Маслов А.А. "Разговор о цивилизации... которой нет" (конспект) Предположим, что если разные народы с известной точностью обыгрывают в своих легендах один и тот же сюжет, значит, в основе его лежало какое-то событие, которое поразило практически все человечество. Не поражает ли нас тот факт, что практически у всех народов населяющих нашу планету, мы без труда найдем предания о некой загадочной земле, которая однажды в течение весьма короткого времени исчезла - ушла под воду. Именно эту землю многие народы считают своей прародиной. Обращает на себя внимание и другой факт - чем древнее происхождение таких народов, тем более четко и ярко сформулирован у них сюжет о исчезнувшей земле, тем больше подробностей о месторасположении чудесного острова мы встречаем в них. Сколь бы не различались эти легенды в подробностях и мелочах, они содержат единое ядро, которое с поразительной неизменностью повторяется во всех рассказах - наша прародина, которая жила счастливо и процветала, однажды оказалась "съеден океаном". Из нее пошли все знания человечества, вся культура, все способы строительства сооружений и обработки земли, и однажды свершилась трагедия - земля исчезла и оставшееся человечество было вынуждено самостоятельно идти дальше. И при этом бережно хранило воспоминания о своих внезапно исчезнувших предках... Р: однако данный миф вовсе не однозначно приводит к заключению о существовании именно Атлантиды или чего-то подобного. Вполне применима и просто трактовка о Потопе...
Если исчезнувший остров и лежал в Атлантическом океане (такой вывод можно сделать, изучая рассказ Платона), то возможно, что в своей северной части он граничил с Гренландией. Может быть, среди местных преданий сохранились какие-то указания на его существование? Мы без труда находим их в "Книге Оэра Линда", представляющей собой сборник скандинавских мистических преданий, касающихся в основном фризов - некогда немногочисленного, но воинственного германоязычного народа, ныне проживающего на территории Германии и Нидерландов. Фризские предания рассказывают о том, что когда-то их родина представляла собой огромную землю, которая была накрыта волнами. Самое примечательное, что эта земля называлась Атландией. Легенды рассказывают, что климат этой страны был весьма теплым и значительно более приветливым, чем нынешняя погода в северных странах. Р: кстати, в Гренландии даже при полярном положении могло быть тепло, если Гольфстрим был хотя бы частично "перекрыт" некоей сушей в нынешней северной части Атлантики...
В традиции викингов мы вновь встречаем похожее название - некая чудесная страна Атли - лежала к юго-востоку от их поселений, что достаточно очевидно указывает на уже знакомую нам часть Атлантики. По этому поводу весьма интересное наблюдение сделал немецкий богослов Юрген Спанут. Штудируя эдды - древние сборники мифологии норвежских и исландских сказителей скальдов IX-XIII вв., он обнаружил, что часть каких-то земель именуется Аталанд, а само море - Путем Атал. Атал или Атл было имя морского или какого-то островного правителя, который "правил над морем" и по имени которого весь остров и океан вокруг него стал именоваться Атлантикой. Весьма близкое к этому название мы встречаем и среди центрально-американских индейцев. Например, известный исследователь Лемюзье заметил, что в имени индейского божества Кецалькоатля слог "атль" обозначает "воду", причем вместе с этим существует и божество Атлауа - владыка водных стихий. Среди североафриканских берберов существует легенда об Аттала - государстве, богатом золотом, серебром и оловом, которое погрузилось на дно океана, но которое, следуя предсказаниям, должно однажды вновь появиться на поверхности. Подобные же легенды существуют, и на северо-западе Африки, где рассказывают об Аталане, Атарне или Атлатиои. Финикийцы упоминали о некой тайной земле - острове, которую они называли Антиллой. И даже древние индийские пураны говорят о некой Белой стране - целом континенте, где жили мудрые люди, который именовался Аттаола. Достаточно напомнить и легенду о чудесной стране Авалоне, которая была "захвачена богом моря", распространенную среди кельтов в Ирландии и на Уэльсе, чтобы понять, что речь скорее всего идет об одной и той же земле.
