Э.Джилберт, М.Коттерелл

"Тайны майя"

(конспект)

Согласно хронологии майя, современная эпоха началась 12 августа 3114 года до н.э. и будто бы должна завершиться 22 декабря 2012 года н.э. К этому времени Земля, которую мы знаем ныне, должна, согласно предсказаниям майя, снова изменить свой облик из-за ужасных землетрясений.

...до сих пор пока никто не объяснил ни происхождение их замечательного календаря, ни того, откуда они взяли именно эти даты. Правда, много было написано о структуре их календаря, но причины, побудившие майя создать такие сложные системы отсчета времени, как Длительный счет, пока что остаются невыясненными.

Rem: Если учесть, что календарь составлен на основе взаимодействия "двух зубчатых колес" и "был дан богами", то здесь вполне может быть связь с "божественным запретом" на колесо в Америке !!!

 

Как показали недавние исследования, майя умели развивать свои психические способности в такой степени, что нам это даже трудно себе представить. Подобно австралийским аборигенам, они верили, что сновидения позволяют предсказывать будущее и толковать настоящее.

 

...майя были глубоко религиозными людьми и, подобно христианам средневековья, верили в необходимость умерщвления плоти и самопожертвования, чтобы попасть на небеса.

 

Тольтеки, столица которых, Тула, находилась примерно в 25 километрах к северо-западу от Теночтитлана, были народом воинственным и кровожадным. Они почитали бога солнца и регулярно приносили ему человеческие жертвы. Обсидиановыми ножами они вскрывали жертве грудь, вынимали сердце и приносили в жертву своему богу. Тольтеки верили, что таким образом они дают возможность богу питаться жизненной силой людей, благодаря чему Солнце будет светить всегда.

После городов Европы столица ацтеков [Теночтитлан] показалась Кортесу огромной (по некоторым оценкам, ее население составляло тогда около 200 тысяч человек). Большинство домов было глинобитными, но знать и жрецы жили в великолепных каменных дворцах. Были в городе и базарные площади. В центре столицы располагался храмовый комплекс, включая ступенчатые пирамиды. Они поражали своим великолепием, но от этих монументальных зданий исходил отвратительный запах. Ведь именно здесь ацтекские жрецы осуществляли кровавые жертвоприношения. После того как сердца жертв приносили в жертву, мертвые тела сваливали на ступенях пирамид. Испанцы, сообщившие об увиденном, утверждали даже, что ацтеки были каннибалами, хотя, возможно, это и клевета.

Саагун пришел к выводу, что до ацтеков в Мексике действительно существовала великая культура и центром ее, еще до Тольяна, должно быть, являлся заброшенный впоследствии город Теотиуакан, руины которого расположены примерно в 40 милях к северу от Мехико-сити; там сохранились пирамиды-храмы Солнца и Луны...

Ацтеки унаследовали от тольтеков веру в то, что Кецалькоатль вернется и снова будет править людьми. Они верили также, что в Теотиуакане Кецалькоатль принес в жертву некоторых богов, чтобы Солнце могло двигаться по небу, и именно в этот город он вернется, чтобы положить конец правлению ацтеков.

 

...массивная, высотой в девять футов, статуя Коатлике, богини-матери пантеона мексиканских индейцев. Высеченный из цельного куска базальта, имеющий отдаленное сходство с человеческим изображением, этот идол действительно производил устрашающее впечатление. "Голова" его состояла из двух змеиных голов, смотрящих друг на друга, "руки" тоже были похожи на змей, как и драпировка, в которой угадывался еще силуэт крыльев хищной птицы. "Ноги" напоминали лапы ягуара, готового вонзить когти в свою жертву. Над огромной деформированной "грудью" висело скульптурное "ожерелье" из черепов и сердец, а также отрубленные руки, торчащие из "тела".

Странный и пугающий, этот образ богини жизни и смерти, непонятным образом перекликающийся с индуистским божеством Кали, был при этом выполнен с большим искусством. Кто бы ни создал эту скульптуру, мастерство его не ниже, чем мастерство лучших скульпторов Древнего Египта, Европы или Дальнего Востока. Баллок усматривал здесь странное противоречие: зачем обществу с высоким уровнем развития искусства создавать такую дикую вещь?

 

История Вотана описана в книге "Киче майя", которая в 1691 году была сожжена Нуньесом де ла Вега, епископом Чьяпаса. К счастью, часть этой книги епископ скопировал, и именно из этой копии Ордоньес и узнал историю о Вотане. Вотан будто бы явился в Америку с группой последователей, одетых в длинные одежды. Туземцы встретили его дружественно и признали правителем, и пришельцы женились на их дочерях.

Ордоньес вычитал в своей копии, что Вотан четыре раза пересекал Атлантику, чтобы побывать в своем родном городе под названием Валюм Чивим... Согласно этой же легенде, во время одной из своих поездок вотан посетил большой город, где строили храм до самого неба, хотя это строительство должно было вызвать смешение языков.

 

Среди руин Паленке есть замечательное здание, известное как Храм надписей. В этом храме, расположенном на вершине 65-метровой ступенчатой пирамиды, пол из больших каменных плит. Рус обратил внимание на то, что на одной из этих плит есть два ряда отверстий с вынимаемыми каменными стопорами (затычками?)... Когда каменную плиту удалось убрать, он увидел лестницу... И в самом низу, примерно на уровне основания пирамиды, он обнаружил большую комнату. На полу ее, засыпанные щебнем, лежали скелеты шести юношей - вероятно, результат человеческих жертвоприношений. В противоположном конце комнаты был вход, закрытый треугольной каменной плитой. Убрав ее, археологи с удивлением обнаружили нетронутую усыпальницу.

Усыпальница оказалась достаточно обширной: 9 метров в длину и 7 в высоту. Стены были украшены рельефными изображениями людей в весьма архаичном облачении (сейчас считают, что это - девять Повелителей Ночи в теологии майя). На полу лежали две нефритовые фигурки и две прекрасно вылепленные головы. Но интереснее всего был сам саркофаг. Он был покрыт огромной четырехугольной крышкой, украшенной искусно сделанными рельефами. А внутри саркофага исследователи обнаружили настоящую сокровищницу майя. Прежде всего они обратили внимание на отлично сделанную нефритовую "посмертную маску". Украшениями тому, кто был здесь похоронен, служили также серьги из перламутра и нефрита, несколько ожерелий из нефритовых бус и нефритовые перстни. Большие нефриты были положены на руки и в рот - по обычаям майя и ацтеков, очень похожим на китайские. Все это было сделано великолепно. Нефритовая маска - лучшая из до сих пор найденных подобных предметов; но всего замечательнее была сама крышка саркофага. Паленкская крышка весит около 5 тонн...

Rem: интересны размеры усыпальницы и саркофага - надо их найти !!! Вполне может быть (судя по рисункам), что они близки к прямоугольнику 2:1... Тогда это было бы нечто ...

rem: показательно использование нефрита (как в Египте) - одного из самых твердых материалов...

 

Они [археологи] смогли установить, что в этой усыпальнице был похоронен выдающийся правитель Паленке, царь Солнечный Властитель Пакаль, который скончался в 683 году н.э. в возрасте 80 лет...

 

...ацтеки и майя пользовались двумя календарями. В первом год состоял всегда из 260 дней и назывался "тцолкин", а во втором "нечетный год" состоял из 365 дней.

