Эбла

Э́бла (совр. Телль-Марди́х) - согласно принятой датировке, древний семитский торговый город-государство, существовавший на территории древней Сирии, в середине 3-го тыс. до н.э. Город разгромлен и разграблен примерно в  2350 году  до н.э. царем соседнего крупного аккадского государства, Саргоном. Затем примерно в  2250 году  до н.э. Нарамсин, внук Саргона, захватил  Эблу и сжег ее. Второй расцвет Эблы приходится на период с 1850 до 1600 года до н.э., затем  она была  разрушена хеттами.

Эбла знаменита тем, что тут был найден огромный архив (по разным данным от 15 до 17 тысяч) глиняных табличек с текстами на эблаитском (клинописном) языке. Некоторые таблички (т.н. ученические тексты) из этого архива можно увидеть в экспозиции в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Среди текстов на табличках есть повествование о Великом Потопе и упоминания различных ветхозаветных городов.

В интернете можно встретить следующую информацию по поводу данных табличек:

"Упоминание городов Израиля в таблицах Эблы (что в принципе нуждается в дальнейших исследованиях) вызвало особо негативную реакцию в Сирии из-за связи истории Эблы с еврейской святыней - Торой. Сирийское правительство было "возмущено доминирующим акцентом на Западе о предполагаемом Библейском значении табличек". Сирия выступила против связи библейских патриархов с историей Эблы, расположенной на ее территории. Чтобы продолжить исследования,  ученым пришлось в угоду политическим амбициям Сирии объявить ряд дешифровок спорными. Это закончилось отставкой дешифровщика текстов Эблы Петтинато и его отказом подтвердить правильность многих переводов. Сделано это было не только ради необходимости более тщательного изучения текстов, но и ради того, чтобы итальянские ученые могли продолжить раскопки и изучение Эблы. Дошло до того, что вновь назначенный директор итальянских археологов, производящих раскопки в Эбле, заявил: "Эти утверждения (о связи табличек Эблы с Танахом) были распространены американскими сионистскими центрами, которые разрабатываются для гнусных целей доказательства экспансионизма и колониальных представлений лидеров сионизма"."

Город занимает огромную площадь, на которой ныне можно видеть многочисленные места раскопок. Археологические работы продолжаются до сих пор.

 

Здания и сооружения города возведены из глиняных кирпичей на каменном фундаменте. Фундамент - из рваного необработанного камня. Частично восстановлен "дворец правителя", который в некоторых источниках почему-то называется "зиккуратом"...

 

Вроде бы ничего особенного - полный примитив. Но... Местами (в том числе и под кирпичом из глины) встречаются явно неплохо обработанные блоки из известняка и туфа прямоугольной формы с весьма неплохими плоскостями сторон. В сохранившихся конструкциях эти блоки поставлены вертикально, что создает определенное сходство с сооружениями в Паленке (Мексика) и Чавин-де-Унтаре (Перу). При этом ощущается определенный дефицит обработанных блоков (часть образованных ими стен сложена из необработанного камня и тех же глиняных кирпичей).

 

Мягкость породы каменных блоков допускает их ручное изготовление с помощью довольно примитивных технологий. Однако временами смущает ровность плоскостей. Чем и как ее добивались?..

Особенно это бросается в глаза у места в ограждающей насыпи, где ранее, судя по всему, были городские ворота. Похоже, что нельзя исключить возможность повторного использования блоков (высота их порядка человеческого роста), ранее служивших строительным материалом для более совершенных сооружений (как это имело место в Паленке и Чавин-де-Унтаре). На это же косвенно указывают и некоторые находки в Эбле (см. раздел "музей Алеппо").