М.Касперавичюс

"Мистическая анатомия"

(конспект)

Человеческое тело воспринимали как некую философскую криптограмму, в нем видели материализованную тайну божественного и космического бытия. В иранской религиозной иносказательности тело, как завеса, отделяет тварное от духовного, близкую по сути мысль можно обнаружить уже в раннехристианских источниках.

Памятники древнего искусства показывают богов в облике прекрасных мужчин и женщин. Хотя внешне они неотличимы от людей, их внутреннее строение было другим. Египтяне полагали, что кости их божеств состоят из серебра, а плоть - из золота.

Космос воображали божеством или подобным человеку живым организмом, который порождает Вселенную, Солнечную систему и Землю. В Древней Индии полагали, что из волос Космического Человека появились деревья и другие растения. Вышедшая из его сердца мысль породила Луну, а из спермы образовалась вода. В классическом Китае Солнце и Луна воспринимались как глаза и уши этого странного существа, а в дожде видели его кровь. Его желчный пузырь - это облака, легкие - эфир, печень - ветер, почки - дождь, селезенка - гром. Всем этим управляет сердце, или господин. В древнейшем памятнике индийской религиозно-философской литературы "Ригведе" боги из расчлененного тела первозданного гиганта Пуруши творят Вселенную. В ритуальном тексте "Шапатха-брахман" (священное слово, или молитва) тело Космического Человека отождествлено со светом. Отверстия этого организма электромагнетического свойства образуют пространства, кровь, слизь и семя - воду. Его тело - это земля, а дыхание - воздух. Не столь запутанно изображена Природа и ее возникновение в "Айтарея-араньяке" - ведийских текстах, предназначенных для отшельников, проживающих в лесу. Изо рта Космического Человека выходит речь, а из нее вспыхивает огонь. Из ноздрей появляется обоняние, и оно превращается в ветер. Из глаз приходит зрение, которое, в свою очередь, образует Солнце.

В облике человека древние видели нашу землю. В скандинавской мифологии тело великана Имира (Аургельмира) было превращено богами в землю. Его кости стали скалами, череп превратился в небо, кровь образовала море. Волосы трансформировались в деревья, мозг - в облака, а ресницы - в Мидгару, обиталище людей.

Авторство загадочной книги, найденной тианским магом Аполлонием (I в.), приписывается божественному Гермесу Трисмегисту (Трижды великому), соединившему в себе древнеегипетского бога мудрости Тота и основателя алхимии - греческого бога Гермеса. Так вот в ней было начертано, что "земля лежит посреди всего, опрокинувшись навзничь, и лежит, как человек, глядя на небо, поделенная на части, на какие делится человек".

Если Космос и земную природу воображали в облике человека, то и его без труда сравнивали с ними.

 

Мифы древних народов, Ветхий Завет и Коран сообщают, что первые люди были созданы из глины. В египетской мифологии их выточил на гончарном круге бог Хнум. Шумерские боги Энки и Нинмах также вылепили мужчину и женщину из глины, в которой были заключены зародыши людей. Вавилонский бог Мардук для этого использовал глину, замешенную на крови убитого им демона Кингу. По одному из древнегреческих мифов, титан Прометей сотворил людей из земли или из земли и воды. По Корану, липкая и вонючая "сущность глины" была применена Аллахом для создания прачеловека.

Ветхий Завет повествует о том, как Яхве образовал тело Адама из девственного "праха земного". Талмуд, сборник еврейских религиозно-философских и бытовых предписаний, сообщает, что земля для создания первого человека была собрана со всего света.

Иудейско-эллинский философ Филон Александрийский вслед за древнегреческим философом Платоном видел в человеке божественное произведение, или, по Платону, небесное растение. Его духовные корни Бог простер к небу и сделал человека единственным из всех существ на земле, голова которого направлена в небо. Все животные смотрят вниз, и только человек - вверх, чтобы "иметь небесную нетленную пищу".

Rem: Действительно "мать сыра земля" должна стыть по идее совершенно логичным естественным божеством, обеспечивающим человека питанием. Солнце дает тепло, лес - животных (мясо), земля - растительную пищу, море - рыбу... Явная тенденция к равномерному распределению потенциальных богов, которая нарушается исторической реальностью...

 

В манихействе - религии, возникшей в III веке в Ираке и обладающей некоторыми общими с христианством чертами, - человеческое тело - это такой же мир, как и "великий мир"...

В даосизме нагое человеческое тело ассоциировалось с природной естественностью, и китайские "знаменитости" - художники и литераторы, прогуливались и пиршествовали, раздевшись догола. В античном искусстве боги и герои часто показаны обнаженными. Лишенные одежд тела Адама и Евы свидетельствовали об их изначальной безгреховности, так как до грехопадения они были невинны и не знали, что такое стыд. Библейское повествование о том, как после вкушения запретного плода "сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их", в иносказательном плане представляет собой перемену первоначального светового или духовного состояния прародителей на физическую плоть, на заточение духа в тело.

