Владимирский Б. М., Кисловский Л. Д. "Археоастрономия и история культуры" (конспект) Возникновение астрономических знаний принято относить к "седой древности". Накопление этих знаний, согласно наиболее распространенному сценарию, стимулировалось практическими потребностями общества. Обычно называют две: необходимость ориентироваться при миграциях и регламентация сельскохозяйственных работ. Полагают, что происхождение астрологии как целостной доктрины, трудноотделимой (вплоть до конца средневековья) от практической астрономии, также следует отнести к аналогичной "седой древности". Одни считают, что астрология возникла позже - выделилась из "практической" астрономии под влиянием некоторых социальных потребностей (каких - неясно). Согласно другой точке зрения, реальные практические астрономические знания накапливались первоначально в рамках астрологической парадигмы. Астрономия выделилась из астрологии в процессе "распада" мифологемы тотального "поклонения Небу". Причины такого "распада" обычно не обсуждаются и, в общем, остаются непонятными. Все эти идеи и соображения не вызывают принципиальных возражений. Однако как быть, например, с упомянутыми стимулами возникновения астрономических знаний, если сейчас известно, что в древнем обществе могли использоваться иные, нежели астрономические системы ориентации, а пристальный интерес к астрономическим наблюдениям, похоже, возник до начала развития производящего хозяйства, т.е. регламентация сельскохозяйственных работ, видимо, не была основной причиной интереса к астрономии? Устойчивое накопление количественных эмпирических знаний кажется невозможным вне развития письменности, но именно с такой ситуацией приходится сталкиваться при рассмотрении места и значения древнейших астрономических знаний в системе архаической культуры. Продолжают оставаться неясными обстоятельства появления и развития астрологической доктрины. В развивавшихся автономно цивилизациях Нового Света астрология, видимо, играла важную роль - не менее важную, чем в системе культуры евроазиатских очагов цивилизации. Если это так, то ее возникновение не отражает ли какие-то существенные закономерности социального развития древних обществ? Какие это закономерности? Археоастрономия свидетельствует о том, что древние сообщества придавали астрономическим наблюдениям очень важное значение. Вероятно, эта особенность социальной активности около 7000 лет назад носила глобальный характер. В последующие эпохи (скажем, рубеж н.э.) во многих районах Ойкумены астрономическим наблюдениям уже, видимо, не придавалось такого значения.
...социальные функции календаря для наших далеких предков были иными, нежели сейчас. В наши дни календарь считается совершенным, если в нем удовлетворительным образом целое число суток согласовано с длительностью так называемого тропического года (промежутка времени между последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия). Древние календари, как правило, лишены арифметической простоты и кажутся неоправданно сложными. Во всех без исключения древнейших очагах цивилизации Месопотамии, Египте, Греции, Индии, Китае, Мезоамерике - древние календари были лунными либо лунно-солнечными. В последнем случае требовалось согласовать смену лунных фаз (синодический месяц, 29,53 суток) с годичным движением Солнца (365,24 суток). Для такого согласования необходимо было найти календарные циклы, в которых целое числе лет с достаточной точностью равнялось бы целому числу лунных месяцев. Все эти усложнения, однако, представляются вполне оправданными и целесообразными, если учесть, что для древних критерием совершенства календарей была их согласованность не только с сезонами года, но и со многими другими циклами (ритмами) биосферы. Даже в хорошо разработанной единой календарной системе провести такое согласование очень сложно. Решение этой задачи нередко достигалось иным путем - применением одновременно нескольких календарей, действовавших параллельно. Например, в Древнем Китае, помимо "обычного" лунно-солнечного календаря и сезонного сельскохозяйственного календаря, широко использовался бытовой 60-летний циклический календарь. По сложившейся традиции возникновение 60-летнего календаря относят к эпохе правления легендарного китайского императора Хуан-ди (26 в. до н.