Анар Гасимов

Иераполис — обитель богов?

Загадка Памуккале или экскурсия в Зазеркалье

(Турция, 2010 г.)

Большие отшлифованные блоки, идеально пригнанные друг к другу без закрепляющего раствора, циклопические сооружения, удивительные колонны и арки, саркофаги, вырезанные из цельного камня – все это мне удалось увидеть не в далекой Мексике, Перу или Египте, а практически у нас под боком, в солнечной Турции! На ее территории, казалось бы, уже нет «белых пятен». К памятникам, унаследованным турками от хеттов, этрусков, древнегреческой и римской эпохи, тянутся туристы уставшие загорать на пляже. Весной 2010 года, я присоединился к их числу, но в ходе обычной экскурсионной поездки в Памуккале, столкнулся с несколькими загадочными памятниками, которые произвели на меня сильное впечатление. В этой связи, я решил набросать «путевые заметки» и тем самым поделиться своими взгядами, выводами и смелыми гипотезами о том, что именно мне довелось увидеть в Турции.

Насытившись отдыхом у Средиземного моря в Кемере, ранним утром я отправился в многочасовой путь на экскурсионном автобусе от побережья Анталии в самую глубь страны к городу Денизли. Пообедав на скорую руку в ресторанчике у подножия холма, наша туристическая группа ринулась штурмовать Памуккале (Pamukkale в переводе с турецкого «Хлопковая крепость»). Наш путь пролегал через греко-римский некрополь, предстояло преодолеть пару километров по солнцепеку и обойти развалины античного города.

Оказавшись на территории некрополя, наша группа начала расползаться, кто-то ускорил шаг, чтобы быстрее преодолеть путь к термальным источникам, а другие начали фотографироваться у каждого камня, встречающегося на пути. И вот тут я в прямом смысле остолбенел! Мой взгляд приковал один из многочисленных саркофагов, разбросанных по некрополю, словно бревна на лесопилке. Подойдя ближе и рассмотрев саркофаг, я восхитился качеством работы мастера. Несмотря на выветренную и изъеденную природными стихиями поверхность камня, удивило мастерство и титанические усилия, которые были приложены, чтобы вырезать огромный саркофаг с крышкой из цельного блока (Фото №1).

фото 1

Странные саркофаги некрополя

Саркофагов в некрополе оказалось великое множество – их сотни, может тысячи. Как мне удалось узнать позже, некрополь Священного города, а именно так переводится его греческое название Иераполис (Hierapolis), является одним из самых крупных на территории Турции. Маленькие и большие мавзолеи, а также пустые саркофаги разбросаны по всему холму. Причем некоторые памятники археологи видимо откопали недавно (Фото №6).

фото 6

Сколько еще усыпальниц находится под землей, никому неизвестно. Каждый метр земли здесь занят захоронением. Греко-римский некрополь мне чем-то напомнил Долину мертвых в Египте, где на протяжении тысяч лет древние египтяне хоронили своих фараонов, жрецов и знать. А в турецком некрополе захоронения почему-то производили не под землей, а над ней, например, на крышах мавзолеев, где установлены саркофаги, иногда даже по несколько штук сразу (Фото №7, №8, №9). Неужели нехватки места в некрополе побудила горожан Иераполиса идти на подобные меры? Может есть другие объяснения этому явлению?

фото 7

фото 8

фото 9

Из истории нам известно, что земля, на которой был основан Иераполис, считалась священной, и это отразилось в названии города. Может быть осквернять священную землю людскими захоронениями было запрещено? Если это так, то тогда понятно почему жители Священного города хоронили усопших в саркофагах, которые устанавливались над землей, порой на специальном постаменте или на крыше семейного мавзолея. Интересно было бы узнать, почему основатели Иераполиса считали это место священным? Что побудило их так думать?

Почему город назвали священным?

Официальные источники свидетельствуют, первые постройки на месте Иераполиса появились во 2 тыс. до нашей эры. А сам город был основан намного позже, только во втором веке до нашей эры.

Что же это были за постройки, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры? Турецкие археологи и ученые не дают четкого ответа, так как раскопки в Иераполисе в самом разгаре и много чего интересного пока скрыто под землей.

