Н.Петрова

"Тайны древних календарей"

(конспект)

Взяв за основу величину лунного месяца и согласуя его с сутками, люди создали так называемый лунный календарь. По-видимому, этот календарь возник в IV-III тысячелетии до н.э. и был древнейшим.

...еще в древности установили продолжительность между двумя новолуниями: 29 или 30 дней. Поэтому лунные месяцы содержали поочередно 29 и 30 дней. Более продолжительная временная единица, чем лунный месяц - лунный год. Он состоит из 12 месяцев. Его длину в лунном календаре вычисляем так: 29х6+30х6=354 дня.

Однако точная продолжительность лунного года составляет 354,36706 суток. Следовательно, округляя величину лунного года до 354 дней, мы закладываем в нем ошибку в 0,36706 дня. За три года эта разница составит целые сутки, и начало месяца уже не будет совпадать с новолунием.

Для исправления ошибки необходимо периодически добавлять к году одни сутки. Такие годы с дополнительным днем называют високосными лунными годами и составляют они 355 дней, в отличие от простых, продолжительностью в 354 дня.

 

Из всех существующих лунных календарей в истории вариантов системы високосных лет наиболее известны две: так называемый "турецкий" и "арабский" циклы.

"Турецкий цикл состоит из 8 лет. То есть новолуние в нем должно опаздывать на трое суток (0,36706х8=2,93648). Чтобы этого не произошло, три года в цикле - 2-й, 5-й и 7-й - високосные и содержат по 355 дней, а остальные простые - по 354 дня. Весь цикл поэтому состоит из: 355х3+354х5=2835 дней или 405 недель. В конце этого периода новолуния вновь наступят в те же дни недели...

"Арабский" цикл состоит из 30 лет. То есть новолуние будет опаздывать уже на 11 дней. Поэтому 11 лет в цикле - високосные: 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26, 29-й годы.

 

Если в лунном календаре необходимо согласовывать сутки и месяц, не отступая при этом от новолуния, то в солнечном календаре решается задача согласования суток и года.

...продолжительность тропического года составляет 365,2422 суток. Поскольку количество дней в календаре не может быть дробным, то в календарном году насчитывается 365 или 366 суток. Последний, как и в лунном календаре, носит название "високосный".

Вариантов использования високосных лет в солнечном календаре известно 6, реально же применяют следующие: в юлианском календаре цикл состоит из 4-х дет с 1 високосным годом, в персидском календаре Омара Хайяма в 33-летнем цикле - 8 високосных лет, в григорианском календаре 97 високосных лет приходится на 400-летний период.

 

Стремление приблизить год лунного календаря к тропическому привело к рождению еще одного вида календарей - лунно-солнечного. Это наиболее сложные календарные системы, поскольку в них решается сразу несколько задач: 1) приблизить начало календарного месяца к новолунию, 2) уравнять определенное количество лунных месяцев и солнечных лет, учитывая, что ни лунный месяц, ни солнечный год не содержат целого числа суток. При успешном решении вышеперечисленных задач ритмы движения двух светил - Солнца и Луны - будут согласованы.

 

Наиболее точным для лунно-солнечного календаря оказался 19-летний цикл, открытый независимо друг от друга в Древнем Вавилоне, Китае и Греции и названный по имени греческого астронома Метона (V в. до н.э.). Так как в календаре должно быть целое число суток и месяцев, то было найдено следующее равенство: 19 солнечных лет = 235 лунным месяцам = 6940 суткам. Для уравнения солнечного года и лунного месяца использовали дополнительные, "эмболисмические" (греч. "вставные") месяцы. Таким образом, в 19-летнем цикле 12 лет содержат по 12 лунных месяцев, 7 лет - по 13. Високосными являются 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й годы. В найденном цикле через каждые 19 лет фазы Луны будут приходиться на одни и те же числа солнечного года.

 

Номер года в метоновом цикле называют кругом Луны или "золотым числом". Последнее название происходит от древнеримского обычая писать номер года золотыми буквами на специальных досках для всеобщего обозрения. "Золотые числа" часто использовались для датировки различных событий в странах Западной Европы. На Руси круг Луны в основном использовался для вычисления дней Пасхи.

 

Вавилонский календарь:

 

...основываясь на наблюдениях молодой Луны, вавилоняне установили продолжительность синодического месяца либо в 29, либо в 30 дней.

В вавилонском календаре лунный год состоял из 12 месяцев. Первым месяцем в году был Нисан, в котором происходил "праздник вкушения ячменя". Следующие за Нисаном месяцы носили следующие названия: Айар, Симан, Дуз, Аб, Улул, Ташрит, Арахсамн, Кислим, Тебет, Шабат, Аддар.

Счет часов начинался с захода солнца.

Сутки в вавилонском календаре делились на 12 частей по 2 часа каждая. Семь дней составляли неделю.

 

Поскольку лунный год расходился с солнечным, то нужно было или удлинить время каждого месяца, нарушив его согласование с новолунием, или прибегнуть к периодической вставке дополнительного месяца. Хаммурапи, правивший в Вавилонском царстве в XVIII веке до н.э., издал указ о добавлении в календарь еще одного месяца с тем же названием, "поскольку год неполон". Однако вставки дополнительного месяца долгое время производились хаотично. В IV веке до н.э. начали применять 19-летний цикл с 7-ю дополнительными месяцами. Правильно установленная периодичность позволяла вавилонянам встречать первый день месяца нисана - т.е. начало нового года - всегда ранней весной (не ранее 12 марта и не позже 18 апреля).

 

Из молитвы, произносимой во время новогоднего праздника на вершине зиккурата:

"В первую ночную стражу на крыше верхнего храма зиккурата святилища Реша, когда воссияет звезда "Великий Анну Неба", когда звезда "Великая Антум Земли" в "Большой повозке" (Большой Медведице) воссияет, ты произнесешь: "Подобно прекрасному явлению звезд, неба, Анну, царь, восходит прекрасный образ". Золотой стол для Анну и Антум Неба ты поставишь, подашь Анну и Антум Неба воду для (омовения) рук, накроешь стол, как надлежит; мясо быка, овцы и птиц приготовишь; лучшее пиво и давленое вино поставишь, всякого рода садовые плоды подашь изобильно, посыплешь... и пожаренной муки на золотой поднос для благовоний, нальешь из золотого кувшина давленого вина; на семь золотых "высоких столов" пожертвуешь Юпитеру, Венере, Меркурию, Сатурну и Марсу, Луне и Солнцу при их появлении" (Э.Кленгель-Брандт, "Вавилонская башня").