э.). Некоторые исследователи полагают, что эта календарная система является еще более древней и ее основные элементы заимствованы китайцами у кочевых племен Центральной Азии. Ее устройство вкратце таково: каждый год внутри одного полного цикла имеет двойное название. Эти названия отражают сложную символику древней восточной натурфилософии, включающей представления о пяти основных элементах мира (огонь, земля, металл, вода, дерево), их диалектических качествах ("инь", "янь") и их "земных корнях". "Земных корней" всего двенадцать, что соответствует 12-летнему животному циклу (мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья), 60-летний интервал включает 5 таких циклов по 12 "лунных" лет, причем число дней в году может быть 354-355 или 383-384. Если использовать названия животных для 12-летнего цикла, то каждый год 60-летнего интервала дополнительно кодируется с помощью цветовой символики. Например, год овцы, приходящийся на 8-й, 20-й, 32-й, 44-й и 56-й годы 60-летнего цикла именуется, соответственно, так: белая овца, далее - черная, синяя, красная, желтая. Календарь корректировался, видимо, наблюдениями Юпитера и Сатурна (соответственно 5 и 2 оборота за 60 лет). В описанной системе нетрудно заметить некоторые известные сейчас ритмы биосферы. Собственно 60-летний цикл давно известен в вариациях толщины колец деревьев, для некоторых регионов- в урожайности, что объясняет его присутствие в потребительских ценах (упомянутые "волны Кондратьева"). Еще один аргумент, свидетельствующий о глубоком экологическом смысле 60-летнего календаря животных, - этот цикл фигурирует в рекомендациях по применению древнейшего терапевтического средства восточной медицины - иглоукалывания (акупунктуры). Как известно, в акупунктуре важное значение придается и суточному и месячному (лунному) биоритмам. И согласно древнему медицинскому канону, воздействие на определенные активные точки с целью добиться возможно большего лечебного эффекта должно учитывать фазу основных календарных циклов. Любопытно, что связь состояния активных точек с уровнем геофизической возмущенности европейская наука обнаружила совсем недавно. Для выработки столь сложных календарных систем, позволяющих регламентировать социальную и хозяйственную активность первобытной общины в согласии с естественной ритмикой биосферы, требуются, очевидно, очень большие интервалы времени. Неоднократно предпринимались попытки оценить порядок величины этого временного отрезка. В настоящее время такая оценка стала возможной в связи с замечательными археологическими открытиями, существенно изменившими наше представление о человеке палеолита. Похоже, начальные стадии создания сложных календарей... можно непосредственно наблюдать. И такие события должны быть отнесены к верхнему палеолиту - 20 тыс. лет тому назад. P: какая-то ерунда... столь совершенные календари без каких-либо временных "коррекций" столь давно?..
Самые древние календари. Многие предметы, найденные на местах стоянок палеолитического человека, украшены орнаментом, обычно очень несложным. Суть открытия, о котором идет речь, состоит в том, что во многих случаях такой орнамент представляет собой календарную пиктограмму. Убедительные доказательства этому были получены в 60-х годах независимо в нашей стране Б. А. Фроловым и журналистом и писателем А. Маршаком в США. Б. А. Фролов провел детальное изучение орнаментов на почти двухстах палеолитических предметах Евроазиатского континента. Обнаружилось, что для элементов орнамента характерны группировки по 5, 7, 10 и 14. Например, на браслете, вырезанном из бивня мамонта (стоянка Мезин у р. Десны, неподалеку от Чернигова), нанесены насечки простейшего орнамента: по краю каждой пластины браслета (их всего 5) нарезаны группы линий под углом 45 относительно края пластины. Оказывается, через каждые 14 черточек их направление меняется на 90 . Две такие серии с изменением наклона (14+14) можно сопоставить, по мысли Б. А. Фролова, с лунным месяцем - нарастанием диска Луны до полнолуния и последующим его убыванием до новолуния (28-29 дней). Браслет, таким образом, представляет собой как бы наручный лунный календарь. Более того, общее число насечек суммарно на всех пяти пластинах обставляет 560-удвоенное число 280 (10 лунных месяцев, длительность цикла беременности). Аналогичные закономерности обнаруживаются и на другом браслете из той же стоянки. В более сложном рисунке опять можно обнаружить группировку элементов по 7 и 14, найти число 282 и дополнительно отыскать соотношение, дающее число дней солнечного года (366 дней). Естественно предположить, что этот календарь мог служить для установления соответствия между фазами Луны и сезонами года. Такая сложная структура орнамента встречается не всегда. Во многих случаях нарезки на фрагментах бивней, костях, камнях соответствуют числу дней в одном или двух лунных месяцах (группировка по 7; группы элементов по 5 и 10 отражают, видимо, "пальцевый" счет). P: какие-то уж очень сложные навороты для простейших вещей...