Нет сомнений, что выбор Царя Пергама Евмена II, основателя Иераполиса, был не случаен! Его решение заложить Священный город именно на этом месте, очевидно, основывалось на каких-то твердых аргументах и уверенности в том, что земля здесь необычная. Царь Пергама был язычником и поклонялся целому пантеону греко-римских богов, и значит, он обладал достоверной информацией о том, что земля Иераполиса, как-то связана с его богами. Иначе какой смысл придавать ей священный статус?

Может те самые древние руины, датируемые 2-ым тысячелетием до нашей эры, Царь Пергама принял за дома или храмы богов? По всей видимости, они произвели на царя сильное впечатление и он принял решение объявить землю вокруг руин священной, а чтобы уберечь ее от осквернения, основал город Иераполис, где люди могли поклоняться наследию богов и отстраивать на месте руин новые святилища и храмы.

Есть версия, что жители Иераполиса возводили свои дома, храмы, бани и даже театр на месте более древних сооружений или из их остатков. Если внимательно приглядеться к некоторым римским постройкам, можно заметить, что собраны они из разных уже готовых блоков, словно конструктор, то есть из строительных материалов, ранее принадлежавшим каким-то другим сооружениям (Фото №11, №12, №13).

фото 11

фото 12

фото 13

Характерной особенность некоторых блоков, использованных при строительстве мавзолеев в некрополе, являются странные выступы или бугорки на идеально отшлифованной поверхности камня (Фото №7 и №15).

фото 7

фото 15

Они не играют декоративной или какой-то практической роли, поэтому смотрятся совершенно несуразно. Создается впечатление, что эти блоки просто заимствовали из другого места, возможно, из руин более древних построек, и соорудили стенку мавзолея. К тому же, в книге Андрея Склярова «Перу и Боливия задолго до инков», автор обращает внимание читателей на особенности обработки некоторых блоков с внешней стороны сооружений, которые встречаются в разных местах Перу, в Мачу-Пикчу и в крепости Ольянтайтамбо. Речь идет о таких же выступах или бугорках на ровной, порой отшлифованной поверхности блоков (Фото №23, №24, №25). Интересное получается совпадение! Видеть одинаковую технику обработки каменных блоков в Турции и на другом конце света – в Перу, как-то странно. В любом случае, сооружения в турецком некрополе требуют изучения, и делать какие-то преждевременные выводы, основываясь на визуальном наблюдении, я не собираюсь.

фото 23

фото 24

фото 25

Эксперименты богов

История Иераполиса показала, что Царь Пергама Евмен II выбрал не самый лучший район для закладки Священного города. Может здесь в далеком прошлом действительно жили боги, но сейсмическая активность, скорее всего, вынудила их покинуть обжитое место и найти более спокойное пристанище.

В ходе экскурсии в Памуккале и изучения местности, у меня родилась довольно странная гипотеза! Не буду на ней настаивать, это скорее фантазия, но хотелось бы ею поделиться. Вполне возможно, что деятельность богов в те далекие времена привела к тому, что нынешняя территория «хлопковой крепости» стала уникальным природным явлением. Я задался вопросом: «В результате каких научных экспериментов богов мог измениться состав воды, ныне насыщенной огромным количеством кальция?». Ведь именно из-за этой особенной воды, стекающей со склонов горы, образовалась система причудливых водоемов с известняковыми стенами – травертинами (Фото №20, №21, №22). Может этот кальций стал побочным следствием экспериментов богов или они искусственно повысили содержания кальция в воде до невероятного количества, чтобы использовать этот состав для своих нужд?

На эти вопросы у меня нет ответов, и я вполне могу согласиться, что Памуккале — это уникальное природное явление и боги здесь не причем, но все-таки для игры воображения место остается!

фото 20

фото 21

фото 22

Мавзолей в травертине

По дороге к травертинам взору туристов открывается странная картина. В центре одной из травертин одиноко возвышается, казалось бы, обычный мавзолей, каких много в некрополе Иераполиса. Но, этот мавзолей почему-то удален от некрополя на почтительное расстояние, при этом он наполовину погрузился в травертину (Фото №29, №30).

фото 29

фото 30

Если это действительно мавзолей, то обряд погребения, на мой взгляд, противоречит греко-римской традиции и эллинистическим законам, согласно которым усопшего необходимо похоронить в земле, а не в воде. Если же это не мавзолей, а подобных сооружений в Иераполисе множество, тогда какую функцию он выполнял?