 

Некоторые демоны древних религий имели облик человека. Шумерская Лилит, приняв вид красивой женщины, соблазняла мужчин. В свою очередь, демоны-псевдомужчины угрожали женской целомудренности. Ветхозаветный змей-соблазнитель на некоторых изображениях имеет две головы: женская смотрит на Адама, а мужская - на Еву.

Rem: Тема прелюбодеяния богов с людьми все-таки так и лезет в глаза. При этом доминирует активная роль за богами, а не за людьми !!!

 

Человеческое тело как относительно автономный организм было наделено положительной символикой и воспринималось мистическим двойником или аналогом Большого Космоса. Однако в Космосе существует свет и тьма, так и в теле наряду со светлыми сторонами есть мрачные. Они главным образом нашли мистико-символическое отражение в мертвом теле, в котором уже нет облагораживающей его души и где царствуют силы адской тьмы.

Rem: Достаточно сильный психологический аргумент (на уровне инстинкта самосохранения) для убеждения в том, что тьма (темные силы, т.е. противник "светлых" сил) - это плохо... Следовательно, идет закрепление на уровне глубинного инстинкта... В то же время у примитивных народов довольно часто встречается спокойное отношение к смерти...

 

...для умершего человека, которому, как сказано в шумерском "Эпосе о Гильгамеше", боги "смерть дали в удел"...

 

Как и нить, небо и землю, или мир мертвых и мир живых, связывала лестница. По ней сходит на землю Будда Шакьямуни. Мистическая лестница часто свисает с неба либо идет вдоль ствола Мирового дерева, столбов и гор.

Лестница, ведущая в подземное царство мертвых, нередко проходит через яму или колодец.

 

В древнеегипетских магических "Текстах пирамид" сообщается, что умерший фараон поднимается на небо по солнечному лучу или лестнице, подготовленной богами Ра и Хором. Небольшие копии такой лестницы были найдены археологами в захоронениях династического Египта.

Космическую лестницу, по которой "восходят и нисходят" ангелы, видел ветхозаветный Иаков, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака.

 

В Древнем Египте существовало убеждение, что подлинной значимостью обладает только "посмертная действительность", а время земной жизни людей воспринималось сном или известной индийским мыслителям иллюзией.

В изображении древних людей посмертная действительность выглядела мрачно. Герой месопотамского эпоса Гильгамеш не хочет "лечь на отдых во внутренности земли", где не увидит сияние Солнца. В надписи древнеегипетского жреца Небнетеру, составленной за много столетий до новой эры, есть печальная фраза: "...мимолетное мгновение, когда видишь Солнце, дороже, чем вечное существование в загробном мире". Покойник страдает от одиночества и молчания, и Одиссей в Аиде не может обнять свою мать. "Если бы я поведал тебе о подземном мире - тебе, сидящему в слезах, мне захотелось бы сесть рядом и плакать", - говорит Гильгамешу его умерший друг Энкиду.

Rem: А почему, собственно, такая традиция "мрачности"... Откуда она...

Rem: "Небнетеру" - насколько помнится - что-то связанное с богами или полубогами...

 

По древнеегипетским представлениям, среди девяти сущностей человека была его тень "Шу"… Потусторонняя тень сохраняет все характерные особенности породившего ее тела. То же самое происходит и с таинственным бессмертным двойником человека, который в Древнем Египте назывался Ка. Этот двойник, по одним толкованиям, находится в потустороннем мире и там встречает умершего, хотя его сердце - это также его Ка. Умерший в сопровождении своего Ка идет по инобытийному пространству, где реально существуют или как-то смоделированы все особенности земли и действуют привычные нашему миру неудобства и опасности. Как ни парадоксально, но одновременно мумия усопшего и его Ка находятся в гробнице усопшего, и там Ка принимает предназначенные покойному жертвоприношения. По другим источникам, Ка - это душа человека, родившаяся вместе с ним. Она имеет его облик и опекает его как при жизни, так и после смерти. Ка наделена самостоятельностью: она способна менять место своего пребывания, в частности, может войти в статуарное изображение своего хозяина. Попав в иной мир, Ка общается с богами и получает от них помощь. В розыске ранее умерших родственников умершему помогает богиня Нейт.

В Древнем Египте было подробно разработано учение о "мире трупа". Этот мир описан в заупокойных магических текстах и, судя по ним, соприкасается с "миром изображений", расположенных внутри гробницы. Шу или Ка каким-то образом видят эти изображения, они превращаются в реальные предметы и пищу, которой нематериальная тень и такой же двойник "питаются".Чтобы мертвые не голодали, заботились боги. Шумерский бог Уту или Шамаш, как некое "Солнце мертвых", ночью приносил им свет, питье и еду. Египтяне молились богу Осирису, чтобы он дал воду умершим.

В мистике смерти значительное место занимает желание общаться с покойником. Чтобы помочь ему преодолеть трудности загробного существования, составляли подробные указания, как следует действовать в посмертных областях. В Древнем Египте такие письменные советы размещали на внутренних стенах гробниц, то есть пирамид, и в саркофагах. Они составили главное содержание "Книги мертвых". Помещенные в ней заклинания, магические формулы и молитвы, а также инструкции, как следует отправлять похоронный ритуал, должны были помочь умершему или его Ка успешно достичь места, где произойдет психостазия - загробный суд через взвешивание, и быть оправданным на нем.

