|
Загадочные
"самолетики"
Множество глаз
рассматривало золотые крылатые фигурки,
выставленные в Музее золота при
Государственном банке Колумбии. Они не раз
экспонировались на передвижных выставках "Сокровища
Колумбии", проводившихся в различных
странах мира. Но только в 1969 году
американский ювелир Эмануэль Стауб обратил
внимание на то, что одна из крылатых фигурок,
копией которой он располагал, как-то уж
очень сильно смахивает на самолет. Ювелир
переслал копию своему другу, известному
зоологу Айвену Сандерсону, руководителю
Общества по изучению необъясненного.
Ученому сразу стало ясно, что фигурка,
названная в выставочном каталоге "зооморфной",
в действительности не имеет прототипов
среди животных. В то же время несколько
авиационных экспертов, с которыми
консультировался Сандерсон, признали в
находке модель летательного аппарата. А
возраст ее составлял более тысячи лет.
Статья Сандерсона о древнем
самолете, опубликованная в конце 1969 года
журналом "Аргоси", произвела сенсацию - и
побудила к поискам аналогичных фигурок в
музеях и частных собраниях. Всего к
настоящему моменту известно свыше тридцати
"золотых самолетиков". Обычно их находили в
захоронениях индейских вождей.
Предполагается, что при жизни хозяев эти
предметы использовались в качестве
нагрудных украшений или амулетов.
Благодаря наличию в захоронениях
органических остатков, поддающихся
датировке радиоуглеродным методом, время
изготовления крылатых амулетов известно с
достаточной точностью - около 500 года нашей
эры. Авторами этих шедевров являлись
мастера индейской культуры толима, жившие
на территории нынешней Колумбии, в среднем
течении реки Магдалена. Однако творения их
рук встречались далеко за пределами
названного региона. Так, в берлинском Музее
этнографии хранится "самолетик", найденный
на территории Коста-Рики. Сообщалось об
обнаружении подобных изделий из золота в
Венесуэле и Перу.
Не все фигурки этого типа
обнаруживают столь же яркое внешнее
сходство с самолетом, как экземпляр,
обследованный Сандерсоном. Более того,
изготовители фигурок явно изображали некое
живое существо, о чем свидетельствуют глаза
и пасть. Соответственно классификации этих
предметов специалистами по древним
культурам Америки носят биологический
оттенок. Крылатые амулеты часто связывают,
например, с "культом насекомых".
Аналогичный экспонат из Музея естественной
истории в Чикаго снабжен подписью "летучая
рыба", а его собрат из Музея примитивного
искусства в Нью-Йорке подается публике как
"крылатый крокодил". И все же, несмотря на
различие форм, практически все крылатые
фигурки из золота сохраняют принципиальную
схему самолета, которой нет точных
соответствий в природе. На каждом
экземпляре легко показать кабину, фюзеляж,
крылья, стабилизаторы, киль...
Все споры вокруг
колумбийских "самолетиков" оставались
умозрительными, пока за дело не взялись
Алгунд Энбом и Петер Белтинг из немецкого
городка Лер. Этих очень разных по профессии
людей - медика и офицера ВВС - объединил
глубокий интерес к истории авиации.
Вдобавок Белтинг уже давно увлекается
моделированием самолетов. Энтузиасты
приняли решение построить увеличенные
копии крылатых фигурок и испытать их в
полете.
Для копирования были выбраны
две фигурки, наиболее похожие на самолет -
та, которая прославилась благодаря
публикациям Сандерсона, и золотой амулет,
хранящийся в Смитсоновском институте в
Вашингтоне. По размерам модели
превосходили миниатюрные оригиналы в 16 раз,
но сохраняли все их пропорции и особенности
формы. Для вящего сходства копии покрыли
золотистой краской. Так как по виду
колумбийских "самолетиков" трудно было
определить, какого рода двигатель мог на
них стоять, Петер Беллинг создал модели в
двух вариантах - с пропеллером и
реактивным движком.
Результат был ошеломляющий.
Радиоуправляемые модели оказались в
состоянии выполнять даже такие фигуры
пилотажа, как бочка и петля! Они уверенно
маневрировали в воздухе и заходили на
посадку, несмотря на поднимавшийся время от
времени ветер. В ходе испытаний у моделей не
выявилось абсолютно никаких
аэродинамических недостатков. Даже с
выключенным двигателем они превосходно
планировали.
Эти испытания, начатые в 1996
году, повторялись много раз. В апреле 1998
года за демонстрационными полетами моделей
наблюдали сотни участников ежегодного
съезда Немецкого общества авиации и
космонавтики. Маститые ученые,
авиаконструкторы и профессиональные
пилоты были едины в своем мнении:
конструкция этих летательных аппаратов
совершенна. В природе нет и не могло быть
ничего подобного.
|
|