Митла

 

Довольно большой комплекс примерно в часе с небольшим езды от Оахаки. Комплекс состоит из нескольких групп сооружений, как каменных, так и адобных. Поскольку адобные конструкции нас не интересовали, а время было ограниченным, мы довольствовались осмотром лишь каменных конструкций.

К первой (не по хронологии, а по расстоянию от современного входа на памятник) группе строение примыкает католический храм, который выстроен на руинах и с использованием материала сооружений доколумбовой эпохи. Присутствующие в его нижнем ярусе ровные блоки (см. первый снимок) сняли все сомнения по вопросу о нижнем ярусе всего комплекса - несмотря на очень ровные грани и углы его блоков, они не созданы археологами-реставраторами, а имеют явно древнее происхождение (ведь храм археологи не перестраивали). Также как и блоки перекрытия проемов дверей, доходящие весом до десяти тонн...

               

Блоки перекрытия поражают не столько своим размером, сколько очень ровными гранями в тех местах, где повреждения и эрозия оказались не слишком сильными. Получение такого качества без распиловки просто невозможно.

Вариант 1. Комплекс выстроен полностью индейцами. Тогда надо признавать то, что индейцы Мезоамерики были знакомы с таким технологическим приемом как распиловка. Более того, они должны были иметь достаточно прочные пилы для работы пусть и с довольно мягким, но все-таки камнем (а это - именно природный камень). Но тогда надо объяснять сразу два факта. Почему к приходу испанцев индейцы каким-то образом оказались уже полностью незнакомыми с пилами?!. И почему до сих пор не обнаружено ни одной (!) пилы среди колоссального количества археологических находок, относящихся к доколумбовой эпохе, как не обнаружено и ни одного изображения с распиловкой?!.

Вариант 2. Индейцы строили свои сооружения на фундаменте более древних сооружений совсем другой цивилизации, которая владела технологией распиловки. Они также использовали блоки с древних руин в качестве перекрытий. Но материала с древних сооружений явно не хватало. Это объясняет то, что промежуточный ярус между фундаментом и перекрытиями выстроен из необработанного камня, уложенного на раствор и оштукатуренного снаружи. Заодно были оштукатурены и ровные блоки перекрытий (что вовсе не требовалось, с позиций строительных технологий)...

               

Верх украшен изысканным орнаментом. В тех местах, где археологи были вынуждены восстанавливать повреждения можно увидеть, что орнамент не высечен на монолитном камне, а составлен (!!!) из небольших кусочков материала как мозаика.

   

 

 

Центральным объектом второй группы сооружений является так называемый Храм с колоннами. Тут прослеживаются те же строительные приемы. Более того: в местах, где фундамент древних сооружений был поврежден, индейцы залатали дыры примитивной кладкой из рваного камня.

Текущий вид оштукатуренных и покрашенных красной краской стен и лестницы с фасада - результат деятельности реставраторов (покраска продолжалась и при нас).

           

       

Во внутреннем дворике имеется возможность ближе ознакомиться с расписным орнаментом стен, который здесь расположен на небольшой высоте. Выясняется очень нетривиальная деталь: орнамент сложен из плоских плиток (!!!) небольшого размера. Говорить об изготовлении такого количества практически стандартизированных и очень ровных плиток без применения пил простым обстукиванием и шлифовкой и не приходится - это колоссальная работа!..

Есть и просто высеченный на камне орнамент. Но он встречается только на монолитных блоках перекрытий - там, где плитку просто не используешь.

И снова альтернатива: либо у индейцев были пилы, необходимые для производства каменной плитки практически в промышленном масштабе; либо эта плитка также относится к более древней цивилизации как и ровные блоки.

               

           

С двух сторон парадной лестницы храма прямые свидетельства технологии распиловки - две прорези в каменных плитах. Снизу и сбоку кажется, что это два отдельных блока. однако сверху видно, что это - лишь небольшой пропил (скорее всего декоративный, хотя не исключен вариант какого-то непонятного утилитарного его назначения). И это - именно пропилы, которые никаким долблением или сверлением создать невозможно!..

           

Рядом с дворцом лежит большой блок. вот тут уже просто-таки классический пример ручной обработки простым обтюкиванием: ни нормальной выборки внутренних углов, ни ровных граней...

       

Тут же - остаток стены, где видно, что небольшие ровные блоки использовались (скорее всего индейцами - ?) в качестве облицовки обычной бутовой кладки.

 

В третьей группе сооружений - тот же принцип облицовки бута, но уже не простой каменной кладкой, а непосредственно плиточным орнаментом.

   

Но гораздо более интересны тут подземные помещения, в первом из которых довольно хорошо сохранившиеся ровные стены явно диссонируют с неровной поверхностью плит потолочного перекрытия. Характер неровностей позволяет выдвинуть следующую версию.

Древняя конструкция была сильно разрушена. Индейцы решили ее восстановить, но блоки перекрытия для этого им пришлось откуда-то перетаскивать. В ходе перетаскивания блоков не на бревнах, а по мелким камням типа щебенки, и образовались видимые ныне продольные полосы на нижней поверхности перекрытий.

           

Зато второе подземное помещение просто поражает своим качеством исполнения!..

Конечно же, археологи считают его погребальным сооружением, которое к моменту прихода испанцев было опустошено (и снова: конечно же!) грабителями могил...

А по нашему мнению: отличный бункер!!! Выстроенный древней высоко развитой в технологическом отношении цивилизацией, а вовсе не индейцами, у которых создать подобное просто не было возможностей...