Сооружение в травертине воздвигнуто из качественно обработанных каменных блоков, соединенных друг с другом без раствора, высота постройки около трех метров, причем у нее прекрасно сохранилась крыша.

Вполне возможно, что мавзолей соорудили на сухой земле, то есть до того, как появилась травертина. Принимая во внимание толщину известковых отложений вокруг сооружения (не менее метра), напрашивается вывод – мавзолей старше травертины. А если это так, то возраст объекта может превосходить возраст Иераполиса? Ведь римляне застали уже «готовые» травертины и начали их приспосабливать к лечебным процедурам. Эта версия, конечно же, спорная, но я возьму на себя смелость пойти еще дальше и предположить, что мавзолей воздвигли не римляне и даже не греки, а боги! В любом случае эта версия требует серьезного обоснования, которого у меня нет. Я строю свои предположения на визуальном наблюдении, у меня не было возможности подробно изучить загадочный объект, и вполне вероятно, что он греко-римского происхождения и к богам не имеет никакого отношения.

Циклопическая баня

Минуя некрополь, тропинка ведет туристов в центр Иераполиса. Здесь мое внимание сразу привлекло странное сооружение циклопических размеров с двумя арками высотой более 10 метров каждая (Фото №26, №27, №28). Массивные стены двойной арки сложены из больших прямоугольных блоков, причем качество обработки блоков таково, что они легко соединяются друг с другом без какого-либо раствора. Несмотря на огромный вес, блоки подогнаны идеально и практически не пострадали от землетрясений. Кое-где швы между блоками разошлись, но в целом конструкция держится прочно.

фото 26

фото 27

фото 28

Особо впечатляют своды арки, которые состыкованы каменными блоками в дугообразной форме. Они скреплены без раствора и держатся друга за друга исключительно благодаря качественно обработанным сторонам. Блоки подогнаны идеально и висят в воздухе на высоте более десятка метров. Причем свод каждой арки состоит из двойного ряда блоков, возвышающихся друг над другом, и каждый блок весит не менее полтонны. Не меньшее впечатление оказывает и мощь стен, поддерживающих столь внушительную арку. Я специально измерил толщину одной из стен, она оказалась равна пяти метрам. Сейчас трудно сказать, как выглядело это сооружение изначально, и для чего нужно было возводить столь мощные стены из огромных прямоугольных блоков. Трудно поверить, что это величественное сооружение было когда-то баней. Однако о том, что двойная арка была входом именно в римскую баню черным по белому написано на табличке, которая стоит у стены здания. Если в этой римской бане мыслись циклопы или исполины, то табличке вполне можно верить!

Заключение

Итак, первое, что бросается в глаза в римском некрополе и на территории Иераполиса – это разные стили строительства! Даже обычному туристу несложно заметить, что целый ряд сооружений в Священном городе возведен из отшлифованных огромных блоков, подогнанных друг к другу без раствора. Намного позже эти древние постройки были отремонтированы или достроены, скорее всего, римлянами, а может и турками, менее качественным способом. Причем достройка производилась совершенно другими стройматериалами – «рваным» камнем или кирпичами на растворе.

Современная реставрация, с применением кирпичей и зацементированного необработанного камня, окончательно изуродовала ряд памятников. Более того, некоторые сооружения и вовсе напоминают конструктор. Сразу видно, что они собраны местными археологами и реставраторами из разных камней и блоков, найденных в округе! Турецких «мастеров» не смущало «восстанавливать» памятники из разных элементов и закреплять их цементным раствором, а потом датировать постройку древнегреческой или римской эпохой.

Ну, эти детали я полностью оставляю на совести археологов и реставраторов, меня же заинтересовал другой вопрос: «Являлись ли древние греки и римляне первоначальными строителями некоторых сооружений в некрополе и Иераполисе или они ремонтировали и обживали то, что было воздвигнуто до них в глубокой древности?». Ведь греки и римляне вполне могли облюбовать себе кем-то ранее обжитое место и на готовых фундаментах и руинах более древних сооружений, возможно, тех же богов, воздвигнуть Священный город с мощеными улицами, театром, административными зданиями, банями и некрополем с саркофагами. Я не исключаю этой версии, и в своих путевых заметках попытался обосновать свои предположения, аргументируя их фотографиями и историческими справками.