Rem: Акцент религии особенно на посмертном существовании может быть обусловлен смертностью самих начальных богов: при жизни они сами следили за подчинением людей данным ими распорядком; после смерти же нужно было сохранить наведенный порядок следующими поколениями (а ощутимого контроля уже не было) - это можно было сделать угрозой дальнейшей расплаты перед богами после смерти...

 

Процедура Последнего суда, или Суда Осириса, была подробно описана и изображена в 125 главе "Книги мертвых". Однако прежде чем пройти ее, умерший отвечал за свои земные дела на нескольких предварительных судах. Первый происходил в ладье бога Солнца или на острове огня. Второй проводился в чертоге Правосудия зала Двух правд и доме Осириса. Именно там умерший произносил знаменитую "негативную исповедь" перед 42 богами или демонами, сообщая им о совершенных проступках. Эти демонические "заседатели" имели устрашающие имена, как, например, Пожиратель теней [!!!], Тот, чьи глаза подобны кремню, Сокрушитель костей, Тот, чьи зубы сверкают, Тот, кто питается внутренностями, но среди них были и тот, чье сердце пребывает в трудах великих.

Каждый из них был знатоком одного конкретного недоброго деяния. Здесь уместно вспомнить, что, по христианским поверьям, душа умершего человека проходит 21 мытарство, что является наполовину уменьшенным числом древнеегипетских персонажей.

 

В третий, последний, раз умерший провозглашал о своей неповинности, удаляясь из чертога Правосудия, где, назвав себя, он получал разрешение пройти в зал Двух правд. Именно здесь под наблюдением Осириса, Исиды, Анубиса и Тота, а также нескольких других представителей древнеегипетского пантеона происходил Суд Осириса, иногда именуемый Исповедью невиновности, или Великим расчетом.

Rem: "Зал двух правд" - это сильно... В этом что-то есть... Некий намек на диалектику оценки одних и тех же поступков с двух точек зрения... В том числе с точки зрения присутствующих богов, которые по своему (!!!) оценивают поведение умершего...

 

Он [Суд Осириса] начинался психостазией - взвешиванием сердца или Ка человека на олицетворяющих самостоятельное божество весах Правды, которые даже беседовали с подсудимым. Это в действительности была некая "ритуальная игра в суд", потому что после взвешивания провозглашался заранее предусмотренный оправдательный приговор и умерший мистически сливался с Осирисом, после чего оказывался в Сехет иару (Поле камышей) - месте, где вечно пребывают блаженные.

Rem: откуда автор взял, что Суд Осириса всегда сопровождался оправдательным приговором - этого нигде в других источниках не упоминается...

 

Осуждающий приговор был принципиально невозможен. Умерший, даже если он провел на земле жизнь, насыщенную злодеяниями, признаться в них не мог. Египтяне не знали искупления грехов, и признание в них было равносильно парадоксальному загробному самоубийству, то есть смерти после смерти. При осуждении умершего был бы осужден сам бог Осирис, с сущностью которого сплавилась сущность подсудимого, что, конечно, было теологически совершенно немыслимо. Сидящая около весов Пожирательница лишь теоретически должна была уничтожить самость грешника, или она поглощала только греховную, темную часть сущности человека, когда вторая, светлая входила в свет Осириса.

Rem: Автор почему-то считает невозможным смерть после смерти, даже не рассматривая окончательную смерть души... Хотя даже разделение души на две части - уже представляет собой не что иное, как потерю самости личности, потерю ее индивидуальности...

Rem: Здесь также видна и потребительская сущность самого Осириса, который поглощает приемлемую для себя часть души (энергетики) умершего !!!

Rem: Интересна сама мысль египтян о том, что прощение невозможно... Она говорит о том, что боги жестко требовали подчинения правилам поведения людей, которые они установили при собственной жизни на Земле...

 

Большинство мистиков и верующих считали, что общение с покойным вполне осуществимо. В Древнем Египте умершим писали письма, в которых просили о помощи.

Rem: Вообще сама идея об акцентации религии на жизни после смерти оказывается весьма гениальной с точки зрения результативности... Помимо закрепления на уровне архетипов психики, они базируется на утверждениях, которые при жизни практически невозможно проверить (при неразвитой системе экстрасенсорных знаний). Сюда же ложится и два исторических факта: во-первых, приобщение к практике развития экстрасенсорных способностей только тех, кто является фанатичным приверженцем религиозной доктрины (ограниченность приобщения к таинствам и пронизанность практики сверхчувственного восприятия религиозными образами и правилами); во-вторых, попытка Междуречья практического проникновения и постижения духовного мира, его закономерностей, представляла собой ощутимую угрозу всей системе воздействия религии богов, которую было необходимо пресекать в самом зародыше (как и любые иные попытки "небожественного" подхода к такой практике - к "черной магии", объявляемой таковой только за альтернативность официальной).

