Эрих фон Дэникен

Небесные учителя

(конспект)

В преданиях индейцев хопи история делится на четыре периода, и наше время является как раз четвертым периодом. Много тысячелетий назад предки хопи жили на континенте в Тихом океане, который они называли Каскара. Однажды между ними и обитателями другой части света вспыхнула война. Континент Каскара раскололся на части, и поднявшиеся океанские волны поглотили родину хопи. На поверхности воды остались лишь самые высокие участки бывшего континента - острова Океании.

РРР: данные геологии этого региона отрицают возможность подобного хода событий.

 

Так повествует Белый Медведь, ныне девяностолетий хопи. Сразу после гибели континента появились качинас - "Высокие и почитаемые посвященные". Эти качинас были телесными существами с отдаленной планеты с труднопроизносимым названием "Тоонаоттекха". Хопи утверждали, что "посвященные" регулярно посещали Землю.

Качинас разделялись на кланы: производители, учителя и стражи законов. Среди учителей были специалисты в различных областях. Так, к примеру, акушер помогал женщинам при родах, астроном посвящал людей в тайны неба, а металлург учил землян добывать и обрабатывать металлы.

До сегодняшнего дня хопи изображают своих учителей качинас в виде кукол. Как рассказал мне Белый Медведь, это делается по двум причинам: во-первых, дабы люди не воображали, будто они самые умные и всему научились самостоятельно; а во-вторых, дабы они постоянно помнили о том. Что качинас могут вернуться... И те возвращались.

Куклы олицетворяют собой тех, настоящих качинас. Среди нет двух одинаковых, поскольку качинас были разными. Куклы несут на себе различные символы, окрашены в разные краски и имеют разные головные уборы и маски - точно так же, как тысячи лет назад настоящие качинас, наставники с планеты Тоонаоттекха.

В резервации современных хопи в Аризоне, недалеко от деревни Орайба, имеется недоступный для посторонних круг, выложенный из огромных камней. Их стенки испещрены тысячами выгравированных изображений, так называемых петроглифов. Они повествуют об истории хопи, которая совершенно не вписывается в современную историографию.

Старый хопи Белый Медведь описал, как качинас помогли предкам его народа, когда погиб их континент. Несколькими группами древние хопи были перенесены по воздуху на "летающих щитах" качинас из опасных зон и высажены на побережье нынешней Южной Америки. Эти летающие щиты, должно быть, походили на половинки тыкв.

С прибытием в Южную Америку для хопи началась новая история. Они быстро размножились и разделились на несколько племен. Некоторые группы отправились на север, преодолев несколько тысяч километров. Среди них были роды медведя и койота. Они заселили горные области Южноамериканского континента, а затем леса Центральной Америки.

Это были предки инков в Перу и майя в южной Мексике. Последние основали на территории Юкатана множество городов, в том числе Тикаль и Палаткуапи. Каждый хопи всегда помнил, какому клану принадлежит Палаткуапи, ибо этот город оставил глубокие следы в памяти народа. Здесь находилось трехэтажное здание, служившее исключительно целям обучения. На первом этаже юные индейцы изучали историю своего народа, на втором - естественные науки, на третьем - математику и астрономию. Преподавателями были качинас.

На протяжении столетий мирно и счастливо жили предки хопи в Палаткуапи, пока демографический взрыв не вынудил их сняться с насиженных мест и отправиться на освоение отдаленных областей. Со временем их связи с центром все больше и больше ослабевали. Качинас тоже покинули Палаткуапи и вернулись восвояси.

Далее последовала череда кровопролитных братоубийственных войн. Хотя враждовавшие племена продолжали благоговеть перед храмом и статуями древних богов, священные церемонии постепенно утрачивали свои традиционные формы.

Главный город клана лука, столица майя Тикаль, пришел в упадок. Опустели улицы и храмы Палаткуапи, который мы сегодня называем Паленке.

Эта история индейцев хопи противоречит современной теории, согласно которой Южная Америка заселялась с севера на юг. Несмотря на все перипетии судьбы - скитания, войны, дробление народа на все новые и новые группы, - они всегда продолжали хранить верность своей святыне. Древние камни с рисунками были для хопи открытой книгой истории. Но белый человек не мог ничего понять в этих каракулях. Он не верил этим преданиям. Полагая, будто знает историю лучше.

РРР: Эта версия хопи противоречит не только официальной истории, но и мифологии других народов. В частности, мифология майя говорит о прародине не на юге, а на севере. А мифы инков (в изложении того же Монтесиноса, собравшего их по кипу - узелковому письму) - об их прародине в районе озера Титикака...

 

Предания хопи имеют определенные параллели в ткацком искусстве доинкских племен. В окрестностях современного перуанского городка Паракас две тысячи лет назад жили люди, ставшие известными благодаря своим ткацким изделиям. На их платках и коврах явно изображены фигурки качинас.

Еще в дохристианские времена вожди и жрецы облачались во время священных церемоний в красочно расшитые мантии. Были найдены могилы с телами, завернутыми в подобного рода ткани. Мотивы рисунков восходят к истории хопи, живущим сегодня в нескольких тысячах километрах к северу.

РРР: При всем сходстве рисунков, стоит отметить, что Дэникен все-таки весьма вольно обращается с фактами. Паракасские ткани - единственный элемент, доставшийся нам в наследство от некоего народа, о котором неизвестно больше абсолютно ничего - ни технологии изготовления этих тканей (не найдено никаких инструментов и приспособлений), ни образа жизни (кроме тканей также нет практически ничего, что давало бы возможность говорить о ритуалах).

 

Предание о том, как хопи будто бы были перенесены на огромных летательных аппаратах их небесных учителей над необъятными американскими просторами на Южноамериканский континент, нашло отражение и в древних текстах "Качасаритсагарс". Речь там идет о "воздушно-транспортном средстве", которое "не нуждается в топливе". Оно якобы перевезло множество людей на отдаленные земли за морем.

РРР: А откуда индейцы в то время могли знать, что для транспортного средства вообще нужно топливо?!.

 

Поразительное созвучие преданиям хопи я обнаружил в районе верхней Амазонки, где живут индейцы каяпос. В этом племени отмечается праздник, посвященный их небесному учителю. Перед началом праздничной церемонии изготавливается одеяние этого космического пришельца. Мужчины и женщины каяпос обдирают с деревьев широкие полосы лыка и сплетают из них громоздкий костюм. Он полностью закрыт, в нем нет ни единого отверстия для глаз, рта или носа. Именно так, по словам каяпос, выглядел их небесный учитель. Он носит имя Беп-Коророти, и вот его история:

Однажды в горах "Пукато-Ти" раздался оглушительный грохот, и сверху спустился Беп-Коророти. Он был облачен в ритуальные одежды, покрывавшие его с головы до ног. В руке он держал "коп" - оружие, поражающее молнией. Жители деревни в страхе убежали в лес. Мужчины попытались защитить женщин и детей, а некоторые даже намеревались оказать сопротивление незваному гостю. Но их копья и стрелы ломались, едва коснувшись одежд Беп-Коророти. Прибывшее из космоса существо, должно быть, смеялось над слабостью их оружия. Дабы продемонстрировать им силу своего оружия, оно направило его на дерево и камень и уничтожило их.

В рядах индейцев поднялось страшное смятение. В конце концов даже самым мужественным воинам племени пришлось смириться с присутствием Беп-Коророти. Поскольку он превосходил всех мудростью, люди постепенно прониклись к нему доверием. Он организовал строительство "мужского дома", такие дома теперь имеются во всех деревнях каяпа. Этот дом стал школой, а учителем - Беп-Коророти.

То же самое рассказывают хопи о своих качинос. Каяпос говорят, что они многим обязаны своему учителю, пришедшему к ним из космоса. Он усовершенствовал их оружие, научил их строить прочные дома и защищать эти дома от ударов молнии.

Зачастую юноши не хотели идти в школу, и тогда Беп-Коророти облачался в свой костюм и тут же добивался повиновения. Никто не мог противостоять ему, ибо он обладал способностью вызывать у людей паралич и подавлять их волю.

Во время охоты Беп-Коророти убивал животных, не причиняя им ран, и отдавал всю добычу каяпос, поскольку сам обходился без питания. Однажды Беп-Коророти неожиданно исчез, а затем также неожиданно появился вновь. Произведя при этом страшный шум, он принялся кричать, что потерял одну из принадлежавших ему вещей. Индейцы никак не могли взять в толк, что им следует искать. Когда мужчины приблизились к нему, он не применил свое оружие, но те, кто прикасался к его телу, моментально падали без чувств. Отчаявшись найти потерянное, космический пришелец попрощался с индейцами, но несколько воинов проследили за ним до самой горной гряды. То, что они обнаружили, повергло их в ужас. С помощью своего оружия он прорубил в лесу широкую просеку. Затем в вышине послышался грохот, сотрясший землю. Сверху опустилось нечто, похожее на дом, и Беп-Коророти исчез внутри его.

Небеса полыхнули огнем, землю окутало гигантское облако дыма, и раздался мощный раскат грома. В результате возникшего землетрясения кусты и деревья были вырваны с корнем, а дикие звери в ужасе разбежались по окрестностям.

 

В пяти часах езды от города Санта-Крус в Боливии, недалеко от деревушки Самайпата, высится гора Эль Фуэрте, что в переводе с испанского означает "крепость". Это название появилось уже в наше время.

Подъем на ее вершину требует немалого водительского искусства6 после дождя на покрытой щебнем дороге разливаются огромные лужи. Положение усугубляют жара, сырость, духота и бесчисленные нахзойливые москиты, от которых нигде нет спасения.