В это же время американец А. Маршак нашел очень близкие к описанным "календарные мотивы" в некоторых образчиках наскального искусства пещер Испании. В одном случае (пещера Канчаль-де-Маома, 7-е тыс. до н.э.) была даже просто изображена последовательность лунных фаз: от молодого месяца к полнолунию и далее к противоположно направленному серпу Луны последней четверти. P: вот в этом-то нет ничего удивительного...
Очень правдоподобным кажется предположение, что именно в ту далекую эпоху человек стал придавать особое значение числу 7, игравшему позже, как известно, важную роль в истории культуры (семь цветов радуги, семь смертных грехов, семь чудес света, семь персонажей - героев мифов и т. п.). Среди различных гипотез происхождения "магической" семерки "космический" вариант, связанный с членением лунного месяца, думается, самый убедительный. Обнаружение околонедельной биологической ритмики позволяет считать, что для первобытного охотника с его острой наблюдательностью лунный месяц естественно распадался на недельные (или двухнедельные) интервалы.
...разработка календарей должна была сопровождаться строительством обсерваторий. P: опять полная ерунда!.. Для каких-то календарей, в которых и приблизительной точности вполне хватает (ведь работают они с целыми числами, и, следовательно, округление неизбежно!), вдруг понадобилось строить мегалиты!?.
...в эпоху конца неолита-начала бронзы северо-запад Европы был покрыт целой сетью обсерваторий для наблюдений Солнца и, что несколько неожиданно, наблюдений Луны. Многие из таких обсерваторий выглядят довольно скромно - это просто стоячие камни (менгиры), использовавшиеся как визиры, или кольца из стоячих камней (кромлехи). Некоторые из этих сооружений по своим размерам едва ли уступают Стоунхенджу. Таков, например, исследованный экспедицией А. Тома комплекс, расположенный в районе Карнака (Бретань, Франция). Одним из центров комплекса служил некогда Большой Разбитый Менгир - упавший и расколовшийся на четыре части камень общей длиной 22,5 м. До своего падения (вероятно, при землетрясении) он возвышался над поверхностью земли на 19 м. Монолит, известный у местных жителей как "Камень Феи", весил около 330 т. Ближайшее место выхода гранита, из которого состоял монолит, до точки установки отстоит на 80 км. Он, несомненно, был подвергнут обработке (поперечное сечение-овал). Чтобы реализовать возможность наблюдений с помощью Большого Менгира, необходимы четкие линии визирования в направлениях восходов и заходов Солнца и Луны, причем длина линий - для обеспечения точности в доли градуса - должна составлять километры. Для некоторых астрономически значимых направлений, связанных с Луной, действительно удалось разыскать остатки ближних визиров на ожидаемых расстояниях. У одного из такого рода визиров располагаются две большие системы стоящих камней (Ле-Менека и-Кермарю). Обе эти системы обладают четкими геометрическими особенностями и, несомненно, являются счетными структурами. P: такие сложности для уточнения календарей?.. Зачем это было нужно охотникам и собирателям?.. Или пусть даже земледельцам?.. Да еще и ворочать такие камни черти куда!..
...что писал о менгирах в начале века Жак де Морган, один из крупнейших археологов того времени: "Во Франции менгиры еще более многочисленны, чем долмены (мегалитические могильники.-Авт.). А. Де-Монтилье (французский археолог.-Авт.) насчитывает 6192 менгира, считая в том числе и каменные аллеи и кромлехи... Наибольший из них найден в Эр-Гра (камень Феи), ныне опрокинутый и разбитый... Мы теряемся в предположениях относительно первоначального назначения этих памятников... Кромлехи представляют собой большие круги от 50 до 60 метров диаметром, образованные 113 менгиров. Эти памятники очень многочисленны у нас во Франции, на Британских островах, в Швеции и Дании. Они встречаются также и в Передней Азии. Все же объяснения, данные на их счет, представляют из себя область фантазии".
