Хроники Фернандо Монтесиноса

Memorias Antiguas Historiales Del Peru

(перевод с английского - А.Скляров)

Примечание переводчика:

После завоевания испанскими конкистадорами величественной империи инков, целый ряд хронистов пытались сохранить древнее наследие народов Южной Америки, собирая сохранившиеся легенды и предания и выстраивая на их основе историю региона. Далеко не все их труды были в дальнейшем восприняты историками - часть хроник были преданы забвению. В том числе и хроники Фернандо Монтесиноса, который составил список королей, уходящий вглубь времен на тысячи лет. Благодаря этому хроники Монтесиноса можно поставить в один ряд со списком шумерских правителей и знаменитым списком царей Египта, составленным Манефоном.

Поскольку столь длинная хронология в корне противоречит принятым ныне взглядам, постольку в академических изданиях крайне редко можно встретить упоминание самого имени Монтесиноса, не говоря уже о составленном им списке. Если и попадаются подобные упоминания, то они единичны и носят крайне негативный характер - Монтесиноса критикуют, даже не приводя каких-либо цитат из его хроник.

Как тут не вспомнить Жванецкого: хватит ругать Голливуд, не видя его фильмов...

Хроники Монтесиноса никогда не публиковались на русском языке, и найти их оказалось не просто. Но как бы то ни было, в конце концов мне и Андрею Жукову удалось-таки обнаружить, что в спецхранилище библиотеки им.Ленина в Москве имеется два экземпляра: на испанском и английском языках. Удалось достать английский вариант, изданный еще в 1920 году, и снять ксерокопию для перевода. И тут обнаружилось, что за три четверти века эту книгу никто даже не открывал - у нее оказались неразрезанными страницы! Вот так у нас пишут историю, защищают кандидатские и докторские диссертации! А ведь Монтесинос не только собирал легенды и предания "по горячим следам"; он прибегал к помощи хранителей и толкователей кипу - узелкового письма индейцев. И поэтому значимость его хроник трудно переоценить.

Английское издание 1920 года показательно еще и тем, что сопровождается введением, которое написали сэр Clements R.Markham и Philip Ainsworth Means, который перевел хроники с испанского на английский и счел нужным их прокомментировать (в целях минимального искажения информации здесь и далее имена собственные и названия мест оставлены без перевода на русский язык). Markham и Philip Ainsworth Means в максимально возможной степени пытаются дискредитировать как самого Монтесиноса, так и его труд. Это и понятно: в это время как раз шло формирование принятой ныне в академических кругах картины древней истории Южной Америки, а список королей Монтесиноса никак в нее не вписывается. Clements R.Markham и Philip Ainsworth Means как раз и выступают в роли активных авторов "официальной доктрины", и влияние соответствующего субъективного фактора необходимо учитывать при восприятии текста.

Однако следует отметить, что учитывать субъективный фактор надо и в хрониках самого Монтесиноса - он был членом Иезуитского Ордена, что не могло не отразиться на его восприятии индейских легенд и преданий и на трактовке составленного им списка королей.

 

Ввиду значительного объема текста, материал далее представлен в двух частях. Первая часть содержит конспект введения, которое написали Clements R.Markham и Philip Ainsworth Means, а также хронологический список королей, составленный последним по хроникам Монтесиноса. Вторая часть - собственно хроники Монтесиноса в полном объеме, как они представлены в издании 1920 года (сокращены лишь некоторые комментарии издателей).

Введение Markham Philip и Ainsworth Means + таблица правителей

Хроники Монтесиноса