 

Борода считалась вместилищем физических и духовных сил человека. В Древнем Египте она символизировала власть и достоинство. Каждый фараон носил бороду, собственную или приставную. Такую бороду имела даже царица Хатшепсут (1490-1468 до н.э.). Борода свидетельства об интеллектуальной зрелости человека и стала признаком умудренной старости.

В индуистской мистической символике волосы, подобно паутине или нитям пряжи, обозначают "силовые линии" Вселенной, пронизанной "волосами Шивы" - могущественного бога, из третьего глаза которого исторгается всепорождающий и всеуничтожающий огонь. Волосы "Нечесанного Шивы" (Джата-дхара) изменяют пространственно-временную структуру Космоса и являются символом самопроявления первичных созидающих и разрушающих сил Природы.

Сверкающий белыми одеждами Шива - это сам свет, пронизывающий тьму. Его волосы, сотканные из вечно существующей энергии, наделены столь проникающей силой, что в виде импульсов света достигают самые отдаленные уголки мироздания. Они вечны, по крайней мере в человеческом восприятии, и лучи, или мистические волосы Космоса, входят в сознание людей, даже если они были посланы давно погибшими галактиками.

О мистической значимости волос говорят многие мифы. Древневосточные и античные боги чаще всего наделены длинными волосами.

Густые волосы олицетворяли духовную исключительность и выражали нравственную и физическую силу.

Жрецы древнеегипетской богини Исиды, брамины и буддийские монахи брили себе головы. Этим они подчеркивали свое рабское подчинение божеству.

Богиня Исида, узнав о смерти Осириса, своего брата и супруга, от воли которого зависел урожай в Египте, срезала прядь своих волос. Это был не только знак печали, но также жертвоприношение небесным силам, чтобы урожай не уменьшился после гибели Осириса.

 

Широкое распространение в Египте получил культ Хора-мерти, что переводится как "Хор-глаза". Считали, что этот чудеснорожденный сын Исиды и Осириса питает "священный огонь, или разум человека". Небесному глазу бога Хора (удйат) поклонялись как самостоятельному божеству, которое гибнет и возрождается. В мифе о борьбе Хора со злым демоном Сетхом, принявшим облик черной свиньи, Хор потерял глаз. Сетх, прежде чем его проглотить, расчленил глаз на 64 части и этим нарушил извечный, установленный богами космический порядок. Обеспокоенные боги приказали Сетху глаз возвратить, или это сделал бог мудрости и магии Тот. Он срастил поврежденный глаз, но 1/64 его часть затерялась, вследствие этого на земле нет полного порядка и гармонии. В исцелении изувеченного глаза Хора принимала участие и богиня Хатор.

Глаз бога Ра, то есть Солнце, также был похищен и проглочен громадным змеем Апопом, или мировой тьмой. В Британском музее находится деревянная фигурка змеи с глазом в "руках". Глаз богу Ра вернул тот же Тот или Хор. В честь этого события в самый длинный день года справляли праздник "исцеления ока".

Согласно мифам, из глаз богов появился мир и люди. В предназначенных для индийских отшельников ведийских текстах из глаз космического Прачеловека "вышло зрение, из зрения Солнце". Японская солнечная богиня Аматорасу родилась из левого глаза некого бесполого существа, а бог Луны - из правого. В древнеегипетском "Большом гимне Амону" сказано, что "вышли люди из его глаз".

Глаза божества днем и ночью, как Солнце и Луна, смотрят на людей. В Древнем Египте рисовали громадный глаз, парящий над фигурой молящегося человека.

Божественный глаз защищал живого и умершего человека. В Древнем Египте в форме глаза делали охранительные амулеты, не допускающие демонов болезней к их владельцу. На суде Осириса бог Тот держит священный глаз Хора, который как бы наблюдает за взвешиванием сердца покойного. Глазообразные "амулеты смерти" или "амулеты сходства" располагали на теле мумии, что должно было способствовать сохранению мертвым зрения. Обладающие магической силой искусственные глаза вделывали в человекообразные саркофаги, их вставляли в заупокойные портреты и в статуи богов.

Если добрым глаза Бога помогали, то злых они карали. В Египте верили, что "Око Хора" казнит злоумышленников.

Духовное видение ветхозаветных пророков происходило тогда, когда у них открывался гипотетический "третий глаз", который все видит, когда два других спят.

Таким, почти неподвластным контролю разума, духовным зрением обладали великие религиозные мистики, иногда художники и поэты.

Широко была распространена вера в возможность использовать силу взгляда, чтобы нанести вред. В мифологии банту околдованное лицо, веря, что глаз колдуна проник в его тело, нередко погибает. На одном рисунке, сделанном на основе чукотского рассказа, изображен дух-убийца.

 

Rem: Есть куча свидетельств по примитивным племенам о вполне закономерном развитии самостоятельных знаний о духовно-нематериальном мире... Это знание: во-первых, совершенно не завязано однозначно на богов (максимум - на духов); а во-вторых, имеет сугубо практическое применение, которое так пагубно было трактовано в религиозных "божественных" системах.