Последние двести метров до вершины мы преодолеваем пешком... Здесь гнездятся колонии змей, и поэтому индейцы предпочитают не подниматься сюда. Вершина горы представляет собой пирамиду правильной формы. Возникает впечатление, будто она построена человеческими руками. Снизу вверх бегут два совершенно прямых параллельных желоба в полметра шириной и двадцать семь метров длиной. Эта картина вызывает ассоциацию с наклонной пусковой установкой, устремленной в небо. Слева и справа от желобов на всем их протяжении тянутся зигзагообразные линии, назначение которых неизвестно.

В верхней части "пусковой установки", в высшей точке горы, расположена площадка. Она имеет округлую форму, и на ее внешних радиусах в скале выдолблены прямоугольники и треугольники...

Однако это еще не все. За круглой площадкой, на плоской вершине горы, виднеются всевозможные желобки и маленькие туннели, ведущие к различным бассейнам. А по бокам от сооружения в скальной породе выдолблены какие-то таинственные формы.

Специалисты теряются в догадках по поводу тайны Эль Фуэрте. Они говорят о "святилище инков", "культе предков", "капризе какого-то вождя или чудака" и даже о военной крепости. Последнее предположение звучит особенно нелепо, поскольку оборонять было нечего: гора стоит, словно рукотворная пирамида, открытая и доступная со всех сторон.

Известный ученый, доктор Херманн Тримборн полагает, что весь этот комплекс в целом является "единственным в своем роде объектом подобного рода".

И все же у Эль Фуэрте имеется двойник. Он находится в колумбийском Сан-Агустине, расположенном в часе езды от городка Питалито. Там среди дольменов, менгиров и старинных храмов высятся статуи отвратительных на вид богов, смысл которых остается недоступным пониманию. Там же находится так называемый Источник для омовения ног.

На площади около трехсот квадратных метров в коричневатой скальной породе пролегают каналы явно искусственного происхождения, образующие сложную сеть и имеющие разную ширину. Кроме них там присутствуют узкие желобки, извивающиеся в камне, подобно змеям, расположенные в определенном порядке, а также бассейны и круглые площадки тоже разных размеров. Стенки бассейнов испещрены рельефами, изображающими ящериц, саламандр и обезьяноподобных существ.

Археологи видят в этом лишь атрибуты некоего сомнительного культа омовения ног в крови.

РРР: на "двойник" это очень мало похоже. Кроме канав и "змей" общего ничего нет (а такие канавы и "змеи", между прочим, есть и в Перу - хотя бы в Кенко).

 

Мне же эти сооружения - на горе Эль Фуэрте в Боливии и в Сан-агустине в Колумбии - представляются самыми первыми установками по очистке металлов. Расплавленный металл перетекал из одного бассейна в другой, тяжелые частицы оседали на дне узких желобков, а шлаки отфильтровывались на круглых площадках.

РРР: В таком случае в желобках неизбежно остались бы следы металла, видимые невооруженным глазом, чего нет и в помине...

 

Общеизвестно, что инки и их предки обладали невероятными для своего времени знаниями в области производства металлических сплавов. Их методы литья и нанесения металлизированных покрытий позволяли получать сплавы, сиявшие, как золото, хотя толщина золотого покрытия составляла буквально несколько микрон.

РРР: если есть золотое покрытие, то это - не сплав, а именно покрытие, и ничего странного в том, что оно так блестит нет. Проблема лишь в создании такой толщины покрытия.

 

В отношении горы Эль Фуэрте с ее желобками и круглыми площадками существует лишь одна-единственная легенда: отсюда боги возвращались на небеса.

 

В пятидесяти километрах к северо-западу от ирландской столицы Дублин и в пятнадцати километрах к западу от городка Дрогеда, в живописном сельском графстве Мит, где все покрыто яркой зеленью, стоит гигантский дольмен Ньюгрэйндж. Его называют каменным столом и гробницей исполинов, хотя там были найдены всего несколько небольших косточек. Никаких саркофагов, никакого золота, никаких украшений. Это на первый взгляд незначительное открытие в скором времени станет сенсацией.

Диаметр Ньюгрэйнджа равняется пятидесяти девяти метрам, высота - пятнадцати. Его составляют четыреста монолитов. Прежде чем возводить дольмен, его строители должны были вначале срыть холм и произвести точную планировку площадки. Это была непростая задача, поскольку дольмен располагался на неровной поверхности, имевшей легкий уклон. После завершения подготовительных работ строители каменного века соорудили из монолитов коридор длиной двадцать четыре метра. В задней части коридора они сложили культовые камни с причудливыми гравюрами в форме гробницы. Сверху были установлены монолиты, образовавшие нечто вроде купола.

Этот купол представляет собой доисторическое чудо строительного искусства. Специалисты называют его "ложным куполом", поскольку монолиты расположены таким образом, что внизу находятся наиболее тяжелые, и снизу вверх вес глыб все более уменьшается. В результате возникла сужающаяся кверху шестиугольная шахта высотой шесть метров, завершающаяся трубой с заслонкой, которую при необходимости можно открывать.

В довершение всего усердные строители засыпали дольмен сверху тоннами земли и щебня. Потомкам он должен был предстать холмом природного происхождения.

РРР: не ясно только, откуда вывод о том, что изначально холм был срыт?.. А был ли он вообще?.. Точно также могли построить на практически ровной площадке, а затем и насыпать искусственный холм без этой ненужной предварительной колготы.

 

В 1969 году профессор О’Келли из университета Корк обнаружил над монолитами входа искусственное потайное прямоугольное отверстие. Оно имело всего двадцать сантиметров в ширину, но ученому этого вполне хватило, чтобы увидеть знаменитый свет. В день зимнего солнцеворота профессор проник в самую заднюю часть склепа. Ровно в 9.45 на горизонте показался верхний край солнечного диска. Через тринадцать минут первый прямой солнечный свет проник в узкое отверстие над монолитами входа. По мере восхождения солнца луч в коридоре становился все длиннее, пока не уперся, преодолев двадцать четыре метра, в изображение на культовом камне в заднем конце гробницы. К этому моменту ширина луча увеличилась до семнадцати сантиметров. Отражаясь от культового камня, он освещал гробницу таким образом, что становились отчетливо видны различные детали боковых камер и даже купола.

С 10.04 луч начал сужаться и около 10.25 совершенно исчез. Это таинственное явление происходило в течение двадцати одной минуты во время восхода солнца в самый короткий день года. Луч проникал не через главное отверстие, а через щель, специально для этого устроенную над монолитами входа.

Случайность ли это? Нет, ибо последующие измерения убедительно подтвердили существование этого удивительного феномена. Как показали компьютерные расчеты, оно наблюдается из года в год не менее 5134 лет...

Будь искусственная щель над входом всего на сантиметр уже или же будь она смещена на миллиметр в сторону, луч не мог бы достигнуть культового камня в задней стенке. Далее: это огромное сооружение стоит на далеко не ровной поверхности. Коридор, ориентированный с востока на запад. Пролегает не в горизонтальной плоскости, а с уклоном вверх. Самая верхняя точка пола коридора - последний его монолит.

Ньюгрэйндж, дата строительства которого определяется 3153 годом до нашей эры, считается старейшим гигантским дольменом в мире.

РРР: Какие основания для подобной датировки? Лишь на основании расчетов, сколько может наблюдаться феномен?.. Но ведь сооружение могли построить и позже - когда эффект также имел место. По подобным расчетам привязываться нельзя. Тем более. Что и более раннюю дату также нельзя исключить - эффект здесь мог предусматриваться какой-то иной; например, свет должен был падать на другой объект...

 

Существование Ньюгрэйнджа доказывает, что более чем пять тысяч лет назад были люди, очень хорошо разбиравшиеся в небесной механике, обладавшие поразительно мощными подъемно-транспортными средствами и умевшие производить расчеты и составлять чертежи и планы. Для каменного века это просто невероятно!

РРР: Ничего подобного это не доказывает, так как особо трудного в таком строительстве вовсе нет. Если сначала ставятся ворота с щелью, то отметить точку, куда падает свет, - не составляет проблем. А далее можно уже возводить все сооружение относительно того, что уже стоит и размечено; будь оно на ровной площадке или на наклонной - не имеет значения. Единственная проблема - вес монолитов (и связанные с этим проблемы их транспортировки и установки). Все остальное - явно надумано.

 

...существовали ли гибриды в древние времена? Вопрос вовсе не так уж абсурден, каким может показаться на первый взгляд. По крайней мере, один гибрид из далекого прошлого известен всем: сфинкс. Спор о том, какого он рода, не имеет никакого смысла, ибо сфинксы представлены в различных вариантах.

Каждый крупный музей мира располагает экспонатами гибридов - будь то парижский Лувр, афинский Греческий национальный музей, берлинский Этнографический музей или Музей хеттов в Анкаре. Гибриды присутствуют повсюду.

Что побуждало наших предков вырезать подобных монстров в камне? Руководствовались ли скульпторы только лишь собственными фантазиями? В таком случае это увлечение носило глобальный характер, ведь гибриды встречаются не только в Вавилоне или Египте, но также в Китае, Японии, Южной и Центральной Америке. Они представлены в различных вариациях: человеческие существа с крыльями, человеческие тела с орлиными головами, четвероногие фигуры с длинными шеями. То, что этих ящероподобных созданий держат на поводках люди, представляется довольно странным.

