Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун

"Тайны богов и религий" (конспект)

часть 2

В Ведах боги многофункциональны (если можно так выразиться) - они одновременно отвечают за многие стихии. Ученые говорят, что ведические боги имеют синкретический характер (от греческого - соединение, объединение).

У индусов старшинство богов весьма своеобразное: верховным богом объявляется тот, к которому в данный момент обращаются. Тем не менее стабильно верховным богом считается бог Варуна (слово "вар" означает окружать, покрывать). Это судья и законохранитель, который установил весь миропорядок. Он разделил небо и землю и "обозревает мир тысячью глаз". Варуна судит людей и насылает на них возмездие за грехи. Другим верховным богом является Митра, что означает друг, договор, согласие. Он выступает в паре с Варуной, только он олицетворяет солнце и день, тогда как Варуна в большей степени ночной бог. Бога неба Дьяуса называют отцом. Богиня земли Адити олицетворяет вечность и бесконечность. Детьми Адити являются Индра, Митра, Варуна и еще четыре бога.

 

Своеобразие древних богов выражает бог Сома. Он и дождь, и божественный напиток, который готовят из стеблей растения. Этот напиток в смеси с молоком возбуждал и опьянял. Слово "Сома" означает на санскрите "луна".

Бог Вишну, который впоследствии считался одним из самых могущественных, в Ведах упоминается как рядовой бог, которых очень много.

 

В ведические времена храмов не строили - религиозные обряды (поклонение огню и жертвоприношения) совершали прямо под открытым небом. Жертва защищала человека всю его жизнь. Для богов устраивали веселый пир. Богов принимали как самых дорогих гостей, кормили их вкусно и обильно, стараясь угодить им во всем. В их честь исполняли хвалебные гимны, танцы. Обильно воскуряли благовония, что характерно для индийских культов.

В ведический период религиозные культы были близки к магии и колдовству. Брахманы (жрецы) предсказывали, занимались "приворотом" и "отворотом". Они занимались лечением и для этого широко использовали травы, амулеты, камни.

Кормили богов вегетарианской пищей. Только в особых случаях в жертву им приносили животных. Чаще всего пищу богов составляли аналоги современных лепешек, блинов, клецок из пшеничной или рисовой муки. Поили богов молоком и напитком Сомы, который, как полагают специалисты, обладал наркотическим действием.

Жертвоприношениями праздновали наступление каждого времени года. Основной жертвой при этом был козел. Мясо приведенного в жертву козла предлагали в пищу богам и делили между людьми. Когда приготовляли напиток Сому, то закалывали сразу одиннадцать козлов.

Rem: Почему именно козлов ??? Какой-то странный выбор...

 

Иногда в жертвоприношениях участвовал весь народ. Они устраивались по специальному указу царя. К этому жертвоприношению готовились весь год. При этом приносили в жертву коня. Такое жертвоприношение называлось асмаведа.

Rem: Нужно подтверждение из других источников столь странных жертвоприношений...

Rem: В Индии явная мешанина от разных эпох - особенно, Тельца и Овна...

 

В эпоху брахмаизма появляется новый бог, творец Вселенной - Брахма. Такого бога в Ведах нет. Там есть брахман, некоторое начало всего, первопричина. Но в Ведах это скорее философский термин, нежели бог с именем. В эпоху брахманизма он превратился в главного бога. Понятие брахман в Ведах носило безличностное начало. В эпоху брахманизма возникло понятие личностного начала - атман, что означает "я".

Загробный мир находится под землей. Каждый умерший отправляется туда через широкую реку на корове. Там правит бог мертвых Яма. Человек в загробном мире получает новое тело, которое не подвержено ни болезням, ни уродствам, ни физическим страданиям. ... в загробном мире много коров, молока, масла и меда.

 

У ариев ведического периода отношение к смерти отрицательное. Они не стремятся оборвать бесконечную цепь страданий, а молитвами стараются отвести смерть от своего дома. Согласно Ведам в потустороннем мире нет никакого ада, хотя сказано, что тех, кто не почитает при жизни жрецов-брахманов, ждет после смерти кровавый поток.

 

В Ведах вы не найдете учение о душе, которая существует отдельно от тела. Оно появилось позже, в эпоху брахманизма.

Почти все индийские религиозно-философские учения содержат в себе идею переселения душ, идею перерождения. Слово сансара (перерождение) означает блуждание, переход, круговорот. Суть теории перерождений, суть сансары состоит в следующем. Со смертью человека его душа не умирает. Она переселяется в новое существо или даже в материальное тело. Таким существом может быть как человек, так и животное. Материальным телом, в которое переселяется душа умершего человека, может быть любой объект. Переселение душ происходит не произвольно, а по строгим законам. Главным из них является закон кармы. Слово карма означает деяние, поступок. С некоторой натяжкой можно сказать, что карма - это судьба человека. Она определена для каждого заранее, "дана свыше", но обладая свободной волей, человек может делать свою карму лучше или хуже, "утяжелять" или "облегчать" ее. Человек этого достигает своими поступками.

Rem: Прослеживается достаточно четкая линия - все, что появляется позже Вед, обладает определенными противоречиями... Если в Ведах нет переселения душ, а есть загробный мир, то реинкарнация (с ее многочисленными противоречиями) не состыкуется даже и с культом предков (который также имеет древнейшее происхождение)... Здесь же указание на еще одно противоречие: судьба определяется заранее, но ее можно изменить...

 

Завоеватели [Индии] арийцы (что значит "благородные") стали называть себя индусами (что значит "смуглый", "синий").

Что же касается Закона Ману, то он был чем-то вроде Закона Моисея для евреев... Законами Ману, как и Талмудом, регламентировались все стороны как духовной, так и физической жизни.

В "Ведах" описан ранний период жизни арийцев на берегу Инда, до того, как они распространились на юг и восток страны. В это время еще не существовало каст и сословий.

