Г.Эшби

"Понпеи, остров-корабль"

(конспект)

(перевод с англ. - А.Скляров)

 

Официальная хронология:

1500 до н.э.

Радиоуглеродное датирование раннего заселения Микронезии по находкам в Сайпане и Тиниане на Марианских островах.

1000 до н.э.

По оценкам лингвистов, люди заселили область, которая является теперь Восточными Каролинскими островами, через острова Кирибати и Маршалловы острова и далее к Косраэ и Понпеи.

200 до н.э.

Раскопки ниже приливно-отливного уровня на Понпеи указывают на заселение области вокруг Нан-Мадола.

840 н.э.

Поселения и временные защитные сооружения в долине Авак в U-секции Понпеи.

1200

Заселение Нан Мадола (по радиоуглеродному датированию образцов древесного угля).

1521

Фердинанд Магеллан в первом кругосветном путешествии достиг острова Гуама в составе Марианских островов Микронезии.

 

Жители Понпеи делят свою историю на четыре периода. Первые три имели место до прибытия европейцев и отмечены событиями, которые внесли существенные изменения в понпейское общество. Четвертый период начинается со времени прибытия не-микронезийцев на остров.

Первый из четырех периодов начался во времена keilahn aio "другая сторона вчера", с путешествия Sapkini и его полубожественных последователей, которые создали остров. Иммигранты из мистического Эйра были направлены осьминогом по имени Lidakika к крошечному пятнышку коралла, не больше расстояния между каноэ и его кончиком носа. При помощи своих сверхъестественных сил они увеличили землю, добавили валуны, растительность и все, что находится ныне на острове. И они построили каменный алтарь, Pei, от названия которого происходит название острова. Так закончился первый легендарный период, Mwehin Kawa, время создания. Единая по всему острову политическая система была установлена в течение второго исторического периода, Mwehin Saudeleur, время высших лордов, около начала 12-ого столетия. Шестнадцать Saudeleurs, как считают, правили в течение периода, начинающегося с Olsohpa, одного из полубожественных строителей Нан-Мадола, и закончившегося Saudemohi. Остров в то время был разделен на три почти равных части: Malenkopwale, Pwapwalik и Kohpwaleng.

Третий исторический период, Mwehin Nahnmwarki, время верховных правителей, начался с ниспровержения последнего Sau, или лорда Понпеи воином по имени Isokelekel, который прибыл на остров с востока. Датируется периода приблизительно с 1625. После свержения Saudeleur династии, он расположился в Нан-Мадоле в Madolenihmw. Isokelekel был первым из приблизительно 25 верховных правителей, или Nahnmwarkis, царствовавших в королевстве. В течение этого третьего исторического периода остров был разделен на политические округа, которые существуют сегодня.

Четвертый исторический период Понпеи начался с прибытия не-микронезийцев на остров и все еще продолжается. Реально политическое управление острова Микронезии, однако, закончилось с началом 20-ого столетия и не возобновлялся до 1986.

Западные ученые обычно разделяют историю Понпеи на шесть частей, основываясь на событиях, происходивших в другом месте и более удобных для исторические хронологии: период До-Контакта (до 1830); Период Раннего Контакта (1830-1886); Испанский Период (1886-1899); Немецкий Период (1899-1914); Японский Период (1914-1945); и Американский Период (1945-1986).

 

Самый раннее зарегистрированное заселение островов Микронезии датируется по радиоуглероду 1500 годом до н.э. в Сайпане и Tinian Марианских островов. Вообще, археологические данные предполагают, что заселение Понпеи происходило в восточном направлении с Филиппин или возможно даже из Индонезии. Однако, лингвисты предполагают, что Понпеи заняли переселенцы с северо-запада с островов Гильберта и Маршалловых островов около 1000 г. до н.э. Весьма возможно, что верны обе версии.

