Перу - апрель 2004

Маршрут.

Олльянтайтамбо.

Мачу Пикчу.

Кенко.

Тамбомачай.

Писак.

Куско.

Наска и Пальпа.

Камни Ики.

Саксайуаман

Этот памятник хорошо известен, прежде всего, благодаря своим циклопическим стенам. Но, как оказалось, ими загадки Саксайуамана не исчерпываются.

Но вначале о стенах.

               

           

Здесь присутствует и полигональная кладка, и подложенные под огромные блоки более мелкие камни, и вогнутые углы на поверхности монолитов. Т.е. налицо комплекс черт, отмеченных и на других аналогичных памятниках региона.

Но аналогов такой конструкции в Перу практически нет. Практически, это потому что на соседнем памятнике Кенко Чико, расположенном примерно в километре от Саксайуамана, одна из сторон холма укреплена такими же гранитными блоками.

Но здесь - три ряда стен. В литературе на них, обычно, и сосредоточено все внимание. Но Саксайуаман это громадный комплекс, состоящий из нескольких частей. Стены смотрят на скальный холм (Dscn0619), на вершине которого расположен так называемый "трон инков" (Dscn0642). Склон холма глядящий на стены имеет ряд ниш, сделанных в технике "резных валунов"(Dscn0630, Dscn0641, Dscn0636). Т.о. ровное поле между холмом и стенами представляет собой открытую с запада и востока площадку. По аналогии с Мачу Пикчу можно предположить, что это - огромная церемониальная площадка.

               

Северный склон холма с "троном инков" имеет в центральной своей части удивительную скальную конструкцию (Dscn0649, Dscn0651). Не могу судить какого она происхождения - естественного или искусственного, но эта "гребенка" проходит через весь центр холма и именно в ее крае вырезан "трон инков".

   

С севера к холму примыкает заглубленный в землю примерно на 1 м амфитеатр (Dscn0647, Dscn0689). Он имеет круглую форму и его стены выложены квадровой кладкой (Dscn0662). Возможно, что эта кладка как раз имеет инкское происхождение. Т.е. повторяется уже знакомый вариант, когда инки использовали существовавшие до них сакральные места.

       

И что самое интересное, этот амфитеатр окружен тремя скальными храмами.

       

Два из них - западный и северный очень небольшие. По сути, это обломки скал, изрезанные нишами разных конфигураций. В западном имеется короткая скальная трещина (Dscn0653, Dscn0657). Здесь же присутствует скала со спускающимися по сколу ступенями (Dscn0664). Тоже знакомый элемент.

       

Восточный скальный храм гораздо более массивен. Этот скальный останец невысок (менее 4 м), но занимает площадь примерно в 500-600 м2. Скальные стены также изрезаны нишами и ступенями (Dscn0703, Dscn0699, Dscn0707). Самое интересное это то, что этот храм имеет внутреннюю расщелину. Мне ее показал местный проводник (Dscn0698). И провел по ней. Она очень узкая - от 0,5 до 1 м шириной и извилистая. Мы продвигались по ней около двух минут и на ощупь, т.к. свет зажигалки абсолютно ничего не давал. И вывела эта расщелина прямо в амфитеатр, причем ее выход был обработан и оборудован ступенями (Dscn0702).

               

Местные называют этот храм Чикана Чико. Потому что есть еще и Чикана Гранде.

Это четвертый скальный храм (в соседнем Кенко их тоже четыре), расположенный примерно в 200 м к северу от амфитеатра. Он самый высокий из четырех и самый "компактный" (Dscn0675). Это скала высотой около 6 м и примерно 30 м в диаметре. Интересно, что по половине периметра ее окружает край более высокого склона, укрепленного кладкой от осыпания.

Местные пацаны лет так по 7-8 прочли мне стандартную лекцию об инках, их сокровищах, якобы спрятанных в недрах Чикана Гранде. Показали узенькую расщелину, объяснив, что это засыпанный подземный ход, ведущий в Чикана Чико. Естественно, что вся эта информация может быть проверена только в ходе специальных исследований и раскопок.

Вся поверхность скалы, как и в Кенко сплошь изрезана нишами, уступами и "ваннами" разных форм и размеров, не имеющих какой-либо привычной нам системы ориентации.

               

Чикана Гранде имеет очень крутые стены и всход на нее затруднен. На южной стороне храма имеются остатки конструкции с квадровой кладкой, сделанной явно из другой порода камня. Можно уверенно предполагать, что она могла иметь инкское происхождение (Dscn0678).

И последнее. Я спросил четырех человек, где находятся каменоломни, из которых брали материал для стен Саксайуамана. Все показали мне на склон горы, расположенный примерно в полукилометре к северу от памятника и хорошо заметный невооруженным взглядом.

Я доехал до этого склона и поднялся на него. Все что я там обнаружил, это два скальных выхода высотой по 10-15 м. Но даже для меня, ничего не смыслящего в геологии, было очевидно, что это совершенно иная порода. Обе скалы состояли из слоистой порода, которая осыпалась мелкими камушками, которыми усыпаны подножия (Dscn0709, Dscn0710). Вот такие вот "каменоломни".