 

...майя использовали точки и черточки для записи цифр. Цифры от 1 до 4 обозначались точками, пятерки - черточками, число 6 - черточкой с точкой, а число 13 - двумя черточками и тремя точками над ними.

Rem: чем-то похоже на египетский непозиционный принцип записи чисел...

 

"Тцолкин" - очень древний календарь и восходит, видимо, еще ко времени ольмеков. Некоторые племена майя в отдаленных районах страны и теперь пользуются им в ритуальных и магических целях. Он основан на сочетании 20 наименований месяцев с цифрами от 1 до 13. Но счет ведется не последовательно, как в нашем григорианском календаре с месяцами в 30 и 31 день. Здесь основа совсем иная. Чтобы понять это, попытаемся представить, что, например, каждой цифре соответствует название определенного месяца. Мы, как обычно, начинаем с 1 января, но потом вместо 2 января должно идти 2 февраля, потом - 3 марта, и так до 12 декабря, а потом - 13 января. Полный цикл, в таком случае, составит 156 дней (12х13), после чего счет начнется снова, как бы с 1 января. Последним днем из 260 будет, таким образом, 13 ахау, после чего в следующем цикле снова будет первым Имикс. Таким образом, каждый цикл представляет собой полный круг.

...у майя был еще "хааб" - "нечетный год" из 365 дней (дополнительные дни, как у нас раз в четыре года, они игнорировали). Такой год состоял из 18 месяцев по 20 дней (всего 360) и короткого "месяца" из 5 дополнительных дней. Эти 20-дневные месяцы, как и короткий 5-дневный, также имели имена и символы.

Rem: а почему в одном случае 20 месяцев, а в другом - 20 дней ???

Rem: почему-то в "нечетном году" для обозначения одного и того же месяца использовались иногда разные знаки (от 1 до 7 штук) ???

 

Из наличия двух циклов ("тцолкина" и "нечетного года") вытекало то обстоятельство, что каждый день имел два наименования, например, 3 акбал, 4 куму. Поскольку оба цикла были разной длины, ни одна специфическая двойная комбинация названий дня не повторялась в течение 52-х "нечетных" лет и 73-х лет "тцолкин" (52х365=18980=73х260). Такой период времени обычно именовался "Ацтекским веком" или "Календарным кругом".

...ацтекские жрецы, пользовавшиеся календарем до испанского вторжения, преследовали прежде всего цели, связанные с магией. Определенные дни, в особенности 5 дополнительных, считались несчастливыми. Очень большое значение имел и день рождения человека: считалось, что он определяет его дальнейшую жизнь, включая имя и карьеру. Но при том, что эта календарная система была вполне адекватной своим целям, она имела и ограничения. Майя, чтобы справиться с этими трудностями, разработали еще одну систему счета времени под названием Длительный счет.

 

Уже в 1882 году американец Сайрус Томас, изучая фотографию одной надписи, заключил, что цифры майя следует читать слева направо и сверху вниз.

Немецкий исследователь [Ферстеман] установил, что их счет времени основывался не на десятичной, как у нас сейчас, а на двадцатичной системе, что майя фиксировали даты с помощью Длительного счета и что начало большого календарного цикла у них приходилось на 4 ахау, 8 куму не одну тысячу лет назад.

Rem: а почему не с самого начала обычного цикла 1-день 1-го месяца ??? Должно быть: 1 Имикс, 0 (сидение") Поп... - это начало обоих циклов ("нечетный год" - числа в месяцах с 0 до 19) !!!

 

Помимо пользования "тцолкином" (год из 260 дней), "нечетным годом" (из 365 дней) и календарным циклом в 52 года, майя вели также особый счет дня. С небольшими ваоациями, они пользовались своей двадцатичной системой, считая время в "кинах", "уиналах", "тунах" и т.д... Принцип ее выглядел так: 20 кинов-дней = 1 уиналу (20-дневный месяц), 18 уиналов = 1 туну (360-дневный год), 20 тунов = 1 катуну (7200 дней), 20 катунов = 1 бактуну (144000 дней).

На стелах и других памятниках даты майя были записаны двумя колонками иероглифов, читаемых слева направо и сверху вниз. Вся серия начиналась с вводного иероглифа и часто кончалась датой, имевшей отношение к лунному циклу и упоминанию того из Девяти повелителей Ночи, который правил в это время. А между ними были даты, выражавшиеся в бактунах, катунах, тунах, и т.д., плюс соответствующие даты по "тцолкину" (260 дней) и "хаабу" (365 дней)... [Например:] вводный иероглиф, 8 бактунов, 14 катунов, 3 туна, 1 уинал, 12 кинов, 1 эб, 0 якхин.

 

Кроме системы Длительного счета, Ферстеман сделал и другие открытия. Изучая Дрезденский кодекс, он показал, что там содержится "Таблица Венеры" с расчетами движения этой планеты по циклам примерно в 584 дня, а также лунные таблицы для вычисления возможного времени затмений.

Таблицы Дрезденского кодекса должны были дать жрецам не только информацию о будущих затмениях, но и о том, как соотнести их с 260-дневным календарем "тцолкин". Говоря кратко, они составляли свои таблицы из расчета на 11958 дней, что почти точно соответствует 46 года "тцолкин" (11960 дней). Это полностью соответствует 405 лунным месяцам (также 11960 дням). Авторами таблиц были также составлены дополнения, корректирующие их основные данные, что обеспечивало их точность до одного дня в течение 4500 лет. Это - удивительное достижение.

При всей важности затмений, не меньший интерес для майя представляла планета Венера. Ферстеман установил, что в Дрезденском кодексе около пяти страниц посвящено расчетам, касающимся этой планеты. Похоже, что майя интересовали не столько повседневные сведения о Венере, сколько средний цикл ее вращения за длительные периоды времени. На Венере год составляет от 581 до 587 дней (средняя величина - 584). Именно эта цифра и ее кратные особенно интересовали жрецов - составителей таблиц.

Но еще интереснее, что в Дрезденском кодексе есть числа, имеющие особое значение для составителей текстов. Это число 1 миллион 366 тысяч 560 дней. Оно имеет отношение к начальной точке эпохи, о которой идет речь в кодексе - к "рождению Венеры". Особое значение этой цифры заключается в том, что она имеет отношение также ко всем важным временным циклам. Действительно, 1.366.560 = 260х5256 (число "тцолкинов") = 365х3744 (число нечетных лет) = 584х2340 (число обычных циклов обращения Венеры) = 780х1752 (число обычных циклов обращения Марса) = 18980х72 (число ацтекских веков").

Rem: это число - общее делимое, но оно не наименьшее !!! Наименьшее общее делимое в 4 раза меньше и равно 341.640 !!! Тогда вообще непонятно, зачем взято именно такое число...

rem: откуда взялся Марс ??? И почему при этом выкинута Луна ???

 

...интересные результаты одного исследования, которое в Институте психиатрии провели совместно астролог Джефф Майо и известный психолог, профессор Х.Айзенк. Они подвергли обследованию на научной основе 1795 и еще 2324 человек и продемонстрировали связь между астрологическим знаком, под которым рожден человек, и экстравертным (интровертным) характером его психики... Чисто статистически этих результатов не объяснишь: вероятность случайного совпадения была 10000 к 1. Как, очевидно, могли бы предвидеть астрологи, обнаружилась определенная статистическая тенденция: люди, рожденные под знаками "воздуха" и "огня", скорее являются экстравертами, тогда как рожденные под знаками "воды" и "земли" - скорее интровертами. Так как двенадцать знаков Зодиака следуют в порядке: "огонь, земля, воздух, вода", то год можно довольно точно разделить на "экстравертные" и "интровертные" месяцы.