Устная история Понпеи фрагментарна, за исключением полутора столетий. Даже относительно недавно катастрофы типа эпидемии оспы в 1854 породили промежутки в устной истории, уничтожив целые поселения и много жителей, которые были знакомы с преданиями прошлого. За три тысячи лет заселения Понпеи, система письменности появилась только 140 лет назад или около того.

Появление письменности на Понпеи позволило создать наиболее полное описание истории самому известному местному летописцу, Luelen Bernart (1866-1946). Его "Книга Luelen" является всесторонней историей событий, которые имели место от "начала истории Понапе в древние времена" до вооруженного восстания Sokehs в 1910-1911. Как и во многих устных историях, фактические события и мифология часто пересекаются, так что точная регистрация исторических событий сомнительна.

Археологические исследования Понпеи значительно активизировались в последнее десятилетие. До недавнего времени, больше всего раскопок проводилось в древних руинах Нан-Мадола. Наиболее известные ранние исследования - раскопки F.W.Christisn в 1890-ых и Paul Hambruch в 1910. Хотя эти таинственные и романтичные искусственные островки продолжают очаровывать исследователей и туристов, особенно в летние месяцы, другие области острова недавно предоставили интересные археологические данные. Особенно в секции U муниципалитета Awak на севере Понпеи. Там останки древних сооружений из базальтовых скал и глины расположены в песке ниже слоев Японского бетонного тротуара. Песок содержал фрагменты артефактов, древесный уголь, костровища и останки фундаментов домов. Однако серьезная археология только начинается на острове, и лишь крутые склоны, мангровые болота, и глубокие области рифа, как ожидается, не дадут никаких археологических находок.

Многое из того, что известно из археологических данных о раннем развитии острова, получено в ходе исследований долины Awak, упомянутой выше. Там три основных вида участков были идентифицированы 840 годом н.э.: жилые участки; кухонные очаги; и защищенные области.

Жилые участки - отдельные фундаменты или маленькие группы фундаментов в низменности в не заболоченных областях. Они начинают главным образом приблизительно двухстах или трехстах ярдах от берега моря. Сооружения около берега, по-видимому, предназначались для лодок. Жилье участки располагались на возвышениях до шестисот футов, но там, где склоны были круче 30%, располагалось очень немного жилых участков. Известное исключение из рассеянного типа поселений, который характерен и ныне, - сооружения Нан-Мадола.

Сельскохозяйственные участки, по-видимому, располагались вокруг жилья, как чаще всего они находятся на Pohnpei сегодня. В области обнаружены террасы на склонах и ирригационные сооружения. Плотины для ловли рыбы, как считается, были на мелких рифах в лагуне в открытом море.

Наиболее типичные исследованные временные участки - пещеры. В отдаленных областях острова они, по-видимому, использовались в качестве мест отдыха или лагеря.

Ядро научных раскопок находится в долине Awak, но очарование и тайна старины остаются в руинах Нан-Мадола. Там небольшие участки, раскрытые археологами, перемешиваются с устной историей жителей Понпеи.

 

Мифология острова

 

Как был создан Понпеи

Если бы ранние жители Понпеи имели свою собственную Библию, их Книга Номер 1 могла бы начинаться с истории Sapkini и создания Понпеи. Подобно Библии, у них есть своя версия истории.

Из далекой Eir, Sapkini осматривал свою вселенную, которая была как гигантский навес или большая крыша с длинным наклонным карнизом, и в которой он и его люди располагались в центре. Крыша навеса была небом. Sapkini знал, что там где она касалась моря, будет найдена земля, также как и за местом соприкосновения навеса с землей.