Rem: датировка под вопросом, но мысль об отсутствии каст в Ведах интересна !!!

 

В ведический период индусы верили в множество богов. Но в последующем жрецы-брахманы выработали более глубокое мировоззрение. Бога они представляли себе как Вселенную, ее духовное начало - общую суть явлений природы.

 

...в Ригведе воспевается один Бог, которого называют "Господь созданий" или "Всесоздатель". В более позднее время Бог называется словом "Сам", "Я" или словом Брахман. Раньше слово Брахман служило заклинанием, которым, как полагали, можно было подчинить себе и богов. Но впоследствии этим словом стали называть субстанцию, которая пребывает в вечном покое. Это практически информационное поле Вселенной. Эта субстанция (поле) везде присутствует (вездесущий библейский Бог), от нее все исходит и к ней все возвращается. Эта субстанция-поле является первопричиной всего существующего. Она обеспечивает все происходящие превращения.

 

Отшельничество в период Будды и до него было очень развито в Индии. К отшельникам относились с глубоким сочувствием, давали им на пропитание, а также непритязательную одежду. Отшельников могли приглашать "на обед" знатные особы и даже цари. Более того, и сами цари на старости становились отшельниками - они оставляли свое царственное положение и на природе занимались созерцанием. Царевич Будда тоже покинул дворец и стал отшельником. Случай редкий, но для тогдашней Индии естественный.

 

...род [Будды] восходил к сыну законодателя Ману, автора "Законов Ману".

В 29 лет Будда был позван выполнить поставленную перед ним задачу. Так был позван Христос в свои 30 лет, Мухаммед в свои 42 года, так были позваны Моисей и Авраам.

Исследователи буддизма считают, что свое учение Будда совершенно не обосновал философски. ...он категорически отклонял чисто теоретические вопросы.

Rem: Собственно, также обстоит дело и с христианством...

 

...учение Будды вращается вокруг двух вопросов - страдания и спасения.

Вместо христианского, лаконичного "не убей" в Джамикасутте Суттанипаты [буддизм] сказано следующее: "Не должно убивать, ни заставлять убивать какое бы то ни было живое существо, ни одобрять, когда другие убивают; но нужно остерегаться причинять страдания существам, как тем, которые сильны, так и тем, которые дрожат в мире". Таким образом, по учению Будды, грешит не только тот, кто убивает сам, но и тот, кто приказывает совершить убийство. Виновны в грехе и те, кто присутствует при убийстве, а также тот, кто, хотя и косвенно, вызывают это убийство. Причем речь идет об убийстве любого живого существа, а не только человека.

Первая заповедь буддизма призывает пощадить живых существ... Вторая... для мирян гласит: "Ты не должен красть"... Буддизм предписывает человеку не только любить ближнего и делиться с ним всем, что имеется, но и охотно жертвовать своей жизнью, если это необходимо для спасения ближнего... Третья заповедь буддизма предписывает: "Ты не должен жить нецеломудренно"... Четвертая буддистская заповедь гласит: "Ты не должен лгать"... Пятая заповедь для мирянина гласит: "Ты не должен пить опьяняющих напитков".

Rem: Хотя в контексте 4-й заповеди подразумевается очень узкий смысл - не оболгать другого...

Rem: Таким образом, запрещается пить и напиток богов...

 

Монахам буддизм предписывает исполнение дополнительно еще пяти заповедей: не есть в неуказанное время, не принимать участия в пляске, пении, музыке и представлениях, не пользоваться венками, благовониями и украшениями, не спать на высокой или широкой кровати, не принимать золота и серебра. Первые три из этих дополнительных заповедей рекомендуется выполнять и мирянам.

"Всякое смирение тщетно, пока сохраняется самость, пока самость продолжает испытывать влечение к земным либо к небесным наслаждениям. Но тот, в ком погасла самость, свободен от вожделения; тот не будет желать ни земных, ни небесных наслаждений, и удовлетворение своих естественных потребностей не осквернит его. Пусть он ест и пьет в соответствии с потребностями тела" (Будда).

"Чувственный человек - это раб своих страстей, а ищущий наслаждений ничтожен и груб. Но удовлетворение естественных потребностей жизни не является злом. Сохранять тело в добром здравии - это обязанность. Потому что иначе мы не будем способны привести в порядок светильник мудрости, не сможем сохранять наш ум сильным и ясным" (Будда).

"Трудно контролировать ум, ибо он хитер, подвижен, неуловим, парит везде, где пожелает, но контроль над ним является благом; контролируемый ум является проводником счастья" (Будда).

"Все деяния живых созданий становятся плохими из-за десяти пороков; а если избегать десяти пороков, то они становятся хорошими. Существует три порока тела, четыре порока жизни и три порока ума. Порок тела - это убийство, воровство и прелюбодеяние; порок языка - это ложь, клевета, оскорбление и пустой разговор; порок ума - это жадность, ненависть и заблуждение. Я учу вас избегать десяти пороков: 1. Не убивайте, не имейте почтение к жизни. 2. Не крадите и не отнимайте чужого; но помогайте каждому быть хозяином плодов его труда. 3. Воздерживайтесь от нечистоты, ведите целомудренную жизнь. 4. Не лгите, но будьте правдивы. Говорите правду благоразумно, бесстрашно и с любящим сердцем. 5. Не выдумывайте ложных слухов и не повторяйте их. Не критикуйте, но обращайте внимание на хорошие стороны ближних, так чтобы вы могли с искренностью защищать их от врагов. 6. Не ругайтесь, но говорите скромно и с достоинством. 7. Не тратьте время на болтовню; или говорите, не отклоняясь то темы, или сохраняйте молчание. 8. Не домогайтесь чужого и не завидуйте, но радуйтесь удаче других людей. 9. Очищайте ваши сердца от злобы и не имейте ненависти, даже к своим врагам; но относитесь с добротой ко всем живым существам. 10. Освобождайте ваш ум от неведения и старайтесь узнать истину, особенно о том, о чем знать необходимо, чтобы вам не стать жертвой ни скептицизма, ни заблуждения" (Будда).