 

...корни астрологии лежат во влиянии Солнца на жизнь Земли и в особенностях солнечного года.

 

Коттерелл... был убежден, что существует связь между характеристиками людей, связанными с астрологией, и влияниями "солнечных ветров" на магнитное поле Земли, которое, в свою очередь, влияет на развитие плода в утробе начиная с зачатия. Иными словами, характер магнетизма Земли в момент оплодотворения оказывает влияние на развитие зародыша, и это обстоятельство определяет астрологический тип при рождении.

 

Теотиуакан... процветал в классическую эпоху, когда майя построили Паленке, но около 750 года н.э. был оставлен жителями по не вполне понятным причинам. Бартрес по время раскопок обнаружил, что город был в значительной мере уничтожен большим пожаром... Но тут обнаружилась еще одна странность: многие здания были намеренно завалены щебнем и зарыты в землю, так что уцелели даже деревянные крыши. Это, конечно, был огромный труд, и все для того, чтобы "захоронить" здания в покинутом городе.

Теотиуакан и сейчас представляет собой впечатляющее зрелище. Вдоль четырехкилометровой "Улицы усопших" на равных расстояниях друг от друга расположились 23 храма и дворца. Но им все далеко по размерам до массивной пирамиды Луны, которая стоит на северном конце улицы, и еще более огромной пирамиды солнца, что стоит примерно на середине улицы с восточной стороны. А на южном конце, с той же стороны, что пирамида солнца, на площади, расположилась несколько меньшая по размеру пирамида Кецалькоатля.

Неизвестно точно значение пирамид Солнца и Луны. Мы их знаем под этими именами, потому что их так назвали ацтеки. Они же дали городу и его название, означающее "Место, где рождаются боги". У ацтеков были свои мифы, касающиеся этого поселения. Они верили, что в конце предыдущей эпохи боги собрались в Теотиуакане, чтобы решить, кому из них быть новым Солнцем, чтобы освещать мир. Надменный и тщеславный бог Текусицтекатль будто бы претендовал на место Солнца, но другие боги избрали его соправителем более скромного и древнего бога Нанахуатцина. Был приготовлен огромный погребальный костер, и Текусицтекатлю было предложено взойти на него. У Текусицтекатля не хватило мужества пожертвовать собой, и боги призвали Нанахуатцина. Он немедленно выполнил это требование, а Текусицтекатль, видя это, от стыда, что его превзошел более скромный соперник, тоже бросился в огонь. Но оба божества возродились, подобно Фениксу.Нанахуатцин превратился в нового бога Солнца, Тонатиу, а Текусицтекатль стал Луной. Однако, к сожалению, новое Солнце не двигалось по небу, а застыло на восточном горизонте. Тонатиу потребовал кровавых жертв от других богов, прежде чем начать свое движение. После недолгого сопротивления боги все же согласились и позволили Кецалькоатлю взять их сердца. Приняв эту жертву и получив от нее силу, Тонатиу превратился в Науи Олин, Движущееся Солнце.

Rem: что-то пересекается с Потопом (солнце застыло на востоке)...

rem: очень оригинальный текст - нужны подтверждения...

rem: какое преображение скромного бога в кровожадного монстра...

 

Эту легенду о самопожертвовании богов, скорее всего, унаследованную от тольтеков, ацтеки использовали для оправдания собственного кровавого культа. Они рассуждали так: если уж боги принесли себя в жертву, чтобы Солнце светило, то люди тем более, следуя этому примеру, обязаны отдавать свои жизни ради бога Солнца. Неизвестно в точности, каким образом связаны этот миф и судьба города Теотиуакан, но здесь некогда произошли какие-то события, связанные с ритуалом сожжения. Ясно, что этот древний город был оставлен после того, как был сожжен, и очевидно, что для ацтеков он превратился в своеобразный сакральный некрополь.

Rem: и здесь идея о самопожертвовании богов...

Rem: Вообще, очень сильное по многим параметрам пересечение с Индией: а) изначальная жертва богов; б) следование людей традиции жертвоприношения по примеру богов, в) принесение в жертву на костре, г) "ужасный" вид богов и т.д. и т.п.

 

Этот город [Монте Албан в Мексике], основанный около 800 года до н.э. ольмеками, представляет собой произведение градострительного искусства. Сначала строители срыли вершину горы, что уже требовало огромного труда, после чего возвели большое поселение с помещением для игры в мяч. Потом в эти края около 300 года до н.э. пришел другой народ, запотеки. Они, в свою очередь, стали строить на Монте Албан свои храмы, усыпальницы, пирамиды. У запотеков, как у майя, была собственная письменность, но сохранилось лишь немного надписей, которые, возможно, никогда не будут прочитаны. Как и Теотиуакан, этот город также был оставлен запотеками, которые сожгли свои храмы и пирамиды. Но это же место позднее было облюбовано соперниками запотеков, более воинственными миштеками. Усыпальницы запотеков они использовали как собственные некрополи. Ко времени прихода ацтеков Монте Албан превратился просто в вершину холма.

В Антропологическом музее Коттерелл видел одну из самых замечательных находок из Монте Албан - маску бога с головой летучей мыши. На месте ему довелось увидеть немало керамических изображений этого божества, по-видимому, считавшегося посланцем смерти.

 

Владыка Пакаль, судя по всему, был мудрым правителем, очевидно, посвященным в древние тайные знания майя. Из надписей, найденных в Паленке, как и из оформления его усыпальницы, явствует, что при жизни этого человека считали чуть ли не богом. После же кончины правителя его пирамида, по крайней мере какое-то время, была местом паломничества и одним из центров культа предков.

 

...в одной анонимной рукописи "Легенда о солнцах", датированной 1558 годом (и восходящей, очевидно, к более ранним источникам, "Кодексу Чималпопока" и "Куаутитланским анналам"), Коттерелл почерпнул сведения о временных циклах по 52 года в каждом (ацтекских века"). Там перечислялись периоды, явно имеющие символическое значение: "Первое Солнце" (науи оцелотл) - продолжительность 676 лет (52х13), "Второе Солнце" (науи эхекатл) - продолжительность 364 года (52х7), "Третье солнце" (науи кихауитл) - продолжительность 312 лет (52х6), "Четвертое Солнце" (науи атл) - продолжительность 676 лет (снова 52х13). В соответствии с этим перечнем, как нетрудно заметить, вторая и третья эпохи ("Солнца") значительно короче, чем первая и последняя. Но, сложенные вместе, они дают в сумме 676 лет, то есть продолжительность первой и последней эпох. Эти четыре "Солнц" представляли собой только три четверти от полного цикла, и не хватало пятой эпохи в 676 лет, чтобы получить период в 52х52 года.

Rem: на запутаться в эпохах и солнцах - они в разных местах разные !!!

Rem: очень похоже на какую-то игру с цифрами... И особенно интересен незавершенный выход на квадрат числа 52 !!! почему он незавершен ???