Многолетние работы А. Тома позволили выявить многие древние обсерватории по той причине, что они были мегалитическими (хорошо сохранились). Кроме того, они были "однотипными" - использовались, видимо, одни и те же алгоритмы измерений. По их особенностям они теперь легко узнаваемы. Сооружения такого рода встречаются, похоже, в самых разных уголках Евразии (например, в Японии). В путевых заметках Н. К. Рериха встречаем следующее интересное для нас место: "Особую радость доставило нам открытие в Тибете, в области Трансгималаев, типичных менгиров и кромлехов. Вы можете представить себе, как замечательно увидеть эти длинные ряды камней, эти каменные круги, которые живо переносят вас в Карнак, в Бретань, на берег океана. После долгого пути доисторические друиды вспомнили свою далекую родину..." P: Здорово! Однотипность - весьма важный фактор. Во-первых, это действительно означает ЕДИНЫЙ АЛГОРИТМ; а во-вторых, это не могло быть делом рук людей неолита (у них не было развитых средств коммуникации на столь обширных территориях) !!!
Приемы и методы наблюдений, использовавшиеся в древних сообществах, должны были, думается, быть довольно разнообразными - в зависимости от широты местности, типа ландшафта, традиции. Астрономические "устройства" могут очень по-разному быть совмещены с ритуальными и погребальными сооружениями. Интересным примером может служить обнаружение "астрономических аспектов" древнего святилища в Хакасии (долина реки Белый Июс). Здесь В. Е. Ларичеву удалось разыскать специально оборудованную площадку для астрономических наблюдений, "привязанную" к меридиану. В общем, совсем не исключено, что в настоящее время некоторые "типы" древних обсерваторий остаются нераспознанными. Как можно было бы догадаться об астрономическом назначении системы базальтовых столбов близ оз. Туркана (северо-западная Кения), если бы не было заранее известно, что календарная система древнеафриканского государства Куши была лунно-звездной (игнорирующей движение Солнца)? P: несколько противоречит предыдущей идее... Но с другой стороны, подобный учет географического положения уже свидетельствует о предварительном ЗНАНИИ географии!!! И знании на весьма неслабом уровне!!! |
||
Очень интересные находки были сделаны в 70-х годах в Чако Каньон - пустынной местности штата Нью-Мексико (США). У южного входа в каньон находится массивный скальный холм с очень крутыми склонами. На одной из террас близ вершины этого "останца" на высоте свыше 100 м от днища каньона стоят три плиты из песчаника. Плиты довольно массивные - тонны по две каждая. Они стоят почти вертикально, чуть касаясь вершинами отвесной стены. Расстояния между ними по горизонтали около 10 см. Солнечный луч в околополуденное время проникает в эти щели, образуя "зайчик" на скале, к которой прислонены описанные плиты. Исследователи были поражены, обнаружив, что "солнечные зайчики" передвигаются (в связи с перемещением Солнца)... по специально нанесенной шкале, состоящей из двух спиралей (соответственно для двух "зайчиков"). Прибор до сих пор работает, и можно убедиться, что в день летнего солнцестояния (21 июня) изображение Солнца скользит в течение 18 минут таким образом, что пересекает точно центр одной из спиралей. Аналогичным образом, видимо, проводились и наблюдения Луны. Не вполне ясно, были ли установлены плиты специально или упали "удачно" естественным образом, а спирали были нанесены потом. Это устройство, несомненно, использовали местные индейские племена, находившиеся в период "изготовления" прибора (X-XI вв. н. э.) на стадии неолита. Их культура ко времени описываемых находок была обстоятельно изучена. Они занимались оросительным земледелием, строили прекрасные дороги, внушительные церемониальные центры. Их жилища и дороги были строго ориентированы по странам света. Они, видимо, пользовались довольно точным лунно-солнечным календарем. Таким образом, устройство в Чако Каньон хорошо "вписывается" в известный историко-культурный фон. P: откуда дата и привязка именно к этой цивилизации?..
