Шочикалько

 

Довольно большой комплекс, расположенный примерно в 130 км (если ориентироваться по показаниям спидометра на довольно извилистой дороге) на юг от Мехико. Довольно мало известен не только туристам, но и местному населению - нам пришлось изрядно поколесить, начиная с самой столицы, чтобы его найти. Комплекс расположен на вершине невысоких гор так, что с него удобно осуществлять контроль над всей окружающей долиной.

               

               

 

В целом, по технологии обработки камня и строительству комплекс практически ничем не отличается от Монте-Албана - те же простейшие приемы. Единственным выделяющимся на общем фоне является так называемый храм Кетцалькоатля, богато украшенный роскошными барельефами по периметру.

           

           

 

Пожалуй, некоторое сомнение в полном авторстве индейцев в создании храма Кетцалькоатля вызывают ровные блоки, кое-где видимые на верхнем ярусе и внутри храма. И хотя материал - мягкий туф, слишком они ровно выглядят на общем фоне. К тому же, их расположение не совсем логично - то незаконченный ряд, то просто вставки в кладке...

   

 

Можно было бы предположить, что ровные блоки - дело рук реставраторов. Но они явно многое восстановили обычной кладкой из рваного камня на растворе, и в изготовлении ровных блоков у них не было никакой необходимости. Судя по обстановке на месте продолжающихся работ (снимок ниже) стройматериала у них итак достаточно. Да и техники для распиловки туфа не видать...

 

В местном музее несколько любопытных экспонатов. Например, изделия из обсидиана с округлыми формами. По их исполнению видно, что изготавливались они путем простого скалывания. И результат говорит сам за себя - с высокими технологиями не спутаешь.

   

 

Но в другом зале - две прямоугольные пластины из того же обсидиана, отполированные до зеркального блеска. Полировка обсидиана до такого состояния - дело весьма нелегкое, требующее хороших абразивов. Кроме всего прочего - нужно выдержать при обработке плоскость. Для левой пластины еще можно допустить ручное изготовление, при котором в ходе шлифовки и полировки неизбежна определенная степень "завала" краев - тут как раз весьма заметная выпуклость поверхности, видимая по искажению отражаемых предметов. А ручное изготовление такой плоскости, какую имеет правая пластина - под очень большим сомнением. Тут уже не видно абсолютно никаких огрехов...