Ф.Кликс "Пробуждающееся мышление"(конспект) Сравнительные исследования поведения свидетельствуют о том, что люди могут приветствовать друг друга глазами, причем эта форма приветствия не претерпела сколько-нибудь существенных изменений о простейших примитивных народов до современного человека. По мнению К.Лоренца, этот пример является доказательством того, что биологические факторы определяют некоторую область нашего повседневного поведения. Однако точно так же можно показать, что имеются формы поведения по меньшей мере такой же значимости, которым нельзя дать подобную характеристику. Так, исходя из биологических предпосылок, нельзя понять, на основе каких форм поведения животных возникли числовые системы. Заметим, что речь идет не о числах, а о числовых системах.
При сравнительных исследованиях поведения поражает разнообразие способов коммуникации животных. Безусловно, налицо нечто подобное языку, по крайней мере в некоторых отношениях. Однако возникает вопрос, почему люди пришли к созданию письменности, то есть знаковой системы для звуков, а не для представлений или понятий? Письмо является формой коммуникации, действующей через такие пространственные и временные промежутки, которые с этологической точки зрения должны были бы быть совершенно неэффективными. Письменность предназначена для общения партнеров, которые подчас находятся на огромном расстоянии друг от друга и, возможно, так никогда и не встретятся. Поэтому, рассматривая происхождение этого процесса, естественно предположить, что в основе его лежит в определенном смысле небиологическая потребность. Но тогда сама эта потребность может быть обусловлена только социальной организацией совместной жизни.
РРР: на самом деле нельзя рассматривать формирование человека в отрыве от социума с самых начальных стадий. Ведь нигде нет свидетельств обособленного существования людей, - уже обезьяны сильно "социологизированы". Так с чего же думать, что формирование человека происходило каким-то иным образом, кроме как в том же "стаде"?..
Во-первых, должны быть определены импульсы и побуждения, действие которых в видовом развитии живых существ привело к достижению тех исходных рубежей, с которых началось становление мышления специфически человеческого типа. Во-вторых, возникает вопрос о факторах, обусловивших такое ускорение развития познавательных способностей человека, что уже с чисто временной точки зрения оно не может быть сведено к механизмам эволюции посредством естественного отбора.
...необходимо найти побуждающие внешние условия и их изменения, которые. Став потребностями, включались в механизмы общественной... совместной жизни.
Первая фаза, будучи чисто биологической, относится к эволюционной истории видов. Она определяется совершенствованием и возрастающей ролью в поведении живых существ процессов научения и их результатов. Научение создает индивидуальную память. Оно организует опыт, который, фиксируя апробированные способы поведения, дает известные преимущества даже в ситуациях нового типа. Научение повышает надежность принятых решений в первоначально неопределенных, конфликтных ситуациях. Чем сложнее и изменчивее окружающий мир, тем важнее способность к научению и ее совершенствование для успешных действий в сходных ситуациях. Содержание памяти, накопленное в ходе научения, становится основой для развития мыслительных процессов. Начало этой фазы относится к переходному периоду от животного к человеку. Научение... образует индивидуальную память. Мышление основывается на использовании сохраненного в памяти знания. Уже простые процессы поиска среди содержаний памяти являются формой мышления. Такой поиск актуализует прошлый опыт, делает возможным сравнение его компонентов и выявление новых взаимосвязей. Функция этих процессов проявляется прежде всего при принятии решений в условиях неопределенности. Решения оказываются тем лучше, чем более точные и правильные предсказания будущего развития событий могут быть построены на основании уже имеющегося опыта. Это и является главным мотивом экстраполяции будущего при помощи мыслительных процессов. ...научение основывается на данных восприятия, а мышление - на содержаниях памяти. Но поскольку память питается восприятиями, она остается связанной с миром восприятий. Тот факт. Что мыслительные процессы могут отрываться от реальности, является итогом третьей фазы развития человеческого интеллекта. Она относится к общественной истории и определяется функцией языка в мышлении и для мышления. Мы имеем дело здесь с когнитивной функцией языка, отличающейся от его коммуникативной функции, которая служит взаимопониманию. Когнитивную функцию можно определить очень просто: с помощью языка можно обозначать словами (или знаками) не только вещи воспринимаемого мира, фиксируя их в памяти, но и результаты мышления, которые связываются при помощи названий в единое целое. Этот зафиксированный в языке мир результатов мышления образует - как итог познавательных процессов - внутреннюю реальность, по отношению к которой операции мышления могут быть применены точно так же, как и к продуктам восприятия внешнего мира. Самым существенным результатом мышления в языковых категориях является образование и фиксация в памяти различного уровня абстракций. Подобно ступенькам лестницы, обозначения способствуют введению все более абстрактных понятий. По мере того как достигаются все более высокие (более абстрактные) уровни, человеческое познание охватывает все более обширные области реальности.
...познавательные процессы, несомненно, могут существовать и в рамках инстинктивной регуляции поведения... Эти познавательные процессы являются врожденными. В их основе лежат эталоны видоспецифической памяти, которые воспроизводятся в каждой индивидуальной нервной системе в относительно неизменной, генетически фиксированной форме. РРР: прототип архетипов.
...то, для чего эволюции потребовались миллионы лет, тысячекратно создается познанием в течение неимоверно более короткого времени индивидуальной жизни. Когнитивные процессы суть, следовательно, такие психические процессы, которые связаны прежде всего с индивидуальным научением, хотя их результаты и могут передаваться в массовом порядке с помощью процессов коммуникации. РРР: весьма важный фактор, который показывает, что нельзя все валить лишь на коллективное бессознательное, а нужно обязательно учитывать и индивидуальное подсознание.
...благодаря процессам научения происходит разрушение, вытеснение, модификация и, наконец, полное подчинение инстинктивной организации поведения живых существ. Это обусловлено преимуществами, которые обеспечивают процессы индивидуального научения в ходе естественного отбора.
При изготовлении орудий показ и подражание являются главнейшей опосредующей и трансформирующей формой общения. Указания о способе применения, обсуждение качеств орудия, сопровождаемое похвалой или упреком знатока, - все это осуществлялось при помощи звуков, жестов или мимики. Наконец, любое групповое действие должно быть организовано, даже если эта организация была еще очень грубой. Для этого требовалось постоянное совершенствование способов коммуникации, по возможности однозначная передача сведений о внутренних или внешних состояниях. РРР: отсюда вытекает и требование максимально содержательно описывать процессы и объекты (т.е. реальность).
Психофизиологическая конституция австралопитека типа А обнаруживает первые человеческие черты. Не менее важно наличие жизненных условий, пригодных для того, чтобы довести эти черты до уровня развития первобытного человека. Это находит выражение в стремлении познать существующие в природе причинные связи, сохранить их в памяти и учесть при последующих поведенческих решениях. Таким образом, речь идет о том, чтобы использовать новое, опосредованное научением знание, подобно материальным орудиям, для повышения безопасности и жизнестойкости. РРР: именно знание, знание полезное, а не выдумку!..
Специфичны не только различия в форме костей или черепа, своеобразную, совершенно новую форму принимают отправления культов у кроманьонцев [по сравнению с неандертальцами].
Достижения неандертальцев, показателем которого являются размеры и количество убитых зверей, были бы просто немыслимы, если бы они не располагали формами коммуникации, позволяющими принимать во внимание будущее развитие событий. Простой жест не знает ни прошлого, ни будущего. Он полностью связан с сиюминутной ситуацией. РРР: т.е. должно быть прогнозирование. А может быть, то, что принимается ныне за "магию" было всего лишь предварительным согласованием действий перед охотой (а поскольку средства коммуникации еще слабые, приходится и изображать в движении - "пляске" - и рисовать - наскальная живопись) и т.п. Также может быть обучение молодняка. Зачем сразу магия?!. Следовательно, здесь может быть источник действительно "магических" действий !!! Обсудил, оттренировал - успех. Не сделал, кто-то ошибся - неудача...
По расположению черепов животных в пещерах можно также сделать вывод о существовании нечто вроде колдовства или магии, связанных с охотой. Вновь и вновь переживаемая смертельная опасность, общая неопределенность в отношении успешности охоты вызывают сильный аффект неуверенности, который наблюдается при принятии решения в условиях большого эмоционального напряжения. Потребность в победе и преодолении неизвестного столь же актуальна и остра, сколь и распространена. Символическое предвосхищение будущего успеха, его осуществление в плане представлений является одним из существенных элементов колдовских обрядов. Они уменьшают неуверенность, что служит сильным подкреплением для их сохранения и ритуализации. Целью последней является повышение внушаемости для достижения более выраженного результата. РРР: сомнительные причины... Важны ведь именно причины, а не "цель" и "смысл"...
...у неандертальцев, по-видимому, существовало представление о "загробной" жизни. Погребения своих сородичей они обкладывали камнями, что служит веским аргументом в пользу гипотезы о существовании традиций и самосознания. РРР: вовсе не однозначный вывод. Могут быть просто требования гигиены и безопасности от падальщиков.
...повышение уровня возможно благодаря тренировке, которая приводит к специализации. Специализация полезна не столько для индивида, сколько для группы. Первобытная община нуждается в специалистах и, наоборот, специализация создает зависимость. РРР: это относится и к шаманам. РРР: а зачем кому-то избегать такой "зависимости"?.. Особенно если уже вырос в социуме...