Среди более чем ста племен американских индейцев существует предание, что их домом был огромный остров посреди океана, который был разрушен в результате стихийного бедствия. На этом острове когда-то жили их первые вожди - мудрые и сильные люди, природа была благотворна, а земля давала богатый урожай. Но однажды "земля разверзлась" и за короткое время ("в один день и одну ночь") исчезла в морской пучине.
Обратим внимание - миносская письменность значительно больше похожа на египетские иероглифы и абсолютно не схожа с греческим письмом. И вновь перед нами всплывает очевидный факт - критская цивилизация по своему характеру стояла значительно ближе к Египту, нежели к Греции. При внимательном рассмотрении мы обнаружим сходство миносского письма и с ранними китайскими иероглифами. Правда, если сходство с египетской письменность здесь очевидно, то с Китаем критское письмо связывает лишь идеографический характер письменности, но сам по себе этот факт говорит об определенной общности развития цивилизаций. Но и с происхождением египтян вопрос обстоит далеко не так просто, как это может показаться из чтения школьного учебника истории, не случайно до сих пор продолжаются академические споры об истоках этого народа. Для начала приведем весьма интересное замечание, сделанное в 1 в. н.э. римским историком Диодором Сикулусом: "Египтяне были чужеземцами, которые в давние времена расселились по берегам Нила, принеся с собой цивилизацию из своей прародины, искусство письма и отточенный язык. Они пришли оттуда, где заходит солнце, и были самыми древними из людей". Р: они могли прийти из Сахары под натиском засухи...
Ряд крупных историков, среди них - признанный авторитет профессор В.Б.Эмери в своем труде "Древний Египет" (1971), отмечают загадочное параллельное сосуществование фактически двух рас на территории Египта, которые, вероятно, соотносились друг с другом как господа и подданные, а, возможно, и рабы. Причем эти расы столь заметно отличались друг от друга даже по внешним данным, что это, кажется, действительно подтверждает теорию о приходе в северную Африку "народа ниоткуда". В частности, в IV тыс. до н.э. в Египте обнаруживается некий народ, традиционно называемый "последователями Гора", т.е. солнечного божества, ассоциируемого с солнцем и силой жизни. Гор обычно изображался в виде существа с человеческим телом и головой Ибиса в солнечном нимбе, в мифологии он фигурирует как сын Исиды и Осириса. Мстя за смерть отца, он убивает своего брата Сета и становится правителем Египта (как тут не вспомнить библейскую притчу о Каине и Авеле!), причем все правители Египта считались "сыновьями Гора". Р: но это - не основание говорить именно о двух народах!..
Обратим внимание, чем же отличались эти "последователи Гора". Прежде всего они имели достаточно внушительные размеры. Сошлемся, чтобы не быть голословными, вновь на мнение В.Эмери: "Теория существования этой расы господ подкрепляется находками в захоронениях, относящихся к позднему додинастийному периоду (3500-3100 до н.э.) в северной части верхнего Египта, которые содержат костные останки людей, чьи черепа были большего размера и чьи тела были значительно шире, нежели у местного населения. Различия между ними были столь заметны, что любое предположение о том, что эти люди пошли от более раннего ствола, представляются невозможными". Р: по тому же Манефону в додинастические времена правили дети богов...