В художественных образах подобных гибридов присутствует Бог. Вполне очевидно, что туловище льва в сочетании с головой правителя символизировало силу и могущество последнего. Крылья же у царя явно свидетельствовали о его богоподобии.

Особенно сильно культ гибридов был развит в Древнем Египте. В одном из трудов христианского священника и историка церкви Евсевия приводятся цитаты из текстов, попавших к нему от некоего египетского жреца по имени Мането. Этот самый Мането утверждает, будто однажды боги спустились с небес, чтобы просветить людей. И эти боги создали всевозможных гибридов, называвшихся "священными животными". Дословно египетский жрец говорит следующее:

"Они сотворили людей с крыльями, человекоподобных существ с козлиными ляжками, рогами на голове и конскими ногами, созданий, спереди имевших человеческий облик, а сзади - лошадиный, животных с человеческими головами, собак с рыбьими хвостами, змееподобных чудовищ и множество других самых разнообразных фантастических тварей".

Мането также упоминает о том, что вавилоняне и египтяне изображали эти существа в своих произведениях искусства.

Итак, в древней книге утверждается, будто какие-то сомнительные боги производили на свет гибридов. Успехи современной генетики демонстрируют, что это вполне возможно. Если верить Мането, по крайней мере, некоторые из этих монстров должны были некогда существовать в реальности, и произведения древних мастеров отнюдь не являются лишь плодом их больного воображения. Кое-что наводит меня на определенные размышления. Одним из персонажей греческой мифологии является Минотавр, бык с человеческой головой, для которого обитатели Крита построили знаменитый Лабиринт. Люди создавали сооружения для воображаемых духов?

 

Египтяне мумифицировали буквально все: рыб, собак, обезьян, птиц, крокодилов. Мумии животных укладывались в глиняные сосуды, которые, в свою очередь, помещались в ниши, выдолбленные в стенах коридоров, - за одним исключением.

В той же Сахаре находится Серапеум, подземное сооружение с самыми большими саркофагами, какие только видел мир. Эти колоссы состоят из гранита и весят от семидесяти до ста тонн. Гранит добывался в Асуане, отстоящем от Серапеума на тысячу километров. Весь этот комплекс посвящен священному быку, которого египтяне называли Апис. Нет никаких сомнений в том, что в древние времена на берегах Нила существовал величественный культ быка.

И все же это очень странно. В соответствии с логикой в гигантских саркофагах должны содержаться мумии быков - но что же там в действительности? Битум, представляющий собой природный асфальт, в котором перемешаны останки различных животных.

РРР: откуда такие сногсшибательные данные?!.

 

Древние египтяне верили в перерождение всех живых существ. Именно поэтому они и занимались мумифицированием животных. Согласно их представлениям, возродиться к новой жизни могут лишь те, чьи тела сохранились в целости. Возрождение происходило в тот момент, когда воссоединялись "ка" и "ба" - тело и душа.

В подземном Серапеуме происходило совершенно противоположное. Здесь кости разрубались и перемешивались в битуме. Напрашивается вывод, что в данном случае предпринималась попытка воспрепятствовать перерождению.

Зачем? Если египтяне по какой-то причине измельчали кости, они могли потом выбрасывать их в Нил, сжигать или закапывать в землю. Едва ли из-за разрубленных костей стоило создавать такое грандиозное подземное сооружение, как Серапеум. Сколько сил было затрачено на то, чтобы вытесать из гранита громадные саркофаги, перевезти их на расстояние тысячи километров из Асуана через Нил в Сахару, а затем спустить в подземелье и установить в нишах! И все это ради обломков костей? Очевидно, это были какие-то особенные кости.

Я полагаю, это были кости гибридов. Пока боги пребывали на Земле, эти монстры считались священными. Они появились на свет не естественным путем, а были сотворены богами. Предания повествуют о том, что, к примеру, священный бык Апис очень часто приходил в неистовство, разрушал храмы, вытаптывал пастбища, опустошал поля. Несмотря на это, жрецы холили и лелеяли этого зверя. Греческий историк и философ Плутарх (родившийся около 50 года нашей эры) сообщал о том, что божественный бык родился не естественным образом, а возник в результате воздействия луча, упавшего с неба.

Огюст Мариэтт, французский археолог, открывший Серапеум в 1852 году, нашел в подземном коридоре надпись, посвященную священному быку: "У тебя нет отца, ты сотворен небом". Историк Геродот, путешествовавший по Египту две с половиной тысячи лет назад, пишет:

"Бык Апис выглядит следующим образом6 он черен, у него на лбу белое четырехугольное пятно, на спине изображение орла, раздвоенный хвост, а под языком рисунок в форме жука".

Все эти свидетельства (а их весьма немало!) указывают на искусственное происхождение зверя.

Когда боги покинули нашу Землю, на ней остались некоторые из этих монстров. Они сеяли страх и ужас, но никто не отваживался поднять на них руку, пока их не настигла естественная смерть. Тогда люди проложили в глубине скальной породы коридоры, вытесали из гранита прочнейшие саркофаги, перевезли их в Сахару и уложили в них разрубленные кости чудовищ, перемешав их с битумом, после чего на каждый саркофаг была установлена крышка весом тридцать тонн.

Мерапеум служил не святилищем, а темницей для монстров, которым нельзя было позволить возродиться. Никогда больше эти твари не должны были сеять среди людей страх и ужас.

РРР: Дэникен не довел до конца логическую цепочку... А зачем нужно было делать большие саркофаги для размолотых костей? Можно было обойтись коробочками и поменьше. Большие коробки нужны были лишь для целых тел!.. Отсюда вытекает, что размолоты они были уже позже, когда кто-то (по всему получается Эхнатон или его папашка) вскрыл "саркофаги" и ужаснулся содержимому. Коробки уже вытаскивать сил не было, поэтому ограничились лишь уничтожением костей (вполне может быть, что именно в рамках тех религиозных реформ, которые затеяли эти фараоны). + Дэникен совершенно не учитывает технологии, заложенные в этих "саркофагах" - египтянам это было не под силу.

 

...на черном обелиске ассирийского царя Саламасара II изображены различные животные в натуральную величину. Скульпторы явно знали свое дело. И среди обычных зверей там фигурируют гибриды, которых едва ли можно было изобразить с большей выразительностью. За молодым слоном двое стражников ведут на поводках странные существа. Далее следуют два других монстра, словно вышедшие из кабинета ужасов Франкенштейна, - у них на шее уже не поводки, а цепи. Одно существо сосет палец, другое демонстрирует нам свой длинный нос. Специалисты хотели бы нас уверить в том, что это "обезьяны". Имеющий глаза да увидит!

 

...наши предки ничего не знали о генетике, генетическом коде и двойных спиралях ДНК. Если хотя бы один из этих гибридов существовал в реальности, он должен был являться продуктом генетических разработок. Наши праотцы не были способны на что-либо подобное. Тогда остаются лишь те самые загадочные боги, те самые Всемогущие...

 

В 1868 году немецкий авантюрист и охотник за слоновьими бивнями Адам Рендерс заблудился в густом южноафриканском буше. С помощью ножа он прокладывал себе путь в буйных тропических зарослях, чтобы вернуться в лоно цивилизации, как вдруг перед ним поднялась десятиметровая стена.

 

Спустя три года Адам Рендерс привел к руинам в африканских дебрях немецкого геолога Карла Мауха. Тот составил их план и, вернувшись в Германию, объявил себя открывателем Зимбабве. Маух выдвинул теорию, согласно которой Зимбабве некогда находилось в мифической стране Офир, где царь Соломон добывал золото и драгоценные камни.

 

Вплоть до сегодняшнего дня руины Зимбабве окутаны густым туманом романтических домыслов. Археолог Марсель Брион собрал все затрагивающие данную тему публикации и, внимательно изучив их, пришел к выводу, что они являются не чем иным, как чистой воды спекуляциями.

 

Теперь, когда буш вокруг вырублен, издали видны отроги скал, а чуть дальше, в долине, - стена овальной формы. К ее развалинам можно подойти, минуя кустарник и молодые пальмы. Она имеет форму эллипса и охватывает пространство площадью двадцать тысяч квадратных метров, что соответствует двум футбольным полям. Этот эллипс сегодня называют "Царской резиденцией" - довольно неуместное название, поскольку внутри стены не обнаружилось ничего такого, что имело бы хоть малейшее отношение к какому бы то ни было царю - никаких письменных памятников, статуй, бюстов, ремесленных изделий, не говоря уже о саркофагах или гробницах.

Стена, огораживающая "Царскую резиденцию", имеет высоту десять метров и среднюю толщину четыре с половиной метра. Строительный раствор при ее возведении не использовался. Если бы стену можно было взвесить, ее вес составил бы примерно сто тысяч тонн.

Первым европейцем, упомянувшем в XVI веке об этих руинах, был португальский историк Жоао де Барруш. Он писал:

"Туземцы называют это сооружение "Зимбабве"... Никто не знает, кем и когда оно было возведено, поскольку местные жители не имеют письменности, а исторические предания на этот счет у них отсутствуют. Правда, они утверждают, будто это самое Зимбабве соорудил дьявол, так как оно якобы обладает такими свойствами, что едва ли может быть делом рук человеческих".

Между тем установлено, что сооружение было построено чернокожими племенами. Этому нет письменных доказательств, но есть устные.

РРР: Какие?..

 

На языке шона "Зимбабве" означает "достопочтенный дом". Судя по всему, это имеет какое-то отношение к религиозной сфере.