 

Египетский календарь:

 

Первый календарь, основанный на движении Солнца, появился в Древнем Египте...

Ведя многовековые астрономические наблюдения, египетские жрецы установили, что три природных явления происходят практически одновременно: летнее солнцестояние, начало разлива Нила и первый утренний восход яркой звезды Сотис (греки именовали эту звезду Сириус). Приурочив начало года к восходу звезды Сириус и совпадавшему с ним летнему солнцестоянию, можно было определить время наступающего разлива Нила. Это же позволило египетским жрецам рассчитать длину астрономического года, первоначально определив в нем 360 дней.

Египетский год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый.

PPP: Первый видимый  глазом утренний восход Сириуса действительно происходил во времена Древнего Египта вблизи дня летнего солнцестояния (до этого Сириуса просто не было видно, т.к. он появлялся над горизонтом позже Солнца). Однако с достаточно серьезной погрешностью. Наилучшее соответствие (по программам моделирования звездного неба - RedShift и StarCalc) между восходом Сириуса непосредственно перед восходом Солнца - в районе 1500 гг. до н.э. В другое время - нарастает рассогласование этих двух событий с приблизительной скоростью 1 неделя за тысячу лет. Т.е. в начале династического правления Сириус показывался над горизонтом уже дней за 10 до летнего солнцестояния!.. И вести речь о некоем "результате многовековых наблюдений - не совсем корректно).

PPP: Без связи с Шумером (или с общим источником) и лунным календарем выбор чисел 12 и 30 абсолютно безоснователен!..

 

Год также делился на три земледельческих сезона, включавших в себя по 4 месяца: "Время половодья" - середина июля - середина ноября, "Время всходов" - середина ноября - середина марта", "Время засухи" - середина марта - середина июля.

Месяцы египетского календаря посвящались различным богам и праздникам. Так, первый месяц был посвящен богу Тоту - богу луны и мудрости, властелину времени. Месяцы делились на три декады, по 10 дней в каждой, или шесть пятидневных недель, которые греки называли "пентадами".

Вместе с официальным, гражданским календарем в Египте также использовался народный, лунный календарь. В нем чередовались месяцы по 29 и 30 дней. Новый год по этому календарю всегда совпадал с началом разливов Нила. Любопытно, что само слово "год" в египетском языке не имеет какого-либо астрономического значения, оно переводится как "возрождение", с которого начинался каждый год.

Со временем египетские астрономы уточнили продолжительность года, установив в нем не 360, а 365 дней.

В мифологии египтян это календарное усовершенствование нашло свое поэтическое отражение. В начале творения родились вместе и были слиты воедино бог земли Геб и богиня неба Нут. В те времена в солнечном году было столько же дней, сколько и в лунном, - 360. по просьбе бога солнца Ра бог ветра Шу отделили небо от земли. Но Нут тайно по ночам все равно приходила к Гебу. Узнав об этом, ревнивый бог солнца проклял все 360 дней солнечного года, и отныне Нут уже не могла родить детей ни в одни из этих дней. В отчаянии Нут обратилась к богу Тоту с просьбой о помощи. И бог мудрости придумал, как помочь несчастной Нут. В облике птицы ибис Тот полетел в гости к Луне и предложил ей сыграть с ним партию в сенет (игра наподобие шашек). На кон решили поставить 1/72 часть "света" каждого из 360 дней лунного года. Бог мудрости, разумеется, одержал победу, и Луна потеряла 5 дней своего года. С тех пор лунный год длится всего 355 дней. Выигранные у Луны дни Тот назвал "те, что над годом", потому что эти пять дней не вошли ни в один месяц, а помещены в конце года, перед наступлением нового года. Поскольку новые дни бог мудрости посвятил Ра, то бог солнца простил Нут и разрешил ей рожать детей в эти предновогодние дни. Так появились на свет пять главных египетских богов, в остальные же годы Нут рождала звезды.

Пять дополнительных дней в конце года у египтян предназначались для поминания умерших и покаяния в грехах.

Теперь египетский  год насчитывал 365 суток и приближался к тропическому. Однако в истинном солнечном году 365 дней и 1/4 часть суток...

Подобное расхождение тропического года и календарного года приводило к "запаздыванию" появления Сириуса на небе и постепенному передвижению дня начала года, которое можно назвать "блуждающим". Заметим, что при таком "блуждающем" начале нового года передвигались на другие сезоны и остальные календарные праздники.

Предположим, в некий первый год Сириус восходит на небосклоне и наступает 1 число 1 месяца Тота, то есть новый год. Через 40 лет восход Сириуса наступит не 1, а 11 числа Тота. А через 1460 тропических лет (365х4=1460) или 1461 египетский год начало нового года, последовательно пройдя все сезоны, вернется на прежнее место - 1 число 1 месяца. Этот период в 1461 год называют периодом Сотиса или Великим годом.

Египетский солнечный календарь оказался настолько простым и удобным, что использовался около четырех тысяч лет.

Принципиальное нежелание египтян использовать систему високосов для уравнивания календарного года с тропическим, объясняется, надо думать, религиозными мотивами. Каждый фараон, всходя на престол, давал клятву не изменять длину года.

И все же один из фараонов предпринял попытку реформировать календарь и ввел високосные годы. Это был Птолемей III Евергет из династии Птолемеев, правивший в III веке до н.э.

Сохранился текст реформы, выполненный на каменной плите по приказу фараона: "Чтобы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, - так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, - а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в вычислении времен года и лет отныне верно исправлены царем Евергетом".

Однако новшество не было претворено в жизнь, и реформа календаря так и осталась на бумаге, точнее - на камне. Причины, по которым это произошло, для нас являют тайну.

 

Еврейский (иудейский) календарь:

 

О древнейшем еврейском календаре сохранилось немного сведений. Известно, что до IV века до н.э. календарь был лунным и с солнечным годом не согласовывался.

