Леонид Паутов

старший научный сотрудник

Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана РАН

Анализ отложений на образцах из коллекции Джульсруда

Результаты изучения выцветов на обломке керамики

Внешний вид обломка керамики (6 х 6.5 х 2 см).

Правый верхний участок обломка покрыт белыми выцветами.

Вид выцветов на керамике под бинокулярным микроскопом. Ширина поля зрения 1.5 мм

Вид выцветов на поверхности керамики в режиме SEI (сканирующий электронные микроскоп CamScan 4D с энергодисперсионным спектрометром Link ISIS. U=20 kV, I = 4 nA, образец напылен углеродом). На втором снимке (при большем увеличении) хорошо видны досчатого облика кристаллы гипса.

Энергодисперсионный спектр, полученный с поверхности сферолита.

 

Результаты изучения выцветов на керамической фигурке ящерицы (динозавра)

Общий вид керамической фигурки (длина 18 см).

На левой лапке, шее и голове видны белые выцветы.

Вид выцветов (белые сферолиты) на поверхности керамики.

Ширина поля зрения 1.8 мм

Вид выцветов на поверхности керамики в режиме SEI (сканирующий электронные микроскоп CamScan 4D с энергодисперсионным спектрометром Link ISIS. U=20 kV, I = 4 nA, образец напылен углеродом) и картины распределения в характеристическом рентгеновском излучении указанных элементов)

Энергодисперсионный спектр, полученный с поверхности сферолита.

Атомное соотношение Ca:S близко к 1:1

Рентгеновская порошкограмма (дебаеграмма), полученная на Fe kα (Mn фильтр) в камере DSK-60A минерала из сферолита. Соответствует поршкограмме гипса.

 

Интерпретация:

Белые выцветы на поверхности керамических изделий представлены гипсом CaSO4*2H2O

* * *

Комментарий А.Склярова (по результатам консультации с Л.Паутовым):

1. Данные образцы получены в музее Акамбаро (Мексика) для проведения независимого исследования подлинности коллекции Джульсруда. Беловатые "выделения" и "налет" достаточно часто встречаются в коллекции на самых различных статуэтках. Причем в целом ряде случаев подобная гипсовая патина и кристаллические образования присутствуют на местах слома.

2. Оценить время, за которое гипс мог отложиться на керамических изделиях, не представляется возможным, поскольку оно очень сильно зависит от условий, в которых ранее находились эти изделия.

3. В любом случае для образования подобных гипсовых отложений статуэтки должны были некое время находиться либо в растворе с соответствующими солями, либо в почве (гипс на склонах холма Эль-Торо, где были найдены статуэтки присутствует). Поэтому если бы статуэтки были современной поделкой, то их создатели должны были: а) иметь представления о соответствующих физико-химических процессах; б) сознательно предпринимать дополнительные меры для имитации древности изделий (выдерживать в солевом растворе или закапывать в землю). Причем делать это не только с целыми статуэтками, но и с преднамеренно для этого поврежденными.

 

P.S. Благодарим Леонида Паутова за содействие и оперативно проведенный анализ.