 

Обратившись к "Ватикано-латинскому кодексу", Коттерелл обнаружил более полное описание прошлых эпох у ацтеков:

"Первое Солнце". Матлактили. Продолжительность 4008 лет. Люди тогда ели маис и были великанами. Солнце тогда погубила вода (наводнение, потоп). Люди тогда превратились в рыб. Говорят, будто только одна пара, Нене и Тата, спаслись, укрывшись под большим деревом у воды. Но рассказывают также, что спаслось семь пар, укрывшихся в пещере, до тех пор, пока вода не ушла. Они вновь населили Землю и стали богами для своих народов. Главной богиней этой эпохи была Чалчиутлике ("Та, что в нефритовой юбке"), жена Тлалока.

"Второе Солнце". Ээкатль. Продолжительность 4010 лет. Люди ели дикие плоды и назывались "акоцинтли". Солнце погубил Ээкатль, бог ветра. Люди превратились в обезьян и, держась за ветки деревьев, уцелели. Это случилось в год "Одинокой собаки". Одна пара, мужчина и женщина, стоявшие на скале, спаслись от общей участи. Эта эпоха именовалась Золотым веков, и главным богом считался бог ветра.

Rem: попытаться найти аналогию с Золотым веком в других культурах !!! и с богом ветра !!!

rem: превращение в обезьян может символизировать возврат к "дикому" состоянию...

 

"Третье Солнце". Тейквияуилло. Продолжительность 4081 год. Потомки пары, спасшейся во второй эпохе, питались плодами "цинокоакок". Мир был разрушен огнем. Эта эпоха получила имя "Красная голова", и главным богом был бог огня.

Rem: а нет ли здесь связи со статуями Пасхи с красными камнями наверху головы ???

 

"Четвертое солнце". Эта эпоха началась 5026 лет назад. В это время была основана Тула. Эпоха эта именовалась "Черные волосы". Люди умирали от голода после огненного и кровавого дождя.

Rem: рубеж 1 и 2 солнца почти (но не очень точно) попадает на время Потопа...

rem: попробовать поиграть с числами рубежей эпох с точки зрения Зодиака...

 

В источнике говорилось о том, что сведения, которые давали обо всем этом ацтеки, отличаются известной противоречивостью относительно последовательности эпох.

 

Пытаясь осмыслить... роль "Богини в нефритовой юбке", исследователь [Коттерелл] вдруг вспомнил крышку из Паленке. Не могла ли эта богиня (или аналогичная ей богиня майя) быть изображенной в центре этой крышки? До сих пор исследователи не рассматривали это изображение, как женщину, но оно было похоже на женскую фигуру. А в описаниях этой богини говорилось, что, кроме нефритовой юбки, на ней было нефритовое ожерелье, на котором висел золотой медальон. Она также держала в руке круглый лист лилии, а у ног ее струилась вода. Все это также соответствовало изображению на крышке. У Коттерелла не осталось сомнений: это не было ни изображением космонавта, ни изображением человека, падающего в потусторонний мир, это была богиня Чалчиутлике.

 

...майя верили, что микрокосм есть часть макрокосма, Вселенной, а каждая личность - часть творения. В свою очередь, такое ощущение единства мира порождало идею - "я есть ты, и ты есть я". Недаром в пантеоне майя были объединены божества, представлявшие противоположные силы природы. Ведь и мир природы, и человечество, по их представлениям, являли собой своеобразное единство противоположностей, дополняющих друг друга, как день и ночь. К тому же эти противоположности, имеющие свойство переходить друг в друга, как ночь неизбежно сменяется днем, и наоборот. Подобным же образом люди рождаются, умирают и на смену умершим рождаются другие, поколения сменяются поколениями.

 

Подобно ацтекам, майя верили, что до них уже существовали другие миры. Тогда боги создавали древних людей сначала из глины, а потом - из дерева. Эти древнейшие люди не были способны возделывать землю и снабжать богов жертвами. Поэтому они были уничтожены богами, а немногие, оставшиеся в живых, превратились в обезьян и спаслись от уничтожения, так как висели на деревьях. Майя, подобно современным дарвинистам, верили, что обезьяны предшествовали нынешнему человечеству.

 

Изображения Тлалока оказались более условными - "лица" с круглыми выпученными глазами и змеиной кожей. В отличие от Кецалькоатля, связанного с Солнцем, Тлалок был божеством, привязанным к земле.

 

...в отличие от Ушмаля, который всегда оставался относительно чистым центром культуры майя, Чичен-Ица захвачена была тольтеками, пришельцами с запада. Они принесли сюда военную организованность, но также и пристрастие к человеческим жертвоприношениям. Это подтверждается рельефными изображениями орлов и ягуаров, поедающих сердца, а также множеством черепов на стенах. Глядя на все это, трудно было испытывать какую-то симпатию к захватчикам, а тем более утверждать, что их вождь - бог и просто мудрый, почитаемый человек. Но предания утверждали, что и здесь богом был Кецалькоатль.

 

...теперь уже установлено, что... она [пирамида Кукулкана в Чичен-Ице] имела космогоническое значение. Не случайно там с каждой стороны по 91 ступеньке и еще одна - наверху, у входа в храм. Все вместе они символизируют 365 дней года. Также не случайна ориентация пирамиды по четырем сторонам света.

 

...юкатанские майя проводили новогодние празднества каждый год по-иному. 20 дней, составлявших их месяц, были разбиты на 4 "пятерки". Название первой группы-"пятерки"... определяло "божественную букву" года и главного бога, с которым был связан этот год.

"Среди множества богов, которым поклоняются эти люди, можно назвать четырех, которых они называют "Бакабы". Это, как говорят индейцы, четыре брата, которых главный бог, сотворив Землю, поставил в четыре ее угла, чтобы они поддерживали небо. Рассказывают также, что Бакабы уцелели, когда мир был уничтожен потопом. У каждого из этих божеств были и иные имена, означавшие стороны света, куда были поставлены эти четверо, а каждой из этих сторон света, куда были поставлены эти четверо, а каждой из сторон света были присвоены божественные буквы (символы), и с их помощью можно было узнавать обо всех счастливых и несчастливых событиях в году, который "принадлежал" каждому из них, а по первой букве (символу) можно было узнать все остальное" (Диего де Ланда).

 

Дважды в году, в дни равноденствия, благодаря игре солнечного света, происходит вещь, которая непосвященным может показаться чудом: по этим дням на балюстрады [пирамиды в Чичен-Ице] падают тени, принимающие форму скользящих змей... Но храм не принадлежал безраздельно только божеству-змее. Как и в Теотиуакане, пирамида Кецалькоатля изнутри украшена изображениями двух главных богов и, очевидно, не раз перестраивалась. При археологических раскопках в пирамиде была обнаружена внутренняя лестница, которая вела наверх, в особую палату, где находился искусно выполненный трон в виде красного ягуара с пятнами из зеленого нефрита.

Rem: интересно, а где геометрически по отношению к пирамиде находится эта палата ?..

 

Есть в Чичен-Ице и еще одно интересное здание, именуемое "Каракол" (что по-испански значит "улитка"). Внутри этого здания, круглого в поперечном сечении, есть винтовая лестница, ведущая в верхнее помещение (отсюда и название здания). Эта комната с маленькими окошками, как считают исследователи, играла роль обсерватории для наблюдения за планетами, особенно за Венерой.

Подобно тому, как иудеи практикуют обрезание, а христиане крещение, у древних майя, по крайней мере у знати, был обряд "уплощения головы". Так как это был очень болезненный процесс, который мог даже закончиться гибелью ребенка, то этот обряд не мог (как сегодня полагают некоторые специалисты) совершаться "просто ради моды"... Здесь можно предположить только религиозные мотивы.