Rem: Практически 10 заповедей христианства... А ведь это - за тысячи километров от Моиесея…

 

"...дух мой освободился так же, как погас светильник" [Будда]... Фраза "как погас светильник" на языке пали звучит так: падипассева ниббана. Последнее слово ниббана в санскритской форме звучит нирвана. Это слово состоит из префикса нис (из), который переходит перед звучащими гласными в нир, и корня ва - "дуть", "веять", и суффикса "на". Таким образом, слово нирвана означает буквально "вывеяно", "выдуто", "погашено", "потушено".

 

Одна молитва [в буддизме] все-таки есть. Эта молитва или, как ее называют, святая молитвенная формула: "Ом мани надхе хум". В переводе это значит: "Да, ты драгоценность в лотосе! Аминь".

 

Религиозное учение кришнаизм основано на вере в бога Кришну и на законах, содержащихся в древнейшем индийском письменном памятнике - Ведах.

 

"Четыре Веды поощряют удовлетворение материальных желаний через поклонение полубогам. Например, желающие наслаждаться сексом поклоняются царю небес Индре, а те, кто хочет иметь хорошее потомство, должны почитать великих прародителей, Прадокапати. Кто ищет удачи, должен поклоняться богине Дурге, а тот, кто жаждет силы, должен почитать Агни, бога огня. Стремящийся к богатству должен почитать Весу, а тот, кто хочет, чтобы тело его было сильным, - Землю. В любом случае ведическая литература говорит о полубогах не как о продукте воображения, но как о наделенных властью исполнителях высшей воли, управляющих делами вселенной. Природа не действует сама по себе, за любым ее проявлением стоит личность. Например, Индра распределяет выпадение дождей, а Варуна ведает морской стихией. Однако следует заметить, что ни один из этих богов - а их насчитывается около тридцати трех миллионов - не равен Всевышнему, Бхагавану, Высшей Абсолютной Истине (ом тат сат)" (Сатсваруна доса Госвами).

 

Четки [кришнаитов] (джапа) похожи на христианские, они состоят из 108 бусин. Арифметика такова: на каждой бусине преданный один раз произносит мантру Харе Кришна; ежедневно он должен повторять по шестнадцать кругов мантры.

 

Китайцы признавали, что начало начал, источник всего земного находится там, на Небе... Небо для китайцев - это не то, что милосердный Бог - Любовь для христиан. Небо для них не было ни злым, ни добрым. Оно было каноном, законом, который надо было уважать неукоснительно, от которого зависела жизнь на Земле. О любви к Небу у китайцев было не принято говорить. Они просто признавали его началом начал, подчинялись ему, боялись нарушить его закон.

Китайское общество с древности (еще до появления Будды в Индии) основывалось не на жертвоприношениях, мистических представлениях о божествах и богах, не на религии в том смысле, как это понимают европейцы, а на этике, на правилах поведения каждого китайца в любой ситуации. На правилах, которые лучше назвать ритуалом. Все в обществе строилось по принципу рациональности, целесообразности, полезности. Собственно, традиционная китайская культура формировалась не религией как таковой, а этой формализованной, ритуальной этикой.

Обязанности жрецов во время культовых отправлений в честь Неба, важнейших божеств, духов и предков выполняли ученые (впоследствии конфуцианские ученые), они являлись привилегированным сословием в Китае.

 

В Китае постепенно из множества богов стал выделяться один - Шанди. Но он был особым богом. Он был не только верховным божеством, но и легендарным родоначальником китайцев, их предком - тотемом.

У китайцев Бог стал прародителем, он спустился на китайскую землю и осветил, обожествил прародительство. Поэтому у китайцев уважение к родителям, прародителям, предкам - это не просто одно из правил морали. Для них это не что иное, как отношение к Богу.

 

...именно этот культ предков и стал основой, каркасом религиозной системы Китая. Эпоху, о которой мы говорим, историки называют эпохой Шан-Инь, а существующую тогда цивилизацию Китая называют иньской. Это было примерно за две тысячи лет до Христа, когда начал писаться Ветхий Завет. ...что же касается правителей-ванов, то уже тогда считалось, что они являются земными наместниками Шанди, который... был прародителем китайцев. Таким образом, прародители китайцев и вообще их предки находились в ранге божеств, и общение с ними было постоянным, очень важным, если не главным элементом их существования.

 

...общение с предками во главе с Шанди осуществлялось путем гаданий. Этот обряд гадания сочетался с обрядом жертвоприношения.

 

Эпоха Шан-инь в 1027 году [до н.э. -???] закончилась. Но сама система не исчезла, она только несколько видоизменилась, и не в худшую сторону. Дело в том, что соседние народы объединились и разгромили Инь. На большой территории бассейна Хуанхэ установилась новая династия - Чжоу. Она заимствовала от прежней почти все - и культ бога-предка Шанди, и практику гадания, и другое. Но она внесла в общество и новое. У победителей было развито почитание Неба. В дальнейшем почитание Неба вытеснило почитание бога Шанди, и он перешел в разряд обожествленных предков. Правители стали считать своим предком не Шанди, а Небо.

 

В каждой деревне имелся алтарь в честь духа земли ("ше"). На нем приносили жертвы в надежде на лучший урожай.

 

Если у мусульман особенно на первом этапе духовная власть взяла на себя и все функции светской власти, то в Китае все происходило наоборот: светская власть (правитель с чиновниками-управителями) выполняла одновременно и функции духовной власти.