Истоки этой необычной расы до сих пор остаются неясными для историков. Интересно то, что их считали последователями солнечного божества Гора, который был к тому же мудрым правителем, принесшим немало полезных знаний людям. Достаточно здесь вспомнить легенды о китайских первоимператорах Фуси и Шэньнуне, также принесших людям знания, необходимые для выживания, чтобы понять, сколь близки эти версии о "суперрасах", живущих параллельно с обычными людьми, воспринимаемыми как полулюди-полудухи и дарящими им мудрость. Практически во всех странах - в Египте и Китае, Центральной Америке и Тунисе - эти существа выступали именно в роли господ, мудрых, хотя далеко не всегда милосердных правителей. И вновь в качестве самой примечательной черты этих людей отмечаются их необычные размеры, настолько большие, что явным образом указывают на то, что речь должна идти о параллельном "сожительстве" двух абсолютно различных рас. Но откуда пришли в Египет эти великаны? "Оттуда, где заходит солнце", - говорится в преданиях. Но в сопредельных регионах мы не встречаем людей столь больших размеров, что их можно было бы отнести к чему-то экстраординарному. Не значит ли это, что их прародина исчезла, скажем, ушла под воду? А может быть, они просто целиком переселились со своих земель, расселившись по близким областям?
Перед нами знаменитый пассаж из Ветхого Завета: "В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рожать им. Это сильные, издревле славные люди" (Быт.6:4). Это весьма тонкий и небезболезненный пассаж для библейской экзегетики, который нередко вызывает недоумение и породил немало весьма смутных попыток объяснить его смысл. Смущение библеистов понять не сложно, дело в том, что обычно "сыновьями Божими" в Священном Писании именуются исключительно ангелы. Не значит ли это, что бессмертные ангелы вступали в союз со смертными людьми, в результате чего на земле появилась целая раса гигантов, как следует из вышеприведенного отрывка? Естественно, эта мысль показалась столь крамольной, что еще в конце прошлого века известный комментатор Библии пастор Ч.И.Скоуфилд заявил: "Некоторые думают, что этими "сынами Божими" были ангелы, не сохранившие своего достоинства. Такое заключение основано на предположении, что в Ветхом завете "сынами Божими" называются только ангелы. Но такое заключение ошибочно. Об ангелах говорится, как о существах бесполых... Кроме того, Слово Божие ясно говорит, что ангелы не вступают в брак"... Итак, значит, "сыновья Божий", как утверждается, это не ангелы. Хотя из всего пассажа ясно, что речь идет не об одних и тех же людях, а о каких-то весьма различающихся существах. Обратим внимание на предыдущий пассаж: "Тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их к себе в жены, какую кто избрал" (Быт 6:2). Даже большое богословское рвение не позволит нам закрыть глаза на резкое противопоставление "сынов Божиих" и "дочерей человеческих". Если это не "ангелы" и не родня "дочерям человеческим", то кто же они? Рассуждения о "линии Каина" представляют собой явную натяжку, поскольку ни из каких предварительных пассажей Библии не вытекают. Неужели придется признать, что перед нами какой-то миф, аллегория, полная скрытого, но тем не менее весьма важного смысла? Но в Библии сказано все достаточно конкретно, изучение истории неоднократно показывало, что Ветхий завет достаточно точно отражает реальные события и полон не столько аллегорий, сколько отражает действительные исторические факты, правда, нередко непривычным для нас языком. И не было никакого смысла вводить каких-то мифологических "сынов Божиих" и "исполинов" - значит, за ними стоит какой-то вполне конкретный факт.
Итак, еще раз обратим внимание на текст Священного Писания. Прежде всего - "были на земле исполины", т.е. некие существа, заметно отличавшиеся по своим размерам от остальной части населения, которые жили на той же территории, что и обычные люди ("были на земле"). Далее недвусмысленно говорится, что они появились как совместное потомство от "дочерей человеческих" и "сынов Божиих". Исходя из современных научных данных, напомним, что для наличия совместного потомства необходим контакт существ одного и того же вида, то есть и "сыны Божий" и земные женщины были так или иначе людьми, близкими по виду (но не одними и теми же!). Р: однако при этом автор забывает, что люди созданы богом "по своему образу и подобию", + бог "вдохнул в них жизни", что очень сильно говорит в пользу шумерской версии о происхождении людей как "генетической смеси земного и божественного"!.. Следовательно, возможность потомства может определяться не человеческими качествами "сынов Божиих", а божественными качествами "дочерей человеческих"!.. |
||
Кстати, сколь бы некоторые библеисты не исхитрялись в трактовке понятия "детей Божиих", речь идет именно об ангелах, и ничего не указывает нам на какую-то другую трактовку. Версии о грехопадении именно ангелов придерживается такой авторитетный комментатор Библии и историк, как Мерилл Днгер, которая проанализировала все отрывки Библии, где встречается это выражение. Если мы посмотрим древнееврейский текст этого отрывка, то обнаружим там "бене Элохим" - "детей Элохима" (Элохим - одно из имен Бога в Ветхом Завете), которые стали отцами неких "нефилим" - "гигантов", "исполинов", "титанов". Именно потомство от "детей Элохима" и обычных женщин названо "сильными и издревле славными людьми" - судя из текста, они также отличались высоким ростом.