 

Внутри гигантского эллипса располагаются меньшие по размерам эллипсы, затем круг из небольших стен и, наконец, стена, идущая параллельно главной стене. Между двумя стенами пролегает узкий проход. Назначение этой второй стены непонятно, ибо, пройдя половину окружности, она отходит от главной стены, закругляется в сторону и заканчивается. Какие-либо входы отсутствуют, никаких подъемов не заметно.

Во внутренней части эллипса стоит башня шириной шесть метров. Она производит впечатление тяжеловесной, завершается шпилем и имеет в высоту десять метров.

Первоначально предполагалось, что башня служила для наблюдения за окрестностями. Однако это предположение оказалось ошибочным. Окрестности с тем же успехом можно обозревать с эллиптической стены, а еще лучше - с расположенных неподалеку скальных утесов, которые сегодня называют "Акрополем". В этом сооружении тоже нет ни входов, ни лестниц, ни окон. Ничто не указывает на то. Что оно использовалось в качестве наблюдательной башни.

Английский археолог Гертруда Катон-Томпсон, производившая здесь раскопки в 1929 году, предположила, что под башней находится гробница. Но и это предположение не оправдалось. Вопрос, для чего была нужна башня, до сих пор остается без ответа.

С внешней стороны главного эллипса простирается весьма впечатляющая так называемая Долина руин. Впрочем, на долину она похожа мало: кучи булыжников вперемежку с развалинами стен. Пространство между камнями заполняет яркая, пышная тропическая растительность.

Над всем этим возвышается третий комплекс, находящийся на расколотых скалах. Для меня остается загадкой, как могла прийти кому-то в голову мысль назвать его "Акрополь". Здесь весьма хитроумно использован природный ландшафт: в промежутки между скалами встроены стены, образующие внешнюю стену. Они имеют высоту семь с половиной метров и ширину у основания 6,7 метра. Этот участок Зимбабве имел прекрасные оборонительные возможности, если в данном случае речь идет о крепости.

Здесь археологи нашли маленькие золотые браслеты, стеклянные бусинки и восемь птиц из мягкой каменной породы. Эти птицы, имеющие в высоту до тринадцати сантиметров, могли изначально восседать на колоннах.

Некоторые глыбы акрополя явно обработаны человеческими руками. Я видел нечто подобное в Перу.

 

С уверенностью можно утверждать лишь то, что эллиптическая стена Зимбабве не служила оборонительным целям. Назначение конической башни, не имеющей ни входов, ни ступеней, не имеет разумного объяснения, как и назначение параллельной стены и других маленьких эллиптических стенок, расположенных внутри большого эллипса.

Восемь птиц, чьи скульптуры были найдены на Акрополе Зимбабве, очень напоминают священных соколов египетского фараона Гора, который изначально являлся богом неба.

 

Далеко на северо-западе от Зимбабве расположена Республика Мали, в которой живет племя догонов. Это племя очень основательно изучено в этнологическом плане - главным образом, французскими учеными. Догоны каждые пятьдесят лет пышно отмечают праздник, называемый ими "сигуи".

Но почему только раз в пятьдесят лет? Ведь далеко не все догоны доживали до этого возраста, и, стало быть, не все члены племени хотя бы раз в жизни принимали участие в праздновании сигуи.

РРР: а ведь нужно еще каким-то образом запомнить (и вспомнить через 50 лет!!!) ритуал.

 

Ученые установили причину такой цикличности.

Догоны объяснили им, что каждые пятьдесят лет яркая звезда, которую мы называем Сириусом (они, разумеется, используют для ее обозначения другое слово), совершает оборот вокруг "невидимой звезды". Этнологи пришли в изумление. Откуда догонам известно о существовании звезды, если она невидима?

Догоны показали ученым наскальные рисунки, на которых был выгравирован эллипс с точкой в нижней его части, обозначавшей "невидимую звезду", побуждающую Сириус вращаться вокруг себя по эллиптической орбите. Там были нанесены и другие точки, снабженные знаками, которые напоминают по форме конские копыта. Одна обозначает "Планету Сапожник", другая - "Планету Женщин". Догоны также объяснили ученым, что "невидимая звезда" имеет крохотные размеры, сравнимые с размерами зерна злаковой культуры, возделываемой в их местности. Несмотря на свое величину, "невидимая звезда" обладает чрезвычайно большим весом. Все свои знания догоны, по их словам, получили от бога-творца по имени Номмо.

Весьма странная история. Раз в пятьдесят лет племя догонов из Мали отмечает праздник, посвященный прохождению мнимой звезды через орбиту Сириуса, которую ни один догон никогда не видел.

 

Догоны говорили, что их "невидимая звезда" очень мала и сравнивали ее с зернышком злака, хотя и считали, что она чрезвычайно тяжела.

Все правильно. Но догоны не могли знать об этом. Мы сделали это открытие только в ХХ веке. Современные астрономы даже не знают, существуют ли планеты в системе Сириуса, в то время как догоны говорят о "Планете Сапожник" и "Планете Женщин" и утверждают, что получили эти сведения от своего бога Номмо.

Согласно легенде догонов, Номмо спустился с небес в аппарате, напоминавшем короб. Во время его приземления звучали раскаты грома, сотрясалась земля, в небо взметались высокие столбы песка и пыли. Пламя, исходившее из нижней части короба, погасло, как только он коснулся поверхности Земли. Из него спустилась лестница с десятью ступенями, и в шестой ступени открылась дверь, ведущая в восемь помещений внутри аппарата.

В легенде подробно описывается экипаж инопланетян. Но для чего нужно было пришельцам из Вселенной сообщать догонам сведения о звездной системе Сириуса? Вероятно. Для того, чтобы приводить в изумление последующие поколения людей.

РРР: а так - шутки ради... Такое у них было чувство юмора...

 

В 1758 году испанский монах Хуан де Санта сообщал о таинственных каменных скульптурах в долине Сан-Агустина, которым поклонялись индейцы.

Сан-Агустин находится примерно в пятистах километрах от Боготы, столицы Колумбии. Эта захолустная индейская деревушка, которой нет ни на одной карте, расположена невдалеке от главной водной артерии Колумбии - реки Магдалены.

В середине XIX века итальянский генерал Годацци проник в девственный лес в окрестностях Сан-Агустина и сделал эскизы нескольких статуй. В начале ХХ столетия профессор Гейдельбергского университета Карл Штепель, приехавший в колумбийское высокогорье, изготовил гипсовые слепки статуй и обнаружил подземные ходы, связывавшие храмы между собой.

В 1912 году в Сан-Агустине появился этнолог Теодор К. Пройс. Он измерил статуи и попутно нашел несколько гробниц. К своему изумлению, он не обнаружил в них ни малейших следов скелетов. Пройс пришел к заключению, что кости полностью распались, превратившись в пыль.

Роботоподобные статуи с острова Пасхи с их одинаково тупыми взглядами производят впечатление унылого паноптикума в сравнении с миром идей Сан-Агустина. На сегодняшний день зарегистрировано триста двадцать восемь монументов - и ни один из них не похож на другого. Сан-Агустин представляется неким демоническим парадом богов. Единственное, что объединяет скульптуры, - зубы Дракулы. Некоторые из них вызывают стойкую ассоциацию с людоедами. Страшные монстры держат перед собой в обеих руках маленьких детей головами вниз, словно собираются вонзить в них свои клыки.

РРР: поза больше подходит не столько для "кровопивцев", сколько для того, чтобы разорвать "ребенка" пополам.

 

Среди них присутствуют создания с чем-то вроде наушников на голове. Их огромные глаза смотрят в пустоту. В руке они держат либо нож, либо палочку для письма.

Еще одна фигура с миндалевидными глазами подносит ко рту что-то напоминающее эмбрион. В Сан-Агустине не покидает ощущение, будто эти широкие носы и отвратительные клыки принадлежат какому-то определенному прототипу.

Особое внимание привлекает к себе четырехметровое изваяние, носящее название "Епископ". Человеческое лицо с печальными глазами может внушать уважение, и все же, поразмыслив, я так и не смог понять, что дало основания для подобного названия. "Епископ" также стискивает в руках маленького ребенка, чьи голова и руки свисают вниз. Можно ли вообразить подобного князя церкви?

РРР: если вспомнить, что творили там же различные миссионеры, то вообразить можно и не такое...

 

В десяти метрах за "Епископом" из травы выглядывает трехглазое чудовище. Огромные глаза, огромный нос, огромный рот и огромные клыки - таков портрет этого крайне несимпатичного существа. В нескольких метрах сзади него притаилась птица, похожая на орла. Она держит в клюве змею, безвольно свисающую вдоль ее туго набитой утробы.

Неподалеку от статуи орла высится величественный курган с более чем тридцатью монолитами. В центре расположен дольмен, который вполне мог бы стоять где-нибудь во французской Бретани. Две статуи и два менгира подпирают каменную плиту крыши. Оба стража гробницы держат в руках топоры или булавы, на их головы надеты шлемы, а над головами парят какие-то лица, которые, как представляется, явились с небес.

В Сан-Агустине имеется еще несколько массивных дольменов. Они вытесаны из гранита, непонятно откуда взявшегося, поскольку в окрестностях Сан-Агустина его месторождения отсутствуют. Однако не все статуи и плиты гранитные, некоторые изготовлены из вулканического туфа и песчаника.

Среди дольменов встречаются саркофаги, каждый из которых изготовлен из одной каменной глыбы. Они выглядят как гигантские ванны. Иногда в них лежат каменные фигуры, по всей вероятности, символизирующие останки каких-то правителей. Однако все это лишь предположение, ибо изначально каменные сосуды были пусты.