 

После вавилонского плена календарь евреев становится лунно-солнечным. В основе календаря, как это видно из измененных названий месяцев и самих принципов построения, лежит вавилонский лунно-солнечный календарь.

Год делился на 12 лунных месяцев, четные из которых имели по 29 дней, а нечетные - по 30. Новый год начинался в новолуние 1 числа месяца Нисана (март-апрель). В этом месяце в Палестине созревают ранние хлеба. 14 числа месяца Нисана праздновали ветхозаветную Пасху.

Следующие за ним месяцы имели такие названия: Ийар, Сиван, Таммуз, Аб, Элул, Тишри, Мархешван, Кислев, Тебет, Шабат, Адар. Чтобы уравнять лунный год продолжительностью 354 дня с солнечным, каждые два или три года добавляли дополнительный месяц, который именовался "первый Адар", в отличие от постоянного - "второго Адара". Год с добавочным месяцем носил название "беременного".

Долгое время високосные месяцы и дни вставлялись в календарь произвольно, хотя иудеям и были известны способы построения календарей. Вплоть до II века н.э. иудейская администрация, когда в том возникала нужда, производила дополнения к году...

 

Для добавления високосных месяцев впоследствии использовали, как и в Вавилоне, 19-летний цикл, то есть високосными были 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й годы.

С III века до н.э. новогодие было перенесено с 1 числа месяца Нисана, приходившегося примерно на время весеннего равноденствия, на 1 число месяца Тишри, совпадавшего с осенним равноденствием.

Сложность еврейского календаря заключается в том, что число дней в 19-летнем цикле меняется от 6393 до 6941. по религиозным предписания первый день нового года не должен приходиться на среду, пятницу или воскресенье. Если же подобное случается, то начало года отодвигают на день или даже на два дня. Вот почему  в еврейском календаре существуют три разновидности года: краткие, или недостаточные, которые содержат, в зависимости от того, високосные они или нет, - 353 или 383 дня; правильные, или нормальные, - 354 или 384 дня; полные, или избыточные, - 355 или 385 дней. Получается, что еврейский календарь насчитывает шесть вариантов продолжительности года!

 

Сутки в еврейском календаре начинаются в 6 часов вечера, и час делится не на минуты и секунды, а на хелеки и рэги. 1 час равен 1080 хелекам, а 1 хелек равен 76 рэгам.

PPP: может быть, опечатка - не 1080, а 108 ??? А то получается что-то очень сильное деление...

 

Счет лет в еврейском календаре ведется от Сотворения мира - 7 октября 3761 года до н.э. Эту эру принято называть в истории "иудейской".

 

Греческий календарь:

 

В древнейших греческих календарях основными единицами измерения были лунный месяц и лунный год. Сутки начинались с заката солнца и включали в себя ночь и следующий день. В определении срока наступления различных природных явлений, необходимых для земледелия, грекам помогали наблюдения за звездным небом. "Начинай жатву, когда плеяды восходят, а пахоту, когда собираются заходить. Когда Сириус над головой - руби деревья. Появляется вечером Арктур - подрезай виноградные лозы. Орион и Сириус выходят на середину неба - собирай виноград" - так писал греческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.) в поэме "Труды и дни".

Однако в быту греки использовали календарь, основанный на смене времен года. Известно, что в середине I тысячелетия до н.э. греческий календарь стал лунно-солнечным. Год делился на 12 месяцев, начинавшихся с новолуния. Для согласования длины лунного года со сменой времен солнечного года дополнительно вводился в високосные годы 13-й месяц. Единого общегреческого календаря в Греции не было: многие государства, области и даже отдельные города имели собственные календари, в которых названия месяцев и начало нового года не совпадали.

Известно около 400 названий календарных месяцев, а день начала нового года в разных областях приходился на период от конца июня до конца июля. Как правило, начало года совпадало с новолунием после солнцестояний или равноденствий.

PPP: если уж период июнь-июль, то какие могут быть равноденствия?.. Только летнее солнцестояние.

 

Каждый месяц в греческом календаре делился на декады по 10 дней в каждой. Первые 20 дней считались внутри месяца в обычном порядке, последние 10 - в обратном, начиная от конца месяца...

В греческом языке существовало различие между гражданским годом (etos) как условной единицей, начинавшимся, как правило, с момента вступления выборного лица в должность, и годичным циклом смены времен года (eniautos), определявшимся движением Солнца.

Начало нового календарного года в понимании греков праздником не было и никакими торжествами не отмечалось. А вот новолуние было одним из самых важных греческих празднеств. Любопытно отметить, что греки праздновали дни рождения не один раз в год, а каждый месяц, и ежегодные сроки возобновления договоров определялись не датой календаря, а приурочивались к определенным празднествам.

Способ включения добавочных дней в греческих календарях не имел устойчивого характера. Это мог быть двухлетний цикл с одним високосным годом или 8-летний цикл с тремя високосными годами (3-м, 5-м и 8-м годом). Сами греки считали свой календарь несовершенным, особенно по сравнению с солнечным египетским...

 

В V веке до н.э. афинский астроном и математик Метон разработал 19-летний цикл с 7 дополнительными месяцами. Метон не только определил удобную цикличность високосов, но и согласовал лунные месяцы и солнечные годы.

PPP: разработал или все-таки заимствовал?.. Ведь надо же учитывать и мощный интеллектуальный обмен между Вавилоном и Грецией в то время...

 

В IV веке до н.э. древнегреческий астроном Калипп уточнил метонов цикл, определив, что в 19-летнем цикле 6939,75 дней, то есть на 0,25 суток меньше. Чтобы число дней в цикле не было дробным, Калипп предложил новый цикл - 76-летний (19х4=76): 6939,75 дней х 4 = 27759 дней. Начало цикла Калиппа - 28 июня 330 года до н.э.

Дальнейшие открытия древнегреческих астрономов позволили уточнить продолжительность лунного месяца и тропического года. Гиппарх из города Никеи (II в. до н.э.), наблюдая новую звезду на небосклоне, решил создать звездный каталог. В процессе работы над каталогом он, сравнивая расположение звезд по картам, составленным ранее, открыл, что точка весеннего равноденствия перемещается примерно на 0,5 суток за 150 лет. То есть величина солнечного года составляет не 365,25 суток, а на несколько минут меньше. Поэтому длину 4-х 76-летних циклов Калиппа необходимо уменьшить на 1 день. Предложенная им поправка позволила уточнить и длину лунного месяца до величины, используемой в современной астрономии.

