Хаттуса

Найденные в прошлой поездке следы обработки на изрезанном блоке Храма № 2 оказались малой толикой в количественном и качественном сравнении с обнаруженными на территории Хатуссы в этот раз.

 

Для ориентировки в дальнейшем материале ниже приводится схема комплекса с принятыми обозначениями. 

 

Храм №1

Измерены более точно параметры следа большой дисковой пилы на блоке, найденном в прошлый раз - диаметр пилы был 1,8 метра.

На полу храма найден еще один блок с надрезами.

За прошедшее с нашей прошлой поездки время немецкие археологи провели небольшие раскопки возле северной стены наиболее древней части храма. Они углубились всего примерно на метр, но это уже дало весьма важные результаты.

Во-первых, выявилась нетривиальная форма одного из блоков кладки, который, как оказалось имеет выступ.

Любопытно, что в кладке храма имеются блоки с аналогичной формой углублений (ответная часть). Похоже, что сочленение таких блоков активно применялось в кладке храма, но его просто не видно в плотном соединении блоков.

Во-вторых археологи начали понимать, что обломки с пропилами это не тоже самое что и остальной мусор. Из небольшого раскопа они достали значительное количество таких обломков и аккуратно сложили рядом. На этих обломках попадаются следы явно машинной обработки.

 

Львиные ворота (№ 13 на плане)

Стиль львов явно схож со стилем сфинксов Аладжа-гуюка - одно время изготовления. Кладка ворот и рядом явно собрана по новой (хеттами или кем-то другим в древности).

Если хочешь спрятать какую-то вещь, лучше всего положить ее на самое видно место. Именно эта поговорка подходит к Львиным воротам. В прошлый раз мы умудрились не заметить, что стойки ворот имеют следы инструментов (на обратной стороне от львов). 

На право стойке - следы плоской пилы (почти по всей высоте стойки).

На левой стойке - закругленные следы с отчетливыми рисками. Инструмент до конца не понятен -подобные следы (если ориентироваться на характер изгиба) может оставить обычная плоская пила, покачиваемая в вертикальной плоскости, однако каждая дуга оставлена за единый проход инструмента, что даже современной пиле не под силу (материал - частично мраморизованный известняк).

На этой же стойке - две дуги, оставленные какой-то фрезой по всей длине блока. Хотя можно допустить и применение "пластилиновой технологии".

 

Скальный выступ, обнесенный каменной кладкой (№ 15 на схеме)

Подобный строительный прием часто встречается в Перу.

Кладка из среднего размера блоков с элементами полигональности, хотя особо выдающимся качеством не отличается. Нижний ряд блоков вписан в скалу, для чего на скальном выступе делались специальные выемки - тоже полный аналог перуанским конструкциям.

 

Храм № 20

Кладка основания храма мегалитическая с элементами полигональности. Кладка может уходить глубже - видна лишь земля, но не скальное основание.

Кладка местами имеет "заплатки" из рваного камня - признак древнего ремонта (как на о.Пасхи).

В юго-западном углу наверху блок беловатого цвета имеет следы машинной распиловки. Ширина режущей кромки в глубине надрезов порядка 1-2 мм.

 

Храм №21

Кладка основания храма мегалитическая с признаками полигональности.

Рядом с южной стороной - несколько обломков блока из черного базальта (зеленоватого цвета) с отличными плоскостями и следами машинной распиловки.

Неподалеку наверху в храме еще один аналогичный осколок.

Версия: было что-то вроде алтаря, который в дальнейшем целенаправленно раскололи (кто - не ясно, можно свалить на "народы моря" по примеру историков).

С восточной стороны - обломки блоков из того же материала со следами машинной обработки - в куче "отходов" раскопок.

В развале обвалившейся кладки (явно древней - возможно, хеттской), был найден еще один обломок с явными признаками машинной обработки.

После того, как блок вынули из завала, на нем обнаружились дополнительные надрезы, оставленные дисковой пилой (кромка распилов имеет изогнутость).

 

Храм № 22

Остов полигональной кладки дополнили в пробелах стеной из мелкого рваного камня - признак древнего ремонта (как смогли хетты, так и отремонтировали). Красивое и нетрудоемкое дизайнерское решение, олицетворяющее к тому же признак «святости» строения. Как и отражающее то, что хетты пришли уже на почти полные руины.

Аналогичную конструкцию имеет и ограждающая непонятно что стена, примыкающая к храму.

Все три храма (№№ 20, 21, 22) представляют собой наверху ровные площадки - хоть место для посадки летательных аппаратов, хоть для мангала или еще чего. Исходное предназначение не ясно.

 

Царские ворота (№ 23 на схеме)

На внешних стойках ворот дугой через разные блоки идет след какого-то инструмента (типа фрезы или пластилиновая технология) - такой же, как и на Львиных воротах.

Если судить по стойке, от которой осталось три блока - след был оставлен уже после сборки кладки.

Похожий, но все-таки отличающийся след имеется на древней части одной из внутренних стоек ворот (с другой, фасадной стороны этого блока - современная лепнина).

 

Зона близ скалы с надписями (№ 31 на схеме)

Возле водовода - несколько камней и обломков со следами нетривиальных инструментов.

 

Царский дворец (№ 33 на схеме)

Два блока со следами нетривиальной машинной обработки.

Один из блоков имеет вогнутую поверхность, до конца не обработанную - инструмент совершенно не понятен (можно допустить пластилиновую технологию).

Второй блок имеет разные выровненные плоскости, криволинейные поверхности и даже V-образные углубления.

Несколько обломков с ровными плоскостями.

 

 В целом:

 

Откопанные фундаменты как-то не очень соответствуют городу - улиц как таковых нет, а некоторые сооружения в плане больше похожи на загоны для скота с пристройками для пастухов. 

Выравнивание плоскости "пола" (чуть поднятого над уровнем окружающей земли) имеет место только в "храмах" и "дворцах" - как раз там, где имеются признаки развитых технологий. Все остальное - кладка по рельефу (похоже - поздняя хеттская). 

 

Вряд ли хетты специально собирали в одном месте камни со следами высоких технологий.

Отсюда версия: в Хаттусе был какой-то функциональный центр богов - под эти функции и были сделаны платформы на разном уровне.

 

Обилие высокотехнологичных артефактов и следов развитой машинной обработки, а также кладки, схожей с перуанской, вполне объясняет то, почему хетты выбрали именно это место в качестве столицы - место "святое".

 

Музей в Богазкее

«Экспозиция битого фарфора». По нашей теме ничего (что странно, учитывая место находок). А главное - ни одного "штандарта" (которые считаются "культовыми предметами"), хотя в городе проводились пышные религиозные праздники.

Очень выразительные лица сфинксов

 

Забавный саркофаг античного периода

 

Смешная инсталляция "мастера за работой по изготовлению статуи" - гораздо лучше подходит для иллюстрации недоумения хеттов при обнаружении ими объектов древней высоко развитой цивилизации.