РРР: После такого заявление должны было бы следовать ссылки на соответствующие описания и заявления первооткрывателей или хотя бы указание на того, кто позднее положил эти каменные фигуры в саркофаги. Но этого у Дэникена нет... Заявление приводится без каких-либо доказательств.

 

Древнейшие фигуры из Сан-Агустина датируются 800 годом до нашей эры. На вершине искусственного холма стоят две фигуры, называемые "Двойное Я". У одной из скульптур руки скрещены на груди. На мрачном лице под широким носом зловеще оскалены четыре клыка. Пристальный взгляд из глубоких глазниц устремлен в долину. Голову венчает плотно облегающий шлем. Подобно рюкзаку на этом монстре висит вторая фигура, которую археологи определили как ягуара. Даже призвав на помощь все свое воображение, я не смог увидеть в скульптуре это животное.

Здесь также присутствуют абстрактные фигуры с узкими, щелевидными глазами и неизбежными зубами Дракулы.

Древние каменотесы понимали толк в изобразительном искусстве, они в совершенстве владели своим мастерством, о чем наглядно свидетельствуют изваяния Сан-Агустина. Они проводили четкую грань между людьми и человекоподобными существами - теми, что с зубами Дракулы.

 

На этом тайны Сан-Агустина не кончаются: там еще имеется так называемый Источник омовения ног.

На выровненной в скальной породе поверхности площадью около трехсот квадратных метров располагается сложная сеть каналов различной ширины: маленькие и более крупные бассейны квадратной и круглой формы соединяются узкими ложбинками и канавками, змеящимися между камней. Между четырьмя главными бассейнами я насчитал свыше тридцати ручейков. Каналы представляют собой запутанный лабиринт.

Что это может означать? Одни говорят о священном Источнике омовения ног, другие видят в этом странном феномене жертвенник, чьи каналы служили для стекания крови в крупные бассейны.

Вполне вероятно, что этот хаос ручьев и бассейнов, располагающихся на различной высоте, некогда являлся сооружением для очистки металлов: расплавленная масса перетекала из бассейна в бассейн, оставляя на их дне и на дне каналов осаждавшиеся тяжелые инородные частицы и шлаки.

РРР: то же замечание - должны были бы остаться в значительном количестве следы этих металлов.

 

...Чавин де Унтар в перуанских Андах. Чтобы попасть туда, нужно вначале преодолеть перевал Кауиш, расположенный на отметке 4178 метров над уровнем моря. Если в наших высоких широтах в горах на высоте свыше четырех тысяч метров господствуют глетчеры, то на перевал Кауиш можно подняться на вездеходе. Перу находится ближе к экватору, чем центральная Европа. По другую сторону перевала вдоль горных склонов змеей уходит в необозримую даль узкая дорога. Близ деревушки Мачак на высоте 3180 метров находятся руины храма Чавин де Унтар. Никто не знает, кто и зачем возвел в свое время это сооружение.

Лучше всего сохранившаяся часть комплекса носит название "Эль Кастильо" ("Замок"), хотя на замок она ничуть не похожа. Это четырехугольное здание длиной семьдесят три метра и шириной семьдесят метров. Огромные гранитные глыбы, подогнанные друг к другу с миллиметровой точностью, образуют прямоугольные внешние стены, слегка наклоненные внутрь. Чем выше они поднимаются, тем явственнее становятся следы разрушения.

РРР: На снимках что-то не видать "миллиметровой точности" + цвет материала вызывает большие сомнения, что это - гранит.

 

Главные ворота здания с компасной точностью обращены на восток. Каменная балка длиной девять метров покоится на двух колоннах, по краям которых громоздятся гранитные плиты. Эти плиты когда-то были украшены гравюрами, но, к сожалению, атмосферные явления и человеческие руки уничтожили филигранные произведения камнерезного искусства. В эпоху расцвета "Замок" должен был производить впечатление монолитного сооружения.

Перед его фасадом простирается четырехугольная площадь, некогда полностью обнесенная стеной. Она устроена в виде террас, поднимающихся в сторону главных ворот. К югу и северу от площади высятся платформы, которые до сих пор не были обследованы.

В целом культовое сооружение Чавин де Унтар занимает территорию площадью тринадцать гектаров. Сегодня о нем мало что известно. Его общая длина составляет двести двадцать восемь метров, ширина - сто семьдесят пять метров. Оно имеет передний и внутренний дворы с лестницами, устремленными во все стороны света, а под прямоугольной передней площадью располагается система коридоров, вентиляционных шахт и водоотливных штолен - четко спланированная инфраструктура.

Чавин де Унтар ставит специалистов в тупик, ибо ничего похожего никто из них раньше не видел. Получается, будто комплекс был сооружен из ничего каким-то неизвестным народом. Его появление подобно взрыву, так как можно с уверенностью сказать, что строителями являлись не инки, чьи сооружения выглядят совершенно иначе.

РРР: это если инкскими сооружениями считать мегалиты... А если мегалиты строили не инки, то в некоторых (довольно примитивных) сооружениях явно инкской эпохи в ближайших регионах (и даже неподалеку от Мачу-Пикчу в недавно обнаруженном городе) подобный стиль кладки имеет место быть. Вполне возможно, что такая "пластинчатая" структура камня задается просто местной слоистой породой.

 

По мнению ученых, Чавин де Унтар играл роль религиозного центра, места паломничества некоего загадочного народа, который однажды покинул эти места. Но что это был за народ?

Каждая религия имеет своего основателя. Все духовные сообщества в мире возглавлялись боголюдьми или пророками. К "религиозному  культу" храма Чавин де Унтар это не относится.

РРР: на каком основании такой вывод? Опять не поясняется.

 

Мнения ученых относительно его возраста расходятся. Одни считают датой появления храма 500 год до Рождества Христова, другие - 1000 год до нашей эры. Если это так, Чавин де Унтар является древнейшим из известных "храмов" в Южной Америке. Но кому же, в конце концов, там поклонялись?

Как и пространство под площадью, устроенной в форме террас, весь храмовый комплекс пронизан лабиринтом из коридоров. В нескольких метрах за толстой стеной посреди пересечения коридоров стоит весьма приметная стела, называемая "Эль Ланцон" ("Копье"), высотой три метра и шириной всего пятьдесят сантиметров. Каким образом попала сюда эта каменная игла? Ширина коридоров составляет лишь шестьдесят сантиметров, а длина не достигает и трех метров. Очевидно, строители храма проделали в крыше отверстие, через которое стела и была опущена на свое нынешнее место.

На поверхности этого каменного монумента выгравировано странное существо со страшными зубами... его глаза устремлены вверх, а над головой вырезаны рисунки, чей смысл не поддается человеческому пониманию.

Коридоры внутри храма изначально были выложены каменными плитами, украшенными рельефами, настолько тонкими и плоскими, словно над ними поработал бормашиной современный дантист. На сегодняшний день почти все эти плиты отколоты и распроданы в различные музеи. Благодаря им человечеству стали известны существа с расправленными крыльями, представляющие собой нечто вроде помеси человека с драконом. Другие монстры вызывают у меня ассоциации с дорожно-строительными машинами.

А еще там есть головы. Поначалу они во множестве присутствовали как на внешней стене, так и внутри главного здания, сегодня же на своем месте остались лишь несколько экземпляров. Львиная их доля тоже была распродана. Оставшиеся же отличаются разнообразием.

Одни имеют лица с широкими носами, пухлыми губами и прямоугольными звериными пастями, из которых торчат зубы Дракулы, тогда как у других вообще нет лиц.

Некоторые головы снабжены шлемами, наушниками, респираторами и очками. За исключением двух, их лицам свойственно недружелюбное, отчужденное, холодное выражение.

В целом художественный стиль Чавин де Унтар можно определит как абстрактный. Хотя рельефы выполнены с редким мастерством, мы не знаем, что они изображают. Из отвратительных голов исходят кривые линии, завершающиеся когтями или гусеницами некоего гусеничного транспортного средства. Эти рельефы - самое необъяснимое в комплексе Чавин де Унтар.

РРР: все негативные эпитеты - страшный, ужасный, недружелюбный и т.п. - лишь в нашем (!) восприятии. Вообще-то те же майя и инки воспринимали подобные изображения не столь негативно.

 

На одной из террас главного здания помощник перуанского археолога Хулио Тело нашел обелиск, украшающий ныне археологический музей Лимы. Никому до сих пор не удалось разгадать смысл изощренного орнамента, покрывающего его поверхность. Как обычно, когда ничего толком не известно, человеческая фантазия не распространяется дальше культа ягуара, хищной птицы, змеи и даже культа зубов. Обелиск со всех четырех сторон испещрен рельефами, представляющими собой хаос самых разнообразных узоров, голов, рук, крыльев, ногтей и зубов.

РРР: а есть ли вообще резон искать в обязательном порядке во всех орнаментах какой-то реальный смысл? Так можно уйти куда угодно даже, скажем, с теми же персидскими (да и не только) коврами...

 

Другой археолог, Антонио Раймонди, обнаружил в храме Чавин де Унтар стелу, являющуюся гордостью Археологического музея Лимы. Изготовленная из темного диорита, она имеет 1,75 метра в высоту, 73 сантиметра в ширину и 17 сантиметров в толщину. Каждый археолог, с которым я консультировался, выдвигает собственную гипотезу относительно смысла изображений на этом уникальном произведении искусства.