К числу важнейших общественных и индивидуальных потребностей относится также мотив правильного прогнозирования будущего развития событий. Необходимость принимать решение в условиях неопределенности и неуверенности относительно возможного изменения ситуации сопровождается весьма неприятными эмоциональными переживаниями. Более того, такое решение с высокой степенью вероятности может оказаться ошибочным. Все это приводит к появлению рациональных и иррациональных стратегий определения будущего. РРР: эмоциональный фактор сильно преувеличивается. Его, конечно, нельзя скидывать со счетов, но в конце концов, человек - продукт многомиллионной эволюции, в которой подобные стрессы - обычное явление на протяжении всей жизни особи; поэтому человек должен быть уже на самой примитивной стадии привычен к ситуации выбора и поиска и без каких-либо сильно-стрессовых потрясений (дети - пример; они же не находятся в постоянном стрессе, подвергающем их жизнь опасности).
Если поведенческие ответы адекватны свойствам объектов, то это означает, что восприятие может служить надежной информационной основой деятельности. Если же они неадекватны, то в эволюционной перспективе механизмы такого вводящего в заблуждение восприятия уменьшают шансы на выживание их носителя и подпадают под действие естественного отбора. Совершенно очевидно, что надежное распознавание релевантных, то есть существенных для стоящих перед индивидом целей, свойств окружения дает важные преимущества. Поэтому оно сохраняется и закрепляется в ходе эволюции. С этой точки зрения адекватное восприятие просто необходимо, так как оно является предпосылкой выживания. РРР: устойчивость т.н. "магических" ритуалов и обрядов тоже к этому относится!.. Фраза сильная, на ней можно строить вообще обоснование обязательной необходимости подкрепления таких ритуалов реальными результатами (и не только в виде "сброса стресса").
Надежность работы... систем выбора и переключения программ поведения является важнейшим фактором, определяющим ход процессов естественного отбора. Поэтому в эволюции происходит повышение надежности и точности функционирования систем распознавания и принятия решения.
Особое эволюционное значение имеет, однако, тот факт, что, начиная с низших позвоночных, а, возможно, также и насекомых, гомеостатическое регулирование вступает во взаимодействие с познавательной функцией нервной системы. По мере интегрирования гомеостатических сигналов в общей структуре информационных взаимодействий отдельных компонентов нервной системы каждая из этих двух подсистем начинает получать сведения о состоянии другой. Недостаточность доступной сенсорной информации или неуверенность при принятии решений начинают фиксироваться в качестве неблагоприятных состояний базовых организмических функций, а, с другой стороны, внутренние состояния нужды или актуальные потребности влияют через информационные каналы нервной системы на сенсорные процессы и принятие решений.
Кроме того, взаимодействие систем принятия решения и гомеостатической регуляции порождает качественно новый компонент регуляции поведения в целом: оценку успешности поведенческих актов на основе обратного влияния этих актов на изменение гомеостатического состояния. РРР: это говорит о том, что структуры психики, ответственные за оценку успешности действий и адекватность отображения реальности, - очень и очень древние!.. |
||
...естественный диапазон вариации признаков специфицируется действием отбора в определенных, соответствующих окружающим условиям направлениях: чем единообразнее тип окружения, тем более похожим оказывается, например, двигательный аппарат весьма различных видов животных. РРР: Если распространить этот принцип и на психику, то повсеместное распространение "магического мышления" у первобытных народов - реакция на объективную внешнюю среду, т.е. на духовно-нематериальный мир!!!
Научение по методу проб и ошибок следует при этом принципиально отличать от научения, основанного на целенаправленной проверке продуктивных или репродуктивных (то есть извлеченных из памяти) гипотез о релевантных признаках окружающих объектов. Другая разновидность научения - импритинг, или запечатление, - приобретает свою специфику прежде всего из-за состояния сильного возбуждения, на фоне которого успешное действие приводит к исключительно сильной редукции страха. Такое научение связано с быстрым (практически одноразовым) формированием прочных следов памяти. Следует подчеркнуть, что аффективная окраска непосредственно влияет на успешность запоминания самой разнообразной информации.
Взаимодействие пяти основных компонентов регуляции поведения - распознавания объектов и событий, оценки воспринятой информации в отношении ее связи с актуальными потребностями, принятие решения о выборе наиболее адекватной программы поведения, управления процессом реализации этой программы и удержания в памяти информации о ее успешности - образует функциональную основу научения, с помощью которой поведение в целом освобождается от влияния инстинктивных связей.
Регистрация изменений поведения в тех или иных условиях образует основу индивидуальной памяти, которая отражает реальности конкретного окружения. При этом вступает в действие дополнительный механизм научения - забывание. Повторные безуспешные действия исчезают из репертуара возможных поведенческих актов.
Совершенно очевидно, что преимущества научения имеют прямое значение для эволюции. Они определяют тот факт, что по мере эволюционного развития видов роль научения в регуляции поведения все более увеличивается.
Взаимодействие когнитивных процессов и потребности в общении и сообщении (последняя предполагает необходимость в получении и передаче информации), или, короче, познания и коммуникации, представляет собой, по нашему мнению, важнейший источник развития высших познавательных процессов. Продукты этого взаимодействия служат предпосылкой для возникновения общественного разделения труда, сознания и естественного языка
Речь идет скорее о приспособлении поведенческих актов к аналогичным формам поведения других представителей вида, стремящихся избежать той же опасности или победить того же врага. Подобная координация возникает в рое, стае, стаде или группе. Познавательные процессы направлены здесь на различение сторонников и врагов, точно так же, как программы поведения ориентированы на их совместное выполнение - координированное бегство или нападение, предупреждение или преследование. Разумеется, и в этом случае точность и полнота координации имеет эволюционное значение и совершенствуется в ходе естественного отбора. Согласованность собственного поведения с поведением партнера имеет огромное значение для защиты и безопасности в конкретных условиях. Достижение такой согласованности, однако, прежде всего предполагает обеспечение более или менее постоянного, учитывающего особенности ситуации обмена информацией между представителями вида. В этом и кроются корни тех преимуществ, которые дает высокий уровень развития процессов коммуникации в филогенезе.
Способность нервной системы удерживать информацию ведет в рамках инстинктивной регуляции поведения к его адаптивным индивидуальным изменениям, которые ассоциируются с врожденным видовым опытом. Связанное с адаптивным характером поведенческих программ более полное удовлетворение потребностей определяет эволюционное преимущество элементарных процессов научения. Естественный отбор оставляет лишь самые эффективные способы деятельности. Их фиксация в памяти (вместе с релевантными перцептивными признаками) делает эти процедуры доступными при всяком последующем возникновении подходящей ситуации. Поэтому они оказываются выделенными из круга инстинктивной регуляции.
Процесс подражания основан на транспозиции или преобразовании впечатления о другом индивиде в самовыражение. Это предполагает, прежде всего в случае пантомимики, достаточно сформированные представления о себе. Можно считать доказанным, что такое представление существует у высших обезьян, поскольку... они узнают свое лицо и вообще "себя" при рассматривании зеркального отражения.
В целом мы можем сделать вывод, что социально согласованная координация поведения действительно создает бесспорные преимущества при выполнении групповых действий в жестких условиях естественного отбора. Как правило, она позволяет лучше удовлетворять индивидуальные потребности в питании и безопасности, чем изолированные поведенческие акты. В этом коренится ее мощное мотивирующее влияние, действующее в направлении развития социально опосредованных процессов научения. Частным случаем таких процессов являются коммуникативные формы поведения приматов.
Прежде всего признаки, характеризующие первичную понятийную классификацию, выделяются в ходе выполнения той или иной деятельности. Свойства объектов, важные с точки зрения достижения определенной цели, распознаются в качестве релевантных признаков и фиксируются в памяти. Так возникает в высшей степени существенная связь между распознаванием принадлежности предмета к определенному функциональному классу и процессами принятия решения. Например, ветки, используемые [обезьянами] для ловли термитов, могут выглядеть весьма различно, но все они должны иметь определенную длину, толщину и прочность. Это релевантный набор признаков понятия "удочка для ловли термитов". То же рассуждение справедливо по отношению к рычагам, отверткам, камням для раскалывания орехов и т.д. Отсюда следует, что эти признаки не суть просто отдельно взятые "цвет", "форма" или, скажем, тактильные свойства объектов. Инструментальная функция связывает в памяти эти признаки классифицируемых предметов в единое целое с признаками, указывающими на ту или иную возможность их практического использования. РРР: так и "магические" предметы должны иметь определенные функциональные признаки, а их функциональность закрепляться в результате успешной деятельности.
В памяти человека понятийные классификации, как правило, получают вербальные наименования. Наборы признаков, определяющие некоторое понятие, связаны со словами родного для данного субъекта языка. Это означает, что репрезентация признаков понятия в памяти могут дополняться по меньшей мере еще двумя, а именно: фонемо-фонологическими (сохранение информации о звуковом рисунке) и графемо-орфографическом (удержание в памяти информации об особенностях шрифта или зрительного облика соответствующего слова). В случае знания нескольких языков количество имеющихся репрезентаций увеличивается. Но как бы ни звучали и ни выглядели словесные обозначения, ядром понятия, выражающим его структуру, остаются наборы релевантных предметных признаков. Эти наборы признаков соотнесены в памяти со способами применения классифицируемых объектов, причем сами эти способы, как отмечалось выше, могут зависеть от мотивации. Подобная функциональная характеристика структуры понятия является для его носителя значением понятия.
Шимпанзе имитируют, но это относится не столько к звуковому подражанию, сколько к мимике и жестам.