 

"У мексиканских индейцев был такой счет времени: самый длинный период в 104 года они называли "веком", а половину его (52 года) - "связкой". Такое летоисчисление существует у них с незапамятных времен, и индейцы верят, что конец света наступит, когда окончится один из таких полувеков-"связок". У них есть поверье, что движение небесных тел тогда прекратится. А по движению плеяд они определяют ночь празднования, которое называют "Тохиу молпили", потому что в такую ночь Плеяды в Мексике в полночь находятся в середине неба. ...когда видят, что Плеяды прошли зенит, то понимают, что движение небесных тел не прекратилось, а значит, конец мира не наступил, и не наступит еще 52 года" (Саагун).

 

...у индейцев была сложная, видимо, основанная на астрономических познаниях, система счета времени. Критическим они считали момент, когда Плеяды вновь пересекают южный меридиан в полночь.

 

Главным из богов майя был Замна, которому, по преданию, они и обязаны своей мудростью. Очевидно, он и был прототипом Кецалькоатля (и Кукулкана), а некогда, видимо, ему была посвящена церемония "нового огня". Ланда считает, что Замна был подобен египетскому богу Озирису. Похоже, что как Озирис для Египта был связан с Орионом, так и Замна, а также его позднейшее воплощение (Кецалькоатль-Кукулкан) были для майя каким-то образом связаны с Плеядами.

 

[древний город Лубаантун (на языке майя - "место, где разбросаны камни") на реке Рио-Гранде]: "Там были сооружены каменные ступенчатые пирамиды с каменными лестницами с одной стороны. Первым зданием, очищенным археологами, была пирамида длиной в 90 футов, шириной у основания 75 футов и высотой 30 футов... Сооружена она была из песчаника и известняка, и камни не были скреплены никакими специальными веществами... От других городов майя этот город отличался тем, что здесь нет казенных дворцов или храмов, основанием которым служили бы пирамиды, как нет и каменных скульптур и огромных каменных монолитов, на которых написано, когда они здесь появились. Майя в Центральной Америке и на Юкатане делали это с интервалами в 20, а позднее - в 5 лет" (Ганн).

 

...этот череп был изготовлен из горного хрусталя так умело, что даже челюсти двигались. Однако никто еще не дал удовлетворительного объяснения, каким образом был сделан этот предмет в эпоху, когда еще не знали железных инструментов. А с использованием тогдашних средств, по подсчетам специалистов, потребовалось бы около 150 лет. Но череп существует, и он явно был изготовлен во времена города Лубантуна, более древнего поселения, чем все города майя.

"Ему не менее 3600 лет, и, по преданию, верховный жрец пользовался этим черепом для мистических ритуалов. Говорят, что когда он желал кому-то смерти, используя магическую силу черепа, то смерть всегда наступала" (Мичел-Хеджес).

В Антропологическом музее в Мехико я видел символ солнца в форме черепа [из Теотиуакана], окруженного диском с расходящимися от него лучами. Череп это изображен с высунутым языком...

 

"Руины города Чак-Мул находятся на полуострове, отделяющем Сан-Эспириту от Ассенсьонского залива... Архитектура там такая же, как в других поселениях Восточного побережья - здания, основанием которых служат пирамиды. Там, в небольшом храме мы нашли статую Чак-Мула, странную человеческую фигуру 8 футов в длину, полулежащую, опираясь на локти, согнув ноги в коленях, повернув голову вправо. Мы случайно нашли эту статую, погребенную под грудой грязи и мусора. Кроме того, мы нашли там бусы из зеленого камня, серьгу, остатки костей тапира и керамическую "зажигалку" для курильниц. Это особенно важная находка, так как эти статуи Чак-Мулов тольтекского происхождения встречаются лишь в одном городе майя - в Чичен-Ице, где культурное влияние тольтеков было очень сильным после того, как они завоевали этот край. Город мы назвали "Чак-Мул", по имени этого божка" (Ганн).

Rem: постройка "домов" на вершинах пирамид - использование пирамидной энергии на месте... Великая пирамида же - для транспортировки этой энергии за пределы Земли...

 

...зачем тольтекам (или кому бы то ни было) понадобилась огромная статуя в отдаленном поселении на побережье, если они могли довольствоваться скульптурами примерно в человеческий рост у себя в Чичен-Ице? Не основательнее ли предположить, что эта статуя Чак-Мула была оригиналом, а те, в Чичен-Ице - копиями?

 

Сейчас археологи не сомневаются, что Паленке основали майя, жившие в этих краях в классическую эпоху (VII-IX века). Но есть и другие люди, которые считают, что строительство пирамид было принесено в Америку извне, и даже если их строили действительно аборигены, то проекты, а возможно, и технология, исходил от каких-то пришельцев.

Отец Ордоньес, который первым писал о Паленке, полагал, что этот город основали в древности пришельцы из-за Атлантического океана, а их вождем был некий Вотан, чьей эмблемой была змея. В одной из древних книг майя (впоследствии сожженной епископом де ла Вегой) Ордоньес вычитал, будто Вотан и его народ прибыли из страны "Чивим". По пути они останавливались в "Жилище тринадцати" (вероятно, Канары) и на каком-то большом острове (возможно, на Кубе). Они доплыли вдоль побережья Мексики до реки Усумасинты и добрались до Паленке. Говорят, что Вотан и его люди носили длинные одежды и охотно делились своими знаниями с туземцами, которые, судя по всему, приняли чужаков дружелюбно и отдавали им дочерей в жены. Говорят, что Вотан написал книгу, найденную епископом, а также совершил 4 путешествия в родной "Чивим", который Ордоньес считает городом Триполи. Во время одного из этих путешествий Вотан будто бы посетил город, где строили храм, который должен был достать до неба. Епископ Нуньес считает, что имелся в виду Вавилон.

 

...рассказы о том, что Вотан имел какое-то отношение к нефриту, вызвали некоторый интерес, когда была открыта усыпальница Пакаля, где нашли нефритовую маску. Кроме того, глядя на рельефные изображения Пакаля и его сына, с их восточными носами и толстыми губами, можно понять, почему Ордоньес считал, что эта династия произошла из Африки. Вдобавок, Пакаль был слишком высок по сравнению со средними индейцами майя, и то же самое можно сказать о человеке, чей скелет нашли в недавно открытой гробнице. (Местонахождение этого захоронения было установлено в 1993 году. Кости этого высокого человека были сломаны, так что есть основания подозревать насильственную смерть.)

 

...как сообщает Барри Фелл, хотя на побережье Бразилии были найдены римские амфоры, власти не позволили провести там полное исследование. Кроме того, на побережье в Беверли (Масачусетс) были найдены древнеримские монеты IV века н.э., но археологи настаивают, что эти монеты принадлежали неизвестному современному (видимо, очень рассеянному) коллекционеру. В 1972 году на побережье Гондураса нашли карфагенские амфоры. И снова не было дано разрешения провести исследование на месте; сочли, что это оскорбительно для памяти Колумба.

Профессор Фелл (признанный специалист в этой области) сообщает, что в ряде мест на территории Америки были найдены надписи на пунийском (карфагенском) языке. Он и его друзья из Эпиграфического общества нашли целый ряд надгробных памятников, склепов, подземных помещений, относящихся к бронзовому веку, которые, по их мнению, были построены европейскими мореплавателями. Были также обнаружены и надписи на языке кельтов, живших в доримские времена в Западной Европе...