Одни видят в них ягуаро-людей со стилизованными головами богов, другие - головы хищных людей в скипетрах, третьи - головы и тела змей, четвертые говорят о причудливых головных украшениях с расположенными друг над другом ртами и свисающими языками или же, наконец, о человеческих фигурах со звериными головами в обрамлении венца лучей. Разумеется, даже на изображении воплощения бога-творца Виракочи присутствуют маска и звериная шерсть. В специальной литературе я отыскал в общей сложности двадцать шесть различных толкований рельефов стелы Раймонди.

Немец Вольфганг Фолькродт, доктор технических наук, взглянул на эту загадку по-новому. В своей книге "Это было совершенно другое" он проанализировал стелу Раймонди с точки зрения инженерного искусства. Результат получился ошеломляющим. Сделанные им выводы имели гораздо более глубокий смысл, нежели все предыдущие версии. Доктор Фолькродт увидел в изображениях на стеле не головы ягуаров, не скипетры, не змей, не прочие фантасмагории, а котельную установку для производства пара. Пар перемещает восемь рычагов, а те приводят в действие вращающиеся поршни - сегодня это устройство называется шестицилиндровым двухтактным двигателем. Центральный котел обеспечивал работу четырех отдельных систем цилиндров, которые можно было использовать при производстве любых тяжелых работ.

РРР: индейцы в использовании паровых установок не замечены, а для богов подобные установки - примитив, который из-за своего низкого к.п.д. совершенно нерационален в использовании на чужой планете.

 

На стеле Раймонди из храма Чавин де Унтар в действительности изображена схема изощренной, хорошо продуманной в техническом плане машины. Этот монстр умел двигать руками и даже ходить. Его можно было использовать в качестве стража, привинтив в одной из рук меч. Меня ничуть не удивляет, что люди каменного века, не знавшие техники, поклонялись чудовищу, извергавшему клубы пара и издававшему страшный грохот.

РРР: а еще можно было приделать метлу и использовать в качестве дворника; а еще - приделать поднос и использовать в качестве официанта... Подобному бреду нет предела...

 

...следы применения электричества уходят в глубокую древность. В 1936 году археологи нашли неподалеку от Багдада различные глиняные бокалы. Сосуды содержали полые медные цилиндры, закрепленные с помощью смолы. Внутри цилиндров находились железные стержни. И те и другие были заткнуты пробками из смолы.

Немецкому археологу Вильгельму Кенигу эти устройства напомнили гальванические элементы. Он наполнил глиняный сосуд уксусной кислотой и определил разность потенциалов между железным стержнем и медным цилиндром, равную половину вольта. Похожие результаты были получены с лимонной кислотой и даже с морской водой.

Следовательно, глиняные бокалы служили гальваническими батареями. Несколько их экземпляров можно увидеть в Иракском музее в Багдаде.

Глиняные бокалы восходят к эпохе Парфянского царства, существовавшего с III века до нашей эры по III век нашей эры и занимавшего в числе прочих территорий земли современного Ирака.

В начале 80-х годов ХХ века подобные находки были сделаны в Селевкии на Тигре и в соседнем Ктесифоне все в том же Ираке. Они датируются 2500 годом до рождества Христова.

РРР: и за две тысячи лет технология совсем не изменилась?.. с датировкой явные нелады...

 

Каким образом можно было использовать эти глиняные бокалы? Например, посредством гальванизации золотят маленькие фигурки. Кроме того, как известно, когда соединяются несколько батарей, сила тока увеличивается.

Применялись ли подобные батареи в Древнем Египте? Вполне вероятно, ибо на стенах египетских храмов присутствуют изображения странных глиняных бокалов, поразительно похожих на батареи из Багдада. С одной стороны, они выглядят как совершенно обычные сосуды для хранения воды, масла, вина или елея, использовавшегося для помазания фараонами и жрецами. С другой стороны, перед нами соединенные между собой глиняные бокалы, чьим содержимым едва ли могло быть что-нибудь жидкое. Попробуйте как-нибудь из трех соединенных между собой стаканов налить воду в графин. Египетские художники наносили на эти соединенные между собой глиняные бокалы зигзагообразные линии. Не было ли это символом энергии в форме электричества? Имелись ли хотя бы две разновидности бокалов, чтобы из одних текла жидкость, а из других поступал электрический ток?

Там, где есть электрический ток, следует искать и медные провода. Отдельные тонкие медные провода находили в гробницах фараонов, в частности в пирамиде Тутанхамона в Долине Царей. Общеизвестно, что переднюю часть головных уборов фараонов украшала фигурка кобры. Интуиция подсказывает мне, что она символизирует "угрозу" и "могущество". Может быть, эта змея наносила электрический удар? Или же она таинственным образом внезапно загоралась, приводя в ужас простых смертных? Не носил ли фараон на своем теле батареи? Не были ли спрятаны в его троне какие-либо носители энергии, и не запугивал ли он своих подданных с помощью электричества? Или, может быть, он извлекал энергию непосредственно из солнечно батареи, которую невежественные потомки принимали за головной убор или корону? В настоящий момент функционирующие батареи являются фактом. Все остальное относится - пока - к разряду спекуляций.

РРР: вот в чем Дэникену не откажешь - в совершенно отвязанном воображении...

 

Хотя мы располагаем действующими батареями и отдельными проводами, однако для манипуляций с электричеством нужны еще и изоляторы. Эти изоляторы представлены в различных вариациях. Египтологи называют их "джед-столбы". Только посвященные могли обращаться с ними. Они были обнаружены уже под самой древней пирамидой - Джосера. Эти джед-столбы носили на голове или на шее. Вероятно, простой народ не понимал их назначения. В Абидосе имеется барельеф, изображающий, как фараон Сети I вручает богине Исиде джед-столб в человеческий рост.

РРР: а может не вручает ей, а получает от нее?..

 

Пропорции размеров джед-столба и человека представлены также в древних папирусах. Но чем же все-таки мог быть в действительности данный предмет, похожий на изолятор?

Современные египтологи расходятся во мнениях на этот счет. Существуют самые различные версии:

- символ бога Осириса;

- символ постоянства;

- доисторический фетиш;

- дерево, с которого опали листья;

- столб с насечками;

- знак плодородия;

- пальмовая ветвь.

Етер Краса и Рейнхард Хебек, написавшие книгу об использовании электричества в древности, озаглавленную "Свет фараонов", предлагают рассматривать джед-столб в качестве простого изолятора, который в зависимости от размеров и материала мог применяться в различных сферах деятельности. В Египте были найдены модели небольших размеров, из которых еще торчали медные провода.

Древние барельефы в крипте, расположенной в семидесяти километрах к северу от Луксора, подтверждают предположение Красы и Хебека. Храмовое сооружение Дендеры посвящено главным образом богине Атор [может быть - Хатхор?]. В древнейшую эпоху она считалась богиней неба и матерью бога солнца Гора. Храм богини Атор Дендеры, известный еще в Древнем Царстве, со временем утратил свое значение, а в эпоху государства птолемеев был возрожден и отреставрирован...

Дендера - единственное место в Египте, где был обнаружен полный зодиак с тридцатью шестью декадами египетского года. Величественный рельеф с двенадцатью главными фигурами, с математическими и астрономическими знаками, которым сегодня восхищаются посетители парижского Лувра, был в XIX веке изъят из Дендеры и продан за бесценок Людовику XVIII. Одни эксперты, исследовавшие зодиак из Дендеры, датировали его 700 годом до нашей эры, другие определили время его создания 3733 годом до рождества Христова.

Уникальным в Дендере являются также подземные помещения с таинственными барельефами, дошедшими до нас из далеких веков. Одно из этих помещений доступно только через узкое отверстие, сравнимое с отверстием собачьей конуры. Очень низкое и душное, оно имеет 1,12 метра в ширину и 4,6 метра в длину. На стенах изображены человеческие фигуры рядом с предметами, имеющими форму пузыря и напоминающими гигантские электрические лампочки с извивающимися змеями внутри. Заостренные головы змей венчают цветки лотоса, и не нужно обладать богатой фантазией для того, чтобы увидеть в них патроны ламп. Нечто похожее на кабель соединяется с коробкой, на которой стоит на коленях божество. И непосредственно рядом находится в качестве символа мощи джед-столб с двумя "руками", в свою очередь соединенный со змеями. Весьма примечателен похожий на павиана демон с двумя ножами в руках, которые призваны символизировать "защищающую и обороняющую силу". Возможно, вооруженный ножами павиан означал то, что сегодня у нас означает череп со скрещенными костями: "Опасность!"

Специалисты тщательно исследовали эти подземные помещения в фундаменте храма Дендеры. Мнения по поводу их назначения варьируются от "святилища" и "склада предметов культа" до "библиотеки" и "архива". У меня подобные версии вызывают смех. Какой смысл устраивать святилище, склад, библиотеку или архив в помещении, куда можно попасть лишь через узкий лаз? И зачем нужно украшать стены склада фантастическими и уникальными рельефами? Иоганн Вольфганг фон Гете однажды заметил: "Здравый смысл покидает умных людей тогда, когда они не правы".

Я полагаю, что на стенах крипты под храмом Дендеры изображена схема некоего таинственного электрического устройства.

Могли ли когда-нибудь предметы в форме лампы загораться и распространять свет? Инженер-электротехник Вальтер Гарн из Вены проделал в крипте Дендеры кропотливую работу. Он воспроизвел "лампу накаливания", "змеевидный провод", "патрон" и даже "изолятор" в форме джед-столба, после чего подвел к этой системе ток. Зажегся свет!