[Эксперименты Д.Примака с шимпанзе, 1969]: До шести лет Уошо выучила 90 различных фигур и положений [из языка глухонемых] в качестве знаков предметов, действий и событий. Среди прочих она усвоила также слово "я"... ...находясь в гостях, Уошо издали увидела зубную щетку и тут же сложила на пальцах "зубы чистить". РРР: связь с действием Помимо последовательностей фишек в качестве высказываний, понимались вопросы (ибо на них давались правильные ответы). После усвоения понятий были выучены также родовые понятия: после знаков для красного, зеленого и синего - "слово", обозначающее цвет вообще. РРР: значит (для Леви-Брюля) для примитивных народов нет неумения подбирать категорию и признаки. Суть дела лишь в критериях (!) разбивки на категории. ...Сара владеет понятиями "одинаковое" и "различное": обученная на примере пяти сортов овощей, что одинаково, а что различно, она поняла содержание этих понятий, так как оказалась способной переносить эти отношения на любые объекты и решать, что, скажем, две скрепи одинаковы, а ключ и расческа различны, хотя она никогда прежде не видела эти предметы. Она могла подтвердить правильность отношения тождественности с помощью знака для "да" и отвергнуть высказывание "(х не есть тождественно х)", причем ответ во втором случае давался ей с заметно большим трудом. РРР: если даже у обезьян подобные задатки логики, то у примитивных народов и подавно... В случае комбинации "слов" также наблюдаются характерные различия в скорости научения. Описания конкретных ситуаций понимались быстрее независимо от того, имелись ли в виду вещи или отношения. То, что трудности возникали при классификации понятий, а не вещей, так сказать при движении в метаплоскости, объясняется не только сравнительно большей сложностью построения наглядных представлений. В этом случае также труднее сохранить достаточный уровень мотивации. "Если Сара возьмет банан, то Сара не получит шоколад". Но шоколад для Сары имеет значительно большую ценность, чем банан, именно шоколад является целью, задаваемой всей прошлой мотивацией. Отсюда делается вывод: "Если не взять банан, то получишь шоколад". С логической точки зрения это умозаключение, конечно, ошибочно. Но оно обнаруживает присутствие важнейшей предпосылки развития логического мышления: применение операции к имеющемуся знанию или, в данном случае, выбор отрицания одного действия для достижения цели другого. РРР: здесь что-то должно быть для возникновения "примитивных" логических связей...
РРР: а ведь Леви-Брюль и Юнг делали свои выводы еще ДО экспериментов с обезьянами, в процессе которых выявилось очень много интересного, что раньше и не предполагалось.
Как и понятийная классификация, когнитивные операции возникают из опыта активных манипуляций с предметами. Формирование понятийных категорий связано при этом с выделением инвариантных свойств вещей, признаков, общих всем объектам данного класса. Когнитивные операции, напротив, возникают из регулярных трансформаций отдельных свойств, предметов и целых ситуаций. При этом такие операции включены в регуляцию поведения: в нашем примере отрицание "не" означает отказ от одного вида активности и выбор в пользу альтернативного. Понятийные классификации и операции над признаками принадлежат сфере сенсомоторного опыта. Взаимодействие этих двух его компонентов определяет соотношение знаемого и потенциально достижимого в поведении... однако это возможно лишь в рамках короткого временного промежутка. Данное ограничение весьма сильно обусловлено связью понятий с наглядными признаками, а операций - с образным представлением активности.
В общем и целом мы сталкиваемся с парадоксом. В процессе научения у шимпанзе формируются средства коммуникации, шимпанзе обмениваются сигналами об опасности, пище, добыче, причем эти сигналы дифференцируются в зависимости от вида и качества объектов и ситуаций. С другой стороны, в ходе манипулирования, сенсомоторного обращения с предметами окружающего мира они образуют понятия, классифицируя множество объектов по их релевантным в отношении мотивов и способов поведения свойствам. Но шимпанзе не объединяют то и другое. Коммуникация остается привязанной к сиюминутному состоянию, положению, локальному событию. Мысленные конструкты, к построению которых они, несомненно, способны, не находят отражения в коммуникативных сигналах. В противном случае можно было бы говорить о наличии языка в смысле системы знаков, используемой в целях коммуникации. Но как раз этого функционального использования знаковых систем у них и нет. Они актуализуют в памяти знание о том, как выглядит "удочка" для термитов, они находят заготовку, обрабатывают ее, потом достаточно умело орудуют руками, переглядываются, молодые животные подражают этому. Каждый "знает", но ни один не может сказать "это палка для термитов" или просто "сорви ветку!". Сара в экспериментах Д.Примака доказала, что шимпанзе могут этому научиться. Необходимый для этого когнитивный потенциал у них существует, однако отсутствует решающий толчок, объединяющий мышление и речь в единое целое. По нашему мнению, стимулом для такого объединения явилась общественная потребность в кооперации. РРР: Значит - есть база, которая при соответствующем долговременном и эффективном воздействии способна дать сильнейшие результаты, что, возможно, и было проделано с прачеловеком. РРР: а вот сюда вполне пришивается кооперация для охоты. Обрядовые действия - предварительное планирование охоты. РРР: примитивная речь сильно связана с движением и действием...
Возникновение мышления предшествует развитию речи. Понятийная классификация возникает прежде всего из сенсомоторного обращения с предметами и в меньшей степени из общения с другими живыми существами. Она требует развития ассоциативных возможностей нервной системы, дальнейшего структурирования индивидуальной памяти. Звуковая сигнализация у наиболее высокоразвитых живых существ, за исключением человека, еще относительно груба. Степень ее дифференциации у человекообразных обезьян едва ли выше, чем у водоплавающих. В обоих случаях характеристики сигналов определяются не столько объективным содержанием сообщения, сколько тем или иным намерением повлиять на поведение партнера.
Лишь у человека волокна голосовых связок соединяются в ходе эмбрионального развития с волокнами кольцевой мускулатуры гортани... РРР: к мифу о сотворении человека - первый экземпляр не мог говорить !!!
Известный советский исследователь В.В.Бунак приводит многочисленные аргументы в пользу того, что самые первые понятия представляли собой не строго дизъюнктивные образования, а наглядно-образные репрезентации вещей и событий, в особенности эйдетические репрезентации их изменений в ходе выполнения тех или иных действий. Он рассматривает эйдетическую память как исторически исходную форму памяти человека. Этому этапу развития, по-видимому, соответствуют звуковые образования с преимущественно размытыми характеристиками гласных и согласных, позволяющие описывать не столько различное, сколько типичное, благодаря чему они и начинаются использоваться как обозначения классов событий. От них резко отличается звуковая сигнализация об отдельных событиях, связанных с аффективной нагрузкой и жестикуляцией, а в отношении лингвистической организации полностью остающаяся на дочеловеческом уровне. РРР: а этом есть своя логика!!! Не от излишней конкретики к обобщениям, а наоборот, от определенных обобщений в классы объектов к их конкретизации!!! Это более просто и более выгодно. Важно же передать самую суть - ядро информации, которое не требует сильной детализации... Но это сильно переворачивает весь подход к формированию абстракций как таковых!.. РРР: а ведь речь "примитивных народов" так и строится - от общего через уточняющие дополнения к конкретному (а не просто лишь "избыточное" перечисление характеристик объекта). То есть получается общий путь: от обобщению по одному принципу через дифференциацию и переупорядочение к обобщению по другому принципу. |
||
Восприятие и запоминание речевых звуков осуществляются в общем и целом по тем же принципам, что и когнитивная переработка информации о характеристиках объектов. При этом акустические, звучащие признаки объектов могут служить как бы мостом, ведущим к их называнию. Дифференциация фонологических форм оказывается необходимой в той мере, в какой это диктуется требованиями достижения целей практической деятельности, а также наличными средствами понятийного описания предметов и событий. Ведь звуковые образования представляют в конечном счете то, что имеется в виду на понятийном уровне репрезентации. Они превращаются в слова, поскольку заменяют понятия значками, их "обо-значениями". Между звуковым образом и понятием, формой и ее значением устанавливается зависимость, отношение взаимодействия, которое становится начиная с того момента, как они впервые объединяются в памяти, неразрывным. Это взаимодействие является одной из важнейших предпосылок повышения уровня познавательных достижений на пути к человеку современного типа. Собственно говоря. Это и есть новое качество организации психических процессов Homo sapiens .
Р.Стопа попытался реконструировать фонологические особенности речевой продукции первобытных людей на основе анализа звуковых сигналов приматов. Шимпанзе производят гласные звуки, подобные нашим... На основе этих звуков, как правило, возможна довольно уверенная классификация ситуаций. Р.Стопа пытается далее доказать, что звуковые особенности речи африканских бушменов обладают общими чертами с первичными речевыми формами, возникшими в антропогенезе... [Ему] удалось дать интересное и содержательное перечисление характерных признаков генетически ранних стадий развития речи и языка. С некоторыми модификациями они сводятся к следующему. 1. Звуковые выражения частично включены в жестикуляцию и мимику. Они зависят во времени от указаний и демонстрирующих пояснений, что доказывает недостаточную дифференцированность этих выражений для передачи всей имевшейся в виду информации. 2. В фонетике господствуют щелкающие звуки, хрипящие, укороченные гласные, а имеющие смыслоразличительное значение фонематические участки чередуются с чисто тональными вставками. 3. Одним из характерных приемов образования слов является редупликация (повторение)... Бушмены говорят о лице или о человеке "ту", о нескольких - "ту-ту", а о большой толпе - "ту-ту-ту". 4. Количество слов для обозначения численных величин крайне невелико. 5. Звуковые образования тесно связаны с ситуацией, эмоцияим и наглядными особенностями описываемого сценария. В языке эве предложение "Я приношу моему отцу суп, а потом хлеб"в буквальном переводе выглядит примерно так: "Я беру суп - беру, иду, прихожу - отец мой - перед лицом - даю ему - прихожу, беру хлеб - беру, иду, рядом суп - отец мой - перед лицом - даю ему". Обращает внимание тот факт, что по своей структуре это высказывание строится как хронологически точная последовательность сцен, каким они предстают с точки зрения действующего лица. Слова сопровождают развертывание конкретных этапов действия, синтаксические средства организации высказывания еще так слабы, что не позволяют выходить за рамки реального масштаба времени... 6. Одним из признаков примитивного языка является относительная многозначность. 7. Одно и то же слово часто выполняет несколько различных функций. 8. Мало слов, обозначающих родовые понятия. 9. Слова насыщены наглядными аналогиями. РРР: имена богов!!!