 

...в 1976 году в Мексике была сделана важная находка. При раскопках одного из городов майя (Комалко) археологи обнаружили надписи на многих кирпичах, служивших строительным материалом. Хотя, как и следовало ожидать, большинство из них были сделаны на языке майя, две были составлены по-неопунийски (ливийский диалект). Одна представляла собой что-то вроде календаря с названиями месяцев, обозначенных первыми буквами, на другой под изображением человека стояли слова: "Ясва Хамин", то есть "Иисус, защити". Очевидно, обе надписи относятся к периоду от Рождества Христова до III века н.э...

Rem: если имели место столь тесные контакты, то почему же индейцы так и не узнали колеса !?. ерунда какая-то...

 

Помимо великих пирамид, одна из отличительных черт этого города [Теотиуакана] - широкая улица, которая тянется на 10 километров, до площади перед пирамидой Луны. По обе стороны ее - небольшие храмы и саркофаги знатных людей. Она получила название "Улицы усопших".

 

У многих племен Америки есть поверье, что Млечный Путь - дорога, по которой души умерших поднимаются в более высокие небесные сферы. Многие также верили, что на этом звездном "пути" есть "ворота" (в тех местах, где он проходит эклиптику - солнечную орбиту). Одни такие "ворота" лежат между Близнецами и Тельцом, рядом с Орионом; вторые же - на противоположной стороне эклиптики - между Скорпионом и Стрельцом.

Rem: Орион м.б. использован и неспроста в пирамидах Гизы и Теотиуакана... Здесь вполне может быть связь с очередными параметрами нашей планеты, а точнее - с параметрами ее орбиты...

 

Де Сантиллини и фон Дехенд также обратили внимание на никарагуанские и гондурасские мифы, где речь идет о "матушке-Скорпионе", что живет в конце Млечного Пути. Они отождествляют этот образ со "звездой духа" ("Антарес" - альфа Скорпиона). Эта яркая звезда находится в месте пересечения эклиптики и Млечного Пути у Южных ворот. Авторы также отмечают, что, может быть, у майя была богиня Скорпиона, как у египтян и вавилонян.

 

Скульптуры... некогда были созданы на острове Ла Вента, в районе реки Тонала, где земля заболоченная, а воздух очень влажный. Однако именно там в 1200-600 года до н.э. находилась столица ольмеков, в древности населявших Табаско; там же и древнейшие в Америке пирамиды. Точное время происхождения этой культуры неизвестно, но она существовала, по крайней мере, с 3000 года до н.э. Ольмекам приписывается целый ряд культурных достижений. Например, считается что именно они первыми стали выращивать маис, а также изобрели занменитую игру в мяч, столь распространенную в более поздние, "классические" времена среди народов Мексики. В древности ольмеки строили пирамиды из земляных "кирпичей", а потому эти сооружения плохо сохранились, но вот скульптуры они делали из базальта, и эти произведения сохранились довольно хорошо.

Rem: интересно, что здесь упоминается то же самое время, когда формируются и мощные цивлизации в Старом Свете !!! Эта дата близка к началу календаря майя !!! + Цивилизация ольмеков также как и египетская "возникает из ничего" на ровном месте !!!

 

У ольмеков, как и у других народов древности, было много скульптурных изображений бородачей, включая "танцоров" в Монте-Албан. Однако из данных генетики известно, что у чистокровных американских аборигенов обычно не было бород, а потому эти изображения вызывают у археологов некоторое недоумение. Пытались утверждать, что на этих изображениях - люди не с бородами, а с деформированными челюстями; но для беспристрастного наблюдателя ясно: основательно только одно объяснение - персонажи, изображенные на этих рельефах, не были американскими индейцами.

Rem: на рисунке - действительно, это мало похоже на бороду, а больше - на деформированную, вытянутую челюсть...

Rem: а м.б. здесь есть смысл вспомнить о "бородке" египетских фараонов, которые зачем-то им пристегивались и олицетворяли их "божественность"...

 

Эти [ольмекские] головы [из которых нашли пока 18 штук] сделаны из больших кусков базальта и достигают 10 футов в высоту и столько же в ширину. ...у этих лиц с плоскими носами и толстыми губами очень африканский вид...

 

Вокруг здания "Каракол" в Чичен-Ице есть стрелки-указатели, показывающие как в сторону звезд, так и расположенных внизу дворов для игры в мяч. Так как сейчас установлено, что это здание играло роль обсерватории по наблюдению за Венерой, предполагают, что эта ритуальная игра проводилась в соответствии с небесными явлениями.

 

Есть в Ла Венте и другие базальтовые скульптуры ольмекского периода, в том числе - несколько так называемых "алтарей", украшенных изобаржениями жрецов, сидящих в позе полулотоса... некоторые из этих фигур декорированы символикой, связанной с культурой гремучей змеи и ягуара, то есть оба культа имели немалое значение и в этот древний период. На одном из таких "алтарей" мы видели изображение жреца, который держит ребенка, словно благословляя его. Есть там изображения и других взрослых, с детьми на руках, прижавших их к себе, как будто защищая от какой-то опасности. Трудно сказать, в чем тут дело, но дети явно чувствовали себя в безопасности рядом со взрослыми, которые, кстати, тоже носили символику ягуара и гремучей змеи.

Как известно, ольмеки не замыкались на своем побережье, некоторые из них мигрировали на запад, на равнину Оахака. Там они построили замечательный город Монте Албан... Однако обращает на себя внимание трудолюбие и мастерство, с которым ольмеки возводили его: им сначала пришлось срыть вершину этой горы. Но то было лишь начало строительства комплекса пирамидальных храмов вокруг обширной центральной площади, на одном из концов которой стоит здание, где и были найдены рельефные изображения "танцоров".

Ольмеки, по-видимому, жили на плато Монте Албан с 800 по 300 год до н.э., а потом были вытеснены запотеками. Они построили свои пирамиды, часть из которых была соединена подземными ходами. Они также создали систему резервуаров для собирания дождевой воды, что имело особое значение для людей, живших на вершине горы. Из других достижений запотеков можно упомянуть вертикальный шест, найденный в храме, именуемом "здание в виде буквы Р".... оно было связано с астрономией: дважды в год, в мае и августе, когда Солнце достигает высшей точки, оно освещает плиту у основания шеста.

Надо учесть, что этот район расположен между Тропиком Рака и экватором. Значительная часть Мексики находится в субтропической зоне. Поэтому солнце здесь дважды достигает зенита, а не один раз, во время летнего солнцестояния.

Rem: а если попробовать датировать это с учетом "проскальзывания", исходя из того, что это могло бы быть широтой северного тропика в момент постройки...

 

Еще одна интересная постройка запотеков находится в районе центральной площади и имеет прозаическое название "здание в форме буквы J". Оно, кажется, единственной в городе - не четырехугольной формы и не ориентировано по сторонам света... В этом... здании есть серия пиктограмм, состоящих из дат и иероглифов. Они пока не переведены...

 

В классической "Пополь-Вух" ("Книге Совета") майя говорится, что первые люди, созданные богами, были несовершенны. Их создали из земли, и они вскоре потеряли свой облик, так как были размыты водой.