 

Римский календарь:

 

Современный календарь в своей основе был создан в Древнем Риме, и само слово "календарь" происходит от латинского calendarium, что означает буквально "долговая книга", поскольку в первый день месяца - календы - должники в Риме платили процент. Названия месяцев в нашем календаре также взяты из римского.

Первоначально римляне, как и греки, исчисляли время лунными годами. В древности (до VII в. до н.э.) римский год состоял из десяти месяцев и начинался весной, в маре...

 

Четыре месяца состояли из 31 дня, остальные - из 30. Таким образом, древнейший римский год продолжался 304 дня: 6х30+4х31=304.

Согласно легенде, второй римский царь Нума Помпилий, правивший после Ромула, провел множество реформ, желая "размягчить железный римский народ и сделать его кротким и справедливым", как писал древний историк. Одной из реформ Нумы было упорядочение римского календаря.

В календаре появились еще два месяца: январь... и февраль...

Теперь год состоял из 12 месяцев. Семь месяцев имели по 29 дней, четыре - по 31, а один - 28 дней.

 

Принятый в сегодняшнем календаре счет дней внутри месяца - от первого до последнего числа - появился в римском календаре с VI века н.э.

Продолжительность римского года составляла 355 дней, почти совпадая с продолжительностью лунного года. Начало каждого месяца римляне также определяли по рождению новой луны.

Но продолжительность солнечного года... была длиннее. Поэтому календарный римский год отставал от, так сказать, настоящего на 10-11 суток. Со временем это привело к тому, что многие римские праздники поменяли свое традиционное время года, и праздник жатвы подчас приходилось отмечать зимой.

Дабы привести календарь в порядок, Юлий Цезарь по совету астронома Созигена в 46 году до н.э. провел реформу.

Еще до реформы римляне периодически вводили в календарь дополнительный месяц - марцедоний, насчитывавший 22-23 дня, помещая его не в конце года, а между 23 и 24 февраля. Подобное расположение месяца было продиктовано религиозными соображениями: дополнительный тринадцатый месяц необходимо было "спрятать" от взора богов. Внутри этого месяца считали дни следующим образом: после 23 февраля шло 1 марцедония, 2 марцедония и т.д., а затем - 24 февраля.

В год реформы добавили 2 дополнительных месяца: по 33 и 34 дня каждый, поместив их между декабрем и ноябрем. По своей удивительной продолжительности год получил название "беспорядочного" или "года замешательства".

После реформы новый 45 год до н.э. стал насчитывать 365 дней. Чтобы избежать отставания календарного года от астрономического, состоящего из 365 суток и 6 часов, образующийся раз в четыре года "лишний" день добавляли к самому короткому месяцу - февралю, помещая его не в конце, а между 23 и 24 числами.

 

Новый календарь получил название юлианского по имени его создателя.

Даже после введения юлианского календаря римляне в своем земледельческом календаре по-прежнему сопоставляли звездные и юлианские даты, поскольку звезды считались предвестниками и даже причиной изменения погоды.

 

Продолжительность года по юлианскому календарь отличается от тропического года на 11 минут и 14 секунд. За 128 лет разница составляет сутки. Однако несмотря на подобную неточность, юлианский календарь отличает очевидная простота. Именно по этой причине юлианский календарь просуществовал до конца XVI века.

 

Китайский календарь:

 

Известно, что уже в III тысячелетии до н.э. в Китае существовал лунный календарь. В определении равноденствий и земледельческих сезонов составители календарей руководствовались положением звезд, о чем можно прочитать в китайских документах: "В 1-м месяце рукоятка Ковша обращена вниз, в 6-м месяце в сумерках можно увидеть, что рукоятка Ковша повернута вверх".

Со временем китайские астрономы установили дни солнцестояний и равноденствий, а также определили продолжительность лунного месяца в 29,5 дней. Лунный год состоял из 12 лунных месяцев, продолжительностью 29 и 30 дней.

 

Стремление согласовать лунный месяц и солнечный год привело к появлению в Китае лунно-солнечного календаря. Началом года в этом календаре являлось новолуние, предшествующее вступлению Солнца в знак Водолея, то есть январь - февраль. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых начинался в новолуние. Месяцы назывались по порядковым числительным: 1-й, 2-й и т.д. Для согласования лунного года с солнечным после зимнего солнцестояния 7 раз в 19 лет вставлялись дополнительные, 13-е месяцы. То есть в китайском календаре использовался уже знакомый нам "Метонов цикл". В Китае 19-летний период начали использовать раньше, чем в Греции, - примерно с VI века до н.э. Он получил название "чжан".

Поскольку за 4 "метоновых периода" (19х4=76 лет) лунный цикл обгонял Солнце на одни сутки, греческий астроном Калипп предложил один месяц в 76 лет из "полного" сделать "пустым", выбросив одни сутки. В Китае также использовали подобную поправку, назвав период в 4 "чжан" 1 "бу".

Этот цикл применялся также в буддийских календарях Тибета, Монголии, Японии и Вьетнама, в традиционном еврейском лунно-солнечном календаре.

 

Во II веке до н.э. в Китае проводится реформа календаря, названная "саньтунской". Новый календарь использовался почти три столетия - до 85 года н.э. В 104 году до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365, 25 дня. В результате уточнения продолжительности тропического года и синодического месяца определили иную периодичность високосных лет в 19-летнем цикле: 3, 6, 9, 11, 14, 17 и 19-й годы. Время вставки дополнительных 13-х месяцев в году определялось следующими условиями: зимнее солнцестояние должно было приходиться на 11-ю луну, летнее - на 5-ю, весеннее равноденствие на 2-ю луну, осеннее - на 9-ю.

 

Живший в XIII веке астроном Го Шоу-цзин уточнил продолжительность тропического года - 365, 2425 суток, что всего на 26 секунд больше величины, определяемой современной астрономией. Созданный этим выдающимся астрономом календарь не отличался по точности от григорианского, который будет введен в Европе в XVI веке.

