Серапеум (Саккара) Наконец, сбылась многолетняя мечта попасть в Серапеум!.. Не скажу, как это удалось и чего это стоило, но главное - это удалось!..
Он и сейчас закрыт для посещения туристами. Причина, которая озвучивается: потолок в подземных помещениях постепенно обрушивается, и его потребовалось укрепить. Для этого в камерах с "саркофагами" устанавливаются металлические арочные перекрытия. И на время работ "саркофаги" укрыты полиэтиленом, а некоторые даже "убраны" в большие деревянные ящики...
Но есть все-таки какие-то несостыковки между озвучиваемой причиной и тем, что можно увидеть в самом Серапеуме. И прежде все в том способе, который выбран "для укрепления потолка". Мощные стальные фермы не доходят до окружающего массива известняка на вполне ощутимое расстояние. Да и зазоры в стальных конструкциях такие, что сквозь них вполне могут проваливаться довольно большие куски породы при ее обрушении. Можно предположить, что поверх собранного каркаса в дальнейшем будет создаваться сплошной "навес", который укроет и "саркофаг", и пространство вокруг непроницаемым даже для мелких осколков куполом. Такой вариант вполне возможен и даже логичен, хотя даже в камерах с уже собранными стальными каркасами никаких признаков такого купола пока не видно. Однако сомнительна необходимость в столь мощных стальных фермах для подобных целей. Да и сама конструкция наводит на мысль о том, что она имеет не только (а возможно. и не столько!) предохранительные функции. Все ее параметры вполне годятся для того, чтобы использовать ее для такелажных работ!.. Это наводит на мысль о том, что в планы "реставраторов" входит не только предохранение "саркофагов" и туристов от обрушения породы сверху, но и подъем самих "саркофагов", вес которых достигает сотни тонн! Насколько правомерно такое предположение - трудно судить. Но соблазн тут довольно велик. Ведь если удалось бы найти что-то ПОД саркофагами, это могло бы дать шанс на их более надежную датировку, поскольку соотнесение их с периодом Нового Царства явно высосано из пальца и бросается в глаза даже неспециалисту (см. далее). Кстати, есть еще два странных момента, которые указывают (как в известном мультфильме про Винни-Пуха), что это "ж-ж-ж-ж..." тут неспроста. Момент первый. Такие мощные стальные фермы установлены не только там, где есть "саркофаги", но и в пустых камерах!.. По крайней мере, в одной уж точно. (Мы даже между собой похихикали, что один "саркофаг" уже куда-то вывезли и продали.) Момент второй. Строгости с различного рода запретами многократно возрастают именно в зоне монтажных и "реставрационных" работ. Снимать ее категорически запрещали. И фото, представленные выше, сделаны "от бедра". Спрашивается: что же тут такого можно скрывать, если речь идет исключительно только о предпринимаемых мерах предосторожности по обеспечению безопасности туристов и сохранности каменных ящиков?.. |
||
Проход вдоль ряда реконструируемых камер с запакованными в пленку и дерево "саркофагами" приводил в уныние - ведь рассмотреть ничего было невозможно. Ради чего тогда мы сюда рвались?.. Но переживания оказались напрасными, и незапакованный "саркофаг" нам увидеть удалось. Пусть хоть всего один, но все-таки. Один - больше, чем ничего... Это, скажу я вам, впечатляет!!! Впечатляет даже с учетом того, что удалось повидать немало удивительного. И не только в Египте...
|
||
Поражает не только размер и вес этой "коробочки" (как и других, равных ей), но и то, что она стоит в весьма узкой боковой нише, где даже при плотной упаковке поместятся всего несколько десятков человек в общей сложности. и более того: пол ниши метра на полтора ниже уровня пола основного коридора!.. То есть "саркофаг" нужно было не только как-то затащить в нишу, но и аккуратно, не разбив, опустить на эти самые полтора метра вниз!..
Еще один момент: свод потолка (закругленный в общем плане) имеет по краям небольшой ступенчатый выступ (см. на фото выше прямо над головой Дмитрия Павлова). Складывается впечатление, что изначально потолок был просто плоским без всякого свода и имел этот уровень. Но если это действительно было так, "саркофаг надо было вообще втискивать в весьма ограниченную по габаритам щель между полом коридора и потолком ниши. Немыслимые такелажные работы!.. Другую версию предложил Дмитрий Павлов. Саркофаги стояли просто на поверхности. Со временем их покрыло отложениями известняка. Затем какая-то высоко развитая цивилизация обнаружила их с помощью каких-то георадаров и прорыла к ним тоннель. Но промахнулась по глубине этого коридора. Вот и образовалась "ступенька" высотой в полтора метра... Фантастика?.. На мой взгляд, да. Ведь для этого должны были пройти многие миллионы лет, за которые гранитные коробки вросли бы в отложения известняка так, что отчистить их от него полностью - представляло бы собой неимоверную задачу. Но и такая версия имеет право на существование, поскольку она ничуть не хуже, чем утверждение египтологов о создании столь фантастических "саркофагов" древними египтянами с их довольно примитивными технологиями ради захоронения мумий священных быков... |
||
Надписи на внешних сторонах "саркофага" резко контрастируют по качеству исполнения с самой гранитной коробкой. Гранит тщательнейшим образом отполирован, плоскости идеально выровнены, а надписи просто небрежно нацарапаны. И легко заметить кривые линии вместо прямых, равно как и отсутствие элементарной параллельности нацарапанных элементов рисунка как между собой, так и относительно краев гранитной коробки. Достаточно очевидно, что уровень мастерства тех, кто наносил надписи, абсолютно не соответствует уровню мастерства изготовителей самой гранитной "коробушки". а ведь именно по этим надписям и датируют Серапеум!..