Но что же происходит дальше? Господь видит, "что велико развращение человеков на земле", и раскаивается в создании человека. В дальнейшем, как мы помним из Библии, землю постигает Великий потоп, данный людям как Суд Божий. Несложно заметить, что Священное Писание логически и мистически связывает вступление в связь "сыновей Божиих" с "дочерьми человеческими" с последовавшим Потопом. После этого уже ни о каких "исполинах" речи не идет, и таким образом, эта цивилизация гибнет то ли в волнах потопа, то ли в другой глобальной катастрофе. Р: в любом случае, - это "спаривание" относится именно к допотопным временам...
Причудливой смесью многорукого божества и змеи выступает семиголовая змея, изображения которой можно встретить в разных уголках земного шара, но самой известной, безусловно, является многоголовая змея Нага из Камбожди. Среди народа майя на Юкатане ее называли Ахакчапат, в Индии она выступает под именами Каиша и Нараяна. И если связь между индийскими и камбоджийскими многоголовыми змеями без труда прослеживается через буддийское влияние, то странные параллели со змеей из Центральной Америки заставят нас опять задуматься о каком-то общем истоке этого символа. Вне всяких сомнений семиголовая змея является каким-то весьма важным эзотерическим символом. Так или иначе такая змея символизирует собой Творца и сам акт его творения.
Но вот примечательная подробность - если мы решим сложить головоломку из вырезанных из бумаги очертаний материков, далеко не везде части суши подойдут друг к другу. Мы здесь не говорим о небольших погрешностях - следует учитывать, что часть небольших островов должна была уйти под воду. В противоположность утверждениям Вегенера и его последователей материковые плиты можно сопоставить лишь в южной части Атлантики - именно здесь действительно мы видим удивительно точное совмещение западного берега Африки и южного берега Южной Америки. А вот в районе северной Атлантики зияет некая "черная дыра", находящаяся к северо-западу от Мексиканского залива, между Африкой и Европой с одной стороны и Канадой - с другой. Не значит ли это, что Вегенер все же был слишком категоричен в своих утверждениях? Скорее наоборот, это доказывает, что какая-то часть суши ушла под воду, в результате чего мы и видим некую "дыру" в целостной картине древнего единого материка. Итак, складывается впечатление, что неизвестная земля, некая Х-ландия, существовала - но неизвестно где, в какой точке земного шара. Воспоминания о ней, порой разительно яркие, порой далекие и глухие, сохранились практически у всех народов мира, и особенно это ощущается среди представителей древнейших цивилизаций в Египте, на Крите, в Китае, в ряде стран Африки. Как видим, география разнится самым причудливым образом.