 

Лао-цзы жил и творил в VI веке до Р.Х. Это был особый период в истории человечества. Современником Лао-цзы был Конфуций. В год, когда Лао-цзы покинул Китай и направился на Запад (в Индию), родился Будда. В это же время Пифагор творил в греческих полисах Италии. Несколько раньше там, где сходились пути китайской, индийской и средиземноморской цивилизаций, творил великий Заратустра (Зороастра). В это же время проповедовали и пророки Ветхого завета Библии, а также пестовали тайное знание халдейские мудрецы. Несколько позже творили Сократ на западе и Мо-цзы на востоке. Последний проповедовал всеобщую любовь, которая вошла во все религии и истинные учения. Это был звездный час человечества, когда оно подверглось "пассионарному толчку" со стороны Мирового Разума (по Л.Н.Гумилеву).

Rem: М.б. за "пассионарностью" стоит кто-то вполне реальный ?..

 

Коран представляет собой единое произведение, единую книгу, которая дана людям через пророка Мухаммеда. Коран исповедует того же Бога, что и Ветхий, и Новый заветы. Мухаммед в Коране неоднократно повторяет, что Бог, пророком которого он является, есть Бог Авраама, тот Бог, пророками которого были Ной, Моисей, Иисус Христос.

Три части единого целого - Ветхий Завет, новый завет и Коран - стали истоками, родниками трех религий - иудаизма (Ветхий завет), христианства (Ветхий и Новый заветы), ислама (ветхий завет, Новый завет и Коран).

 

Народ Израиля берет свое начало от Авраама. Само название Израиль - это второе имя сына Авраама Иакова. Израиль означает "боровшийся с Богом". Иаков получил это новое имя после того, как во сне боролся с Богом. Именно потомки Иакова - Израиля попали в свое время в Египет и впоследствии были выведены из Египта Моисеем. Весь рассказ в Ветхом завете ведется именно об этих евреях.

 

Современная историческая наука показала, что развитие человеческого общества зависит не только от развития технологий (средств производства), но, главным образом, от происходящих время от времени импульсных воздействий извне, так называемых пассионарных толчков. Итальянское слово пассио означает страсть. Дело в том, что толчок извне на все общество происходит через отдельные личности - пассионарии. Ясно, что пассионарный толчок не является физическим. Он является информационным - поток информации приходит извне и отдельный человек, которого он пронизал, становится пассионарием, носителем этой страсти. Именно страсти, безудержной страсти. Человек больше не принадлежит себе, он действует в соответствии с этой информацией, с тем, что ему предписано, не щадя своей жизни (в прямом смысле).

Историк Л.Н.Гумилев так пишет о сути пассионариев: "Формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необходимого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, чисто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни. Тпакое, безусловно, редко встречающееся явление есть отклонение от видовой нормы поведения, потому что описанный импульс находится в оппозиции к инстинкту самосохранения и, следовательно, имеет обратный знак. Он может быть связан как с повышенными способностями (талант), так и со средними, и это показывает его самостоятельность среди прочих импульсов поведения, описанных в психологии. Этот признак до сих пор никогда и нигде не описывался и не анализировался. Однако именно он лежит в основе антиэгоистической этики, где интересы коллектива, пусть даже неверно понятые, превалируют над жаждой жизни и заботой о собственном потомстве. Особи, обладающие этим признаком, при благоприятном для себя условии совершают (и не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерции традиции и инициируют новые этносы".

Rem: Это не значит, что такие личности лишены инстинкта самосохранения - они его просто меряют, исходя из собственных критериев (они лишены общественно признанного поведения в рамках самосохранения)... И для них как раз поведение в рамках принятого обществом поведения противоречит их собственным критериям инстинкта самосохранения... Происходит не отказ от инстинкта, меняются лишь критерии оценки ситуации и собственного поведения, а также его последствий...

 

...человек, которому суждено быть пассионарием, является исполнителем воли извне, которая содержится в проходящей через него информации. Он выполняет порученное ему дело до конца, даже если это угрожает его собственной жизни. Никто и ничто остановить пассионария не может. Он жертвует своей жизнью не потому, что геройски преодолевает инстинкт сохранения жизни, а потому, что этого инстинкта он не чувствует. Пассионарий знает и чувствует одно - то, что ему поручено пассионарным толчком.

Rem: А вот и нет - именно его инстинкт самосохранения (психического) толкает его на подобные поступки, рискованные с общепринятой точки зрения; поскольку именно неосуществление задуманного (или привнесенного извне) для него самого является столь неприемлемым условием, что он просто не сможет дальше жить, не осуществляя этого... Именно пассивность и недеятельность его по осуществлению задуманного (или привнесенного) противоречит его собственному инстинкту самосохранения как личности...

 

[Авраам]... родился примерно в 2180 году до Р.Х. Он происходит по прямой линии от сына адама и Евы Сифа, который родился после гибели Авеля... От сына Авраама Измаила произошел народ - арабское племя измаильтяне, к которому принадлежал и пророк Мухаммед, через которого Бог ниспослал Коран. Мухаммед в Коране неоднократно заявляет, что его Бог - это Бог Авраама, единый, единственный Бог, которому подвластно все на земле и на небе.

 

[Принципиальные вопросы договора Авраама с Богом]: Первый - земля обетованная, обещанная евреям самим Господом при условии выполнения ими завета с Богом... Второй - обязательность обрезания по завету с Богом. Третий - запрещались смешанные браки.

 

Все три религии - иудаизм, христианство и ислам базируются на договоре (завете) Авраама с Господом. Это был старый (Ветхий) завет. Впоследствии этот завет был обновленю Так появился Новый завет. Еще через шесть столетий появился Коран - обновленный договор, завет с господом Богом.

Главным во всех заветах (договорах) было признание Единого Бога, который сотворил все, определил те законы, по которым все происходит на земле и во всей Вселенной. Признать существование единого на всю Вселенную Бога - значит признать законы, по которым создана Вселенная (и человек в том числе), и подчиняться этим законам.

