|
Каирский музей
Примечания:
1. Цитаты даются по книге "Сокровища Египта"
(иллюстрированный путеводитель по Египетскому Музею в Каире) под ред. А.Бонджоанни и М.С.Кроче.
2. К сожалению, остается в действии запрет
на съемки, поэтому описания приводятся без фотографий.
Незаконченный "саркофаг":
-
Сразу за входом - левый зал, у левой стенки. Не допиленный
"саркофаг" с двумя наклонными пропилами с не сколотой частью лишнего внешнего
материала. Спиливали почему-то ту часть, которая уже была сделана вчерне под
крышку (с закруглением).
-
Больше похоже все-таки на использование плоской пилы -
пропилы прямые и есть след от прямого вертикального пропила на открытой части.
-
Толщина режущей кромки (судя по следам на не сколотых
участках) - не более 4 мм; на краю скола щель достигает 2 см (постепенно
увеличиваясь по прямой от места резания). Характер следа в данном случае
указывает скорее всего на применение очень длинной плоской пилы, имеющей
клиновидную форму профиля.
Саркофаг в центральном зале (прямо по центру):
-
"Саркофаг Меренптаха, повторно использованный для
Псусеннеса I"
-
розовый гранит; длина 240 см; ширина 120 см; высота 89 см;
найден в храме Амона-Ра в Танисе
-
"Ко времени повторного использования саркофага почти все
картуши фараона XIX династии были сбиты и заменены на картуши Псусеннеса I,
остался только один, который и дает нам возможность датировать памятник
временем, когда правитель из династии Рамессидов должен был быть похоронен в
Долине Царей".
-
Абсолютно не упоминается наличие весьма примитивных
надписей, местами напоминающих лишь набор простых геометрических фигур,
выполненных на самом дне саркофага. Их стиль резко отличается от стиля надписей
на боковых стенках.
-
"Гробница Псусеннеса I относится к группе погребений
фараонов XXI и XXII династий, обнаруженных почти нетронутыми в Танисе. Среди них
не только Псусеннес I повторно использовал погребальный инвентарь предшествующих
правителей. Такелот II воспользовался саркофагом, изготовленным в эпоху Среднего
Царства, крышка саркофага Аменемопе была сделана из блоков, относящихся к
Древнему Царству, а саркофаг для Шешонка III был вырезан из архитрава времен
XIII династии".
-
Обходится молчанием то, что у данного саркофага крышка
отличается даже по цвету материала от коробки.
-
Коробка выполнена далеко не качественно, но имеются три
прямоугольных углубления для "замков" крышки (на крышке ничего ответного нет!).
Углубления прорезаны трубчатым сверлом (неоднократное высверливание по частям)
диаметром около 1 см, выполнены довольно небрежно и не до конца. Хотя сами
просверленные участки углублений демонстрируют параметры весьма высокой скорости
резания.
Статуя с отложениями соли:
-
Желтый известняк; высота 160 см; найдена в Хаваре.
-
Считается статуей Аменемхета III, "присвоенной" Псусеннесом
I (картуши не Аменемхета).
-
"…трон напоминает о нескольких аналогичных статуях
Сенусрета I, найденных в Лиште".
-
На левой стороне статуи имеются отложения солей, очень
похожие на те, что имеют место в Медумской пирамиде. Это указывает на длительное
нахождение статуи в плохо вентилируемом помещении.
-
На левой стороне трона отложение соли внизу достигает
толщины порядка миллиметра. Изображения и иероглифы нанесены здесь поверх (!!!)
отложения солей.
-
На левом бедре имеется небольшой слой соли, который нарос
на уже готовой статуе поверх складок плиссированной юбки. Рядом имеется скол
солевого слоя и в этом месте известняк менее испачкан, чем вокруг этого места.
-
Все указывает на то, что надписи наносились на статую много
позже ее изготовления.
Серия Сфинксов:
-
Сделаны из черно-серого гранита как будто по единому
стандарту и одним художником.