 

По древнеегипетским понятиям, душа бога и человека имеет облик птицы с женской головой. Она называлась Ба и, в отличие от других элементов человеческого тела, существовала только после смерти человека и была наделена силой оживить его мумию. Ба могла покидать гробницу и подниматься на небо, но всегда возвращалась к своему телу. В "Книге мертвых" есть рисунки Ба, сидящей на дереве близ гробницы, иногда она пьет воду из пруда или спускается в гробницу. Если древнеегипетские боги могли иметь несколько таких душ (Ра имел их семь) и порой один бог считался Ба другого (Ра - это Ба Нуна, Сокар - Ба Осириса), а звезды - это Ба богов, то у человека существовала лишь одна Ба.

Rem: Может быть множественность Ба (астральных двойников, а не душ) у богов связана с их возможностями в магии, к созданию астральных двойников при магической работе.

 

Не менее богатой мистической иносказательностью была наделена многоголовость. Древнеиндийский бог Брахма имел четыре головы, которые символизировали дхарму - следование законам жизни, арта - приобретение умения завоевать себе достойное место в обществе, а также власть и богатство, кама - приобретение способности наслаждаться жизнью и, наконец, мокша - освобождение от уз повседневности или внутренний покой. На Востоке знали семиглавых дэвов - близких к божествам и почти как они могущественных демонов.

Олицетворяющий милосердие и сострадание бодисатва Авалокитешвара ("Смотрящий вниз") изображался с одиннадцатью головами. Многоголовыми были тантрические "Покровительствующие божества", которые выражали совершенное просветление или высшее состояние человеческой психики. В тибетской "Книге мертвых" умерший созерцает связанные с его сознанием мыслеформы, также имеющие вид многоголовых демонов.

Некоторые умершие в подземном царстве Осириса обезглавливались, что плохо согласуется с учением об обязательном оправдании на суде Осириса; не пытаясь распутать логические противоречия древнеегипетской религии, только отметим, что отданный "Пожирательнице" на уничтожение человек или его Ка также подлежали расчленению.

 

В Древнем Египте поклонялись богу Бесу, которого изображали горбатым карликом с короткими толстыми ногами и громадной головой. Вздутые щеки, выпученные глаза, большой рот с высунутым языком и оттопыренные уши создавали несколько комический образ добродушного демона, который охраняет дом, помогает при родах и имеет веселый нрав, потому что покровительствует танцам и музыке.

Горбатых карликов как лиц, наделенных магической силой, держали при дворце фараонов... В древнейших додинастических захоронениях Египта были найдены фигурки горбатых карликов мужского и женского пола.

В римской Антиохии сохранилась мозаика, где изображен горбатый карлик, который убегает от божественного глаза или от лучей солнечного бога Ра или сына Осириса, небесного бога Хора.

 

Древнеегипетская богиня неба Нут кормит своим молоком двух маленьких крокодилов. Они считались владыками воды и обеспечивали плодородие. Богиня Исида на фресках, рельефах и в скульптуре показана как кормящая мать. Она дает свою грудь сыну, богу Хору или фараону - магическому гаранту урожая на брегах Нила. Во время религиозной процессии в честь Исиды, направляющейся к морю, жрец нес золотую чашу в форме женской груди и из нее совершал излияние.

В Древнем Египте богиня неба Нут извечно рождает солнечный диск и столь же постоянно проглатывает его вечером. Так она была изображена на рельефе из Дендер (I в. до н.э.), где лучи вышедшего из вульвы солнца освещают город. Существовал иероглиф, изображающий этот диск во рту… Усеянное звездами небо - это живот древнеегипетской богини Нут.

 

В магических секретных трактатах человеческая кожа выражает идею возникновения и регенерации живого организма. В Древнем Египте новорожденному вручали амулет, составленный из шкур трех животных, прикрепленных к солнечному диску. Вероятно, они символизировали трехипостасного бога Хепри-Ра-Атума или Амона-Ра. Может быть, это был символ человеческой жизни, протекающей из прошлого через настоящее в будущее. Такой амулет мог указывать на тело, душу и дух человека. Обряд "прохождения сквозь шкуру" совершали жрецы и фараоны, чтобы символически омолодиться. На празднике Хеб-сед периодически обновлялись физические силы фараона, при этом правитель Египта несколько раз менял облачения. Он, как священная лягушка или змея, сбрасывал старую кожу и в восстановленном виде вступал в новую жизнь.

 

Змея ассоциировалась с духовным возрождением и воскресением. В древнеегипетском тексте она сама напоминает об этом: "Я змея Сата, я умираю и рождаюсь вновь".

По убеждению составителей средневековых бестиариев, обозначающая "ветхого человека" старая змея ползет к реке. Пролезая сквозь узкую расщелину в скале, она сбрасывает кожу и изливает свой яд. Тем самым змея стала весьма наглядным образом или простейшим символом человека, который в процессе суровых испытаний становится новой личностью.

Rem: Может быть одевание в кожу жертвы в Америке также несло на себе определенный символ возрождения (или сбрасывания старой кожи) и было связано с культом змеи ?..