Какие же признаки характеризуют основные тенденции развития языка к более совершенным формам? Прежде всего происходит замена грубых, трудно различимых звуковых комплексов более дробными единицами с четкими дискретными смыслоразделительными признаками. Такими единицами являются наши фонемы. Благодаря обеспечению лучшего распознавания речевых сообщений резко снижаются энергетические затраты участников процесса речевой коммуникации. Глобальная, весьма неточная символизация уступает место более дифференцированным структурам, которым соответствуют также более развитые когнитивные структуры памяти. Исчезает и повышенная эмоциональная экспрессивность, заменяясь относительно нейтральной формой выражения. Наконец, значительное развитие претерпевает синтаксическая сторона речи. Если принять эти признаки в качестве общих характеристик эволюции речи, то достаточно отчетливо выступает принцип расщепления звукового комплекса на возможно более мелкие, но хорошо различимые единицы (о последнем "заботятся" процессы обратной связи) и образования из этих фонематических единиц все новых комбинаций звуков. Эти сочетания лежат в основе появления собственно слов устной речи. С этим связан другой исключительно важный процесс: отделение устной речи от системы аффективно-эмоциональной оценки успешности практических действий. Происходит замена непосредственной, прямой сигнализации о внутренних состояниях опосредованным символическим наименованием. Это процесс подстановки символических знаковых форм на место прямой сигнализации о внутренних состояниях - восприятии, представлениях, понятиях, оценках и схемах действия. Постепенно разрыв между речью и действием становится все больше, что находит свое отражение в возникновении собственных закономерностей оперирования словесными знаками. РРР: что-то в этом должно быть для мифологии...
В историческом контексте описанное расщепление звуковых образований на дробные, дизъюнктивные единицы, обусловленное, в частности, дифференциацией содержания сообщений, ведет к весьма значительным последствиям. Произвольно контролируемые фонемы могут легко объединяться в новые звуковые конфигурации, причем каждая из этих комбинаций легко может обозначать новое состояние, приобрести новое значение. Другими словами, дифференциация звуковых комплексов на отдельные фонемы делает возможным конструктивное порождение знаков из ограниченного исходного набора. Речь идет в принципе о том же процессе, которые гораздо позднее (между третьим и первым тысячелетием до нашей эры) обусловил переход от использования пиктограмм, иконическо-иероглифических знаков для понятий и их комплексов, к алфавиту буквенного письма.
Формирование коммуникативных сигналов и понятийная классификация инвариантных качеств объектов вначале развиваются независимо друг от друга, поскольку они различно мотивированы: первое подкрепляется социальными отношениями с собратьями по виду, второе - обратной связью об успешном (или неудачном) преодолении проблемной ситуации. Указанное взаимодействие возникает между субструктурами памяти, опосредующими два вида опыта организма. По мере того как поведенческий опыт включается в коммуникативную сигнализацию, она становится системой знаков для обозначения понятий. Это и есть основной когнитивный источник возникновения языка. РРР: вопрос!.. развитие человека изначально идет в группе, и успех действий напрямую часто зависит от слаженных действий в группе, так что вести речь о раздельном развитии двух процессов даже на каком-то раннем этапе вряд ли правомерно.
Неоспоримое влияние генетических изменений, видимо, объясняет тот факт, что становление речи в онтогенезе протекает в противоположном направлении по отношению к развитию языка у первобытного человека. В антропогенезе содержание языка создало его форму, в онтогенезе, напротив, форма предшествует содержанию. Судя по всему, возрастающая возможность переработки знаковой информации, обусловленная развитием кортикальных структур мозга. Приводит к настоящей потребности в речевой коммуникации еще до того, как для этого складываются достаточные когнитивные предпосылки. Это указывает на врожденную основу способности к формированию речи, причем врожденной оказывается прежде всего потребность в обмене информацией, мотивация в осуществлении коммуникативной функции речи. Первичные понятийные структуры когнитивных процессов возникают у ребенка в первые месяцы жизни в контексте выполняемой совместно со взрослым деятельности. Уже после того как становятся возможными первые, сенсомоторные в своей основе, понятийные классификации, к середине второго года жизни формируется номинативная функция слова. Только после этого начинается взаимодействие между когнитивными процессами и речевыми функциями, имеющее кардинальное значение для всего последующего психического развития ребенка. Основания для развития процессов взаимодействия познания и общения даны каждому индивиду как результат биологической и общественной истории. РРР: если же исходить из того, что человек изначально развивался (и становился как человек) в "социуме", то никакого "противоречия" или "эволюционной замены порядка" здесь и не будет...
Огромное количество самых различных фактов указывает практически на одну и ту же закономерность: по мере эволюционного и исторического развития преодоление трудных ситуаций все больше определяется внутренними, когнитивными процессами, а не хаотическими попытками непосредственного поведенческого решения проблемы по типу проб и ошибок.
Благодаря активному вмешательству памяти одна и та же реальная проблема может быть когнитивно репрезентирована весьма различным образом. Совершенно естественно, что, чем проще (например, обозримее) представлена проблемная ситуация, тем легче найти решение. "Легче" в смысле меньшего количества внутренних когнитивных усилий. С точки зрения описания индивидуальной познавательной активности это представляется совершенно очевидным: умного отличает прежде всего то, что он может схватить ситуацию в целом, увидеть путь, ведущий к успеху там, где для остальных решение будет скрыто множеством не связанных между собой частных фактов и обстоятельств. Но точно так же обстоит дело и в историческом развитии. Существует тенденция, ведущая ко все более простому представлению некоторой проблемы, делающему ее доступной для решения имеющимися у субъекта средствами. Мотивом, лежащим в основе этого процесса, является стремление овладеть своим природным окружением, научиться предвосхищать будущее развитие событий, рассчитывать последствия собственных действий. В частности, для лучшей их координации с действиями других членов группы.
Сама охота требовала координации действий, что предполагает подготовку, планирование и осуществление текущего контроля за ходом выполнения этой важной совместной деятельности. РРР: к возникновению ритуалов...
...неандертальцы хоронили своих умерших или погибших собратьев. Эти погребения содержат дополнительные, весьма различные объекты, которые могут служить указанием на то, какую роль играл мертвый при жизни. В пещере Ла-Шапель-о-Сен найдено погребение мужчины, на грудь которого положена нога бизона. Тут же находилось множество раздробленных костей зверей и кремневые орудия - забота об охотнике или запасы для будущей жизни в невидимом "потустороннем" мире. Его потребности "там" определялись по аналогии с потребностями "здесь". Раскопки у горы Кармель в Палестине подтверждают это толкование. Нет никаких сомнений в том, что погребения неандертальцев сопровождались какими-то церемониями и ритуалами, о содержании которых мы, правда, ничего конкретного сказать не можем. При этом могли наблюдаться значительные региональные различия. Некоторые косвенные данные говорят о том, что широкое распространение имели колдовские обряды, связанные с охотой. РРР: может быть и такой вариант - умерший забирал с собой то, что принадлежало ему. Это, в принципе, вполне сочетается с примитивным мышлением - другой человек ассоциируется со всем тем, что у него есть в некое единое целое. А нога бизона может быть лишь заслуженной долей умершего в той охоте, в процессе которой он погиб, например... Отсюда автоматически вылезает якобы связь (которой на самом деле могло и не быть) с представлениями о потребностями "там" по типу потребностей здесь...
Наиболее известным примером, однако, является культ медведя неандертальцев. Первые находки были сделаны в швейцарских Альпах на высоте 2400 м, в так называемой Драконьей дыре. У входа в эту пещеру было сложено из камней некоторое подобие подушки со стороной около одного метра. Сверху лежала массивная каменная плита. Под ней находилось несколько медвежьих черепов, повернутых в сторону входа. В глубине пещеры были обнаружены многочисленные медвежьи черепа в той же ориентации. У одного из них в отверстие над сулой была вставлена ножная кость. Объектом этого ритуала был пещерный медведь... РРР: шикарный пример переноса субъективных оценок и установок исследователей на объект исследования, в результате чего искажается первоначальная информация до неузнаваемости!.. А ведь все может быт намного проще и без всяких "ритуалов" и "культов": черепа служили для устрашения хищников и предотвращения их проникновения в пещеру. При этом используется вполне естественная и известная нам реакция животных - вид мертвых сородичей порождает чувство опасности...
Некоторые непонятные рисунки, например сцена из пещеры Ласко, где бизон с выпущенными кишками, нагнув рога, наступает на полулежащего человека с головой птицы, могут быть, по-видимому, связаны с обрядами инициации или подготовки выступления на охоту. РРР: охотник мог маскироваться под птицу...
В пещере Ле-Труа-Фрер найдена вырезанная на стене и окрашенная черной краской загадочная фигура, составленная из ног и тела человека, хвоста лошади, лап медведя, бороды серны, клюва совы, глаз волка, рогов и ушей оленя... Оно буквально царит над изображенными на той же стене зверями, среди которых, кстати, можно найти корову Рентье с головой бизона. Авторы первого научного описания этих изображений отметили, что они невольно вызывают ассоциации с богом Паном из греческой мифологии, а гибрид коровы и бизона напоминает некоторые древнеегипетские рисунки. Несмотря на всю свою фантастичность, главная фигура буквально потрясает зрителя реализмом исполнения и жизненностью. Кто бы ни был здесь изображен - колдун или бог, - ясно одно: конструктивное наглядное мышление приобрело на этом этапе развития силу художественной выразительности. Это мышление, носитель которого может осуществлять мысленные манипуляции с феноменальным миром, предвосхищая получение из старых элементов нового продукта. В сфере искусства эти интеллектуальные возможности проявляются в не меньшей степени, чем в сфере технологии изготовления орудий. РРР: откуда эта гибридизация?.. Хотя вполне может быть именно из-за "тяги к конструкторам"... Составление нового целого из известных элементов старого...