Одновременно с описанным календарем в Китае существовал в древности и сохраняется до сих пор сезонный календарь, в основе которого лежит годичное движение Солнца. По этому календарю крестьяне определяли сроки сельскохозяйственных работ. В сезонном календаре, не связанном с делением на месяцы, насчитывается 24 сезона, названных по различным явлениям природы: "начало весны", "пробуждение насекомых", "ясно и светло", "колошение хлебов", "малая жара", "большая жара", "белые росы", "выпадения инея" и т.д.

Сезонный календарь определял и годовые праздники, существовавшие в жизни каждого народа. Главным праздником, как и у многих народов, был новый Год. Астрономический год начинался с зимнего солнцестояния, когда Солнце находится в 15о зодиакального знака Стрелец. Начало гражданского Нового года, который до сих пор широко отмечается в Китае, должно падать на первое новолуние после того, как Солнце вошло в знак Водолея, то есть по григорианскому календарю не ранее 21 января и не позднее 19 февраля.

 

Во многих странах восточной Азии: Китае, Вьетнаме, Корее, Монголии и Японии используется также счет времени по циклам. В основе этого цикла лежит идея древнекитайской мифологии и натурфилософии о существовании в мире двух противоположных начал: инь и ян. Первоначально знаки инь и ян обозначали темный и светлый склоны горы. Со временем знак ян стал обозначать небо, солнце, тепло, свет, жизнь, мужское начало, активность, юг, нечетные числа, левую сторону. Знак инь, соответственно, - все противоположное: луну, холод, тьму, смерть, женское начало, пассивность, север, четные числа, правую сторону. Комбинации инь и ян можно найти во всех областях жизни Китая: в науке, искусстве, литературе, быту.

Весь процесс мироздания и существования бытия рассматривался китайцами как постоянное стремление этих начал друг к другу, вплоть до слияния.

Взаимно превращаясь друг в друга, инь и ян пребывают в пяти первоэлементах или пяти стихиях.

Согласно китайской древней мифологии, миром правят 5 государей, каждому из которых соответствует одна сторона света (четыре стороны света плюс центр), время года (четыре времени года плюс переходный период), цвет, стихия (дерево, огонь, земля, металл, вода), часть тела человека, планета. Так, верховный владыка центра - Хуан-ди имеет помощника бога земли, его цвет - желтый, под его покровительством находится храм солнца. Правитель востока - Фу-си, его помощник - зеленый дух дерева, его время года - весна, стихия - дерево, цвет - зеленый, животное - дракон, часть тела - селезенка. Повелитель севера - Чжуай-сюй - зима, вода, черный цвет, черепаха, кишки и т.д.

Пять стихий соотносились также с животными, вкусовыми ощущениями, музыкальными нотами, конечностями человека, видами зерна, этическими нормами, видами счастья и несчастья и т.д.

Пять первоэлементов, или пять стихий, позднее, в древнекитайской философии, были осмыслены как пять движущих начал, - основ мироздания. Стихии находятся в сложной взаимосвязи "жизни - смерти": дерево рождает огонь, огонь рождает землю (пепел), земля рождает металл, металл рождает воду (скапливаясь капельками росы), вода рождает дерево. Так замыкается круг жизни. В круге смерти дерево побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает металл, металл побеждает дерево.

Каждая из пяти стихий существует в двух противоположностях: в естественном состоянии и в применении ее человеком. Так, мы знаем огонь вулкана и огонь очага в доме, дерево, растущее в лесу, и дерево как материал для строительства, и т.д. Число пять - главное число символа ян. Числовым симоволом инь была шестерка. Система, основанная на комбинациях чисел пять и шесть, - и есть структура циклического календаря.

Две противоположности каждой из стихий - мужское и женское начало - объединяются в китайском календаре в "небесные ветви". Приведем названия 5 стихий и их 10 "небесных ветвей": Му (дерево) - Цзя и И, Хо (огонь) - Бин и Дин, Ту (земля) - У и Цзы, Цзинь (металл) - Гэн и Синь, Шуй (вода) - Жэнь и Гуй.

Кроме "небесных ветвей" имелись еще и 12 "земных ветвей": Цзы, Чоу, Инь, Мао, Чень, Сы, У, Вэй, Шень, Ю, Суй, Хай. Каждой из "земных ветвей" соответствует название животного: мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, конь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья.

12 "земных ветвей" соответствуют 12 знакомым нам знакам зодиака:

Мышь - Овен

Вол - Телец

Тигр - Близнецы

Заяц - Рак

Дракон - Лев

Змея - Дева

Конь - Весы

Коза - Скорпион

Обезьяна - Стрелец

Петух - Козерог

Собака - Водолей

Кабан - Рыбы

Объединив 10 (5х2) "небесных" и 12 (6х2) "земных ветвей" пяти стихий, мы получим 60-летний (5х2х6) китайский календарный цикл. Расположив "небесные ветви" по горизонтали, а "земные" - по вертикали, можно увидеть схему календаря, которая наглядно показывает принцип его действия. Все годы цикла имеют два названия - по одному из каждой ветви. Например, первый год цикла называется "Цзя-Цзы" или "годом дерева и мыши", второй - "И-Чоу" или "годом дерева и коровы" и т.д.

Поскольку каждое из животных повторяется в 60-летнем цикле 5 раз, то для обозначения конкретного года используется еще определенный цвет. Так, из 5 годов свиньи 12-й год обозначен синим цветом, 24-й - красным, 36-й желтым, 48-й - белым и 60-й - черным.

Китайцы употребляли 60-летний цикл также для обозначения дней недели и названия часов в сутках. Например, 11 часов называли Цзы-Чу - "часом мыши".

Циклический китайский календарь был, как и многие древние календари, не только способом счисления времени, но и материальным воплощением осмысления времени и пространства.

 

Циклический календарь до сих пор широко используется в жизни народов Китая и Центральной Азии. Китаец на вопрос о возрасте называет животное, под знаком которого находится год его рождения: например, "год мыши" или "год свиньи". А уж захочет ли он уточнить цвет, - зависит только от отвечающего. В древности ни один брак не мог быть заключен до тех пор, пока родители невесты и жениха не обменяются "восемью знаками": сведениями о годе, месяце, дне, часе и т.д. рождения молодых.