Rem: Прямая узурпация единоличной власти; либо заполнение образовавшейся пустоты (освободившейся ниши)...

 

Моисей был вторым пассионарием большой силы. Ветхий завет немыслим без Моисея, как и без Авраама. Моисей превратил евреев-рабов в организованный народ, верующий в Единого Бога, бога Авраама.

Фараон не отпускал евреев из Египта. Но Моисей по воле Бога напустил на египтян десять казней. Перед последней Моисей приказал всем евреям для каждого семейства выбрать однолетнего ягненка, заколоть его, испечь и съесть с пресным хлебом и горькими травами, не ломая при этом костей. Евреи должны были кровью ягненка помазать косяки и перекладины у дверей. Это была ночь исхода евреев из Египта. Десятая казнь состояла в том, что в эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Дома, помеченные кровью (где жили евреи), он пощадил. Этот день избавления от беды, "прохождения мимо" и есть день Пасхи (это буквальный перевод слова "пасха").

Rem: Это в чистом виде приемы магии...

 

В третий месяц после исхода из Египта евреи оказались в Синайской пустыне напротив горы. Моисей поднимался на гору и общался с Богом. В один из таких приходов Моисея "сказал Господь Моисею: "Я приду к тебе в густом облаке, чтобы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил навсегда". И объявил Моисей слова народа господу". Слова о том, что все согласны выполнять все заповеди, которые даст им Бог.

"А гора Синай вся дымилась от того, что сошел на нее Господь в огне; и восходил дым от нее как дым печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный усиливался все более и более; говорил, а Бог отвечал ему голосом" (Ветхий завет).

"Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им: потому что Я господь, Бог твой, Бог ревнитель... Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно... Помни день субботний, чтобы освятить его... Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь твой дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай ни жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего" (Ветхий завет).

Rem: Полнейшее сочетание с буддизмом даже в том как трактуется требование не лгать (в узком смысле -не лжесвидетельствовать) !!!

 

Кроме этих заповедей Моисей принес от Бога своему народу и полный гражданско-уголовный кодекс, который регулировал отношения в обществе.

"Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, а ногу за ногу. Обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб" (Ветхий Завет).

"Ворожеи не оставляй в живых... Приносящий жертву богам, кроме одного господа, да будет истреблен" (Ветхий Завет).

"Три раза в году празднуй Мне. Праздник опресноков соблюдай (праздник Пасхи). Соблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеешь в поле, и праздник собирания плодов в исходе года, когда уберешь с поля работу твою" (Ветхий Завет).

"В первый месяц четырнадцатый день месяца к вечеру Пасха Господу. И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков господу. Семь дней ешьте опресноки. В первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не выполняйте и приносите огненные жертвы Господу семь дней; в седьмой день освященное собрание - никакой работы не выполняйте" (Ветхий Завет).

Rem: И все-таки огненные жертвы !!!

 

"Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, тушканчика, зайца, свиньи... А из птиц гнушайтесь сих: орла и грифа и морского орла, и коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, и страуса и совы и чайки и ястреба с породою его, и филина и рыболова и ибиса и лебедя и пеликана и сипа и цапли, зуя с породою его и удода и нетопыря... Всякое животное, пресмыкающееся по земле, мерзость для вас: не должно есть его" (Ветхий завет).

Rem: С чего бы это ???

 

"Каждый, кто будет злословить отца своего или мать свою, должен быть предан смерти: отца своего и мать свою он злословил, кровь его на нем. И тот, кто будет прелюбодействовать с женою замужнею, кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, должны быть преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка. И тот, кто ляжет с женой отца своего, открыл наготу отца своего: оба они должны быть преданы смерти, кровь их на них. И тот, кто ляжет с женою сына своего, оба они должны быть преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них. И тот, кто ляжет с мужчиною как с женщиною, оба они сделали мерзость: должны быть преданы смерти, кровь их на них. И тот, кто возьмет себе жену и мать ее: это разврат; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было разврата между вами. И тот, кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. И если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину; они должны быть преданы смерти, кровь их на них. И если кто ляжет с женою, страждущую очищением и откроет наготу ее, то он обнажил истечение ее и она открыла течение крови своей: оба они должны быть истреблены из среды народа своего" (Ветхий Завет).

Rem: Чуть что - сразу смерть !!! И именно смерть !!! Что это: селекция или специфическое жертвоприношение ???

 

"А мужчина или женщина, если будут между ними вызывающие мертвых или волхвующие, должны быть преданы смерти; палицами должно побить их, кровь их на них" (Ветхий Завет).

Rem: Пресечение любых попыток проникновения в потусторонний (духовный) мир...

 

"Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех этих заповедей, то обращу лицо Мое на вас и падете пред врагами вашими и будут господствовать над вами неприятели ваши и побежите, когда никто не гонится за вами. И наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет, так что вы принуждены будете собираться в города ваши, и нашлю на вас язву, и преданы будете в руки врага. И разорю высоты ваши, и разрушу столбы ваши, посвященные солнцу, и повергну трупы ваши на обломках идолов ваших и возгнушается душа моя вами. И сделаю города ваши пустынею и опустошу святилища ваши и не буду обонять приятного благоухания жертв ваших. И опустошу землю, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч и будет земля ваша пуста и города ваши будут разрушены" (Ветхий Завет).

Rem: вот это да !!! Это подразумевает, что Яхве не имеет отношения к солнечным богам, но и не может конкурировать с ними, а вынужден под них подстраиваться !!!

Rem: "Благоухание" жертв... Хорош же запашок паленого мяса!!! Хотя всех богов он как раз и привлекал... Это тоже показатель...

 

Хотя они [евреи] и видели и слышали, как Моисей на горе Синай общался с Богом, они потребовали от Аарона, чтобы он вылил тельца для поклонения.