Немалое разнообразие в приемах и методах астрономических наблюдений выявлено в последнее десятилетие при археоастрономических исследованиях культуры майя. На приэкваториальных широтах такие реперные даты, как летнее солнцестояние, иногда удобнее определять, основываясь на изменениях зенитного расстояния Солнца. Замечательно, что древние майя использовали для этого зенитную трубу. Во всяком случае, именно так сейчас истолковывается назначение сооружения, найденного в руинах Хочикалько (неподалеку от Мехико). Оно представляет собой восьмиметровую (!) трубу в грунте, на нижнем конце которой имеется небольшая соосная с трубой круглая комната-камера. В нее можно было попасть через специальный вход. Труба почти вертикальна (наклон 0,5 к северу), идеально прямая, тщательно сложена из каменных блоков, в поперечном сечении представляет собой шестиугольник. Почти точно такое же устройство найдено в развалинах Монте Албан, оно датируется III в. до н. э. Специальными измерениями было установлено, что солнечный луч проникал в "наблюдательную камеру" этой зенитной трубы в полдень на протяжении нескольких недель. В день минимального зенитного расстояния Солнца продолжительность нахождения солнечного "зайчика" на полу камеры была максимальной. Подобный наблюдательный прием был, вероятно, очень распространен на Американском континенте. В Мачупикчу (перуанские Анды, 75 км от Куско); как недавно выяснено, окно сооружения, считавшегося храмом, сделано с таким расчетом, что солнечные лучи на восходе в день зимнего солнцестояния попадают на маркированное место того, что прежде полагали жертвенником. (Можно напомнить, что назначение зданий в этом городе никак не комментировалось испанскими хронистами, ибо инки по каким-то причинам покинули город и он стал известен европейцам только в текущем столетии.)
Несомненно, древние придавали регулярным астрономическим наблюдениям важное значение. Разобщенные, не имеющие письменности племена северо-западной Европы затрачивали ощутимую часть своих ресурсов на строительство сооружений типа Стоунхенджа или комплекса близ Карнака с его Большим Менгиром. Зачем? Едва ли можно согласиться с мнением, согласно .которому эти астрономические наблюдения проводились с ритуальными целями.. Столь же наивно (и беспочвенно) предположение, что при этом имелись в виду "научные цели". Это были цели, несомненно, практические. Однако, и гипотеза, указывающая на развитие сельского хозяйства как на вероятный стимул проведения систематических наблюдений, не выглядит убедительной в свете имеющихся историко-календарных и археоастрономических данных. Бесспорно, знание некоторых дат, маркирующих сезоны, - вроде дня весеннего равноденствия - для земледельца насущная необходимость. Астрономические наблюдения, однако, регулярно начали проводиться до развития производящего хозяйства, притом в объеме, явно превышающем его специальные нужды. Не обнаруживается четких признаков связи между типом хозяйства (укладом) и степенью интереса к астрономии. Сами астрономические наблюдения древних были, похоже, ориентированы в большей степени на Луну, нежели на Солнце. В общем, создается впечатление, что астрономические наблюдения отвечали каким-то очень важным, но более широким социальным потребностям. Кажется очень вероятным, что такой потребностью мог быть прогноз, предвидение.
Сравнивая культуру с развитой письменностью и более древние устные культуры, известный специалист по теории культуры Ю. М. Лотман замечает, что "если письменная культура ориентирована на прошлое, то устная культура - на будущее. Поэтому огромную роль в ней играют предсказания, гадания и пророчества... Общество, построенное на обычае и коллективном опыте, неизбежно должно иметь мощную культуру прогнозирования. А это с необходимостью стимулирует наблюдения над природой...", ибо сами "природные явления воспринимаются как напоминающие или предсказывающие знаки". Из общих соображений ясно также, что для подобных социальных систем прогноз должен носить конкретно-прикладной характер и касаться определенного географического региона. Множество фактов наталкивает на мысль, что регулярные астрономические наблюдения как раз и служили важнейшим средством удовлетворения этой прогностической потребности. P: идея любопытна... Но сомнительна в целом (а в частностях очень интересна)...
