Другие работы автора

Виктор Шпаковский

 

Дело о горах и пирамидах

 

Хочется рассказать об одном эпизоде, который кому-то может показаться совершенно незначимым, и, в то же время, позволяет взглянуть на мировую историю несколько иначе, а вместе с другими подобными эпизодами, вполне способен привести к переосмыслению истории человечества.

Итак…

 

 

Для удобства, начнем с основной составляющей нашего расследования: письменности древних египтян.

«C угасанием египетской цивилизации был утерян ключ к чтению египетского письма. Последняя иероглифическая надпись была высечена в 394 г. н.э. в храме Исиды на острове Филе. Самый поздний известный текст - демотическая надпись - относится к 452 г. н.э.» - эта фраза весьма распространена на интернет ресурсах, посвященных древнеегипетской письменности, она кочует со страницы на страницу. Но нам она нужна только для определения временных границ, относящихся к истории письменности. Теперь мы обозначили верхнюю «планку», символизирующую потерю части знания, относящегося к письменности одной из первых цивилизаций человечества. С нижней границей – сложнее.

Наверняка многие знают историю прочтения иероглифов Древнего Египта, все эти обнаружения Розеттской плиты, хранящей на себе надписи на нескольких языках, перипетии Шампольона, его томления и искания… Если кто не знаком с этой частью исходных данных, то можно особо и не спешить, не бросаться опрометью к компу, не перерывать интернет в поиске информационных потоков. Из всего происходившего для нас важно заключение: Шампольон установил (а многие последующие поколения глубоко уважаемых египтологов, историков, археологов… и иже с ними, полностью подтвердили) факт прочтения древнейших текстов. В перечне «расшифрованных» таинственных значков, скромное место занимает и интересующий нас символ, который был прочтен, как «горы» и представляет из себя волнистую линию из двух, иногда трех и даже четырех «пиков». Объяснимо, что с течением времени данное изображение изменялось и принимало несколько отличные от начальной формы, но наиболее древние варианты выглядели как три отдельных треугольника.

 

Изображения знака «Горы» и значений, содержащих в себе этот символ.

 

- Тот самый знак, официальное значение - «горы».

 

 

Где-то этот иероглиф является составляющей более сложных понятий.

 

Иногда его читают как «чужая земля», иногда пишут более сдержанно, что этот символ входит в состав надписи с подобным смыслом… Для нашего расследования прочтение данного иероглифа не столь уж и важно. Тем более, что все значения так или иначе сводятся к понятию «горы» (за восточными и западными горами начиналась «чужая земля» и пустыня). Единственно, что смущает, действительно ли речь изначально шла о горах, а не о чем-то еще, впоследствии ставшим тождественным этому определению… В общем, о том и идет речь в нашем расследовании.

Ни в коей мере не умаляя значение самого прочтения (последствия его действительно грандиозны), невозможно избавиться от вполне логичных вопросов. И первый из них – а что именно изображали древние «цивилизаторы», изобретатели письма, наградив эти символы таким значением как «горы»?

Появление письменности в Древнем Египте представляет из себя загадку, как и точное время её возникновения. Но мы не стремимся её разгадать, нам вполне хватит того, что почтенные ученые мужи повествуют о письменности в глубинах истории. И того, что во время возникновения самого значка, существовал некий прообраз, который был настолько очевиден и доступен, что значительная группа людей выбрала его в качестве образца для символа, со смысловой нагрузкой - «горы».

Подробное ознакомление с территорией, относимой к Древнему Египту во времена зарождения письменности (предполагаемое время), приводит в недоумение. Где древние изобретатели письменности смогли усмотреть такую картину, которая сподвигла бы их на эту ассоциацию? Остроконечных вершин природного происхождения в Египте и сегодня не видно. А уж тем более - трех остроконечных вершин рядом.

 

То, что называют горами, на восток от Египта.

«Горы» к западу от Египта.

Этот вопрос фоном присутствовал не только в отношении иероглифов, но и возникал при изучении мотивов изображений присутствующих на керамике додиностического периода и первых династий.

 

 

Сосуд, относимый к додинастической Нагадской культуре

(так называемая, Нагада І)

Табличка из слоновой кости Хон-Ден-Гора — пятого фараона I династии раннединастического периода Древнего Египта

Надпись, датируемая временем второй династии

Однако, слепая вера в то, что ученые мужи должны были этим вопросом задаться и если сия несуразность не имеет широкого общественного резонанса…  то либо эти самые мужи, жутко скрытные, либо вопроса у них по данному поводу не возникало. А это вполне может означать, что они таки обладают необходимой информацией, подавляющей постановку подобного вопроса. В связи с этим, наблюдения были отодвинуты в сторону и постепенно смешались с другими проблемами, более насущными. И, в конечном итоге, были вытеснены на задворки памяти, где и притихли в латентном состоянии.

Это своеобразная преамбула, поясняющая положение вещей, сложившееся к 2002 году, к моменту появления фильма, произведенного History Channel, или Историческим Каналом, призванным осветить интереснейшие археологические находки и рассказать о настоящем Царе Скорпионе. Фильм так и был назван: «Настоящий Царь Скорпион».