Погребения мертвых [20-30 тыс.лет назад] сопровождалось церемониями и обрядами. Идея обуздания смерти и воскрешения, судя по всему, глубоко волновала людей того далекого времени. Нам неведомы их мысли и чувства. Но то, что в древнейших эпосах мира вновь и вновь повторяется именно эта тема, едва ли является простой случайностью. Ведь в конце рассматриваемого периода - 10 тыс. лет назад - существовали устные предания, которые могли в более или менее измененной форме повлиять на первые письменные памятники человечества. Наскальная живопись и погребальные обряды указывают на бурное развитие магического мышления в системе общественных отношений, характерных для родового строя. РРР: это подтверждается и современными примитивными народами, однако, магия имеет у них сугубо практическую направленность (не абстрагируясь от повседневной жизни). Да и трудно было бы ожидать, что в одной сфере будет иметь место стремление к удовлетворению насущных потребностей, а в другой - с каким-то болезненным упорством - идти все больший отрыв от реальной жизни... Что-то в этом явно искусственное (внесенное нашими трактовками). |
||
Рассматривая период доминирования кроманьонского человека, нельзя не признать, что за эти 30-40 тыс. лет был достигнут больший прогресс в технологии, образе жизни и возможностях мышления, чем за предыдущие полтора-два миллиона. В ходе последующей неолитической революции, связанной с почти повсеместным переходом от охоты к земледелию и обусловившей в VIII - VI тысячелетиях до нашей эры настоящий демографический взрыв, произошло дальнейшее ускорение технологического прогресса и совершенствование структуры социальных отношений. РРР: насчет повсеместности автор, конечно, загнул, - но мы-то знаем... РРР: любопытно, а нет ли какой-то осмысленной связи между уже довольно высоким уровнем развития кроманьонцев и появлением богов именно в это время?.. Вмешательство в "узловой момент времени"?.. И было бы фактическое "замораживание" развития (как имело место у народов, не перешедших к земледелию), если бы развитие пошло естественным путем?.. И если какой-то качественный скачок все-таки имел бы место "сам по себе", то в какую сторону?..
Наряду с ритуализацией важных социальных событий, существенное значение имеет прежде всего символизация, выступающая как очевидный результат рефлексирующего мышления. Тотемное животное как символ и знак единства рода и сообщества постоянно напоминает об общей истории. РРР: настолько ли сильный это источник символизма?..
Мышление в символах и с помощью символов является уже рефлексирующим мышлением. Если тотемным животным одного племени является сокол, а другого - змея, то размышления о свойствах тотема становятся размышлениями о себе самом как индивидуальном и (в неразрывной связи с этим) социальном существе. РРР: прежде всего социальном. Еще доминирует "мы" над "я".
...характерные особенности архаического мышления. Первое его свойство - высокая степень слияния индивида с окружающей его природой. Непосредственная и постоянная конфронтация с силами физического мира и биологического окружения, масштабы которых превышают возможности воображения отдельного человека, создает очень эмоциональное и в конечном счете глубоко личное отношение к этим силам. Наиболее яркое выражение это находит в анимистическом мышлении, которое населяет природу божествами, демонами и духами. Действие природных сил приписывается фантастическим причинам. В соответствии с мыслительными привычками эти причины вычленяются и входят в обиход как одушевленность вещей и явлений. Древнейшие сказки доносят из седой предыстории остатки этого мышления: животные говорят друг с другом как люди, гром и молния вызываются человекоподобным существом; болезни причиняются духами; мертвые и боги бредут невидимыми путями, сохраняя, однако, мысли, чувства, желания и надежды живых. РРР: высокая степень слияния с природой вытекает из животного происхождения человека и характерна для относительно слабого начального самосознания, ограничивающего самотрансценденцию. А наличие духов подкрепляется повседневной практикой, а не неким страхом перед природой (в противном случае животным повсюду должны мерещится духи и демоны)!!! Да и духи бывают не только злыми, но и добрыми, и нейтральными, - так что страх здесь совсем не при чем. РРР: с животными вполне можно разговаривать, если понимать их язык. Поскольку древний человек "ближе к природе" (т.е. к тому же животному состоянию), то и представить себе возможность общения, и общаться с животными на их языке ему намного проще.
Вторая характерная черта архаического мышления выражается в высокой степени интеграции индивида и социального сообщества, интеграции личности и рода. Род указывает на происхождение. Это существенное свойство тотемистической символики и ритуалов. Общий предок выступает как источник всех предписаний и начало всех правил совместной жизни. Его установления и санкции должны быть приняты каждым, они образуют "кодекс", закон. Эта общность истории определяет родство. Тотемный предок содействует закреплению характерных общих черт членов племени. Это усиливает вполне реальное чувство сопринадлежности, повышает готовность к отождествлению отдельного члена с сообществом. А там, где это оказывается недостаточно, начинают действовать наказания. Примечательно, что самые строгие наказания назначаются при нарушении предписаний, связанных с тотемом: чаще всего смерть или изгнание, причем обычно смерти отдается предпочтение... РРР: это вполне могло быть использовано и положено в основу религии. РРР: чем это принципиально отличается от современного общества, чтобы выделять это в "характерную черту"?.. Только лишь тем, что тотемы ныне заменены общественными законами и нормами?.. Важен лишь факт сильной интеграции в социум.
Третьим свойством архаического мышления является высокая эмоциональная чувствительность и аффективная напряженность. РРР: это тоже результат животного происхождения, но и основа для магии!!!
РРР: может быть так - сначала индивидуальное и коллективное сознание идут в своем развитии параллельно, так как очень сильно взаимосвязаны. "Я" сильно привязано к "мы". Затем индивидуальное сознание резко отрывается вперед, - коллективное просто не может двигаться вперед с такой скоростью...
Большая образность и тем самым иконическая полнота воспроизведения содержаний памяти, а также деятельности воображения является четвертым свойством архаического мышления. Реалистичность изображений в пещерах кроманьонцев имеет в данном случае познавательную основу. РРР: не воображения как фантазии !!! Речь идет о детальном отображении реальности!!! Какая-то "иконическая полнота" - это субъективное восприятие исследователей.
...гром или наводнение считается наказанием некоего могущественного существа за оскорбление, пренебрежение или нарушение заветов. Таким образом, неизвестное становится объяснимым; неопределенность знания снимается определенностью веры. Анимистическое мышление заполняет широкие пробелы в знаниях о причинах природных явлений. Оно обеспечивает надежность поведенческих решений в таких ситуациях, где с рациональной точки зрения можно было бы ожидать от индивида полной беспомощности. Когнитивным механизмом, определяющим поведение в данных ситуациях, является умозаключение по аналогии. РРР: прежде всего, аналогия должна иметь основу!.. РРР: почему именно наказание?.. для такой трактовки нет явной причины. Ребенок же хоть и пугается неизвестного, но не обязательно принимает это на счет своей провинности и принимает объяснение взрослых (сходство архаического и детского мышления должно быть). Так что вопрос начальной трактовки открыт... РРР: А разве мы не заполняем пробелы наших знаний какими-то теориями, которые в дальнейшем вполне способны оказаться ошибочными?.. Материалисты же тешат себя сказкой о том, что "сознание - вид движения материи" и что "мысли порождаются нейронными структурами мозга"... Значит, мы и здесь не имеем никакой отличительной черты архаического мышления!!! Вся разница в данных вопросах заключается лишь в различии базовых мировоззрений!!!
РРР: дети верят в сказки. Но эти сказки придумывают и рассказывают им взрослые!!! Это и к невозможности архаическому мышлению придумать фантастические мифы, и к роли богов в становлении религий...
В структуре архаического мышления формируются три стратегии предсказания будущих, еще не воспринимаемых событий на основе воспринимаемых свойств. Первые две стратегии являются собственно мыслительными и различаются в зависимости от того, что учитывается или регистрируется в некоторой взаимосвязи. Третья является разновидностью подражательной стратегии. РРР: база для практической магии. И в ней есть рациональное зерно. Она отражает объективную реальность!.. 1. Индивидуальное систематическое наблюдение пространственно-временных связей и их зависимостей... 2. Вторая стратегия - умозаключение по аналогии на основе выделения сходных признаков... 3. И наконец, третья стратегия. Можно было бы сказать, что она основывается на подражании увиденному, которое может служить индикатором чего-то и тем самым служить для предугадывания будущего. С этой стратегией связаны процедуры колдовства и особенно магического действия. Можно привести бесчисленные примеры присвоения имен: имена животных, такие, как "орлиный глаз" или "проворная лиса", должны придавать их владельцу силу, ловкость или другие способности образца, а названия цветов, используемые как имена, - красоту их носительнице. В колдовстве будущее событие даже не предсказывается, а вынуждается: жертва умиротворяет сердитых богов, и потому они "посылают" дождь или удачу на охоте. РРР: чтобы чего-то достичь, надо это сильно захотеть и "отождествить2 себя с успехом или желаемым объектом (результатом). Практика!.. Уже первоначальное знакомство с различным характером этих трех стратегий показывает, что они в разной степени пригодны для отражения свойств реальности и для экстраполяции будущего. Тем не менее все они... содержат и рациональные элементы.