 

Впадающая в зимнюю спячку или "умирающая" лягушка, которая весной оживает или "воскресает" и которая способна восстанавливать утраченные конечности, стала символом вечного воспроизводства жизни. Ее как символ бессмертия почитали копты и изображения лягушки, иногда с крестом в лапах, помещали на донышках своих светильников. Сказочная старуха снимает кожу и превращается в юную девушку.

Rem: Но этот образ не получил дальнейшего распространения и значения, как змея... Тем более, что впадение в спячку лягушек наблюдается только в достаточно северных (более холодных) районах...

 

Лишение кожи, как и снятие одежды, отнимает у человека его сакральную силу или сущность и ставит его в ряд всех остальных живых существ. Поэтому сдирание кожи было не только и не столько жестокой пыткой, но также пробой свести на нет сакральную исключительность казнимого.

Тем не менее ритуал сдирания кожи символизировал преображение и очищение через смерть. Человек, потерявший кожу полностью или частично, становится больше или меньше открытым для воздействия нематериального мира. Древнеегипетский владыка Востока "Сокол, плывущий в ладье", не имел кожи, но обладал столь мощной силой, что защищал путешественников и добытчиков полезных ископаемых минералов.

 

Нечто, названное словом "кровь", течет по телу древних богов, о мистической близости которых к потокам космической энергии постоянно указывают древневосточные и античные мифы. Но это кровь совершенно особенная. Гомер и "Илиаде" упомянул некий загадочный биологический или, скорее, парабиологический состав - лимфу, наполняющую кровеносные сосуды олимпийцев. Этот состав именовался "ихор", и, вероятно, при его потере боги умирали.

Из космической или божественной крови возникают первые люди. Мотив сотворения человека из крови погибшего бога содержится в вавилонском "Сказании об Атрахасисе". В "Энума элиш" наделенный чертами культурного героя бог Мардук убивает ужасного демона Кингу, в жилах которого вместо крови находился яд. Тем не менее Мардук смешал эту "кровь", или превратившийся в нее яд, с глиной и вылепил первых людей.

Почитаемый в далекой от христианской иудейской культуры Южной Америке бог Кецалькоатль, попав в царство мертвых, смолотые кости умерших окропил кровью из своего детородного органа, и люди вновь родились. Здесь можно вспомнить, что именно жертвенная кровь Христа, постоянно мистически воспроизводимая в таинстве причащения, спасает и как бы духовно заново рождает человека.

 

Одним из парадоксов мистики ладони стало восприятие ее как части человеческого тела, связанной с его сексуальными потребностями. Древнеегипетский бог с помощью собственной ладони вызывает истечение семени и оплодотворяет мир. В эпосе гватемальских индейцев киче "Пополь-Вух", названном "Библией Южной Америки", отрезанная голова Хун-Хун-Ахпу была помещена на дерево. Дочь повелителя мертвых Шкик разговаривает с ней и по совету головы протягивает к ней свою правую ладонь. После того как голова выронила "несколько капель слюны прямо в девичью ладонь", девица зачала двух сыновей.

 

Одним из трех отличительных признаков Будды стало пятно (урна). Историки религии считают, что магические отметки имели на лбу митраисты, которые по форме повторяли "анх" - древнеегипетский знак жизни в форме креста с петелькой наверху.

 

Ритмы активности мозга и Солнца совпадают. При повышении интенсивности космического излучения или невидимого нашему глазу свечения усиливается чувствительность мозга, который также начинает излучать известное мистикам всех времен свечение. Оно было особенно заметным при возбужденном психическом состоянии человека.

Биение мозга Заратустры (VII или VI тысячелетие до н.э., по другим данным - VI в. до н.э.) было настолько мощным, что его ощущали руки, положенные на голову мыслителя.

Rem: Большая разница в датировке !!! Хотя откуда 2-я дата ??? Она совсем не совпадает с другими данными. При этом, если верна первая дата, то это сильно !!! Так как уводит все смежные культуры в соответствующую древность...

 

Мочу использовали в магических действах. Настоятель Белого монастыря в Верхнем Египте Шенуте в послании какому-то землевладельцу обличает его в идолопоклонстве. По предписанию апы, моча язычника была налита в кувшин, как вино. Потом ее заставляли выпить всех идолопоклонников, а остаток вылили на порог их дома.

Rem: Это говорит лишь о том, что альтернативные религии известны с незапамятных времен...

 

Шумерская богиня Инана (аккадская Иштар) представлена в мифах царицей Вселенной. Она гордо заявляет: "Мой отец дал мне землю", и "землю он надел, как сандалии, мне на ноги". На ногах древневосточных женских статуэток иногда помещен знак земли. Ноги богини - это корни дерева, порой она змееногая, потому что змеи обитают в земле. Ноги божества были связаны с плодородием; из ноги египетского бога Осириса вытекает Нил.

 

Особенной магической значимостью были наделены уродливые и деформированные пальцы. При обучении австралийского колдуна мизинец на его ноге расплющивали горячим камнем и смещали. Этот палец выполнял роль глаза и охранял колдуна, видя все препятствия на его пути. От пальцев рук казахского шамана исходит сила, подобная змеям.