Rem: Показательно отсутствие убедительности в наличии зримого подтверждения Яхве...

Rem: попытка поклоняться старому символу ушедшей эры Тельца (ведь шла уже эра Овна)...

 

"И было, когда входил Моисей в шатер, то спускался столб облачный и становился у входа в шатер, и Господь говорил с Моисеем" (Ветхий Завет).

 

У горы Синай евреи стояли станом целый год. За это время Моисей создал там переносной храм - скинию. Она была сделана из драгоценных камней, золота, серебра, меди, дорогих тканей, привязанных к столбам. Весь этот храм имел три отделения: двор, святилище и святая святых.

Во двор [скинии] народ входил для молитвы. Во дворе же находился жертвенник и медная умывальница. На жертвеннике приносили жертвы. Во второе отделение - святилище разрешалось входить только священникам. Здесь находился стол с двенадцатью хлебами, золотой семисвечник или светильник с семью лампадами и алтарь кадильный. Алтарь кадильный служил жертвенником. На нем священники воскуряли фимиам. В конце святилища имелась завеса. Она отделяла третье отделение - святая святых. Сюда мог входить только архиерей, то есть первосвященник. Это разрешалось делать только один раз в год. Здесь, в святая святых, стоял ковчег завета, завета с Господом Богом. Ковчег называли также кивотом. Это был сделанный из дерева ящик, обложенный внутри и снаружи золотом. Крышка ящика была золотой. На крышке возвышались два золотых херувима.

Завет Бога содержался в десяти заповедях, которые были начертаны на скрижалях. Их называют скрижалями завета. Здесь же находился жезл Аарона, чаша с манною, которою кормились в пустыне евреи, а впоследствии и священные книги. Ковчег был переносным. На двух его сторонах имелись по два кольца. В эти кольца вставляли позолоченные шесты, и так получались носилки. Алтарь кадильный также был изготовлен в виде носилок. Скиния была освящена священным миром.

 

Соломон просил Бога даровать ему разум, чтобы управлять народом.

Соломон начал строительство храма на горе Мориа, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака (когда ангел остановил его). Храм строили более семи лет. На работах было занято около ста восьмидесяти пяти тысяч работников. Храм по плану повторял скинию Моисея, только он был больше ее. Как и в скинии, в храме имелся притвор, святилище и святая святых... Храм имел размеры 31 метр в длину и 10,5 метра в ширину.

 

...Иеремия, второй из великих пророков Ветхого завета, был одним из самых образованных людей своего времени, глубоким и тонким политиком.

 

Вначале вавилонский царь подчинил себе царя Иудеи, но сам город Иерусалим и страну Иудею не разрушил. Но иудеи подняли восстание, чем обрекли себя на многолетнее вавилонское рабство. Иерусалим был разграблен, а храм Соломона разрушен и сожжен. Ковчег завета погиб. В 589 году до Р.Х. весь иудейский народ был отведен в плен. Оставлены были только самые беднейшие иудеи для того, чтобы они обрабатывали поля и виноградники.

Rem: И в это время в другом регионе (в Индии и Китае) появляются Будда и Лао-цзы, так как попытка у евреев практически провалилась...

 

Иезикиль происходил из вавилонских пленников. Божий дар пришел к нему внезапно. Он испытал откровение Божие, которое потрясло его, перевернуло все его существо и настроило душу на Господа Бога. Натура его была поэтическая: чрезвычайно нервная и экзальтированная. Во время своих видений, контакта с Богом, он порою впадал в транс и даже испытывал припадки, подобные эпилептическим.

Rem: Вообще, следует отметить, что практически все пророки и ясновидящие обладали весьма высокой степенью экзальтированности... Это может говорить определенным образом как о самих богах (с которыми могут общаться лишь такие личности), так и о сложности контакта с духовным миром...

 

Одним из наиболее выдающихся пророков, который предсказывал появление Спасителя еврейского народа, был Исайя... Исайя не только предсказывал появление Спасителя, но и готовил ему путь. Философия пророка очень близка учению Христа, хотя их разделяло более семи веков.

"Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих" (Исайя).

Rem: Здесь с Христом пересекается только адресат - нищие и страждущие, а речь идет совсем о другом...

 

Предсказания пришествия Спасителя, Христа содержатся и у пророка Захарии. Они настолько конкретны, что до сих пор удивляют своей достоверностью. Так, пророк описал вход Спасителя в Иерусалим на ослице, предательство его за тридцать сребренников (он даже предвидел, что эти деньги будут употреблены для покупки земли "у горшечника"), о затмении солнца во время распятия, о прободении ребра копьем стражника. Более того, пророк Захария предвидел будущее расселение учеников Мессии по различным странам.

Rem: Большая часть этих "предсказаний" просто могла быть использована при реализации действия...

 

Пророк... Даниил предсказал время пришествия Спасителя - через "семьдесят седьмин", то есть через четыреста девяносто лет. Так оно и произошло.

 

Пророк Малахия предсказывал не только скорое пришествие Спасителя, но и его предтечу, предшественника. Задача Предтечи - приготовить людей к принятию Спасителя. Как известно, Иоанн Креститель и был этим Предтечей. Он крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Собственно, после пророка Малахии у евреев не было пророков целых четыреста лет.

Rem: Кампания пророчества оказалась проваленной - народ их не очень-то принял... Все осталось, как было...

 

[После смерти Христа у его гроба Мария] обратилась назад и увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус.

Rem: Это "неузнавание" о чем-то говорит... Но о чем ???

 

Заповедь - "возлюби ближнего своего, как самого себя" содержалась в Ветхом завете, в законе Моисея. Но Христос придал ей более глубокий смысл, соединив любовь к ближнему с любовью к Богу. Но Он пошел намного дальше закона Моисея... По учению Христа, нужно любить даже врагов своих.

