, которые оставили здесь ортодоксы. Они, правда, уже едва различимы и почти выжжены солнцем, но человеческий глаз вполне может заметить их. Кстати, камень, на котором они нарисованы, в Осирионе размещен так, что мистический рисунок на нем оказался как раз напротив той таинственной комнаты, где я увидела свастики, словно между ними существовала прямая связь.

И вот снова снимок тысяча девятьсот неизвестного года, где показана та же картинка

На юго-восточной стене из красного песчаника, находящейся справа от лестницы, во времена Сети были высечены рельефы о продолжении жизни в ином мире.

Согласно убеждениям египтян, богиня Исида именно здесь похоронила голову Осириса, убитого богом пустыни Сетом, и именно здесь Осирис возродился в новой ипостаси Царя "вечной жизни". Хотя доподлинно, никто, даже из древних египтян, так и не указал ни в одной легенде, где именно была гробница Осириса. Рассосредоточенные по всей египетской земле доисторические дома богов, названные между людьми "древними храмами", в действительности представляют собой либо строения инженерно-технической направленности, возведенные в те далекие времена для решения задач, связанных с климатическими условиями и "превращением" окружающей природной среды, либо постройками, служившими местом их временного пребывания, бытия, в обычном человеческом понимании. Сами древние египтяне, находили эти, ставшие для них культовыми, строения в крайне поврежденном состоянии. И уже на месте этих построек, используя, словно конструктор, разрушенные и разбросанные неподалеку детали из известняка и гранита, старались воссоздать утраченные временем "жилища" своих великих предков. Так был построен и храм Сети I, чтобы возвести который, древнеегипетские архитекторы взяли за основу остов еще более древнего комплекса, который возможно, никогда храмом, то есть домом для проживания богов и не являлся.

Еще один момент роднит времена постройки Осириона и Пирамид, то что одно и другое строение сориентировано строго на северо-восток.

Так же как и пояс созвездия Ориона, который по убеждениям древних египтян стал Домом Вечности Осириса.

 

В юго-восточной части Осириона я обнаружила пролегающий на четырехметровой глубине странный стометровый тоннель, который соединяется с основной частью комплекса широкой подземной "трубой", снабженной с обеих сторон прямоугольными входами. Ясно, что ее значение заключалось в способности пропускать воду. Но что за необходимость в сооружении здесь в Абидосе гидротехнического комплекса?

Сейчас, когда климат на земле претерпел значительные изменения, ответ на этот вопрос дать сложно. А что, интересно, скажут наши потомки, взглянув на наши "чудеса" технологического прогресса, если климат после нас еще не раз переменится? Зачем в Африке валенки? Вопрос заключается в том, сколько должно было пройти времени, чтобы зима стала летом, то есть, чтобы климат Египта стал приемлемым для жизни человека? Но постройка такого рода отнюдь не принадлежала человеческой руке. А именно тем высокоразвитым предкам, богам, ведь они первые были устроителями "бытия". Взять, например, труды бога Птаха, который у египтян считался богом регулирующим воды "...находясь под землей, он открывал и закрывал двери, управляя подземными водными потоками", и после, приведя в порядок подземные воды (Нила), работал с наземной природной средой, осушая сильно увлажненную почву до приемлемого состояния так, что она стала пригодной для выращивания злаковых растений, за что был прославлен в мифах еще и как бог плодородия. А Осирис, в свою очередь открыл людям мудрость о пользе растений, и все это было сделано во благо для человека, за это их имена и имена многих других божеств уважаются и почитаются в Египте до сих пор, каждого за свои полезные деяния.

Так до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, для чего было устроено здесь данное сооружение - Осирион. Обратившись к охранникам, я спросила, что они знают об этом, ведь не могли же они не слышать, что по этому поводу говорят, к примеру, туристам гиды. Мне ответили, что в давние времена, египтяне накапливали здесь воду, когда лето было особенно жарким и вода в других оросительных каналах пересыхала. Какая глупость... ни на одном камне Осириона отметка "кромки" воды никогда больше со времен древности глубокой не поднималась выше сорока сантиметров! Хватит ли этого для полива фараоновских полей? Нет, конечно. Но насчет сбора воды кое-какая правда есть. У восточной стены Осириона, куда туристам забег запрещен, я обнаружила древний колодец, накрытый сверху огромными фанерными листами.

Колодец оказался совершенно сухим и давно заброшенным, и в нем было чуть не устроили помойку, потому, видно, и закрыли. Нет сомнения, что он был сооружен здесь во времена Сети ...или позже. Так вода могла бы наполняться, отстаиваться в колодце и применяться для человеческих нужд. В то время как в самом Осирионе ее уровня было явно недостаточно, да и уже в тот период она была сильно заболоченной и непригодной для использования. Хотя, кто знает, со времен строительства асуанской плотины водные артерии Нила претерпели значительные изменения.

Есть еще одна версия - основная, что это место является усыпальницей Осириса или, конкретнее, одной из частей его божественного тела - головы.

Что этот "источник" вечной мудрости бога сокрыт в глубоких, наполненных водой, подземельях Осириона. И поддерживая этот миф в Абидосе в древние времена ежегодно устраивались театральные действия Ро-Сетау, называемые "мистериями Осириса", когда, одетые в костюмы богов жрецы, воспроизводили перед восхищенными зрителями его борьбу с врагами и Сетом, затем сцена завершалась оплакиванием смерти бога и шумным ликованием встречалось его торжественное "воскресение". Согласитесь, что само по себе это очень похоже на христианский миф с чудесным воскресением Христа - спасителя человечества. Каждый древний египтянин верил, что непременно обретет жизнь вечную, если совершит паломничество в Абидос и возложит свои жертвенные подношения на священные алтари-столы богов.

Эта вторая версия считается у египтян наиболее справедливой, хотя бы потому, что ее невозможно проверить, как и все, что связано с религиозностью - это воспринимается только на уровне "сердца".

Я бы еще надолго осталась в Осирионе, так как одного взгляда в один день для это-го мистического места явно не достаточно, да и фотографии в тот день я толком сделать не успела, но ко мне подошел один из конвойных полицейских и строго приказал возвращаться к такси. Спорить не стала, да и зачем собственно, если буквально через день я, как и обещала, вернулась в Абидос снова, но это была уже совсем другая история, в которой уже совершенно отсутствовал всякий "негатив" ко мне со стороны охраны и смотрителей, наоборот, смеясь, они приглашали меня поселиться здесь поблизости, чтобы не терять времени на ежедневные поездки. ...и что было особенно удивительным, когда я в следующий раз старательно изучала "тоннель" около Осириона, то заметила и сфотографировала весьма интересное животное - любопытную черную лисичку, остановившуюся в нескольких метрах от меня.

Думаю, что это был добрый знак...