В фильме повествовалось о замечательной находке: была обнаружена гробница кого-то из правящей верхушки древнего Египта, и исследования показали, что это, вероятнее всего, и был тот самый Царь Скорпион. Гробница представляла собой многокомнатное сооружение, возможный прообраз мастабы.

 

 

Макет обнаруженного захоронения

 

Но нашей целью не является слепое восхищение удачливостью ученых, нас интересует малая часть находок, перевернувших представление о возникновении письменности. Переворот нас также коснется только мельком…

В одном из помещений захоронения были обнаружены костяные таблички (в фильме их почему-то назвали дощечками) с вырезанными на них изображениями, весьма схожими с иероглифами, относящимися к периоду самого начала зарождения древнеегипетской письменности. Сами таблички, скорее всего, были бирками от многочисленных ёмкостей и корзин, найденных в том же помещении. И, что примечательно, на нескольких табличках-бирках, явно различались изображения трех треугольников. Доктор Гюнтер Драйер (директор египетского филиала Немецкого археологического института) рассказывающий о своем открытии, уверенно определил их смысловое значение, как «горы». Повествование о событиях в фильме очень увлекательно. Все эти догадки, соотнесения, прочтения и озарения… Нам же из этого длинного перечня интересна общая картина действия, из которой становится совершенно понятно, что в отношении возникновения письменности в Древнем Египте египтологи ничего не скрывают. Они и сами многого не знают, и каждая догадка может привести к настоящему открытию. Следовательно, все наши начальные рассуждения об излишней скрытности египтологов или полной ясности предмета исследования, оказываются совершенно напрасными, а значит… Мы имеем полное право вместе с ними пройти шаг за шагом по пути открытия, к чему собственно и приглашает фильм. Но для нашего собственного небольшого расследования совершенно не обязательно преодолевать весь путь рассуждений, вполне дозволительно принять выводы доктора Гюнтера, на основании которых мы можем взглянуть на прошлое под другим, необходимым нам углом.

И вот тут начинается самое интересное. Царь Скорпион был похоронен примерно за 300-400 лет до III династии, которой присвоена честь постройки первой пирамиды. По официальной датировке великие пирамиды плато Гиза возведены еще позже, во времена IV и V династий. А на «дощечках» явно изображены три остроконечные вершины, которые называют «горами» и которые совершенно не наблюдаются в Египте, как природные горные пики, но зато прекрасно наблюдаются, как три пирамиды плато Гиза.

 

 

 

Таблички из захоронения Царя Скорпиона

(кадры из фильма)

 

Пожалуй, на этом, наши изыскания можно и закончить. Основные сведения изложены, и внимательный читатель вполне может самостоятельно сделать выводы и почувствовать себя приобщенным к расследованию… Если бы не огромное желание еще и еще раз обратить внимание на все вышеизложенное.

На территориях как Древнего, так и нынешнего Египта нигде не встречаются остроконечные горные вершины. Древние народы, проживавшие на этих землях с давних пор, в своем изобразительном искусстве и письменности использовали изображения треугольников и не просто треугольников, а структурированные изображения, явно напоминающие пирамиды (в частности, на керамике). Древнейшие граффити на бирках из слоновой кости содержат треугольники, и, чаще всего, этих треугольников три.

 Единственными остроконечными вершинами, способными вызвать подобные ассоциации, в рассматриваемой местности являются пирамиды плато Гиза, которые по принятой на сегодня версии, не должны были существовать во времена до IV династии, их тогда якобы еще не построили.

Вот такая история… такое «дело». Не бросаюсь доказывать, что изображения на костяных табличках из захоронения, относимого к Царю Скорпиону, являются однозначным фактом существования пирамид во времена, намного опережающие официальную датировку их постройки на плато Гиза. Но задуматься есть над чем.

На территориях, непосредственно прилегающих к плато Гиза (примерно в радиусе 100 км.), найдено просто огромное количество керамики, с изображением «треугольников». Основная часть этих объектов имеет характерную штриховку, которая выражается в виде сетки (блоков?), линий (рядов?), продольных сечений (граней?). Конечно, треугольник – один из распространенных мотивов для украшения керамических изделий древними ремесленниками. Однако, наверняка, имеет смысл сравнить частоту применения треугольных орнаментов в археологических культурах на территории Древнего Египта и в других регионах. Причем, обращая при этом внимание на дополнительные «признаки пирамид», перечисленные выше.

Присмотритесь внимательнее к изображениям, относимым к додинастическим временам.

 

БЛЮДО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ОХОТНИКА. IV тысячелетие до н.э.

 Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва

 

Вот несколько фото из музея Петри в Лондоне, культуры Нагада І, ІІІ (фото Дмитрия Павлова):

 

 

 

Пока официальная египтология не замечает этого вопроса, каждый вправе сам искать и находить удовлетворяющие его ответы. Горы, острых вершин которых не видно вокруг? Шалаши? Или это пирамиды, уже стоявшие на плато Гиза? Три значка на костяных табличках и дальнейшая их трансформация в волнистый рисунок?  Огромное количество «пирамидальных» изображений на находках еще более древних?

Пусть каждый решает сам…