 

В одной из своих книг я упоминал древнеиндийский текст, в котором речь явно идет о летательном аппарате. Тогда я называл индийские эпосы Рамаяна и Махабхарата. В Ригведе тоже содержится описание очень комфортабельных летательных аппаратов. На них можно было летать куда угодно, даже сквозь облака в космос. Для управления ими требовалось по меньшей мере три человека. Называются даже виды топлива, но, к сожалению, слова, обозначающие смеси жидкостей, не поддаются переводу. В Ригведе говорится, что эти аппараты перемещались по небосводу "без тягловых животных". Когда они спускались из облаков на Землю, вокруг них собирались огромные толпы людей, чтобы присутствовать при приземлении.

В первой книге Ригведы, глава 46, стих 8, упоминаются разные летательные аппараты, предназначенные для различных целей: для проведения операций по спасению людей с водной поверхности, из пещер, с поля боя и даже из пыточных камер.

В Рамаяне описывается летательный аппарат с заостренным носом, перемещавшийся с поразительной скоростью, чей корпус блестел, словно золото. Это небесное транспортное средство было снабжено маленькими отделанными жемчугом окнами, а внутри его находились богато декорированные помещения. Оно могло брать на борт двенадцать человек. Древняя поэма повествует о том, что подобный аппарат вылетел утром с Ланки (нынешняя Шри Ланка) и во второй половине дня достиг города Айодхья после двух промежуточных посадок в Кискиндхайе и Вазисташраме, преодолев за девять часов почти две тысячи девятьсот километров. Таким образом, его скорость составляла 320 километров в час.

РРР: что-то маловато для транспортных средств богов...

 

Привилегия пользования аппаратом принадлежала избранным - правителям, членам их семей и военачальникам. В санскритской литературе неоднократно встречаются ссылки на то, что техника конструирования летающих объектов была позаимствована у богов. И эти самые Всемогущие - как утверждается в текстах Сабхапарван - прибыли в далекие времена на Землю, чтобы учить людей.

Описываются настоящие орбитальные станции, вращавшиеся вокруг Земли. Из этих космических городов вылетали аппараты, носившие название "вимана". Только в Махабхарате упоминания о виманах встречаются сорок один раз. Из книг Ванапарван и Сабхапарван можно получить сведения о летающих объектах, способных перевозить тысячу и более людей, но также и о летающих мотоциклах, рассчитанных только на одного пассажира.

Катасаритсагар представляет собой сборник историй, преданий и саг, дошедших до нас из разных эпох. В них тоже повествуется о летательном аппарате, который "никогда не требовал заправки" и перевозил людей в далекую страну за морем.

Неужели все это лишь фантазии, грезы, сказки, запечатленные древними индусами в их цветистых сказаниях? Такого просто не может быть. Тексты отличаются точностью в деталях настолько поразительной, что, читая их, легко представляешь себе небесные колесницы богов за облаками.

 

В некоторых умных книгах написано, что майя никогда не знали колеса. Со временем это утверждение подверглось корректировке: колесо они знали, но не использовали. В местах расселения майя мне не раз попадались колеса древнего происхождения: к примеру, на заброшенной свалке Тикаля я нашел половину колеса со ступицей. В Копане я видел вырубленные из камня зубчатые колеса - мы вряд ли могли сделать лучше, а в Антропологическом музее Мехико - детские игрушки и другие предметы и детали, снабженные колесами.

 

Исследования культуры Древнего Шумера, страны, занимавшей территорию между Тигром и Евфратом, приносит новые свидетельства существования в древности летательных аппаратов.

За 3000 лет до рождества Христова, когда Европа еще жила в каменном веке, шумеры научились изготавливать ролевую печать. Это был полый цилиндр длиной от одного до шести сантиметров с нанесенным на наружную поверхность изображением. Шумеры носили эту печать на цепочке, надетой на шею. Ее прокатывали по глиняным сосудам, с ее помощью отпечатывали документы и удостоверяли уплату оброка храмам. На роликовых печатях изображены мифологические фигуры и символы: гермафродиты, сказочные звери, шары в небесах, не поддающиеся определению фигуры богов в странных костюмах. Зачастую их изображали с рыбьими хвостами и шлемами на головах. Другие фигуры предстают на фоне планетных систем и со звездами над головами.

Специалисты придерживаются мнения, что все эти изображения являются чистой воды абстракциями. Я не разделяю данное мнение. Абстракция - это весьма продвинутая форма искусства. Получается, что древнейшие памятники человечества выполнены в наиболее прогрессивной манере? И естественно - как может быть иначе? - на ролевых печатях совершенно отчетливо изображены летательные аппараты на небосводе, расположенные над Луной. Эти шумерские виманы перевозили по три человека.

 

В классической стране менгиров - или, может быть, лучше сказать в стране Астерикса и Обеликса? - законы логики не действуют. Собственно говоря, здесь не действуют никакие законы. Что можно увидеть во Французской Бретани?

Археологи подразделяют древние каменные сооружения на пять категорий.

1. Менгиры: стоячие камни.

2. Дольмены: каменные столы и гробницы.

3. Кромлехи: дугообразные каменные сооружения.

4. Аллеи: километровые каменные аллеи.

5. Каменные круги.

Существует легенда о том, как в третьем веке после рождества Христова спасавшийся от преследования римских солдат святой Корнелий обратил молитву к господу. Произошло чудо: Бог превратил римских солдат в менгиры. И с той поры они навечно застыли каменными изваяниями.

Высказывалось также предположение, что вся эта зона представляет собой гигантское кладбище. Однако там не были обнаружены ни останки, ни могилы, ни предметы, оставляемые с покойником. В наше время возникла версия, будто это некое передающее устройство, поскольку менгиры состоят из кварцита, а кварц вибрирует при вполне определенной длине волн. Но кто мог соорудить этот передатчик каменного века и пользоваться им?

Для туристов, вне всякого сомнения, наибольший интерес представляют параллельные колонны аллей. В окрестностях Кермарио стоят 1029 менгиров в десять рядов на участке длиной 1120 метров и шириной 100 метров. Неподалеку от Менека в одиннадцать колонн выстроены 1099 камней. Аллея "Керлескана" включает 540 менгиров, стоящих в тринадцать рядов. Возле Керцеро насчитывается 1129 менгиров в группах по десять штук.

Это отнюдь не полные данные, но и они дают представление о том, какая колоссальная работа была проделана кем-то когда-то. И при этом я хорошо помню: анализ возраста дольмена из "Керкадо" с помощью С14 дал рекордный результат: 5830 лет! Это, по крайней мере, позволило отмести в сторону многие глупости, преподносимые ранее с самым серьезным видом в специальной литературе. Среди прочих бытовала гипотеза, согласно которой в древности кочевое европейское племя установило каменные блоки в подражание восточным народам, египтянам и другим, кичившимся своими грандиозными памятниками. В соответствии с другой теорией, вся территория современной Бретани некогда была священной страной друидов. Но расцвет этой страны приходится на первый век до нашей эры. Друиды могли устроить свое святилище среди уже стоявших менгиров.

Версию о кочевом племени следует сразу отбросить, поскольку почти шесть тысяч лет назад в Египте еще не было пирамид или других гигантских сооружений, которые могли бы копировать в Европе. Кроме того, в этой версии есть серьезный изъян: кочевым называется племя, которое не живет на одном месте, а колоссальная работа по возведению мегалитов Бретани требовала много времени, целого тысячелетия - в этом специалистам можно верить - и, соответственно, оседлого образа жизни.

Только несколько лет назад, после того как менгиры, дольмены и каменные круги были сфотографированы с воздуха и на помощь пришли компьютеры, открылись новые перспективы, уходящие в сферу математики и геометрии.

Сегодня выяснилось, что камни расставлены не произвольно, но в соответствии с тщательно продуманным планом, подчиняющимся геометрическим правилам. При этом их ряды и колонны тянутся на большие расстояния по пересеченной местности.

 

На маленьком островке Гавринис стоит самый большой дольмен французской Бретани. Словом "дольмен" мы обозначаем гробницу, хотя еще никогда в этих сооружениях не находили чьи-либо останки. Дольмен "Гавринис" состоит из 52 монолитов. Между прочим, календарная система майя базируется на 52-летнем цикле. Правда, майя жили в нескольких тысячах километров от Бретани, по другую сторону Атлантики.

Над 52 монолитами "Гавриниса" были уложены тонны мелких камней. Эти камни, в свою очередь, были покрыты слоем песка и гумуса, в результате чего получился холм, производивший впечатление естественного. Только в 1832 году выяснилось, что внутри холма находится дольмен, хотя местные жители всегда знали о его искусственном происхождении. Монолиты были частично покрыты весьма примечательными гравюрами. Они выглядят как отпечатки пальцев, расположенные одни над другими, и напоминают изображения заостренных топоров.

 

Люди эпохи мегалитов имели связи между собой по всей Европе. Одни и те же символы встречаются во многих сооружениях каменного века: например, в нескольких сотнях километров от Гавриниса в Ньюгрэйндже, Ирландия; в "Куэва де Менга" неподалеку от Антекеры в южной Испании; в нескольких мальтийских храмах; а также в Стоунхендже в Англии.

 

Я считаю вполне вероятным, что наши предки из каменного века были всего лишь бесплатной рабочей силой для Всемогущих. И экзаменационное задание оставили нам вовсе не они, а те самые учителя из космоса, которые некогда посетили Землю.