Каждый воспринимаемый предмет может предстать перед нами в несколько разном обличье, что в принципе будет менять набор перцептивных признаков. В зависимости от той или иной основной мотивации из множества форм проявления одного и того же предмета мыслимый в понятии класс могут определять в одном случае одни, а в другом - иные признаки. Например, в одной ситуации растение может рассматриваться как лечебное средство, а в другой - как украшение.
Слова, обозначающие понятийные структуры, связывают из множества воспринимаемых признаков те, которые значимы для принятия решений. В поименованных свойствах вещей или событий отражается специфическое расчленение реальности, обнаруживается, что является критически важным для принятия решений и управления поведением, а что можно просто игнорировать. В системе языковых названий реальных вещей и событий отражается склад ума не только носителя языка, но в известном смысле и его языкового сообщества как особой этнической группы.
При исследовании всех этих этнических групп было обнаружено, что особо тонкому понятийному расчленению подвергаются жизненно важные области и те объекты в них, которые наиболее непосредственно связаны с потребностями: растения, животные, болезни, отношения родства и т.д.
Легко видеть, что вместе с названием уже фиксируются определенные способы преследования и охоты на животных, названы времена и места, где их можно найти и т.д. Отсюда видно, что первоначальные названия понятий одновременно включают указания на возможные способы действования. Еще убедительнее связь познания и поведения выступает в тех случаях, когда с некоторыми животными или растениями оказываются связаны определенные ритуалы. Это особенно бросается в глаза в случае магических действий с целебными растениями или с тотемными животными. У пеулов в Судане растения распределены в соответствии с календарными и астрономическими датами. Для того, чтобы удался определенный замысел, например женитьба на желанной девушке, следует после оклика "бодрствующего духа стад", ползая и извиваясь, выкопать вполне определенное растение в то время, когда солнце находится в строго заданном положении на небосклоне.
Примеры влияния жизненных условий на образование понятийных классов и названий чрезвычайно многочисленны. Племена индейцев, селившиеся в конце прошлого века на юго-западе Северной Америки и занимавшиеся садоводством, считали ворона прежде всего "потребителем садовых плодов". Индейские племена рыболовов и охотников северо-западного побережья Тихого океана выдели в той же птице "поедателя падали и экскрементов". Выделение какой-либо частной совокупности признаков приводит к несколько иному значению и другой поведенческой установке по отношению к одному и тому же животному.
В языках первобытных народов имеются неотделяемые от объекта цветовые "имена". Часто вместо них для названия применяются как раз свойства объектов. Так, например, у индейцев племен бассейна Амазонки существует 300 различных названий зеленого в зависимости от оттенка тех растений или листьев, для которых характерна эта окраска.
Разные классификации обусловливаются различными жизненными и ситуационными условиями. Они не свободны от ценностных коннотаций, поэтому название и фиксирует, подобно штампу, то содержание признаков, которое значимо для принятия решений и последующего действия. Они выделяют тем самым свойства объектов, причем под углом их значимости для поведения. Не удивительно поэтому, что в архаическом мышлении за названиями признается та же сила и те же качества, что и за самими называемыми вещами.
У индейских племен существует совет старейшин, обсуждающий и принимающий решения относительно названий неизвестных объектов.
...классификационные системы не просто облегчают ориентировку в необозримо многообразном мире, но собственно и делают ее возможной. Названия же способствуют сохранению в памяти именно тех данных, которые значимы для достижения целей в определенной ситуации. Становится возможным гигантский шаг вперед: из необозримого богатства воспринимаемого мира отбирается самое существенное и благодаря воспринимаемого мира отбирается самое существенное и благодаря классификации сохраняется в памяти. Происходит когнитивное освоение некоторых форм проявления объективной реальности. Именно в этом глубокий рациональный смысл архаического классифицирования. Его внутренние ограничения связаны с тем, что значимые для классификации признаки всегда являются перцептивными, то есть лежат как бы на поверхности предметов и событий. Здесь познание наталкивается на известную преграду, что порождает необходимость сделать непонятное понятным при помощи мифа. РРР: все логично, кроме окончания... |
||
Попытки преодоления этих ограничений предпринимаются и в рамках архаического мышления. Подчас они выглядят по-детски беспомощными и наивными. Но за всей их мистической подоплекой многие этнологи, изучавшие особенности магического мышления, упустили из виду, что одновременно речь идет о процессах вывода, за которыми скрывается попытка установления отношения "если... то...". Иными словами, было упущено из виду, что в магическом мышлении содержится предпосылка строгой каузальности.
Совсем иного рода примеры типичны для первых попыток борьбы с болезнями: использование пауков и белых червей для лечения бесплодия у ительменов; кашеобразно измельченных красных червей против ревматизма; измельченного клюва дятла, его крови, засушенных частей тела против зубной боли, золотухи, туберкулеза, а крови серой куропатки - против паховой грыжи и бородавок. У бурятов мясу медведя когда-то приписывалось 7, крови - 5, мозгу - 12, а шкуре - 2 различных целебных воздействия. Каждая из этих взаимосвязей получает обоснование в рамках определенного мифа. Но в основе таких мифов почти никогда не лежит какое-либо воспринимаемое сходство. Речь идет главным образом о символическом приписывании причины действию сил, находящихся за пределами мира явлений и недоступных восприятию. РРР: не надо забывать, что многие "болезни" лечатся простыми безвредными таблетками типа глюконата кальция. РРР: сюда замечательно подойдет расшифровка медицинских рецептов Шумера, где фигурируют и лягушки, и животные и т.п. В глазах профессионалов - получаются действительно работающие рецепты. Присовокупить... РРР: По тем же причинам вполне работоспособными оказываются и многие народные рецепты. Конечно, есть много и неправильных рецептов, но и в официальной медицине есть куча ошибок; а препараты то признаются панацеей от всех бед, то оказываются вредными: антибиотики во время беременности, избыток аспирина и т.д. и т.п. Можно присовокупить сюда и гомеопатию. РРР: а разве способен архаический разум понять суть фармакологического воздействия медицинских препаратов?.. Для него так и будут стоять за этим неведомые силы, которые столь же неведомы и современным людям, несведущим в медицине...
Нетрудно понять, какие катастрофические последствия может повлечь за собой такой отказ от опоры на непосредственное восприятие в познавательной деятельности, хотя отдельные случаи излечения каждый раз фиксируются в качестве мощного подкрепления принимаемых магических лечебных воздействий. Тем не менее за всем этим кроется фундаментальное допущение, что болезни чем-то вызываются, что в стихиях и субстанциях природы есть силы, оказывающие целебное действие. Хотя поспешно обобщенные наблюдения часто опровергают это предположение, в рамках архаического мышления именно оно выводит лечение болезней на верный путь. Вначале - в связи с колдовством и магией. РРР: во многих случаях важно психологическое воздействие врача. РРР: бактерии и вирусы - чем не демоны; химическое воздействие на них - чем не действие сил, оказывающих целебное воздействие?!. Суть-то отражена верно!!!
...сквозь все ошибочные истолкования, сквозь весь авантюризм и суеверия пробивается определенная мыслительная стратегия: нет ничего необъяснимого, все, что совершается в мире, имеет свою причину. РРР: стратегия, лежащая в основе научного познания!!!
Известны многие примеры того, как нарушения табу вызывали шок, приводящий к психогенной смерти. Это свидетельствует, помимо прочего, о том, что страх перед нарушениями архаических социальных запретов имеет исключительное дисциплинирующее воздействие, воздействие, способное фиксировать в памяти правила социальных отношений.
В многообразии обычаев, табу и предписаний можно установить весьма разные степени зависимости продуктов мышления от реальности. И все же наличие элементов реального познавательного процесса неоспоримо.
...пример: не употреблять в пищу то, что имеет горький или острый вкус. Конечно, далеко не все яды обладают такими свойствами. Но хотя обобщение произведено чересчур поспешно, несомненно, что в этих правилах отражены длительные наблюдения и практический опыт ряда поколений.
Уже собственные действия человека порождают первые непосредственные представления о причинах и следствиях: предметная активность человека вторгается в окружающий мир и изменяет некоторые его свойства. Аналогично регистрируются воспринимаемые природные процессы: то, что совершается, всегда является следствием чего-то. Там, где есть явление, есть и сущность - независимо от того, идет ли речь о сновидении, воображении или реальном восприятии; а там, где есть событие, есть и причина. В самых фантастических домыслах анимистического мышления по поводу связей реального мира обнаруживается эта важнейшая предпосылка будущего интеллектуального прогресса.
В архаическом мышлении классифицирование и схватывание связей ограничены, как уже говорилось, поверхностным слоем реальности, они скованы миром восприятий. При попытке пробить этот поверхностный слой и перейти к более глубоким, невидимым взаимосвязям умозаключения довольно часто ошибочны и уязвимы. Опора на символы и предзнаменования является такой попыткой. Разумеется, важную роль играет и оценочная функция, ибо действие символа, который должен функционировать в качестве средства организации поведения, нуждается в мотивационном подкреплении. В принципе все это может быть достигнуто лишь посредством веры в мифы и магические связи. Колдовство и магия становятся реальностью. Недаром вера в неотвратимость наказания за нарушение табу может убивать точно так же, как удар каменным рубилом. И здесь же обнаруживается рациональное зерно магического действия и магического мышления: они восполняют пробелы в знаемом. РРР: Точно также и наука опирается на определенную "веру" в какие-то базовые принципы, составляющие научную парадигму...