Первый год китайского циклического календаря соответствует 2397 году до н.э. (по некоторым источникам - 2697).

 

Календарь Индии:

 

В многонациональной Индии, где отдельные княжества столетиями существовали изолированно друг от друга, использовалось множество календарей: солнечных, лунных и лунно-солнечных. Интересен традиционный индуистский календарь, которым до сих пор пользуются индийцы в религиозных целях.

Год индуистского календаря делится на 12 лунных месяцев, содержащих от 29 до 32 дней. Называются месяцы именами двенадцати созвездий и начинаются на следующий день после полнолуния или новолуния. Каждый месяц делится на две части: ясную, отсчет дней в которой ведется с новолуния, и темную, в которой дни отсчитываются от полнолуния. В каждой из половин месяца счет дней ведется от 1 до 15...

12 лунных месяцев индуистского календаря составляют величину лунного года - 354 дня. Для уравнения его с солнечным годом через каждые тринадцать месяцев добавляется еще один - 13-й месяц (адикмас).

PPP: похоже, опечатка - не через месяцев, а лет (иначе - бессмыслица).

 

Начинается год по индуистскому календарю обычно в самый жаркий сезон (апрель - май), в месяц вайшакха.

 

Календарь майя:

 

В календаре майя использовались три года или цикла разной продолжительности: 1) короткий год в 260 дней ("цолькин"), который был применим только для ритуальных целей и ничего общего с астрономическим не имел. Период этого года, ставшего ритуальным циклом, начинался 1 Имиш (Ин). С окончанием периода счет прерывался и начинался вновь перед самым началом сезона дождей.

PPP: нигде в других источниках не фигурирует никакого "перерыва" между двумя последовательными 260-дневными циклами!.. Да и циклом он тогда бы не был, и использоваться совместно с другими календарями не мог бы... (Если же перерыва не было, то как его начало могло быть привязано к сезону дождей?) Откуда автор взяла эту идею - остается, по сути, загадкой... Чуть далее она ссылается на - А.Бородатова, "Игры богов и людей. Этносемиотический анализ иконографии древних майя" (рукопись). Следовательно, проверить первоисточник не представляется возможным... В итоге: и здесь и далее много сомнительных утверждений.

 

Продолжительность месяцев и недель короткого года, а также их количество определялось комбинациями цифр от 1 до 13.

Двадцать иероглифов обозначали названия дней, которые, безусловно, связаны с природными явлениями и находились под покровительством главных богов: 1 - Ин - "Семена", день бога Ицамна; 2 - Ик’ - "Ветер" (несущий грозовые тучи), день бога ветра; 3 - Ак’ - "Темнота" (при дожде); 4 - Х’а - "Посевное зерно", день бога изобилия; 5 - Чан - день бога грозы Тит Соот; 6 - Чам - "Смерть" (если в эти дни дожди не выпадали, то зерно погибало), день бога смерти; 7 - Чи - "Поедание" (молодые ростки могли поедать животные); 8 - Еч’ - "Когтистый" (древнее название кролика); 9 - Тох - "Гнать" (с полей животных); 10 - Оч - Опоссум" (видимо, общее название вредителей полей); 11 - К’и - "Рост"; 12 - Ееб - "Туман"; 13 - Бен - "Побеги" (сорняков); 14 - Хиш - "Ягуар", день защитника полей бога Ягуара; 15 - Мен - "Работа" (прополка?); 16 - Чиб - "Укрепление" (всходов); 17 - Чаб-ан - "Гул земли" (от грозы); 18 - Хец’ - "Укрепление" (всходов?); 19 - Ку - "Гроза"; 20 - Ла - "Большой" - день правителя сезона дождей бога неба Ицамна.

PPP: заметно сильное стремление интерпретатора подогнать непонятный 260-дневный календарь под сельское хозяйство. Поскольку базовое предположение весьма сомнительно, постольку и получается весьма коряво...

 

Кроме 13 месяцев, содержащих по 20 дней, в коротком году были еще 13-дневные и 9-дневные недели. Дни в неделе считались соответственно от 1 до 13 и от 1 до 9.

 

Длинный год ("тун") в 360 дней. В этом году, который приближался по продолжительности к солнечному, было 18 месяцев по 20 дней. Вероятно, именно год "тун" использовался майя наиболее долго, поскольку стал основной единицей хронологии.

 

Длинный год ("хааб") - в 365 дней, состоящий также из 18 месяцев по 20 дней каждый. Жрецы майя уточнили продолжительность солнечного года и добавили пять дней. Добавочные дни помещались в конце года и назывались "днями без имени". В эти дни происходила смена правителей и они считались праздничными. Именно годом "хааб" пользовались майя в быту.

Начинался год майя в месяце Пооп, который соответствовал середине июля по нашему календарю. Названия месяцев отражали, как и названия дней недели, природные явления или земледельческий календарь: Пооп - "циновка правителя"; Во - "лягушка"; Сип - "грех (пролить кровь на охоте)"; Соц’ - "летучая мышь"; Сек - "сгибание початков (кукурузы)"; Шуль - "конец"; Йашк’ин - "новое солнце""; Моль - "сбор урожая"; Ч’ен - "колодец"; Йаш - "новый"; Сак - "белый"; Кех - "олень"; Мак - "прекращение"; К’анк’ин - "желтое солнце"; Муан - "облачный"; Паш - "барабан"; К’айяб - "большой дождь"; Кумху - "шум грозы".

Некоторые исследователи календаря майя считают, что новый год начинался в месяце Йашк’ин, начало которого приходилось на конец декабря и совпадало с зимним солнцестоянием. К тому же предшествующий месяц назывался "конец", указывая на окончание старого года.

Новый год начинался в один из четырех дней: К’ан, Мулук, Иш, Кавак.

 

Все три года существовали в календаре майя не последовательно, а одновременно. Любопытно, что любой день мог быть выражен в трех циклах: коротком году и двух длинных. В обозначение дня года входило число 13-дневной недели, название дня, число и название месяца. Например, "6 Ахау 13 Муан" означало 6 число 13-дневной недели, день Ахау, 13 число месяца Муан.

Гармония любого календаря выражается в найденной его создателями цикличности. Майя установили следующие циклы своего календаря: 4 и 52.