 

Это произошло в 1722 году. Голландский адмирал Якоб Роггевен удалился на своем паруснике на четыре с половиной тысячи километров от чилийского побережья. Команда уже начала роптать, когда на горизонте показался крошечный островок. Была Пасха, и Роггевен, недолго думая, назвал его остров Пасхи. В трех километрах от берега к паруснику подплыли островитяне на утлой лодке. Голландцы подняли одного из них на борт, и тот, очутившись на палубе, тут же рухнул на колени в священном трепете. Команда с удивлением взирала на странного полуобнаженного гостя. Когда ему подарили что-то из одежды, он не знал, что с ней делать. Потом ему сунули в руки нож и вилку и показали жестами, как с ними следует обращаться. Туземец вытаращил глаза и принялся кусать вилку. Однако вскоре ему здесь так понравилось, что он решил, будто оказался на корабле богов. Голландцам даже пришлось применить силу, чтобы избавиться от него.

Адмирал Роггевен обогнул остров, с изумлением рассматривая в подзорную трубу гигантские каменные фигуры с крупными блестящими глазами и громоздкими красно-бурыми шляпами на головах. Так был открыт остров Пасхи.

На следующий день сто пятьдесят человек высадились на берег. Там матросов окружила толпа восторженных островитян, которые завалили их всякого рода подарками. Голландцы почувствовали себя в опасности и разорвали охватившее их кольцо людей с помощью ножей и ружей. Тогда туземцы бросились на землю, и когда матросы захотели снова вступить с ними в непосредственный контакт, отползли назад, сохраняя дистацию, по меньшей мере, десять шагов. В глазах островитян голландцы были могущественными, внушающими благоговение богами. К сожалению, адмирал Роггевен был вынужден из-за четырех потерянных якорей покинуть остров, так и не узнав историю появления гигантских статуй. Она остается неизвестной и по сей день.

Когда норвежский путешественник Тур Хейердал в середине 50-х годов прибыл на остров Пасхи, большинство статуй лежали опрокинутыми, другие ушли в землю по плечи, а некоторые стояли незаконченными в застывшем потоке лавы, вытекшей из кратера вулкана Рано Рараку.

РРР: интересно, а пытались ли датировать это извержение?..

 

Сегодня остров Пасхи принадлежит Чили. Его площадь составляет всего сто восемнадцать квадратных километров, а самая высокая вершина достигает шестисот пятнадцати метров над уровнем моря. Остров имеет вулканическое происхождение и покрыт скудной растительностью. Я читал, что несколько сотен лет назад все было иначе и он утопал в буйной зелени. У меня это вызывает сомнение. На стенах кратеров деревья никогда не росли, а между кратерами оставалось не так уж много пространства для "джунглей".

Первый вопрос, которым задавались ученые, состоит в том, каким образом островитяне вытесали из вулканического камня свыше шестисот гигантских фигур.

Ответ на него взялся отыскать Тур Хейердал. В каменоломнях у стен кратеров он обнаружил сотни и сотни клиньев. На основании этих находок Хейердал пришел к заключению, что множество людей занимались здесь этой работой. Он собрал группу островитян и предложил им обтесать уже начатую фигуру. Я читал в научной литературе и слышал от некоторых специалистов, будто им удалось изготовить статую. В действительности это не так. После того как островитяне стерли в кровь руки, они отказались от этой затеи.

РРР: Откуда такая информация? Чем она подкрепляется?.. Опять - ноль оснований...

 

Единственное, что удалось Туру Хейердалу, - за восемнадцать дней перетащить с помощью деревянных балок небольшую статую по земле и установить ее.

Находка клиньев, казалось бы, подтверждает гипотезу. Инструменты найдены, что еще требуется? Как же мало нам нужно!

РРР: о каких "инструментах" идет речь?.. Клинья годятся лишь для раскалывания породы, но не для ее обтесывания... Найдены ли действительно каменотесные орудия?..

 

Я несколько раз бывал на острове Пасхи, где обследовал каменоломни и незавершенные статуи и произвел кое-какие замеры.

В кратере Рано Рараку лежат горизонтально и стоят вертикально множество начатых и наполовину готовых статуй. Гипотеза клиньев вполне подходит для небольших статуй, но едва ли применима к громоздким экземплярам. Я предлагаю другую версию.

Кто-то когда-то на острове Пасхи обладал инструментами, посредством которых вытесывать скульптуры из вулканического камня значительно легче, нежели с помощью клиньев. Ведь даже самые твердые инструменты тупятся и ломаются, а жрецы, знающие, как с ними обращаться, хранят свою тайну. Островитяне стояли перед складом начатых и наполовину готовых фигур. Они выискивали те из них, что требовали меньше работы, и затем месяцами обтесывали их клиньями. Но около двух сотен статуй не поддались подобным укусам мух ударам этих малоэффективных инструментов. В конце концов привыкшие к беззаботной жизни островитяне прекратили бессмысленное занятие, побросали клинья и вернулись в свои пещеры и хижины.

Итак, найденные Хейердалом клинья вряд ли могли служить инструментами для создания скульптур. Разумеется, я не мог бы прийти к такому выводу, если бы работа была завершена.

 

...многие вопросы на острове Пасхи остаются открытыми. Предположим, что эти шестьсот статуй действительно вытесаны из вулканического камня с помощью резца. Но даже самый лучший каменотес хотя бы раз испортил губу, ноздрю или веко. На лицах гигантов с острова Пасхи не видно ни одного изъяна.

И наконец: там, где строгают. Падает стружка. Пространство между стеной вулканической породы и статуями занимает 1,84 метра в ширину и 32 метра в длину. Отходы производства с такой площадки не могли раствориться в воздухе. Куда же они делись?

Вопрос всех вопросов звучит так: для чего все это было нужно? Кто-то вырубает в каменной скале несколько сотен статуй, тащит их по пересеченной местности, раскладывает вдоль берега острова, поднимает с помощью рычага, водружает им на головы двухметровые шляпы, вставляет перламутровые глаза - и все это только для того, чтобы продемонстрировать свои способности.

Я привык все подвергать сомнению, и меня не устраивают ответы, лежащие на поверхности.

Кого хотели изобразить островитяне? Какого-нибудь вождя? Своих предков, принадлежавших к вымершей расе? Едва ли. Жители острова Пасхи были доброжелательными, приветливыми людьми и обладали внешностью, типичной для полинезийцев: мягкие черты лица, припухлые губы, широкий нос, темные волосы, миндалевидные глаза и слегка закругленный подбородок.

Что же касается статуй, то они напоминают роботов. Им свойственны грубые черты лица, тонкие губы, длинный острый нос, глубоко запавшие глаза. Они явно не принадлежат к предкам островитян.

Эти тупые, невыразительные лица не вписываются ни в одну культурную традицию. Они не имеют ничего общего с фигурами из Тулы в современной Мексике, с толстогубыми и широконосыми головами ольмеков из той же Мексики, не говоря уже об орлиных профилях, впавших щеках и нежных губах майя и обитателей Анд. Так кого же жители острова вырезали из камня? Кого они почитали? Что побудило их проделать эту колоссальную работу?

Сами туземцы называли свой остров "пупом Земли". Они могли дать ему такое название только в том случае, если знали о существовании других земель. В радиусе полутора тысяч километров от острова Пасхи имеется лишь один крошечный островок, и за пределами этой окружности еще очень долго не встречается суша.

 

На острове Пасхи ежегодно устраивается празднество, в ходе которого юноши должны взобраться на риф, торчащий из воды на некотором расстоянии от берега, найти там яйцо и доставить его невредимым на остров. Изначально подразумевалось, что яйцо принадлежит человеку-птице. Я еще двадцать лет назад находил окаменевшие яйца на острове Пасхи среди окатанных обломков породы. Они достигали в диаметре одного метра, и глава местной администрации уверял меня в том, что раньше подобные яйца обнаруживали и в центре острова.

РРР: где они ныне?

РРР: если это - "окаменевшие яйца", то чьи??? Динозавров?

 

Некоторые статуи острова Пасхи имеют на шее маленькие деревянные таблички с надписями. Попытки расшифровать их не увенчались каким бы то ни было успехом.

В 60-х годах было выявлено сходство между ними и письменами из Мохенджо-Даро, очага древней культуры в долине инда в современном Пакистане, хотя они относятся к совершенно разным эпохам. Специалисты определяют время заселения острова Пасхи приблизительно 350 годом нашей эры, а культура Мохенджо-Даро существовала тремя тысячелетиями ранее.

Я намеренно ничего не говорю о прошлом острова Пасхи, о некогда враждовавших между собой группах населения, так называемых длинноухих и короткоухих. Эта история непосредственно не связана с ваятелями первых поколений, которые из непонятных побуждений установили на берегах острова сотни фигур, словно ожидая, что благодаря этому их заметит какой-то неведомому бог.

Новейшая гипотеза относительно острова Пасхи принадлежит немецкому археологу Курту Хоредту. Он обнаружил весьма любопытное соответствие между германскими рунами и письменами островитян. В шестнадцатом веке недалеко от Галлехуса в северном Шлезвиге была найдена надпись из двух строк, содержавшая в общей сложности девять фигурных знаков. Семь из них почти идентичны знакам на деревянных табличках с острова Пасхи.

Неужели полторы тысячи лет назад жителей северной Германии каким-то образом занесло на остров Пасхи? По мнению Курта Хоредта, об этом свидетельствуют черты лиц каменных колоссов, а также их красные шляпы, чрезвычайно похожие на германские головные уборы той эпохи.