Сделаем одно немаловажное уточнение - было бы ошибочным говорить, что погибла именно какая-то "высокоразвитая цивилизация" - скорее, разрушалась сама человеческая цивилизация, сформировавшаяся веками и представлявшая собой обычный уровень развития общества. Само человечество, конечно же, не погибало абсолютно, многие представители рода человеческого спаслись, но сама цивилизация оказывалась безнадежно отброшенной назад. Мы прекрасно знаем, что достаточно потерять основных носителей знания (учителей, жрецов, представителей науки и философии), как общество первоначально незаметно, но со временем все стремительнее духовно деградирует, оказываясь на уровне первобытного сознания. В отличие от этой интеллектуальной элиты основная масса человечества располагает не столько знаниями, сколько навыками, например, земледелия, постройки жилищ, добывания пищи, выполнения каких-то конкретных видов работ и т.д... И если по ряду причин человек вновь оказывается отброшенным, назад в своем культурном и прежде всего духовном развитии, ему приходится возвращаться к начальным этапам - думать о том, как добыть пищу, как обрести надежную крышу над головой, как вновь; обрести связи с какой-нибудь группой. Но при этом сохраняется и память о предках, которых он воспринимает обычно как гениев, как "детей солнца".
Характерно и другое - духовный кризис общества всегда порождает массу имитаторов, которые возводят повторение каких-то культурных форм, например, строительство храмов или формы стихосложения, в ранг священнодействия. Например, если по каким-то причинам невозможно создавать духовные культурные ценности, общество начинает умело копировать старые формы, подобно тому как умелый копист может точно воспроизвести копию самой блестящей картины. Но копия лишь похожа на оригинал, она имитирует его, не привнося ничего нового в развитие общемировой культуры. Примерно то же самое и происходило после вселенских катастроф - формы культуры, пришедшие от допотопных предков", приобретали оттенок сакральности, высшей святости, происточали неземную благодать. Этими формами могли быть ритуалы, одежды, типы захоронений, виды живописи и многое другое. Постепенно они превращались в чисто механический ритуал, сопровождаемый религиозным поклонением. Р: несмотря на всю свою логичность, данный вывод не находит конкретных подтверждений в истории. Мы лишь предполагаем, что это может быть так, но проверить реально это не можем!.. Более того, когда в результате мощных завоеваний страна оказывалась "отброшена назад" вовсе никакого "воспроизведения повтором" не встречается... А культурные достижения через некоторое время вновь начинают себя проявлять, хотя и с несколько более "низкого" уровня, но все равно в качественно отличном, новом состоянии. Взять Европу: при всем почтении и уважении к Древнему Риму и Древней Греции простого повтора их творений практически не было; было нечто совершенно иное!.. Также и в Средней Азии: нашествие татаро-монголов лишь отбросило назад могучие цивилизации, но повтора-то потом не было!.. Было развитие!.. Р: кроме того, стихия не выбирает. И вероятность полного истребления "знающей верхушки" при сохранении лишь "простых работяг" очень маловероятна. Стихия истребляет всех в равной (!) процентной мере. И более того, обладание знаниями должно было помогать выжить и адаптироваться к новым условиям. Следовательно, вероятность выживания именно "элиты" даже выше, чем "простого люда"!.. Р: против "затухания прогресса" и перехода к "простому копированию" с заменой знаний религиозными верованиями говорят сами свойства творчества, свойства поисковых способностей. Оставшиеся в живых, особенно помня о "благодатных временах" должны были стремиться собрать сохранившиеся знания воедино и внедрить их по новой в реальную жизнь, ибо только знания могли серьезно помочь им облегчить свою участь после катастрофы. Р: подобное "копирование" возможно только в том случае, если при катастрофе (или по какой-либо иной причине, - например, при уходе, смерти или отлете богов) теряется изначальный смысл и полностью все знания о функциональном предназначении объектов, ранее игравших очень важную роль в жизни людей. Если роль незначительна, то воспроизводить эти объекты просто не имеет смысла.