-
Картуши на Сфинксах разные и по несколько штук. Египтологи
признают, что их "клеймили" своими картушами разные фараоны, и датируют статуи
по более ранним фараонам.
-
Надписи выполнены гораздо более небрежно, чем сами Сфинксы
и их детали.
-
Есть подозрение, что на груди Сфинкса рисунок гривы
стесывался, а по этому месту уже проводилось нанесение картуша. На некоторых
Сфинксах это довольно заметно (углубление в материал в этом месте весьма
существенное).
-
Сходство стиля, формы, материала и даже размеров (что
заметно особенно из-за соседства статуй в одном зале) указывает на то, что их
следует относить к одному и тому же периоду. Качество же исполнения, твердость
материала и небрежность надписей говорят в пользу версии о том, что Сфинксы
изготовлены высокоразвитой цивилизацией задолго до фараонов. Фараоны лишь
наносили на Сфинксов свои надписи (например, как и сейчас на них нанесены
инвентарные номера музея).
Двойная статуя Аменемхета III в виде бога Нила:
-
(Черно-)серый гранит; высота 160 см; найдена в Танисе,
находится в зале 16
-
"Эта оригинальная скульптура времен правления Аменемхета
III изображает две мужские фигуры с обильными жертвоприношениями из рыб, птиц и
водных растений. Двойное изображение фараона включает в себя два элемента,
характерные для древних божеств: массивный парик, разделенный на крупные косы, и
широкую бороду, отмеченную горизонтальными параллельными линиями. Несмотря на
повреждения, лица обеих фигур передают черты Аменемхета III и производят
впечатление агрессивности и жестокости".
-
Жертвоприношения положено приносить с выражением не
агрессивности и жестокости, а подобострастия.
-
Лица повреждены так, что опознать конкретного человека
(даже если был с ним близко знаком) просто невозможно.
-
Гораздо больше все похоже на изображение двух слуг. Но
вызывает недоумение необходимость создания статуй слуг (даже если допустить их
высокородное происхождение).
-
Форма бороды абсолютно нетипична для накладной бороды
фараона и больше напоминает вполне естественную бороду, по форме схожую с
изображениями Междуречья.
-
"Фигуры двух жертвователей демонстрируют экстраординарный
пример моделировки формы, как в тщательной проработке мышечного рисунка тел, так
и в трактовке облегающих, мелко складчатых юбок. Абсолютная симметрия -
стилистическое новшество, никогда не встречавшееся прежде в изображениях мужских
фигур. Обе фигуры прекрасно уравновешивают друг друга. Одна выдвигает вперед
правую ногу, другая - левую, как того требовала традиция. Устойчивость в
композицию вносит также тяжесть даров. Носильщики несколько склоняются к
массивному гранитному блоку, украшенному изящными изображениями флоры и фауны
реки и позволяющему нам идентифицировать фигуры с богом Нила. Появившийся в
аллегорической композиции персонифицированный образ реки, от которой зависела
вся жизнь страны, наделен портретными чертами Аменемхета III, что связывало царя
с понятиями плодородия и изобилия".
-
Качество исполнения статуй действительно вызывает
восхищение. Тщательно прорисована каждая деталь не только тел, но и нарядов.
Высочайшее мастерство. Фигуры так и хочется похлопать по выступающей сзади части
тела. По качеству исполнения до них далеко даже древнегреческим мастерам,
работавшим по гипсу и мрамору - материалам, гораздо более мягким, чем гранит.
-
"Иероглифические надписи на передней и задней частях
скульптуры были добавлены фараоном Псусеннисом I. Вместе с картушами этого царя
эти надписи появились на статуе после перевозки в Танис - новую столицу и место
погребения некоторых правителей эпохи XXI династии".
-
Надписи выполнены с заметными погрешностями, которые
совершенно не соответствуют совершенству исполнения самой статуи.
-
Идентификация с Аменемхетом III просто высосана из пальца.