Через четыре года "хааб" названия дней приходились на те же числа месяца, а через 52 года повторялись также дни и числа 13-дневной недели. Была найдена и связь короткого года с длинным: количество дней в 52-х годах "хааб" и в 73 коротких "цолькин" совпадало: 365х52=18980 дней и 260х73=18980.

Для отсчета более длительных промежутков времени использовались следующие единицы: "виналь" = 20 "к’ин" - 20-дневный месяц, "тун" - 360-дневный год, "к’атун" = 20 тунам, "бак’тун" = 20 к’атунам и др.

В своей истории майя отсчитывали годы от мифической даты, то есть "0 бак’тунов 0 к’атунов 0 тунов 0 виналей 0 к’инов 4 день 13-дневной недели, день Ахау, 8 число месяца Кумху". По нашему летоисчислению это соответствует 3113 году до н.э.

В историю эта эра вошла под именем "эры майя".

Хотя жрецы майя не обладали астрономическими инструментами и приборами, они сумели с очень большой точностью вычислить продолжительность солнечного года. По их подсчетам она составляла 365,2420 суток, что всего на 0,0002 меньше по сравнению с современными вычислениями. Такая погрешность составляет 1 сутки в 5000 лет, что делает календарь майя точнее современного григорианского.

PPP: абсолютно не ясно здесь, за счет чего достигалась такая точность. Ведь ни о каких поправках в виде високосных лет или месяцев нигде и речи нет!.. Так в чем проявляется точность?..

 

Древнеперсидский календарь:

 

Древнеперсидский календарь, о котором известно уже с VI века до н.э., первоначально был лунным. Как и в других лунных календарях, основной единицей в нем являлся лунный месяц, состоявший из 29 или 30 дней. 12 лунных месяцев образовывали лунный год продолжительностью 354 дня.

Названия месяцев отражают сезонные явления или работы, проводившиеся в это время, а также, видимо, религиозные праздники.

Адуканиш - "чистка оросительных каналов", Туравахара - "сильная весна", Тайграчиш - "сбор чеснока", Гармапада - "стояние жары", Дрнабаджиш - "сбор налога с урожая", Харапашия - "вязанка колючек на топливо", Багаядиш - "поклонение богу Митре", Вркаджан - "волчья охота", Ассиядия - "поклонение огню", Анамака - "безымянный", Тваяхва - "лютый", Вияхана - "копка".

Для согласования лунного года с солнечным после месяца вияхана добавлялся тринадцатый месяц, не имевший названия. Один раз в 8 лет начало года в древнеперсидском календаре совпадало с весенним равноденствием. Просуществовал такой календарь до середины V века до н.э.

 

Зороастрийский календарь:

 

Зороастрийский календарь явно испытал на себе влияние египетского солнечного календаря и вавилонской календарной традиции.

Год этого календаря состоял, как и египетский, из 12 месяцев по 30 дней каждый, что в сумме составляет 360 дней. Новый год начинался во время весеннего равноденствия самым большим праздником - ноурузом (перс. "новый день").

 

Со временем зороастрийский календарь был реформирован: приближая год к солнечному, в конце года начали прибавлять еще пять дней. Их помещали... перед новым годом. Известно, сто реформа внесла определенную путаницу в жизнь верующих: некоторые продолжали отмечать праздник Ноуруз по старому стилю, некоторые - по-новому, а кто-то праздновал его дважды.

 

Поскольку зороастрийский календарь не знал системы високосов, то со временем календарный год стал отставать от солнечного в среднем на месяц каждые 120 лет. Это привело к тому, что праздник Ноуруз к VI веку отмечался уже не в весеннее равноденствие, а в июле месяце. В результате реформы начало года и шесть главных праздников были передвинуты на другие месяцы года. Однако и от прежнего новогодия тоже не отказались: оно стало первым днем гражданского года и днем коронации царей. Перенесенный на весну новый год теперь связывали с идеями воскресения и конца мира.

 

Календарь Омара Хайама:

 

Последующее изменение иранского календаря связано с именем великого математика, астронома, философа и поэта Омара Хайама. Главной задачей, стоящей перед специальной комиссией, созданной для реформы календаря в XI веке, было "удерживать" начало года у весеннего равноденствия. Добиться этого можно было только введя систему високосов. В новом календаре, который получил имя О.Хайама, период из 33-х лет содержал 8 високосных и 25 простых лет. Високосным определили каждый четвертый год периода и последний, или 33-й год.

Предложенный О.Хайамом календарь учитывал неравномерное движение Солнца по эклиптике: месяцы первой половины года имели продолжительность в 31 день, а второй половины - 30 дней (кроме последнего). Начало года совпадало с весенним равноденствием.

Месяцы иранского солнечного года соответствовали зодиакальным созвездиям:

Фарвардин (март-апрель) - Овен

Урдбихишт (апрель-май) - Телец

Хурдал (май-июнь) - Близнецы

Тир (июнь-июль) - Рак

Мурдад (июль-август) - Лев

Шахривар (август-сентябрь) - Дева

Михр (сентябрь-октябрь) - Весы

Абан (октябрь-ноябрь) - Скорпион

Азар (ноябрь-декабрь) - Стрелец

Дай (декабрь-январь) - козерог

Бахман (январь-февраль) - Водолей

Исфандармуз (февраль-март) - Рыбы

За начало года берется день, в полдень которого солнце вступает в созвездие Овна, и начинается весна.

 

Первый год нового календаря начинался в весеннее равноденствие 1079 года, которое в этот год пришлось на 15 марта. Эта эра получила название эры Джалал ад-Дина по имени султана.

Средняя продолжительность года в календаре О.Хайама была больше тропического, по современным данным астрономии, всего на 0,0002 суток. Таким образом, расхождение календарного года О.Хайама с тропическим в одни сутки происходит через 5000 лет!