Пальцы жертвовали божествам. В доисторических пещерах сохранились изображения человеческой ладони, где некоторые пальцы лишены одной или более фаланг… Пальцы занимали важное место в магической интерпретации обряда жертвоприношения. Кровь жертвы возлагалась на большой палец правой руки ветхозаветного жреца. Считали, что после этого он не сможет совершить ни одного неблагочестивого поступка. Ведь посредством крови его пальцы стали мертвы для недобрых деяний.

Из пальца божества или духовно одаренной личности энергия перетекает на другую личность. Богиня Исида, став кормилицей ребенка царицы Библоса, желая наделить его сверхъестественными способностями, вместо груди дала ему сосать свой палец.

 

Бог Осирис иногда имеет вид мумии, из плеч которой поднимаются цветы или крылья, что отмечает его как божество возрождения природы, близкое к небу и солнечному богу Ра. Плечи, будучи связаны с крыльями или напоминающими их руками, выражали идею полета. Они символизировали устремление человеческой мысли ввысь, к проникновению в тайны мироздания.

Rem: Почему чтобы понять тайны мироздания, нужно стремиться ввысь, а не вглубь ??? - Тоже, между прочим, вопрос будь здоров...

 

Не исключено, что с фаллосом были связаны мегалитические вертикально поставленные каменные столбы - менгиры, которые напоминали о несущем жизнь боге Осирисе, в мифологической трактовке образа которого фаллос занял важное место.

Скрытой фаллической иносказательностью наделены мусульманские минареты и башни готических христианских храмов. Все они способствовали перемещению космической или солнечной энергии на землю, чем обеспечивали плодородие и укрепляли воспроизводящую мощь растений, животных и людей.

Rem: Скорее наоборот - по направленности... Если бы минареты и купола храмов были направлены вниз, тогда бы автор был бы прав... А так складывается впечатление, что он забыл, в каком направлении по фаллосу проходит некая субстанция, дающая жизнь... Судя же по этой направленности, энергия в минаретах и храмах как раз направлена вверх !!! И это логично - ведь храмы строятся для того, чтобы служить (!!!) богу, а не пользоваться его благами...

 

Мужские и женские половые органы воплощают созидающе-активный и рождающе-пассивный принципы Космоса или олицетворяющих его богов. Шумерская богиня Ниимму персонифицировала женские гениталии. Ведущий бог индуистского пантеона Шива - создатель жизни - почитался в виде пениса, а его супруга Шакти - в виде линги.

Многие мифы рассказывают, как из мужского детородного органа возник мир. Японские боги - Идзаноги и Идзанами, стоя на "плавающем небесном мосте", то есть на радуге, проткнули копьем, в котором исследователи тайного смысла мифов увидели образ фаллоса, глубину того, что "напоминало плавающий мир и дрожало, как медуза". Из вытащенного копья-фаллоса упала капля-сперма и превратилась в первый остров.

 

Сексуальная близость богов и богинь или их связь с земными правителями поддерживала космический и государственный порядок.

В той или иной степени сексуальная мистика дала о себе знать в культах тех древних богинь, которые обеспечивали круговорот природы, а значит, и людей через деторождение. Это сирийская Атаргатис и финикийская Астарта, которая в Вавилоне и Ассирии носила имя Иштар. Обе богини были отождествлены греками с Афродитой, или Афродитой - Исидой, культ которой отличался сексуальной свободой и получил довольно широкое распространение в птолемеевском и римском Египте.

Исида покровительствовала женщинам и следила за исполнением супружеских обязанностей как женой, так и мужем. Обнаженную фигуру Исиды изображали на дне саркофага. Она лежит на сине, как бы ожидая умершего в свои объятия, а его сексуальная посмертная активность должна была стимулировать любовные влечения живых. За отказ от них ожидало наказание. Когда юный пастух Аттис пренебрег любовью Кибелы, она наслала на него безумие и он оскопил себя.

От полноценного функционирования половых органов богов зависела жизнь на земле. Это касалось и земных правителей.

 

Если в Древнем Египте обожествленному быку Апису преподносили фаллосы мертвых, то молодые жрецы Кибелы лишались этого органа добровольно.

Ученик Зигмунда Фрейда, швейцарский психолог Карл Юнг увидел в фаллосе символ религиозного проникновения в неизвестное в поисках духовного исцеления.

В космологических мифах из пота богов возникает природа. Нил вытекает из вспотевших рук Осириса...

Rem: Но его руки могли вспотеть и при строительстве дамб в верховьях Нила...

 

О создании женщины из ребра мужчины говорят легенды аборигенов Таити и острова Факаофо [что это за остров?] в Полинезии. Этот миф известен на Бирме и индейцам Калифорнии. Не исключено, что в этих преданиях отразились контакты с древними цивилизациями Востока. Образ Шумерской богини Нинти, то есть "женщины ребра", имеет смысловую близость с ветхозаветной Евой...

Древнеегипетская идеограмма правой руки выражала активность, а левая рука воспринималась как женское самооплодотворяющее начало. Эта концепция нашла свое отражение в мифе о происхождении первой божественной пары из руки прабожества.