 

Следующая эпоха ("Солнце"), наступившая после падения Атлантиды, продолжалась около 4000 лет и была золотым веком. Согласно преданию, тогда правил бог ветра Ээкатль, ипостась Кецалькоатля, символом которого была "птица Кецаль". Вероятно, существовала связь между Илтаром-Самной и Кецалькоатлем-Кукулканом как богами цивилизаций. Но, увы, однажды, и этой эпохе пришел конец. Как это случилось, менее известно, но, по версии Кейсии, город, основанный Илтаром на Юкатане, был разрушен спустя какое-то время после гибели Посейдии. Возможно, эта катастрофа и имелась в виду в "Предании", где говориться, что во второй раз конец наступил от бури. Если учесть, что слово ураган происходит от карибского бога ветра, то ясно, что речь идет о ветрах ураганной силы... Вероятно,, в тот период (около 7000 года до н.э.) для Юкатана наступил (видимо, локальный) период бурь и наводнений. Сообщение "Предания", что будто бы человек, чтобы выжить, превратился в обезьяну, "цепляющуюся за ветки", возможно, отражает временный уход части людей в леса Чиапаса и Табаско, подальше от более открытой части полуострова Юкатан. Там, в лесных чащах, они могли найти относительное убежище от свирепых бурь.

Rem: больше "превращение в обезьяну" напоминает уход от элементов цивилизации и возвращение в первобытное состояние...

 

Третья эпоха, последовавшая за этим опустошением, тоже во многом загадочна. Продолжалась она, видимо, с 7000 до 3100 года до н.э. и непосредственно предшествовала той, во время которой зародилась культура майя.

Rem: возникновение цивилизаций по всей Земле одновременно, что зафиксировано даже местными календарями, ничтожно маловероятно без внешнего вмешательства...

 

Согласно археологическим данным, зерновые культуры в долине Теотиуакана начали выращивать около 7000 года до н.э. Так как это было накануне введения в земледельческую культуру маиса, сообщение "редания о Солнцах", что в то время люди больше ели не дикие плоды, а "цинкоакок" (что-то вроде "миндальной пасты"), могло быть реальным.

В ту эпоху был построен город Лубаантун (если верить Кейсии, в строительстве принимали участие переселенцы из Перу). Пусть эта идея и нетрадиционна, по крайней мере, она объясняет, почему Лубаантун не похож на другие города майя, а стены там сооружены из каменных блоков по технологии, принятой в Перу.

 

В третью эпоху правил бог огня; вероятно, с этим связано и то обстоятельство, что в Лубаантуне был обнаружен череп из горного хрусталя, который... скорее всего, играл роль "зажигательного стекла" и, возможно, считался символом самого бога Солнца.

Rem: ни чего себе "зажигалочка"...

 

Позднейшие ритуалы, связанные у майя и ацтеков с огнем, коренились, вероятно, в идее регенерации, так как огонь возвращает органические вещества к первоначальным элементам, высвобождая энергию света и тепла. Древние жители Центральной Америки, видимо, смотрели на огонь иначе, чем мы, считая его средством "возрождения Солнца". В конце определенных периодов, будь то год, 52 года или 144.000 дней, они считали необходимым провести определенный ритуал по "сожжению старого и введению нового". Таким образом, по вере майя, они давали пищу Солнцу, так как во время горения освобождалась тепловая энергия. Очевидно, эта идея зародилась в третью эпоху, эпоху огня.

 

С четвертой эпохи (примерно с 3100 года до н.э.) мы вступаем в более знаковые времена. Археологи считают, что примерно с этого времени (3200 год до н.э.) в этом регионе стали культивировать маис. С 3114 года до н.э. существует календарь майя, основанный на Длительном счете. Самое значительное событие этой эпохи, описанное в "Предании", - основание богом Кецалькоатлем легендарного города Тула (среди археологов было много споров о его местонахождении). Сейчас считается, что это имя относится к руинам сравнительно небольшой столицы тольтеков в Хидальго, построенной только в IX веке н.э.

 

Титула Кецалькоатль (Кукулкан) удостаивались верховные жрецы тольтеков и майя (подобно тому, как божествами считались египетские фараоны или как последователи Далай-ламы считают его живым воплощением Будды).

 

В "Предании о Солнцах" рассказано, что после того, как наступил конец третьей эпохи (около 3100 года до н.э.), те, кто уцелел, ушли с побережья Юкатана и Табаско на плато, и вождем их былКецалькоатль. Они основали поселение Тула (вероятно, Теотиуакан). К 100 году до н.э. население этого города достигло 200.000 человек, и он господствовал над всей южной частью Мексики. Примерно в 100 году н.э. там были сооружены огромные пирамиды Солнца и Луны, а также "Цитадель" с пирамидой Кецалькоатля. Город этот продолжал процветать примерно до 750 года н.э.

 

Ослабление пятнообразовательной деятельности Солнца и усиление прямой солнечной радиации привели к резкому падению рождаемости, а распространившаяся повсюду засуха стала причиной голода. Оставшиеся в живых, очевидно, поняв, что это не конец большого солнечного цикла, захоронили многие сакральные здания Теотиуакана, а остальное сожгли, чтобы образовавшаяся энергия вернулась к Солнцу.

Rem: а не было ли это неполным уничтожением следов при уходе богов...

 

На пепелище Теотиуакана взошло новое "Солнце" ацтеков, Науи Оллин пятой эпохи. Уцелевшие аборигены ушли от пришельцев на другую равнину с новым воздем, который тоже носил имя-титул Кецалькоатль, и начали там строить новый город. Этой, более маленькой, Туле из Хидальго суждено было стать тольтекской столицей. По легенде ацтеков и тольтеков, этот Кецалькоатль был высоким, белокожим, носил бороду и посвящен был в высшее духовное знание. Его правление впоследствии расценивали как золотой век. Однако из-за болезненной зависти брата и соправителя Тецкатлипоки, Кецалькоатлю пришлось покинуть страну вместе с друзьями и соратниками. Прежде чем отплыть на восток, он обещал вернуться, чтобы восстановить законный порядок и просвещение. Это пророчество страшило ацтекских правителей, узурпировавших власть в стране толттеков. Возможно, поэтому они продолжали его чтить и использовать древнюю святыню - Теотиуакан как некрополь. Они знали от тольтеков, что там у Кецалькоатля родина, что в этом городе было положено начало пятой эпохе ("Солнце"). Столица предыдущей эпохи, вернее, ее руины, продолжала оставаться местом паломничества индейцев до прихода испанцев.

Rem: вообще - сильное пересечение Америки с Египтом: правление богов - "золотой век", который заканчивается из-за раздора между братьями (при этом побеждает "плохой")...

 

К 600 году н.э. майя в Чиапасе уже строили города типа Паленке, создав собственный архитектурный стиль. Они сооружали храмы и усыпальницы выдающихся правителей, таких как Пакаль, хранили и приумножали знания, полученные от предшественников. Сами они, если верить испанцам, считали себя потомками тех, кто некогда явился из-за моря во главе с неким Вотаном, также белокожим, который, по преданию... не раз возвращался на родную землю. Люди, изображенные на стенах в Паленке, похожи на семитов, и, возможно, сам Вотан был либо египтянином, либо карфагенянином.

Rem: о приумножении знаний - это слишком... Ведь довольно хорошо известно, что "высшие" знания индейцев не улучшались, а наоборот - ухудшались, стираясь во времени...

 

Паленке, как и другие города майя, был оставлен около 800 года н.э. из-за тех же причин, что привели к демографическому упадку в западной Мексике. Майя ушли в горные районы, где чаще шли дожди, а Паленке и другие города после их ухода были постепенно поглощены джунглями.