 

"Когда солнце вышло из созвездия Овна, и Сатурн, и Юпитер с другими светилами были там согласно повелению всевышнего Изада (древнеиранское, доисламское, название бога), положение мира изменилось и появились новые вещи, которые соответствовали миру и его судьбе. В это время цари Ирана для того, чтобы почтить Солнце, и, так как не всякий может найти этот день, отметили его, установили праздник и сообщили всем людям, чтобы это было всем известно и чтобы соблюдали эту дату. Говорят, что когда Кайумарс (согласно зороастрийской религии, первый человек или первый царь Ирана) установил этот день в качестве начала летосчисления, он разделил каждый солнечный год... на 12 частей, каждая по 30 дней, и назвал каждую из них по имени ангела из тех 12 ангелов, которых всевышний и святой Изад послал в мир. Затем он назвал большой оборот, содержащий 365 дней и четверть суток. Большим годом и разделил его на четыре части. Когда проходят четыре части большого года, совершается большой Науруз и происходит обновление состояния мира. У царей имеется обычай - в начале года им необходимо произвести определенные церемонии для благословения, установления даты и наслаждения. Тот, кто в день Науруза празднует и веселится, будет жить до следующего Науруза в весельи и наслаждении" (из трактата Омара Хайама "Надруз-наме").

 

Календарь восточных славян:

 

О том, как считали время наши предки до принятия христианства, почти ничего не известно. Есть предположение, что первоначально календарь был лунным, а затем - лунно-солнечным. Начинался год полнолунием, предшествующим или совпадающим с весенним равноденствием. 12 месяцев древнерусского календаря - "небесных", как называли их летописцы, по названиям совпадали с "книжными2 месяцами юлианского календаря. Но продолжительность месяцев и года в древнерусском и юлианском календарях была разной: год в первом календаре состоял из 354 дней, а месяц - из 29,5 суток. Для приближения года к юлианскому солнечному использовались вставные месяцы с применением 19-летнего цикла. Более точные сведения о древнерусском календаре относятся уже ко времени принятия христианства. Диакон новгородского Антониева монастыря Кирик, живший в XII веке, написал трактат, свидетельствовавший о знании в Древней Руси таких понятий как Круг солнца, круг луны, индикт и рассказывающий о правилах вычисления Пасхалий.

 

Мусульманский календарь:

 

...принципы построения некоторых календарей прямо продиктованы священными текстами или постановлениями церковных соборов. К подобным календарям относятся мусульманский и христианский календари.

 

Мусульманский календарь является чисто лунным календарем, то есть зависящим исключительно от видимых фаз Луны... В мусульманском календаре чередуются месяцы по 29 и 30 дней. 12 лунных месяцев составляют лунный год, который как известно, длится 354 дня. В определенные годы, именуемые високосными, для согласования первого числа месяца с новолунием в конце года добавляется 1 день. Таким образом, разница между солнечным и лунным годом составляет от 10 до 12 суток, в зависимости от того, какими являются солнечный и лунный годы - простыми или високосными. Подобное расхождение означает, что начало года по мусульманскому календарю не только не имеет фиксированной даты, но и "кочует" поочередно по всем временам года.

"Исправить" расхождение лунного года с солнечным... возможно, введя дополнительные, високосные месяцы. Однако подобные "исправления" категорически запрещены Кораном: "Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как он сотворил небеса и землю... Вставка - только увеличение неверия..."

 

Христианский календарь:

 

На Никейском соборе в 325 году юлианский календарь был призван обязательным для всего христианского мира. За начало летосчисления было принято создание Адама, происшедшее в пятницу 1 марта 1 года мироздания. На соборе же были составлены правила для определения дня Пасхи.

 

Для того, чтобы перевести дату на современное летосчисление, т.е. от Рождества Христова, необходимо из даты от сотворения мира вычесть 5508, если событие произошло между 1 января и 31 августа, или 5509, если между 1 сентября и 31 декабря. Так, 1 сентября 7149 года от сотворения мира будет 1640 год от Рождества Христова: 7149-5509=1640.

 

Одной из главных задач, стоящих перед создателями христианского календаря, было определение дня Пасхи.

 

Поскольку юлианский календарь, состоявший из 365 дней и 6 часов не соответствовал точно тропическому году, а был длиннее его на 11 минут 14 секунд, то через 128 лет разница составила уже сутки, а через 1280 лет - 10 дней. Столь существенное различие влияло в первую очередь на вычисление дня Пасхи. В XVI веке весеннее равноденствие приходилось уже не на 21 марта, а на 11.

 

Григорий XIII... [создал] в 1582 году специальную комиссию, которая занялась усовершенствование юлианского календаря. Заметим, что на медали, отчеканенной в год проведения реформы, по приказу папы Григория XIII была помещена надпись: "Григорий XIII, наилучший верховный жрец".

В чем же состояла суть реформы? Как было сказано в папской булле, необходимо вернуть весеннее равноденствие "на место" - 21 марта, где оно было во время Никейского Собора, и прикрепить его к этой дате "навечно", то есть сделать так, "чтобы Луна со своих мест никогда не сдвигалась". Для этого решено было передвинуть календарь на 10 дней вперед: вслед за 4-м октября 1582 года наступало не 5-е, а сразу следовало 15 октября.

Продолжительность года уточнили, по сравнению с юлианским, и определили в нем 365 дней 5 часов 49 минут 16 секунд, что составляло разницу с тропическим годом в 30 секунд.

Чтобы максимально приблизить календарный год к тропическому, было решено сократить число високосных лет. По юлианскому календарю каждые три года - простые, четвертый - високосный. По новому календарю, получившего название григорианский, - также. Разница заключается в определении високосных лет среди рубежных, оканчивающих столетия. В юлианском календаре, или по старому стилю, все годы, оканчивающиеся на нули, - високосные: 1700, 1800, 1900 и т.д. по григорианскому календарю, или новому стилю, високосными являются не все годы, оканчивающие столетия, а только те из них, две первые цифры которых делятся на 4. Таким образом, становятся високосными 1600-й, 2000-й, 2400-й. Годы 1700-й, 1800-й и 1900-й объявлялись простыми. Подобное новшество сокращало каждые 400 лет на три дня, приближая продолжительность календарного года к тропическому.

 

В новом календаре високосные и простые годы располагаются не однообразно: в юлианском календаре на 400 лет приходится 100 високосных, а в григорианском - 97.

 

Если же говорить о точности григорианского календаря, то и в нем имеется погрешность: за 3280 лет расхождение календарного года с тропическим составит сутки. Напомним, что известны и более точные календари...