 

Боги своими руками, которых могло быть больше двух, творят мир. От солнечного диска, олицетворяющего древнеегипетского бога Атона, во все стороны расходятся лучи - руки. Они держат магический крест с петелькой ("анх") - символ света и жизни.

Во времена фараонов в Египте производили подвески в виде сжатой в кулак руки. Среди участников процессии в честь Исиды шел жрец и нес изображение левой руки с разжатыми пальцами, которая символизировала сияющее солнце.

 

В древнеегипетских мифах божество создает мир языком и сердцем.

Священная птица древнеегипетского бога Тота ибис, который принес людям знание многих полезных вещей, когда прячет голову под крыло, напоминает человеческое сердце, и оно стало обозначением мудрости.

 

Из упавшей на землю слюны состарившегося древнеегипетского бога Ра, перемешанной с пылью, богиня Исида сотворила ядовитую змею.

Rem: "состарившийся" + капает слюна - это показательно. Боги стареют...

 

В Древнем Египте сперма символизировала духовные области и тайные и часто неожиданные возможности человека. В ней видели воплощение некогда истекшего энергопотока, который создал мир. Сотворенные богом Птахом мужские и женские божества, имевшие вид быков и коров, соединялись с такой силой, что наружу проливалась сперма, и из нее образовалось Гермопольское озеро. Миф иллюстрирует концепцию происхождения воды из небесной спермы и физической жизни из Космоса.

Rem: но культ быка - уже более позднее время...

 

В Древнем Египте полагали, что из космического яйца "вылупилось" солнце...

 

Загадочное покрывало древнеегипетской богини Исиды было наделено как небеснозвездной значимостью, так и мистической влажностью, ставшей семенной жидкостью, что хорошо согласуется с ней как символом материнства.

Нил, от разливов которого зависело плодородие Египта, иногда воспринимался спермой умирающего и оживающего Осириса, брата и супруга Исиды.

В древнеегипетских "Текстах пирамид" умерший фараон, ставший звездой, назван "божественным семенем".

Сексуальная воздержанность была одним из основных требований аскетической жизни. Человек, устремленный к Богу, и тем более монах или священнослужитель, был обязан не растрачивать свою сперму и накапливать ее внутри себя, что увеличивало его духовную силу. Даосы и йоги задерживали сперму даже при половом акте, полагая, что не выведенная из организма сперма по одному из гипотетических каналов позвоночника поднимается в мозг и питает его. Это способствовало продлению жизни, так как сперма рассасывалась в крови и благоприятно воздействовала на все органы тела.

 

След, оставленный божеством, неподвластен разрушительному действию времени и сил природы. Он обладает магической силой, и к отпечатку ступни Будды на священном холме в Прабате (Сиам) совершают паломничество дети.

Отпечатки стоп ставили на памятниках, посвященных древнеегипетской богине Исиде.

 

Слово "мистика" произошло от глагола "мыин", означающего восприятие только ушами при закрытых глазах и рте. Бог открывает "духовные уши".

У Будды были удлиненные мочки ушей, что воспринимали одним из трех его отличительных признаков.

 

Хаос - это чрево, или утроба, которая, по Гесиоду, сама себя создает и рождает Вселенную. Шумерский бог луны Нанна, как прибывающая Луна, сравнивался с полнеющим телом беременной женщины. Он становится мистическим чревом в тягости, дающим жизнь: "Чрево, что жизнь дарует всему, ты водворился в священной обители".

Космогонический процесс - это акт самопорождения и самовыхода из первичного хаоса-чрева конкретной возможности проявления в результате образовавшегося в его недрах "напряжения". Однако этот выход, или преодоление невозможности проявления, осуществляется только частично. В каждой мифологической системе рядом с небесными божествами, которые творят мир, существует параллельный подземный мир, или мир тьмы, где обитают свои, наделенные антисветовой сущностью, боги.

В мифологии Древнего Египта, классического Китая и в индуизме богиня-мать поглощает то, что рождает. Египетская мать богов Нут, которая родила солнце, изображалась с ним во чреве. Утром из него выкатывается наше дневное светило, а вечером поглощается ртом богини.

 

Греховный поступок может быть совершен еще во чреве. Осирис и Исида полюбили друг друга в своей перинатальной жизни.

 

Экскременты богов иногда задействованы в их созидающей деятельности. Из экскрементов погибающей в огне японской богини Изанами возникают божества воды и глины, а также бог металлов. У американских ацтеков золото и серебро - это испражнения богов.

 

Древнеегипетский создатель мира действует "сердцем и языком", потому что сердце дает выход всякому знанию, а "язык повторяет все, задуманное сердцем".

 

В древнеегипетской "Книге мертвых" умерший отождествляет или превращает каждую часть своего тела в соответствующую часть тела бога: "Волосы мои - это волосы Ну, Лицо мое - это лицо Атона, Глаза мои - это глаза Хатора."

После завершения магической трансформации своих частей тела усопший с облегчением произносит: "Нет ни одной части моего тела, которая не была бы часть тела бога", и он становится "Единственным, кто происходит от Единственного"

Rem: Пересекается с мыслью о том, что идет распад (!!!) души на составные части, и включение их в части бога (поглощение богом этих энергетических частей).