Осознание причинной обусловленности всех явлений нередко само становится причиной поиска знака или предзнаменования. Из поколения в поколение передаются толкования птичьих криков, используемые для различных пророчеств; интерпретации форм облаков в качестве картин, говорящих о желаемом или угрожающем будущем и т.д. Причины этого очевидны. Число наблюдений, находящихся в распоряжении индивида, часто слишком мало для адекватного познания реальных природных взаимосвязей. Если в таком случае обобщения не встречаются с корректирующими данными или если настоятельно необходимо быстрое принятие решения (как, например, при колдовстве о ниспослании дождя или при предсказаниях успешной охоты), то они оказываются слишком поспешными. Однако представляется неоспоримым, что по своей логической структуре все это - индуктивные выводы. РРР: будущие поколения, весьма вероятно, смогут аналогичным образом оценивать предсказания наших политологов, футурологов и т.п.
Раз возникнув, подобная познавательная мотивация уже никогда не исчезала. В длительной и противоречивой истории человеческого общества рано или поздно терпели крах любые попытки угнетения познавательной мотивации.
РРР: За всеми магическими действиями при желании всегда можно найти рациональную основу и отражение реальности. Вот и надо это делать, а не сваливать все к сказкам и фантазиям... Тонкая грань, но ее надо соблюсти.
Человеческое мышление вообще характеризуется тем, что связи явлений или событий в уже известных областях действительности переносятся на сходные области неизвестного. Анимизм примитивного мышления основывается на принципе аналогии: то, что действует, должно быть живым и одушевленным; мотивы, определяющие действия духов и демонов, аналогичны человеческим; эти духи и демоны могут быть благожелательными или злыми; прогневавшись, они способны навредить человеку или даже погубить его. Их можно смягчить такими же действиями, какими приобретают расположение людей, - даря желанные вещи, почитая или принося им жертвы. РРР: принцип аналогий нередко успешно используется и в науке. Вообще основные наиболее общие законы природы - есть в некотором роде законы аналогии. РРР: можно отметить в этой фразе слово "желанные" вещи!.. А по желаниям можно определять и потребности и мотивацию!..
Речь идет о принципе тотемизма. Его существенные, в значительной степени совпадающие формы состоят в том, что сопринадлежность членов племени определяется общим магическим предком: тотемным животным, растением (грибом или деревом), реже - неживым предметом, который в воображении, однако, оказывается, разумеется, одушевленным. Это животное является "священным" в том смысле, что оно неприкосновенно, освящено, непорочно, оно может угрожать, вызывать страх и ужас с силой, едва ли не превосходящей возможности человеческого воображения. РРР: а не провести ли здесь параллель с коллективным сознанием данного племени?.. "Я" еще тесно сплетено с "мы", которое должно быть как-то конкретизировано, в чем-то "воплощено". РРР: эти свойства, фактически, в позднейшее время перенесено на такие понятия как "масса", "народ", "нация" и т.п. Масса в определенном смысле "священна": "глас народа - глас божий", "желание избирателей - закон" и т.д. Может быть и страшна с жуткой силой: "разрушительная сила масс", "темная сила масс" и т.п.
В качестве общего предка тотем (пума, орел, олень, антилопа) выражает кровное родство и общий характер данного племени, выделяя его среди прочих квазиэтнических единиц. Представляется, что по своему значению кровное родство было самым существенным элементом социальной организации, так как именно на нем были основаны наиболее важные правила поведения.
Общность прародителя, с которым связывается история и современное родство, закрепляется нормами поведения, фиксированными в заповедях и запретах. Ведь каждая заповедь одновременно является запретом, который нельзя нарушать, а каждый запрет - заповедью, которой надо следовать. Это единство противоположностей находит свое концентрированное выражение в правилах поведения, связанных с тотемом, - в табу. РРР: фраза почти в ноль переносится на современное общество с заменой "прародителя" на "происхождение", а "табу" на "свод законов".
Нарушивший табу является виновным в глубочайшем смысле этого слова. Табу в самом себе несет наказание: сознание отверженности, неполноценности, дискриминированности. Вместе с рефлексией над самим собой возникает совесть как сосредоточенная на своем "я" норма принятой системы социальных ценностей. Самообвинение становится выражением заслуженного наказания. В этом заключается решающее обстоятельство: табу действенно, поскольку в качестве нормы оно укореняется в вере, и, следовательно, его нарушение затрагивает ценностные структуры личности. Это вызывает столь глубокое чувство вины, что оно, как показывают примеры, может привести даже к психогенной смерти. РРР: просятся параллели - с детским бойкотом, с рядом случаев самоубийства даже во взрослом возрасте и т.п.
По-видимому, эта исторически самая ранняя система социально опосредованных норм поведения концентрировалась на вполне определенных жизненных ситуациях, таких, как рождение и присвоение имени, посвящении юных членов племени во взрослые (инициация); заключение брака, смерть, охота, военные столкновения, распределение благ и учет взаимных притязаний.
Саморефлексия как обращение мышления от наблюдения внешнего мира к наблюдению собственного "я" ведет к переживаемой идентификации "я" и племени. Вера в реальность внешнего мира, перенесенная по аналогии на самого себя, приводит к признанию предметности "я" в качестве духовной сущности, или души, которая может вселяться как в тело, так и покидать его. В архаическом мышлении имя является названием души как существа. Отсюда понятно, почему у некоторых индейских племен лишение имени равнозначно отказу от самого себя. РРР: ну, совсем запутался автор - то перенос изнутри вовне, то извне вовнутрь!.. Так что же "первично" в данном процессе?.. РРР: человек изменился, изменилось его качества, - естественно, должно измениться имя, ведь оно несет описательную (!!!) нагрузку (а не как в современном обществе почти лишено этой описательной составляющей). И "отказ от самого себя" надо воспринимать как "отказ от самого себя старого, прошлого"!..
Как полагают многие первобытные народы, после смерти духи или души умерших окружают хижины. Люди умирают практически всегда насильно и против своей воли; поэтому в представлениях носителей архаического мышления умершие большей частью рассержены, мстительны, злобны. Следовательно, их необходимо умилостивить. Различные предписания указывают на то, как это сделать. Важнейшее из этих предписаний состоит в том, чтобы не произносить имена мертвых, ибо это может потревожить их и вызвать их недружелюбные действия. РРР: к причинам "злобности" может быть отнесен факт того, что души при физической смерти попадают в стрессовую незнакомую ситуацию, тогда их поведение очевидно. И очевидна необходимость "умилостивить", т.е. успокоить. РРР: "окружение хижин" тоже вполне закономерно - слабо развитая душа имеет сильную составляющую, связанную именно с физической жизнью. Эта составляющая и притягивает к привычным местам.. РРР: произнесение имени практически также привлекает внимание как и прямое обращение (если упоминаемый слышит произносимое свое имя). Поскольку же для духов не существует понятия "материальное расстояние", постольку души умерших могут и отреагировать на упоминание своего имени в любом месте. Все логично. |
||
Вещи, положенные в могилы, считаются как задабривающими подарками, так и предметами, необходимыми для благополучной жизни в царстве теней. Вообще, задабривание мертвых, связанное с представлением о тотеме, играет весьма значительную роль в архаическом мышлении. Победоносные воины одного меланезийского племени приносят жертвы для задабривания убитых врагов.
Наиболее важные и таинственные табу связаны с заключением брака. Достигнув брачного возраста, члены племени не могут вступать в брак с кровными родственниками. В этом состоит заповедь экзогамии.
РРР: на табу, наверное, особенно не стоит акцентироваться. Это - всего лишь свод правил, норм и законов поведения членов социума. Не меньше, но и не больше!.. Внимание исследователей привлекает здесь лишь непривычность (для самих исследователей !!!) формы. А в содержании, в сути ничего особенного нет...
Во многих сообщениях подчеркивается, что женщина не может выходить замуж внутри своего тотемного рода. При этом редко упоминаются мужчины, хотя. В сущности, речь идет об одном и том же... обряды инициации, напротив, затрагивают преимущественно мужскую часть племени. Об этом свидетельствуют сообщения о племенах Африки и Австралии, об ацтеках и майя. Часто мальчики на неделю отделяются от девочек. Эти мальчики испытывают муки голода, занимаются самоистязанием. У многих племен им наносят при этом болезненные раны в виде татуировок или надрезов. Как правило, эти татуировки и надрезы содержат признаки, указывающие на связь с тотемом. Хотя в этом случае иногда и имеет место сексуальная символика, в целом складывается впечатление, что она не стоит в центре данных обрядов. Юноша, сумевший преодолеть муки посвящения в мужчину, как бы доказывает свою готовность выносить предстоящие суровые обязанности. С другой стороны и, вероятно, в еще большей степени, это первый настоящий урок, связанный с социальным принуждением. Голод и боль переносятся ради вступления в число полноправных членов сообщества. РРР: сексуальная составляющая, действительно, может быть и слабой. Ведь все тоже очень естественно: с возрастом происходят изменения в человеке, который из беспомощного ребенка превращается в полноценного взрослого человека. Соответственно и отношение к нему в какой-то период времени со стороны социума меняется. Тем более, что даже физиологические изменения носят довольно ограниченный временной характер: девушка становится способной рожать (что вообще проявляется в достаточно наглядном виде); у мальчиков ломается голос, меняются пропорции тела и т.п. Перевод из одной системы отношений в другую в таком случае вполне логично сводить к определенному обряду, который лишь повышает эффективность усвоения новых норм поведения инициированного. РРР: У нас тоже навалом остатков этих обрядов инициации - получение аттестатов и дипломов; включение в число призывников (служба в армии); получение паспорта (приравнивание в правах и ответственности к взрослым) и т.д. и т.п. РРР: в целом - на обряды инициации нет смысла также обращать особое внимание. Преувеличенное внимание к ним и внесение в список характерных черт архаического мышления не имеет никаких объективных оснований. Все дело лишь в различии культур.