Для общества, переживающего переход от присваивающей системы хозяйствования к производящей, очень важно было предвидеть изменения год от года: 1) погодно-климатической ситуации; 2) ближайших перспектив важнейших промыслов (улов рыбы, добыча зверя, урожайность дикорастущих и возделываемых сельскохозяйственных культур); 3) демографического положения (в своей общине и у ближайших соседей); 4) риска наступления особо неблагоприятных интервалов времени (эпидемии, локальные социальные кризисы, отдельные катастрофические события типа наводнений и т. п.). P: но для охотников и собирателей такой прогноз был не нужен, получается!?. Тогда откуда было взяться столь развитой системе наблюдения при "скачке к сельскому хозяйству", кроме как от тех же богов?..
Итак, теперь можно сформулировать схему, которая, по убеждению авторов, широко использовалась древними астрономами для прогноза: из рассмотренной выше триады корреляционных связей - конфигурации планет - солнечная активность - земные проявления солнечной активности - они исключали солнечную активность (о которой, разумеется, ничего не было известно). Использовалась "сокращенная" цепь корреляционных связей, так что конфигурации планет непосредственно сопоставлялись с эффектами солнечной активности в среде обитания... Для учета ...ритмов повторяемости есть "свои" планетные конфигурации. Так, для учета цикла 4,2 года хорошо "подходит" период парных соединений Юпитера, Земли, Марса и Венеры. P: сомнительно мне... вряд ли такая сложная система связей родилась вдруг на пустом месте...
Самые древние из известных сейчас астрономических текстов - вавилонские клинописные таблички - содержат обильную информацию именно такого рода: "В месяц абд на 6-й день Нин-дар-анна (Венера) появляется на востоке; на небесах будут дожди, на земле - опустошения..." "На 11-й день дузу Нин-дар-анна вспыхивает на западе. В стране будут военные действия; урожай будет богатый". Табличка с этим текстом, хранящаяся теперь в Британском музее, была найдена в библиотеке Ашшурбанипала и представляет собой копию, специально снятую с более ранней записи. Вавилонские астрономы, работавшие в храмах под контролем и руководством жрецов, располагали, видимо, длинными рядами наблюдений и могли в принципе выявить прогностические правила с одновременным учетом нескольких важнейших гармоник повторяемости погоды в их географической области. Связь погоды с движением планет не представлялась им странной или парадоксальной, как это кажется нам (располагая сведениями о природе планет, мы как будто "знаем", что такого "не может быть"...). Они пристально наблюдали за светящимися олицетворениями своих божеств и сопоставляли их движения с земными делами. То, что было необходимо обществу, отвечало его требованиям, понималось как воля Неба и строго закреплялось в образах. В рамках их эмпирической гносеологической системы больше ничего не требовалось. Р: для того, чтобы принимать данную технологию в качестве действительной надо иметь доказательства, что указанные выводы корректировались или изменялись в сторону усовершенствования по мере накопления результатов наблюдения. А таких данных что-то никто не приводит !!!
Если солнечная активность влияет на климат и погоду, то нет ничего удивительного, что важнейшие циклы солнечной активности просматриваются в показателях урожайности. Эта корреляционная связь в европейской науке нового времени была впервые подмечена знаменитым английским астрономом В. Гершелем (1738-1822). Из сопоставления очень короткого ряда наблюдений над солнечными пятнами и ценами на товарное зерно он заключил, что Солнце как-то влияет на погодно-климатические условия и тем самым на урожайность. Его коллеги без малого двести лет спустя действительно нашли, что мировое производство пшеницы, выражаясь современным научным языком, модулировано солнечной активностью с уже упомянутыми периодами 11 лет и 22 года. Амплитуда этой модуляции совсем не пустяковая: от 10% до 50%, в зависимости от технической оснащенности сельского хозяйства данной страны... P: однако ни в одном древнем календаре нет такой периодичности !!! Есть 12 лет, - но это слишком большое отличие от 11 лет (такой погрешности - более 8 % - в древних календарях не наблюдается ни по одному параметру!!!).