-
Версия: фараоны находили и лишь "инвентаризировали" статуи,
ставя на них свои картуши. Этим особенно славились Аменемхет III, Рамзес II и
Псусеннис I. В отношении Рамзеса II, как и в отношении Пусенниса I, египтологи
это сами уже признают. Осталось лишь признать, что и Аменемхет III занимался тем
же самым. Вполне возможно, что он занимался этим в преддверии реформы,
развернутой в полной мере лишь его сыном - Эхнатоном: произвел инвентаризацию
доставшегося ему наследства древних богов (возможно, попутно пытаясь подчеркнуть
собственное "божественное" происхождение и идентифицируя себя с этими богами
путем нанесения собственного имени).
-
Версия: картуши с именами Рамзеса II (и аналогичные
им по двум упомянутым фараонам) могут изначально вообще не означать имени, а
составлять надписи типа современных предупреждений "220 вольт", "не влезай,
убьет" и т.п. Фараоны лишь копировали их, не понимая смысла. Впрочем, могли даже
и брать себе эти "имена" (также не понимая смысла).
Алебастровые саркофаги:
-
Относительно небольшого размера.
-
Табличка указывает, что абсолютно похожие саркофаги были
найдены в подземных помещениях Ступенчатой пирамиды.
-
В крышках - парные отверстия с желобком между ними на
внутренней поверхности крышки. Похоже - для веревки.
-
Отверстия имеют характерные выступы - следы сверления.
-
Крышки имеют типичной закругление по большому радиусу с
высоким качеством его исполнения.
-
Там, где заканчивается закругление и крышка переходит в
прямоугольные выступы по краям, сохранились следы обрабатывающего инструмента
(полировка не выполнена до конца). Вид инструмента при подобной поверхности - не
понятен.
Пирамидион (по центру центрального зала):
-
Приписывается Аменемхету III (Фаюмская пирамида)
-
Высочайшее качество исполнения граней на черном базальте
-
2 вида картушей, один из которых сбит
Саркофаги с текстами, выбитыми непосредственно поверх
повреждений:
-
инв.N 29306 - XXX династия, Саккара
-
инв.N 48447 - Птолемеи ("незаконченный" - крышка
примитивная без обработки и надписей)
-
принцесса Нефервптах, XII династия, Фаюм - алебастровая с
подкраской под гранит обмазка поврежденной (возможно, эрозировавшей от времени)
ранее отполированной поверхности гранитного короба громадных размеров
Триады Микерина:
-
небольшого размера из черного базальта
-
как минимум три разных варианта, выполненных как будто по
единому стандарту
-
датируются по надписям на постаменте, но надписи резко
контрастируют по качеству с исполнением самих статуэток
-
в музее есть триада размером побольше, но без каких-либо
надписей - никаких опознавательных знаков или табличек с описанием на триаде нет
"Мужик на костылях":
-
статуя около 3-х метров высотой, с покрытыми картушами и
текстами "брусками" с двух сторон; инв. N 37483
-
"мужик" прижимает руками "бруски" к себе
-
в отличие от нормальных костылей, "бруски" заканчиваются не
подмышками, а выше плеч (здесь присоединен небольшой брусок в поперечно
направлении, заходящий непосредственно на плечи)
-
доходили ли "бруски" до пола - не ясно (статуя повреждена)
-
"бруски" очень похожи на некое устройство, прижимающее тело
человека в вертикальном положении, при испытании на центрифуге (или при
аналогичном аттракционе)
-
в нижней части юбки - какое-то украшение (или устройство) с
головами кобр
-
напротив похожая статуи поменьше - инв.N 37481
Некоторые "техногенные" ассоциации других статуй:
-
положение рук у статуй в позе писца иногда напоминает
положение рук на клавиатуре
-
выступающая вперед треугольником юбка также иногда
напоминает какой-то переносной, прикрепленный к поясу пульт или управляемое
техническое устройство - положение рук иногда соответствует именно такой
интерпретации (официальная версия - выступающая вперед юбка демонстрирует
постоянную готовность фараона к половому акту)
-
на некоторых статуях имеются элементы с "кобрами" в нижней
части одеяния, аналогичные "мужику на костылях"
|
|