Sapkini мудро собрал свою команду женщин и мужчин, тех, с кем он поплывет в неизвестный край на поиски Новой Земли. Все они были наделены специфическими навыками или волшебными качествами, необходимыми для плавания или работы на земле. Среди женщин были Lipalikini, Женщина Рубки; и Lidorkini, Женщина Плетения; и была Lisapikini, Женщина Небольшого Дождя; и Lieulele, Женщина Ясной Погоды; и была Lipeuktakalan, Женщины, Поднимающаяся До Небес. Sapkinialso взял с собой две Женщины Земли, Lioramanpuel и Lijaramanpuel, а также женщину Limuetu, которая позже стала очень важной. И Lijapikini, Женщина, Обрабатывающая Древесину, также участвовала в рейсе. Среди избранных мужчин были Saupeleti, Мастер Рубки; и Saupelata, Мастер Волн; и два других, Lanperen и Perunu. Был также Nipalatakenlan, Мужчина Небес.

Для поездки было необходимо большое крепкое каноэ с глубоким корпусом. Так Lipalikini вырубил корпус, а Lijapikini создал дизайн и вылепил нос судна. Lidorkini соткал паруса из волокна внешних слоев ствола банановых пальм.

Когда их приготовления были закончены, искатели приключений поплыли к отдаленному горизонту, где небо касалось моря, ориентируясь только по птицам. Lienkatautik вызывал ветер для парусов, а Lieulele обеспечивал спокойное море. Где-то в далеко посреди океана путешественники встретили осьминога по имени Lidakika и приветствовали его. Lidakika отнесся дружественно к группе и направил их к отдаленному мелкому рифу, от которого над поверхностью выступала лишь маленькая часть коралла, полностью бесплодная. Они назвали его Tierenjap, что означало "кусочек земли", потому что это было не больше по размеру, чем расстояние от каноэ до его носа. Из этой частицы коралла, должен был вырасти остров Понпеи.

При помощи волшебством, камни и валуны вызывались к Tierenjap из других мест, но земля и почва непрерывно смывались волнами моря. Поэтому был вызван Katenenior, Стабилизатор Берега, для того, чтобы окружить землю и создать барьерный коралловый риф для защиты. Затем был вызван Katinanik, чтобы заставить мангровые деревья пустить корни и удерживать берег на месте. После того, как берега стали безопасными, Lioramanpuel и Lijaramanpuel вырыли землю и сложили ее на платформе. И таким образом платформа стала очень большой и образовала место, которое они назвали pei (каменный алтарь). Все на его вершине называлось pohn - Pohnpei, на каменном алтаре.

Когда их работа была закончена, и новый остров был полностью сформирован, путешественники начали собираться назад. Наконец они все решили уехать за исключением женщины Limuetu и ее мужа, называвшимся Perenu, которые остались охранять Новую Землю. Пара родила много детей и населила остров. Однако у них не было никакого продовольствия кроме dryland taro (?), и они даже не знали, как ткать одежду.

Через некоторое время другое каноэ прибыло с Konopuel и его женой Lakarepuel, которая знала как обрабатывать землю и выращивать различные зерновые культуры. Тем не менее никто не знал, как строить дома, так что все жили в пещерах и под камнями.

Позже третий рейс к Понпеи принес четырех человек, Pakilap, Pakitik, Solap, и Sotik с высокого острова, вероятно Kosrae, и эти люди начали строить здания. Не было никакой соломы для кровли, лишь arrowroot, дикие сорта yams и taro, трава и другие небольшие растения росли в то время. Но более поздний рейс принес Meteriap, который разводил пальмы слонового ореха и обеспечил солому, необходимую для завершения домов.

Так был создан остров по имени Понпеи. Позже, каноэ, которое принесло первых путешественников, возвратилось, чтобы позаботиться о состоянии его и Limuetu. Они нашли ее живой и счастливой и убеждали ее вернуться в ее родной дом. Но для Limuetu Понпеи стал ее родным домом, так что она осталась со своими детьми. Позже она превратилась в маленькое существо, которое, как некоторые утверждают, плавает вокруг Понпеи до сих пор. Таким образом, был образован род по имени Dipwinmen, Род Живых.