О ритуалах, об изощренных методах психотехники и инпринтинга, применявшихся, вероятно, нашими далекими предками, мы, разумеется, мало что знаем. Но признаки фиксации сведений, которые в дальнейшем будут фигурировать в календарных системах в виде пиктограмм и особых структур древнейших орнаментов, имеют широкое - в географическом смысле - распространение и довольно многочисленны... Иногда такие "памятные записи" носят характер "фотографического изображения". Таково, например, изображение лунного серпа и окружающих звезд, найденное на скальной плите в Папоротниковой пещере (Калифорния, США). Изготовление этого фрагмента звездной карты датируется IX в. н. э. (или еще более ранним временем), что соответствует для данного региона эпохе неолита. Советский астроном Ю. П. Псковский нанес на изображение координатную сетку и подверг его внимательному анализу. Оказалось, что древний художник был довольно точен - все яркие звезды близ Луны оказалось возможным отождествить однозначно!
Возникновение первых начатков письменности в настоящее время обычно связывают с удовлетворением прежде всего хозяйственных (учетно-бухгалтерских) нужд. Но не является ли потребность записывать календарно-космическую информацию еще одним стимулом развития письменности - по крайней мере в некоторых очагах культуры? Советский историк А. А. Вайман, изучавший становление шумерской клинописи, пришел, в общем, именно к такому заключению. Оказывается, протошумерские цифры, первые из изобретенных в Двуречье символических обозначений, скомбинирована всего из четырех элементов: малого и большого полуовалов, малого и большого кружков. Полуовалы, по мнению А. А. Ваймана, обозначают полумесяц, а кружки символизируют солнечный диск.
...взятое в самом простом своем варианте, гадание легко поддается истолкованию в духе идей С. Н. Давиденкова. У человека, поставленного перед необходимостью принять ответственное решение в ситуации, когда возможно несколько равновероятных исходов, развивается стресс. У людей с определенными особенностями нерввой системы такое психическое напряжение может иметь серьезные последствия. Обращение к оракулу возвращает клиенту психологический комфорт ("сделано" все возможное...). Эффект достигается, конечно, только при условии безоговорочного доверия к оракулу со стороны "пользователя", что связано с авторитетом оракула и распространением в обществе соответствующих психологических установок.
Появление кометы в любой культурной традиции - примета очень нехорошая, либо просто ужасная. Для обитателей азиатских степей, пользовавшихся 60-летним календарем, комета - предвестник так называемого джута - массового падения скота из-за бескормицы. В Европе - "это признак надвигающейся катастрофы: опустошительной войны, мора, засухи (реального аналога "джута"), смерти коронованной особы... Как же понять это удивительное единодушие в оценке появления кометы? Слово "суеверие" здесь, как, впрочем, и в других случаях, ничего не объясняет: ведь и происхождение "суеверия" надо понять, вывести как следствие из некоторой общей закономерности. Можно, конечно, предположить, что реакция на появление необычного космического события - просто проявление инстинктивного страха, а конкретный характер последствия "знамения" отнести за счет существования некоторого глубинного психофизиологического шаблона восприятия необычного явления любым человеком... Но в том-то и сложность рассматриваемого примера, что здесь возможно совсем другое истолкование. P: страх перед кометой может носить именно архетипическую природу - память о причине Потопа!..
Трудно сказать, когда именно эмпирическое обобщение, касающееся связи взаимного расположения планет с некоторыми природными явлениями, стало мифологемой тотального подчинения Небу всего сущего. Кажется вероятным, что сама связь "планетные конфигурации - климат, погода, биологические процессы" была открыта независимо в разных очагах цивилизации. Тем удивительнее, что эволюция, мифологизация этого открытия происходила в одном и том же направлении. Оформление астрологической доктрины произошло сначала, видимо, в Двуречье, где не позже 17-го в. до н. э. были составлены таблицы фаз Венеры, около 700 г. до н.э. существовал учебник астрономии, на удивительно высоком уровне находилась тогда же практическая медицина... И если на первых этапах астрологические прогнозы использовались прежде всего для согласования производственной и социальной ритмики с циклами биосферы, для предвидения неурожаев, эпидемий, социальных кризисов и т.п., то в последующем акцент переместился на детальную, "мелочную" регламентацию, с делением дней на "благоприятные", и "неблагоприятные", с расписанием всех дней в "месяцесловах". P: все-таки версия привнесенности гораздо более логична!.. |
||