Даже самый высокообразованный человек, попав в практически первобытные джунгли Амазонки, вынужден будет не создавать культурные ценности, а заботиться о собственном выживании. Если же он окажется там в группе людей, которые стоят значительно ниже его по уровню развития, то у него остается не очень много шансов вновь возродить весь комплекс утраченных знаний. Более того, чтобы логически объяснить суть этих знаний, внедрить в сознание огромный комплекс информации, требуется весьма высокий уровень развития интеллекта у обучаемых. А если он не столь высок? Тогда остается одно - заставить поверить в истинность знаний, уверовать в их священную сущность и сохранить их как нечто крайне важное для всей дальнейшей жизни. И таким образом, многие древние ритуалы могут выступать как символическая, а потому и священная форма передачи знаний. Р: это должно предполагать сильнейший разрыв между двумя группами людей до Потопа, поскольку, во-первых, "низшая" группа должна быть принципиально неспособной понять смысл и важность передаваемых знаний, т.е. знания д.б. оторваны полностью от основной массы населения; а во-вторых, эта "низшая" группа должна быть настолько ниже по уровню развития, что должна быть неспособна и обучаться!!! Р: Слабо верится в то, что подобная двуслойная структура могла существовать в цивилизации, освоившей всю Землю, для чего нужна весьма широко развитая система образования (в качестве необходимой основы всех достижений). И если данную "двуслойность" мы видим в "ранних" (по общепринятой версии истории) цивилизациях, то и она должна была откуда-то взяться!.. Так зачем же ее было создавать допотопному обществу?.. Р: более того, память о катастрофе должна была усилить стремление этих "ранних" цивилизаций предохранить себя от возможных повторов потери знаний и резко стимулировать именно широкое распространение знаний среди всего населения. Вместо этого мы наблюдаем как раз прямо противоположное, - стремление ограничить сферу распространения знаний лишь среди избранного круга лиц без всяких на то "человеческих" причин... Р: все-таки версия о привнесении этих знаний извне со стороны высоко развитой чуждой цивилизации гораздо более логична!..
Существуют целые исследования, которые подробнейшим образом трактуют символику и магические жесты у индейцев, австралийцев, жителей Центральной и Южной Африки, причем зачастую сами адепты этих ритуалов неспособны даже приблизительно объяснить зашифрованный в них смысл. Единственным, хотя и весьма точным объяснением, являются высказывания "так завещал Великий Предок" (у ряда племен Центральной Африки), "так совершалось в Высокой древности" (у китайцев), "так делали Прежде Пришедшие" (у тибетцев), "так делал Вождь (вожди), что были до нас" (у индейцев кечуа). Естественно, что речь идет не о прямых предках, а о неких первоучителя, отделенных от ныне живущего поколения людей особой чертой - некой точкой перелома традиции, коей и могла быть катастрофа. Р: могла быть. Но не обязательно именно она!.. Р: и практически везде говорится о "вожде", "богах" или "прежде Пришедших"!.. Но не о людях!..
В этом плане примечательно то, что у всех народов абсолютно ясно прослеживается концепция "возвращения" - к "золотому веку", "высокой древности", "в потерянный рай", "к единству с божеством" или Богом. Перед нами извечная мысль, на которой строятся многие религиозные концепции, о какой-то утрате - крайне болезненной и остро переживаемой. Причем суть утраты либо не очень ясна, либо не объяснима на уровне слов и переживается скорее мистически, религиозно символически, нежели имеет какое-то "вещное", материальное выражение, как, например, "утраченный рай" и "изгнание из Эдема". Нам известны заметные откаты в развитии культуры, которые происходили и вне связи с катастрофами, например, угасание чрезвычайно развитой египетской цивилизации, разрушение и трансформация античной культуры Греции. Естественно, что само человечество и даже его часть при этом не исчезала, а вот сам уровень цивилизации значительно деградировал. Р: однако ни разу в перечисленных случаях не наблюдается "повтор копированием"!.. Р: любопытно, что прекращение сельхозэксперимента в Египте также не вписывается в теорию Атлантиды. Ведь если "по памяти" древние возродили земледелие сразу после Потопа, то почему же они вдруг начали "деградировать" еще сильнее и через несколько тысячелетий вообще вернулись к рыболовству, охоте и собирательству?!. |
||