Rem: Зачем это расширение ?..

 

Имеется только один момент, который можно отнести к церкви, возникшей после Христа. Это таинство евхаристии. ...оно восходит еще к культу бога Митры. За тысячу лет до Христа жил и творил Зоротустра. Он создал учение - зороастризм. Высшим единым богом считался Митра - бог Света. Веровавшие в него имели обыкновение причащаться хлебом и вином. Они символизировали его тело и кровь. Так же и Христос употреблял ту же терминологию.

 

Кроме двенадцати апостолов у Христа были еще 70 учеников, которые были миссионерами. К несению своей нелегкой службы они были подготовлены Христом. Он не только дал им напутствия,.. но и научил их врачеванию и многому другому, что позволило бы им оказывать помощь людям в тех странах, где они пребывали. Эти неутомимые ученики практически всегда находились в пути. Их маршруты часто пролегали через весьма отдаленные страны.

Когда ученики Христа ушли из Галилеи, там христианство очень быстро потухло. Галилея, давшая миру Иисуса Христа, стала исповедовать прежний иудаизм и в последующие столетия стала его центром, страной Талмуда.

Rem: Значит, "выступление" Христа не было столь убедительным для очевидцев...

 

...автор Корана не собирался создавать новую религию. Он считал, что ему поручена миссия не только донести Священное писание до арабов. Подобно тому, как апостол Павел адаптировал идеологию учения Иисуса Христа к условиям верующих в языческих странах, так и Мухаммед должен был адаптировать Священное писание к условиям арабов Аравийского полуострова.

 

Мухаммед... ежегодно удалялся в пустынные ущелья Хира и проводил там по 30-40 дней, полностью занятый мыслью о том, что арабам нужна вера в единого Бога, в Бога Авраама. В один из таких периодов ежегодного отшельничества в месяц Рамадан 610 года, во время отдыха в пещере с ним произошло следующее: "Вдруг я почувствовал во сне, что кто-то приблизился ко мне и сказал: "Читай!" Я отвечал: "Нет!" Тогда тот сдавил меня так, что я думал, что умираю, и повторил: "Читай!" Я опять отказался, и опять явившийся сдавил меня, и я услышал снова: "Читай во имя Господа твоего, который созидает, созидает человека из кровяного сгустка. Читай: Господь твой. Он милосердный - дает знать через писчую трость, дает знать человеку то, чего он не знал". Когда я это прочел, явление отступило от меня, и я проснулся. И я почувствовал, что эти слова написаны в сердце моем" (Коран).

 

Сам же Мухаммед пророком себя не считал, а на основании увиденного им считал себя посланником Божиим, через которого единый Бог Авраама будет обращаться и к его народу, к арабам.

 

Второе видение посетило Мухаммеда при следующих обстоятельствах. Побыв дома несколько недель после первого видения (во сне), Мухаммед снова отправился в пустыню. Он находился в чрезвычайном душевном напряжении и чуть было не бросился с высокой скалы. Ужасная тоска давила его. Но вдруг наступило удивительное спокойствие души, полная уверенность. Домой Мухаммед вернулся в сильной лихорадке... В садовой беседке по его просьбе его завернули в плащ, и тут у него начался эпилептический припадок. При этом Мухаммед услышал следующее: "Ты, завернутый в плащ! Вставай! Проповедуй Господа твоего! Прославляй его! Одежды твои - очисти их! Нечистоты - избегай ея! Не будь добр из своекорыстия - и Господа твоего - крепко держись Его!".

 

Еще одно откровение Мухаммед в Коране описывает так: "Воистину то было небесное откровение. Он сам научил земляка вашего. Он сильный крепостью, Он могучий. Тогда встал Он, как был Он, на небе небес. Потом сходил Он ближе и ближе, пока не сошел на два выстрела из лука или еще ближе. И открыл Он слуге своему откровение, - не солгало сердце, что видел он. Или вы теперь спорите, что видел он? Уже видел он Его однажды нисходящим - у дерева в конце сада - там сад отдохновения - тогда дерево было покрыто листвою - не уклонялся в сторону, и не отвращался глаз его (то есть Мухаммеда) - воистину из чудес Господа своего величайшее увидел он".

 

Задача Мухаммеда состояла в том, чтобы донести Коран до своего народа, до арабов. Корана еще не существовало на земле, но он был у Всевышнего, Который сообщал его содержание Мухаммеду по частям. Само слово Коран означает "чтение". Его можно (и должно) понимать как откровение. В своих проповедях (сурах-главах) Мухаммед представляет Коран как существующую книгу на арабском языке, но существующего у Бога. Сам Мухаммед в Коране пишет об этом так: "Воистину Твой Бог Властитель, Милосердный. Эта книга воистину идет от Владыки Миров. Верный дух принес ее с неба. Он положил ее на сердце тебе, чтобы ты был посланником. Она изложена по-арабски, и слог ее чист. Книги священные и древние упоминают о ней".

 

Говоря о Коране, надо заметить, что он в настоящем его виде имеет очень своеобразную структуру. Это своего рода сборник отдельных проповедей. Они сгруппированы в сборник не в хронологическом порядке, а по принципу их объема: каждая последующая проповедь (сура, глава) меньше предыдущей. Поэтому в самый конец Корана попали некоторые самые короткие суры, которые были составлены (получен в откровении) в самом начале. Их трудно назвать проповедями. Это скорее короткие философские поэтические жемчужины.

Rem: Интересно, а в чем причина и смысл принципа уменьшения объема...

 

Свою миссию Мухаммед видел не в том, чтобы изобретать для арабов нового Бога (как многие думают и сейчас), а в том, чтобы открыть им того же единственного Бога, в которого верили как иудеи, так и христиане. Мухаммед был уверен, что он объединит последователей и Моисея, и Христа.