 

Как был построен Нан-Мадол

Маги, полу-маги, и маги-время-от-времени не были неизвестны ранним жителям Понпеи. Так что не было полной неожиданностью, что жители Понпеи, тысячу или около того лет назад, приняли братьев Olsihpa и Olsohpa, когда те прибыли на остров в конце длительного путешествия. Братья приплыли с запада, и "подветренного места", которое ныне не может быть надежно идентифицировано. Они прибыли или на единственном большом корабле, или возможно с флотом каноэ, потому что известно, что их сопровождали многочисленные попутчики. Очевидно, что Olsihpa и Olsohpa обладали волшебными способностями. Они были мудры и смелы и уже знали местный язык, когда высадились на острове. Допускается, что они были связаны со священными людьми. Двум молодым людям, которым было по двадцать в то время, позволяли поселиться на Понпеи без возражений. Причины, по которым Olsihpa и Olsohpa прибыли в остров состояла в том, чтобы определить (священное) место и установить власть единоличного правителя, который председательствовал бы на священном участке. (В то время остров управлялся многочисленными родовыми вождями, которые постоянно враждовали.)

Братья сначала попытались поселиться в Sokehs на северо-западе, но это было неудачным решением. Тогда они передвинулись в восточном направлении в место Nett, но этот участок также, как оказалось, был неподходящим. Они тогда переместились в U в Likirmoli, но область была слишком неровная и ветреная, чтобы построить там поселение. Тогда братья поднялись на гору Pelohlap, чтобы рассмотреть остров. С ее высоты они увидели то, что, как оказалось, было каменной лестницей, которая вела вниз в глубину в гавани Nankapw во вход в подводный город, занятый богами. Когда люди увидели, что братья посетило такое видение, они все собрались, чтобы помочь в реализации священного проекта. Поселение должно было быть построено в воде по нескольким причинам. Это должно быть близко к угрю Nan Somohl, который являлся земным воплощением небесного бога, и поселение должно было быть защищено многочисленными каналами от нападений. Оно должно было иметь много островов для защиты, и также иметь зубчатые стены. С безопасных каменных стен на сухих островах, защитники могли легко поражать прибывающих с моря нападающим. Каналы могли также использоваться для транспортировки.

РРР: Для защиты от КОГО нужно было выстраивать стены толщиной в 4 метра и высотой до 10-15 метров?..

 

Первая большая скала, помещенная на участке Нан-Мадол, была четырехсторонняя базальтовая плита, которая была назван Pehirahni. Она была установлена так, чтобы ее грани располагались по сторонам света, и использовались как ориентир при распланировке других островков. Море, однако, постоянно досаждало, и попытки построить волнорез уничтожались волнами. При помощи сверхъестественной силы большая базальтовая скала с волшебными качествами перелетела через горы Pohnpei от Sokehs и приземлилась на месте волнореза. Это обеспечило неподвижную основу, вокруг которой был построен морской барьер. Некоторые большие базальтовые камни перевозились на участок на плотах, в то время как другие перелетали туда с помощью волшебной силы. Промежутки между базальтовыми плитами были заполнены щебнем из коралла, доступного на рифе в прилегающей области. Поколения жителей Понпеи непрерывно трудились пока островки не были наконец построены. Потребовалось более сотни лет от начала до завершения поселения. Благодаря своему волшебству братья Olsihpa и Olsohpa старели медленнее других людей. Несмотря на это, Olsihpa умер и не увидел завершения работы, которую он начал со своим братом. Каждый остров, когда был закончен, обеспечивал специальную функцию, которая некоторым образом имела религиозное значение.

Когда создание Нан-Мадола было закончено, выживший брат, Olsohpa, также умер, и с ним умерло управление острова многими враждующими вождями родов. Таким образом, вторая эра понпейской истории, период правления единоличных монархов, Saudeleurs, начался на священных островках Olsihpa и Olsohpa в Нан-Мадоле.