Все без исключения случаи, когда упоминается тотем, - рождение, смерть, инициация, плодородие, успех на охоте, состояние борьбы - это эмоционально окрашенные ситуации совместной жизни. В процессе переживания всех этих событий выковывается эмоциональный обруч сопринадлежности общему роду.
Не совсем ясно, как был организован внешний контроль за соблюдением социальных норм во времена расцвета архаических социальных структур... Сравнение с установлениями, бытующими у весьма архаично организованных народов, позволяет предположить наличие чего-то подобного совету старейших, которые определяли задачи остальных членов рода, например, во время охоты или боевых походов. Древнейшие из сохранившихся свидетельств указывают именно на такой принцип организации. Важная функция таких советов, в которых, безусловно, было одно или несколько доминирующих лиц, состояла в надзоре и контроле за соблюдением правил поведения. Многочисленные пробелы в знаниях должны были питать сомнения в правильности интерпретации того или иного предзнаменования, в действительной необходимости того или иного предписания.
Мифы существуют первоначально как передаваемые из уст в уста рассказы. РРР: велик и могуч русский язык - именно "рассказы", а не "фантазии" и "сказки".
Мифы интерпретируют все по образу и подобию человека. Побуждения животных сходны с мотивами людей, растения разговаривают, у камней обнаруживаются те или иные желания. Мифы объясняют даже то, что не имеет объяснения: преодоление смерти или действие сверхъестественных сил. Тем самым они обосновывают магию, задачи которой состоят в создании желаемого будущего. В магических обрядах о духах и демонах говорится так же, как о живых людях: их задабривают вкусной едой или изгоняют заклинаниями, обращенными к тотему. Сила волшебства следует из веры в силу мыслей и слов, в причинное действие представлений. В самых различных формах колдовства сущность магической активности всегда состоит в попытке произвести необходимые реальные изменения одной только силой мысли. РРР: если самые общие потребности живых организмов схожи, почему же у животных не может быть мотивации, в чем-то схожей с человеческой?.. Но если человек устроен по общим законам мироздания, то это же не значит, что его представления о мироздании - простой перенос своих свойств на свойства мира. Использование же терминологии, применяемой обычно к людям, для описания окружающей реальности вытекает из большей эффективности для обмена информацией о этой реальности. Что мы и продолжаем использовать (т.н. антропный принцип в примитивной форме): звезды "рождаются и умирают", ветер "дует", дождь "идет", сила "прилагается" и т.п. Но никто не видит в этом некоей мифологизации. РРР: мифы - знание, призванное облегчить жизнь. Тогда почему их нужно считать некоей абстракцией и выдумкой?..
Имеется ряд сообщений о примитивных племенах, с позором изгонявших или даже убивавших колдунов, не добившихся успеха. РРР: вот прямое подтверждение практической направленности магических обрядов, объективной необходимости в их возникновении, отражения в них объективной реальности и т.д. и т.п.
В качестве стиля или, так сказать, технологии убеждения ритуализация магических действий, по-видимому, сложилась еще в предысторические времена. РРР: это могло быть использовано приданием религиозным системам формы мифов для максимального их воздействия...
...между культом и магией нет резких различий. РРР: ой ли?..
...известен ритуал, практиковавшийся бедуинами Синайского полуострова еще до новой эры. "Верблюд, предназначенный в жертву, связывается и укладывается на красный каменный алтарь; вождь племени заставляет участников церемонии трижды обойти вокруг алтаря, он наносит животному первую рану и жадно пьет струящуюся кровь. Затем вся группа набрасывается на жертву, люди отрезают ножами куски мяса и поедают их столь поспешно, что в короткий промежуток времени между заходом вечерней звезды, которой собственно и приносится эта жертва, и первыми лучами солнца все жертвенное животное - мясо, печень, почки, кожа и внутренности - поедается". РРР: опять восход солнца!.. РРР: что за "вечерняя звезда"?..
Важное значение имеет сугубо консервативная установка. Ритуал всегда основан на предписании, которое либо прямо передано тотемом, либо установлено по мистическим и потому принудительным соображениям. Любое отклонение от этих предписаний обусловливает неуспех ритуальных действий. Аналогично обстоит дело и в случае социальных отношений. Необходимо понять, что магическая церемония или культовое действие являются элементами социальной жизни, оказывающими огромное объединяющее воздействие. На их фоне особенно рельефно выступает принуждающая сила норм и действующих правил и тем самым стабилизируется то, что сохраняет свою полезность или выдается за полезное. РРР: сильная роль консервативности противоречит версии фантастичности мифов!.. И что значит "выдается за полезное"?.. Реверанс в сторону непризнания действенности магических обрядов?.. Клеймо влепили - и нормально...
Тотемизм является этикой, ибо в нем подвергнуты оценке нормы поведения, одни из них определены как значимые и важные, а другие - как недостойные и наказуемые. Система наказаний является ступенчатой и разработана вплоть до тонких градаций. При этом строже всего караются нарушения табу. Принадлежность к общине определяется рождением; посвящение в полноправные члены племени регулируется ритуалом, вызывающим сильнейшие переживания; детально определены исторические отношения родства. Возникает кодекс морали, используемый для принятия практических решений.
З.Фрейд, конечно, был прав, видя в табу один из ранних социальных факторов возникновения неврозов. Запреты и принуждения, накладывающиеся на мышление, легко вызывают тяжелое чувство вины. Однако представление о том, что ядро мифологии следует искать в смещенной или вытесненной сексуальной символике, до сих пор не получило сколь-нибудь убедительного обоснования, выходящего за пределы явно недостаточных пояснений самого создателя психоанализа. Вильгельм Вундт в своей "Психологии народов" рассматривает в качестве центральных феноменов архаического мышления различные проявления страха перед демонами и духами. В этой связи Фрейд совершенно справедливо настаивает на необходимости выявить подоплеку эти страхов и представлений. Мы пытались показать, что в основе последних лежит особая стратегия объяснения незнаемого. Данная стратегия исходит из сходства с уже известным и имеет форму умозаключения по аналогии. Надо отметить, что подобная стратегия всегда встречается там, где происходит выход за пределы знаемого. Именно за этими пределами обычно и поселяются страхи. РРР: не все сводится к страхам (как впрочем и проблемы, анализируемые Фрейдом, не всегда упираются в "страхи"). За гранью непознанного находится не только страх, но и любопытство, и стремление к познанию и т.п., имеющие положительные эмоциональные оттенки.
Но в таком случае аргументация К.Леви-Стросса, согласно которой архаическое мышление определяется специфической логической структурой, призванной объяснять познаваемые связи, не решает, а лишь подменяет проблему. Ведь речь идет о происхождении этих мыслительных структур. По нашему мнению, структуры архаического мышления основываются на регистрации актуально воспринимаемых связей, выделение которых мотивировано жизненными условиями и необходимостью принятия решений о действиях, направленных на их улучшение.
РРР: Существует масса теорий и подходов в науке, пытающихся объяснить происхождение мифов (можно дать хотя бы простой перечень направлений, которых уже навалом), но ни одно (!!!) из этих направлений не пытается даже встать на самую простую позицию - признать историчность мифов. РРР: Борьба между разными теориями идет уже на "вторичном поле" - они пытаются объяснить, какие именно условия привели к формированию той или иной структуры или тех или иных свойств психики в архаическом мышлении, что привело к порождению целого пласта "фантазий", оторванных от реальности. И никто из них не задается вопросом на "первичном поле": а верна ли сама эта первичная установка!!! А ведь никто еще не доказал справедливость этой первичной установки!!! РРР: Анализ исторического пласта мифологии (за редким исключением признания историчности определенных деталей мифов) в их самой основе оставлен лишь на откуп религии (которая, кстати, в современном варианте также предпочитает относится к древнейшей мифологии как к заблуждению, ведь там "язычество" и "многобожие"). Осталась лишь метафизика, да "неофициальная наука"...
РРР: Кликс доходит до рубежа признания, что за мифологией стоит стремление к познанию реального мира, но дальше этого не идет, - не пускает первичная установка на фантастичность мифов...
Принципиальное преодоление непосредственной наглядности архаического мышления и конструктивных технологий изготовления орудий становится возможным лишь в результате развития счета и систем счисления. Они приводят к появлению в человеческой памяти структур особого рода, представляющих собой абстрактные понятийные множества. РРР: а это произошло много позже периода правления богов.
...вычисления или, точнее, алгебраические вычисления имеют в своей основе логико-понятийный характер. Практическая деятельность, такая, как строительство или изготовление орудий, напротив, связана скорее с конструктивно-наглядными компонентами наших знаний и умений. Речь идет о двух первоначально весьма различных формах когнитивной репрезентации. Поэтому одним из наиболее значительных творческих достижений в истории математики является сделанное великими математиками Древней Греции открытие возможности установления взаимного однозначного соответствия геометрических и алгебраических описаний. При этом их геометрические представления нередко были обусловлены содержательными проблемами механики.
...процессы абстрагирования ведут к более полному отражению реальности по сравнению с наглядно-образным ее представлением (при тех же "затратах" в отношении когнитивных операций). Однако с ними связана одна принципиальная опасность: абстрагирование сенсорных качеств и основанная на нем множественная классификация могут отдалять формирующиеся в памяти когнитивные структуры от релевантных аспектов реальности. Если происходит дальнейшее абстрагирование на базе этих искусственных категорий, то оно ведет к еще более далеким от реальности мыслительным продуктам. Диапазон таких продуктов простирается от привидений и демонов до "ложных теорий" или даже целых философских систем, ряд вариантов которых может быть найден в истории человеческой мысли. РРР: вот и база для религий как таковых в современном их содержании... |
||