|
||
Местами на саркофаге видны повреждения. И не только свежие сколы, возникшие, похоже, при попытке подъема крышки, но и явно зашлифованные. Качество шлифовки поврежденных мест на порядки уступает качеству отполированной неповрежденной поверхности. И если подобная полировка столь больших плоских поверхностей вызывает ассоциации только с высочайшими машинными технологиями, шлифовка поврежденных участков имеет вид, вполне доступный для ручной обработки. Все это указывает на повторное использование "коробушки" в глубокой древности (поскольку археологи и современные "реставраторы" такой шлифовкой гранитных поверхностей не занимаются). На снимке ниже такой участок виден в форме скошенного треугольника в углу вертикальной боковой грани крышки (ниже мой руки):
Другой зашлифованный поврежденный участок (также на крышке) хорошо виден на следующем снимке в форме заметной выемки:
|
||
Но наиболее отчетливо вторичное использование "саркофага" в древние времена и несопоставимость соотнесения надписей со временем изготовления гранитной коробки видна на ее дальней от коридора стороне рядом с приставленной лестницей. Тут линии рисунка идут непосредственно по зашлифованному поврежденному участку.
|
||
Но особенно поражает внутренняя часть "саркофага". Его стенки и тут идеально отполированы. А как и чем изготовлялись подобные внутренние углы - остается загадкой... К сожалению, шансы на успех в посещении Серапеума нам представлялись весьма призрачными, и мы не прихватили с собой ни фонарика, ни линейки, чтобы можно было проверить вывод Кристофера Данна о том, что между прислоненной к стенке линейкой и самой стенкой не проникает даже луч фонарика. Но на зрительном уровне, качество изготовления внутренних стенок "саркофага" именно таково. Правда, некоторые сомнения в утверждении Данна о космическом уровне использованных технологий все-таки возникли. Дело в том, что если провести пальцем вдоль внутреннего угла, то на уровне тактильных ощущений возникает впечатление хоть и не сильного, но все-таки некоторого легкого "гуляния" линии между гранями из стороны в сторону...
|
||
Скажу честно: желание забраться внутрь, конечно, было. Не было лишь повода... И тут - исключительно по счастливому стечению обстоятельств - у меня выпадает из кармана мобильный телефон и падает внутрь "саркофага". Видимо, я "слишком громко думал" свое желание, и телефон решил этому желанию помочь... Как бы то ни было, повод забраться в "коробушку" появился. И появилась, соответственно, возможность сделать несколько снимков с других точек непосредственно в "саркофаге".
Впечатляют все-таки размеры. При моих 176 мне не хватало всего нескольких сантиметров, чтобы распрямиться в полный рост!.. Понятно, почему египтологи решили, что тут помещали мумии быков - для человека "коробушка" все-таки слишком великовата.
Другой впечатляющий момент - великолепная притертость крышки к боковым стенкам "саркофага". Ни малейшего зазора или отклонения!!! Фантастика... А полировка поверхности?!. Оцените зеркальность отражения!..
Не нашла подтверждения (весьма, на мой взгляд, сомнительная) версия Дэникена о захоронении тут якобы останков неких монстров, залитых битумом. Так вычистить битум со всей внутренней поверхности "саркофага", а тем более из всех внутренних углов - практически невозможно. Нужно было бы промывать все колоссальным количеством бензина или другого какого-то растворителя, которых у египтян просто не было. Да и современные археологи такой промывкой вряд ли занимались. Во-первых, какой-никакой запах растворителя должен был бы остаться. А во-вторых, они даже не оттерли до конца надписи, которые оставляли после себя туристы и разного рода "исследователи", и которые кое-где просматриваются до сих пор...
|
||
Крышка этого "саркофага" - как и подавляющего большинства других - сдвинута в сторону коридора.
Вряд ли для этого была как-то использована ниша в задней стенке камеры. Довольно трудно представить себе некое рычажное устройство, которое упиралось бы в эту нишу и помогало сдвигать крышку в противоположную от ниши сторону - слишком тут невелико расстояние...
На мой взгляд, скорее всего крышку просто вытягивали за веревки. Если свободный конец веревки перекинуть через вертикально установленное и закрепленное прочное бревно, то можно было тянуть вдоль коридора, где вполне можно разместить то количество людей, которые необходимы для смещения крышки в ее нынешнее положение. и сделать это было вполне под силу даже древним египтянам.
|
||
Дмитрий Павлов обратил внимание на то, что, если провести рукой по полированной поверхности "саркофага", то можно ощутить подушечками пальцев мелкие выступающие наружу кристаллики. Подобные неровности в процессе полировки неизбежно удалялись бы автоматически. Следовательно, они появились в период уже после изготовления саркофага. На отложения соли эти мелкие острые выступы не похожи. Вследствие чего у Дмитрия возникла версия, что это - результат именно большого возраста "саркофага": под давлением веса вышележащих слоев небольшие некоторые кристаллы в составе гранита как бы выдавливаются за его поверхность. Насколько эта версия соответствует действительности, встречаются ли подобные процессы в природе, и можно ли по их интенсивности оценить возраст "саркофага" - предстоит выяснить...
|
||