Персеполис

Жемчужина Древней Персии и современного Ирана. Внушительных размеров комплекс дворцовых и храмовых построек, расположенный у подножья горы.

   

               

               

Однако за внешним лоском легко можно найти следы именно ручной обработки камня. Даже там, где на первый взгляд поверхность кажется идеально отполированной, кое-где все-таки остались следы мелкой недоработки. Более того: все это выполнено из довольно мягких пород камня - известняка и сланца.

           

       

               

               

Нечто, что можно было бы назвать "жертвенником" или просто не до конца обработанным блоком (пожалуй, один из самых крупных камней в комплексе). Имеет столь отчетливые следы ручной обработки, что легко можно выделить даже пять стадий этой обработки - начиная с вырубки в каменоломне до окончательной шлифовки включительно.

Поразительно, но при весьма немалой площади поверхности боковых граней, которые явно должны были быть плоскими, в обработке совершенно не использовались пилы - все делалось исключительно методами "обтюкивания" и скалывания!.. Хотя тут гораздо рациональнее было бы использовать плоские пилы. Благо и порода довольно мягкая, и время строительства относится к периоду, когда уже использовались довольно прочные и твердые инструменты из бронзы и даже железа...

       

Встречаются декоративные ниши, по форме чем-то напоминающие то, что можно встретить в Перу и Боливии, но местное качество обработки внутренних углов явно оставляет желать лучшего...

       

Аналогичные характерные признаки ручной обработки можно найти и на различных барельефах, стелах и статуях.

               

   

                   

"Птица счастья"... Какая птица - такое и счастье... Персеполис был разрушен войсками Александра Македонского и после этого так и не смог подняться из руин...

       

Колонны из известняка ранее были выкрашены в черный цвет (под базальт) и отделаны золотой краской по выступающим кромкам. По-богатому...

           

У одной из недоделанных колонн сохранились метки (три разных значка), которые наносились для того, чтобы совместить разные части колонны. В наличии таких меток при монтаже на растворе нет никакой необходимости - они нужны лишь в том случае, если происходит установка на некий скрепляющий штырь. Судя по тому, что можно увидеть на упавших и/или недоделанных блоках колонн, штыри имели квадратную форму, а в этих условиях необходима точность установки - отсюда закономерно и появление меток (трех штук, указывающих на положение углов квадратного отверстия, вполне достаточно для достижения необходимой точности).

               

Немало следов дополнительного скрепления блоков, которые сломались или треснули в ходе работ. Для этого скрепления использовали металлические вставки. Однако при этом имеет место довольно странное сочетание формы углубления в камне в виде "двойного ласточкиного хвоста" (широко распространенного в Египте) с квадратной формой сечения железного скрепляющего элемента - пустое пространство вокруг железного штыря обильно заливалось расплавленным свинцом. Если же учесть, что свинец - довольно мягкий металл, то подобное скрепление было низкоэффективным. И скорее всего, форма углубления была лишь повторением элемента с более совершенным способом соединения.

       

В местном музее можно увидеть некоторые из железных скрепляющих элементов, равно как и бронзовые инструменты, которыми обрабатывали камни.

       

Тут же очень неплохого качества каменные сосуды соседствуют с элементами древнего трубопровода, довольно грубо выполненными из глины...

       

В примыкающих к комплексу каменных склонах местами видны следы выборки породы - каменоломни, откуда и брали стройматериал. Технология была простой и типичной для ручной добычи камня в древности: в камне кайлом и киркой вырубались проходы для человека, а оставшийся между проходами камень потом откалывался от основания, образуя строительные блоки.

Осматривая эти каменоломни, Алексей Тесленко высказал версию, что знаменитые и загадочные выступы на блоках сооружений в Перу и Египте, вовсе не носили какой-то такелажной функции, а были всего лишь следами перемычек, которые оставлялись рабочими при вырубке блока из каменного массива для того, чтобы блок откололся не раньше нужного момента. Здесь такие выступы остались не только непосредственно на блоках, но и прямо на скалах...

           

Часть каменоломен была в дальнейшем переделана в гробницы. Тут две выполненные до конца и одна только намеченная в скалах гробница... Сплошные свидетельства и примеры ручной обработки камня...

               

   

Рядом с комплексом - место, где современные реставраторы оставили часть своего оборудования и некоторые блоки, частично подготовленные для ремонта каких-то сооружений. На этих блоках можно увидеть следы применения дисковых пил (см. ниже на фото). Следы имеют весьма характерные признаки, которые резко отличают их от всего того, что можно видеть на древних блоках (не путать фото ниже со следами древней обработки!!!).