"Нет Бога, кроме Бога живого и вечного. Он послал тебе книгу (откровение), содержащую истину, чтобы подтвердить писания, бывшие прежде нее. Раньше ее Он ниспослал Пятикнижие и евангелие для руководства людей. Ныне послал Он просвещение" (Коран).

"Ислам есть религия Ноя, Авраама, Моисея и Иисуса" (Коран).

 

Во время ночной молитвы он [Мухаммед] видел несметную толпу джиннов. Они слушали его проповедь и поклонялись единому Богу.

 

За последующие десять лет (622-632) Мухаммед в создании новой религии прошел путь, на который христианству понадобилось три столетия (от взятия Иерусалима Титом в 70 году до смерти Константина Великого в 337 году). ... несомненно, одна из главных причин состояла в том, что мусульманство было проще христианства.

 

Января 624 года состоялась первая битва мусульман под предводительством Мухаммеда с мекканцами. Большой караван, который возвращался из Сирии в Мекку под предводительством Абу Софьяна, сопровождался военным отрядом в 950 человек с 300 верблюдами и 100 конями. У отряда Мухаммеда было примерно втрое меньше людей (314 человек), 70 верблюдов и два коня. Но мусульмане были крепки своим единством и духом. В оазисе Бедр состоялась битва, которая продолжалась всего несколько часов. Мусульмане победили и захватили богатую добычу: караван перевозил много ценного товара. Добычу разделили поровну между сражавшимися, за исключением пятой части, которая ушла в священную казну. Пророку достался один верблюд и один меч по выбору.

Rem: Это вообще простой грабеж в чистом виде...

Rem: Мухаммед дал то, чего не было в христианстве - возможность выплеска энергии агрессии вовне на "внешнего врага"...

 

Сама молитва в исламе принципиально отличается от христианской. Христос настаивал на смысле произносимых слов. Мусульмане с самого начала ввели молитву, которая по своей форме, по своему характеру напоминала заклинания. Структура молитвы состояла в следующем. В строго зафиксированной последовательности точные молитвенные формулы произносились строго определенное количество раз. При этом каждой из таких формул должно соответствовать определенное положение тела, а также четко установленные телодвижения. Полный набор (цикл) таких формул и положений называется кругом (ракатом). Полная молитва должна содержать не менее двух таких кругов. Каждый круг имеет определенную структуру. Прежде всего, в круг должно входить заявление о количестве всех кругов (ракатов), которые молящийся собирается произнести. Затем в состав молитвы входит первая и обычно 112-я суры Корана. Затем следуют отдельные строки из других сур. Молящийся периодически повторяет: "Бог велик" и совершает телодвижения, которые предусмотрены исламским культом. Когда молитва совершается многими молящимися в мечети, то все действия (молитва и телодвижения) совершаются синхронно. Руководит богослужением мулла. Омовение предшествует молитве. Но оно носит чисто ритуальный характер, напоминая магический акт: смачиваются кончики пальцев или же молящийся трет руки песком.

Rem: Это - чистейшей воды магический ритуал, смысл которого просто недоступен его участникам...

 

"Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свиное мясо и то, над чем при заколении призывался кто-либо другой, а не Бог" (Коран).

Rem: Сильно !!! Насчет "призыва других"...

 

"Вам разрешается в пищу животные из скота, кроме тех, о которых вам будет прочитано: не разрешается пойманное на охоте в то время, когда вы в запретной одежде. Вам запрещается в пищу... скотина удавленная, умершая от удара, убившаяся падением с высоты, забоданная рогом; та, которую заел хищный зверь, кроме той, которую очистите; приносимое в жертву идолу" (Коран).

Rem: То есть практически лишь то, что убил сам... При этом не просто убил, а пролил кровь !!!

 

"Хороших и тучных животных мы назначили для жертвенных ваших приношений Богу; за них вам будет добро. Произносите имя Божие над ними, когда они стоят стреноженные; когда они, упадши, перестанут дышать, тогда ешьте мясо их и накормите им бедного, просящего у вас, и нищего, не смеющего просить... Не мясо, не кровь их восходит к Богу; но восходит к нему ваше благочестие" (Коран).

Rem: Его интересует конкретная адресация души животного при убийстве и пролитии крови...

 

Мухаммед рассматривал Коран как арабский судебник... Он разработал гражданский кодекс, если так можно выразиться.

"Поистине, Он свыше ниспослал тебе это писание в подтверждение того, что ему предшествовало: прежде ниспослал Он закон Моисея и евангелие в руководство людям, а ныне этот Коран" (Коран).

"Господь послал к людям посланников-мужчин для проповеди, награды благочестивым, предупреждения нечестивцев о наказании и разъяснении людям того, что им нужно делать из мирских и религиозных дел. Посланники - глашатаи истины среди людей. Это лучшие представители человечества. Имена 25 из них упомянуты в Коране. Это - Адам, Идрис, Ной, Худ, Салих, Авраам, Лот, Исмаил, Исаак, Иаков, Иосиф, Аййюб, Шуэйб, Моиссей, Аарон, Зуль - Кифль, Давид, Соломон, Илия, Аль - Ясса, Иона, Захария, Иоанн Креститель, Иисус Христос и Мухаммед. Мусульманин должен верить в существование всех пророков без исключения" (брошюра "Мусульманин об исламе").

 

"И насадил Господь Бог сад в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого образовал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: "от всякого дерева в саду ты можешь есть, а от дерева познания добра и зла - не ешь от него; потому что в день, в который ты вкусишь от него, умрешь"" (Библия).

 

"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог... И сказал змей жене: "нет, не умрете, потому что знает Бог, что когда вкусите от них, то откроются глаза ваши, и вы будете, как Боги, знающие добро и зло"" (Библия).

Rem: А боги-то упоминаются во множественном числе !!!

 

...Лаплас заявлял, что созданная им картина мира не нуждается в такой гипотезе, как Бог...