Ren: ссылка на некую "засуху" вообще-то, строго говоря, надумана - археологических данных вроде бы нет... а общие климатические соображения также не предполагают таких резких скачков влажности то в одну сторону, то в другую (ведь там джунгли, что требует очень большой влажности)...

 

rem: Если столько раз стихия пыталась погубить цивилизацию, а она каждый раз возрождалась практически из нуля, приумножая и развивая знания, то почему же испанцы обнаружили довольно примитивное общество с практически полностью утерянными знаниями и навыками ?.. Это - явное противоречие...

 

Сама по себе связь культа Кецалькоатля с жертвоприношениями в Теотиуакане представляется загадочной. Ведь под этим именем было известно небесное божество, один из четырех сыновей первой божественной пары Ометеотль (в традиции майя - Хунабку); он правил небесным царством на западе, и цвет его был белым, что обычно означает чистоту, доброту и мудрость. Кроме того, его отождествляли с Венерой - белой и самой яркой из планет. В этой ипостаси он был чем-то вроде Феникса, птицы, возрождающейся из пепла. Согласно "анналам Куаутитлана", он принес себя в жертву в "Земле Черных и Красных" (вероятно, Ксиколанко и Акалан на границе земли майя), но его сожженное сердце возродилось и стало Венерой.

"И когда они достигли земли, которую искали, он (Кецалькоатль) стал горевать. В тот год, 1 год камыша (как гласит предание), они достигли берега океана, и он, поплакав, одел свой убор из перьев и свою драгоценную маску, а после этого сам себя предал огню. И говорят, после того, как он сжег себя, из пепла появилась вдруг прекрасная птица, которая поднялась в небо... И после того, как он обратился в пепел, сердце его стало птицей кецаль, и все видели, как эта птица взлетела высоко и, по словам старых людей. Превратилось в Венеру, и Кецалькоатль умер, а эта звезда засияла в небе. С тех пор его величали Владыкой Рассвета".

 

Возможно, и сам Пакаль совершил духовное преображение, установив для себя духовно единение "змеи" (личная воля) и "орла" (птица кецаль) и тем самым став Кецалькоатлем, величайшим из богов.

 

По мнению ведйщего майянолога Майкла Д’Ко, у повелителей майя имелось второе "я", именуемое "уай", имевшее вид того или иного животного (от ягуара до мыши), и правитель мог во сне общаться с этим вторым "я". Этот исследователь также полагает, что в городах майя были особые спальни, где правители могли общаться с такими духами.

 

Имя Кецалькоатль означает "пернатый змей". Причем этим именем-титулом называли различных, хоть и связанных между собой, божеств. Кецалькоатль, которого ожидали, был чем-то вроде нового воплощения некоего бессмертного божества, известного под этим же именем (как, например, существовали разные Будды, начиная с Гаутамы).

 

...ритуалы включали и протыкание пениса особым "копьем". С таким "копьем" в руке в Храме креста в Паленке изображен правитель Чан Балум. Такого рода ритуальные кровопускания, по-видимому, не были редкостью и на Юкатане, о чем свидетельствует Диего де Ланда в своем "Сообщении".

 

В Мехико гид говорил мне, что майя каждые 52 года уточняли свой календарь на 13 дней.

 

Майя, главным образом, интересовало не линейное развитие времен (прошлое - настоящее - будущее), но повторяющиеся временные циклы; ведь обращение Солнца, Луны, планет имеет цикличный характер. Длительные временные циклы, выраженные численно, и составляли основу их астрономических исследований.

Rem: в принципе, есть отдаленное пересечение с цикличностью времени в представлениях в Индии (только там эти циклы были намного продолжительнее)...

 

Астрологи 12 знаков Зодиака объединяют в четыре группы, по три в каждой, - представляющие огонь, воздух, воду и землю. Воздух и огонь считаются активными элементами, а вода и земля - пассивными.

 

"Дворы для игры в мяч" есть во всей Центральной Америке и даже в южных районах США. Правила ее точно не известны, но, возможно, они состояли в том, чтобы ударять рукой, согнутой в локте, по мячу, заставляя его пройти сквозь горизонтальное каменное кольцо, установленно на высоте. В позднейшие времена (если не всегда) игра заканчивалась ритуальным обезглавливанием некоторых игроков с целью жертвоприношения богу Солнца.

 

"Пакаль" означает "щит", и это был один из первых переведенных иероглифов. Полный же его титул - "Макин Пакал", то есть "Великий солнечный щит".

Насколько можно судить по этому захоронению, Пакаль был высоким, хорошо сложенным человеком лет 40, но, судя по надписям того периода, он прожил 80 лет и 158 дней. Его видимая "молодость" - еще одна загадка для археологов.

 

Началом Длительного счета майя считается 3114 год до н.э., так как астрономы и другие специалисты не признают "нулевого года". Но некоторые авторитеты считают, что между 1 годом до н.э. и 1 годом н.э. должен быть "нулевой", и тогда первый год Длительного счета превращается в 3113 год. Не все также согласны, следует ли считать начальным днем этого цикла 10 или 12 августа.

 

Исследования солнечного излучения показывают, что его характер меняется помесячно; кроме того, есть 4 вида излучения, циклически сменяющие друг друга. Последовательность видов солярного излучения во многом отвечает древним представлениям о четырех основных стихиях - огне, земле, воздухе и воде, которые каким-то образом влияют на состояние и характер людей в течение года в соответствии с 12 знаками Зодиака, известными астрологам.

Период суточного вращения Солнца на экваторе составляет 26 земных суток. Земля же за 26 дней продвигается по своей годичной орбите примерно на 26о, а потому по отношению к ней период суточного обращения Солнца составляет как бы 28 дней.

Rem: Довольно странное совпадение с периодом обращения Луны !!!

 

Хотя 260-дневный календарь имел особое значение для майя, в частности, в смысле предсказания событий и рассмотрения значений, - однако он слабо представлен в их надписях, в том числе относящихся к Длительному счету майя. Гораздо чаще упоминаются бактуны, катуны, туны, уиналы и кины.

Rem: написание чисел от 0 до 19 идет снизу вверх... Так можно трактовать, хотя не исключен и другой вариант...

Rem: почему-то для обозначения одного и того же месяца в 260-дневном календаре использовалось несколько знаков... О причинах этого вопрос даже никто и не ставил... В общей сложности 37 знаков для обозначения 20 месяцев !!!

 

... "домом маиса" называли место, куда попадали женщины, погибшие при родах. "Рай" этот находился на Западе... В мифологии майя были известны четыре "рая". Кроме западного "Синкалко" был еще восточный Тонатиуакан (Тонатиучан), "Дом Солнца", и его божества Тонатиу (туда попадали души погибших в бою и принесенных в жертву)... Известно также, что в мифологии майя существовал "рай" для младенцев, умерших при рождении... В этом "раю" росло "Млечное древо" с 400.000 сосков. Сюда попадали души умерших младенцев, чтобы напитавшись от Древа, получить силы для нового рождения.

 

...[еще] два "рая" - Тлалокан, первый из них, находился на Юге и был резиденцией бога дождя Тлалока. Там он, как считалось, живет с женой Чалчиуитлике (Калкиутлике), богиней воды. последний "рай", Омейокан, служил домом четы Ометеотль (прародителей богов).

Rem: интересен сам факт существования нескольких "раев" на пример затомисов Даниила Андреева...